Interested Article - Цам

Мистерия Цам в городе Улан-Удэ , Россия

Цам ( монг. Цам ; тиб. འཆམ་ (Чам) ; бур. Сам ) — торжественное религиозное служение в форме танца , совершаемое на открытом воздухе в буддийских монастырях ( дацанах ) России ( Бурятия , Калмыкия , Тува ), Монголии , Бутана , Непала и Тибета .

Данная мистерия является характерной для тибетского буддизма . В других направлениях буддизма подобные мистерии отсутствуют. Предположительно мистерия цам имеет корни в тибетской религии Бон . В Монголии и Забайкалье Цам стал одной из основных религиозных мистерий .

Цель его — показать присутствие божества на земле и отдалить злых духов (шимнусов) от последователей Будды .

Обряд состоит из танцевальной пантомимы , исполняемой ламами , которые маскируются докшитами (хранителями), то есть надевают маски из папье-маше, изображающие того или другого докшита, и вместе с шанаками (ламами-созерцателями), выступающими без масок, но в соответствующем одеянии, совершают по намеченному кругу религиозный танец, жестикулируя руками.

Цам проводится во дворе дацана. В течение нескольких недель перед исполнением мистерии в монастырях идут специальные службы, проводятся приготовления к церемонии.

Мистерия Цам ( Республика Бурятия , Россия )

История

По легенде в VIII веке в Тибете начал распространяться буддизм. Для нейтрализации злых духов монах Бадамджунай ( Падмасамбхава ) из монастыря Самье провел обряд с использованием ритуального танца . Вторым легендарным моментом истории Цам является убийство монахом жестокого царя Ландарма в 842 году . В XVI веке в память о тираноубийстве в монастыре Ташилунпо начали проводить мистериальные действия. В XVIII веке Цам проникает в Монголию (монастырь Эрдэни-Дзу ) .

Время Цама

Типы Цама

  • разговорный — с диалогами и импровизациями, актёры-ламы разговаривают со зрителями;
  • пантомима — с участием от 4—5 до 108 человек;
  • посвящённый какому-либо персонажу или событию буддистской истории и мифологии. Исполняется только посвящёнными монахами, незначительные роли доверяются монастырским послушникам.
  • Дуйнхор-цам или цам Калачакры изображает ожившую мандалу . Танцоры перемещаются по кругу в разноцветных одеяниях и поют мантры .

Функции Цама

  • средство, ведущее к просветлению ;
  • способ умиротворения и нейтрализации злых духов
  • подготовка человека к смерти, переходу в состояние бардо .

Реквизиты, музыкальные инструменты и маски

Маски делаются из дерева или, чаще, из папье-маше . Костюмы ( халаты ) - из парчи или шёлка . Поверх костюма надевается воротник, а на него бусы с изображением колеса Дхармы . Танцоры также могут держать в руках мечи или булавы- ваджра , символизирующие молнию.

В качестве музыкальных инструментов используются длинные медные трубы- дунгчен (ухэр-бурээ), медные тарелки дэншик, колокольчики (хэнгэрэг), барабаны- дамару и ганлинг , изготавливаемый из кости человека.

Цветовая символика

Сюжеты танцев

Участник танца черных шапок, США )

Главные сцены мистерии:

  • танец с мечами в исполнении мирян;
  • танец чёрных шапок ( шанаги ) с участием 13, 17, 21 или 23 танцоров;Одним из популярных сюжетов является история попытки тибетского царя Ландармы уничтожить буддизм в Тибете, однако его убил стрелой во время танца монах в черном плаще и черной шляпе (отсюда "танец черных шапок") Палдже Дордже
  • танец с барабанами ;
  • танец читипати ( shin yong ) — «хранителей кладбищ»;
  • танец зверей: птица , олень , як , лев ;
  • танец стражей сторон света , в котором участвуют 4 или 8 человек.

Заканчивается Цам умерщвлением линга. Его рисуют на бумаге, или делают фигуру из теста. Бумажное изображение сжигают, а фигуру из теста рассекают на 7, 9 или 13 частей. Линг — олицетворение Ландармы или его министра Машанги.

Характер и последовательность танца

Кружение, подскоки, покачивание, паузы в сочетании с жестикуляциями рук в форме мудра . Иногда исполнители демонстрируют танец-борьбу где добавляется элемент топания.

Первыми выходят исполнители в масках животных (як и олень), затем появляются скелеты "хранители кладбищ" ( хохимаи ). В середине представления происходит комедийное выступление Белого Старца. Завершает действо выход быкоголового Чойжила. В финале происходит сожжение символических грехов и неприятностей .

Персонажи Цама

См. также

Примечания

  1. . Дата обращения: 7 июля 2022. 28 ноября 2021 года.
  2. . Дата обращения: 7 июля 2022. 7 июля 2022 года.
  3. . Дата обращения: 7 июля 2022. 28 сентября 2020 года.
  4. Цендина А.Д. от 7 июля 2022 на Wayback Machine // Oriental Studies, 2018
  5. . Дата обращения: 6 июля 2022. 18 января 2022 года.
  6. . Дата обращения: 6 июля 2022. 26 октября 2014 года.
  7. Жигмитова А.А. [Эволюция мистерии Цам в театрализованное действо] // Вестник культуры и искусств, 2017
  8. . Дата обращения: 7 июля 2022. 7 июля 2022 года.
  9. . Дата обращения: 7 июля 2022. 19 января 2022 года.

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  • Вестник Академии наук СССР. М. , 1982. С. 117.
  • Абзаев В.М. Мистериальный театр цам: дисс. … канд. искусствоведения: 17.00.01. – М., 1990. – 190 с.
  • Жигмитова А.А. : дисс. … канд. искусствоведения: 17.00.01. – СПб, 2020.
  • Жуковская Н. Л. Категории и символика традиционной культуры монголов. М. : Наука, 1988.
  • Найдакова В.Ц. Буддийская мистерия Цам в Бурятии. – Улан-Удэ: Бурят. Ин-т. обществ. наук СО РАН, 1997. – 39 с.
  • Позднеев А. М. Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в Монголии. СПб. , 1887. С. 392—403.

Ссылки

Источник —

Same as Цам