Interested Article - Санта-Мария-ин-Козмедин

Базилика Санта-Мария-ин-Козмедин ( итал. La basilica di Santa Maria in Cosmedin — Базилика Святой Марии Украшенная) — церковь Святой Девы Марии , расположенная в центре Рима , в районе Рипа между Авентином и левым берегом Тибра , на площади «Уста истины» (piazza della Bocca della Verità). Управляется мелькитской греко-католической церковью , имеет титулы малой базилики и одноимённой диаконии . Храм выделяется среди прочих римских церквей раннесредневековым убранством интерьера и драгоценной утварью. Особенно примечательна мозаика VIII века «Поклонение волхвов» (l’Adorazione dei Magi) из старого собора Св. Петра . Однако туристов влечёт сюда другое — овеянные романтическими легендами « Уста истины » ( итал. Bocca della Verità ) .

Титулярная диакония

Церковь Санта-Мария-ин-Козмедин является титулярной диаконией , кардиналом-дьяконом с титулярной диаконией Санта-Мария-ин-Козмедин с 15 декабря 1958 года по 26 июня 1967 года , являлся итальянский кардинал Франческо Роберти , до своего возведения в сан кардинала-священника и смены титулярной церкви. Ныне вакантно.

История церкви

Бычий форум и церковь Санта-Мария-ин-Козмедин с берега Тибра. Офорт Дж. Вази. 1754
Мадонна с Младенцем, Св. Иосифом и ангелом (фрагмент композиции «Поклонение волхвов»). 705—706. Мозаика. Сакристия церкви

В VI веке эта территория принадлежала греческой общине, в VIII веке при папе Адриане I на месте одного из языческих храмов (Алтаря Геркулеса) Бычьего форума построили церковь. В VIII веке церковь и её пристройки были переданы колонии греческих монахов, укрывшихся в Риме от иконоборческих гонений византийского императора Константина V . От них этот район Рима получил название «Побережье греков» (Ripa Graeca), а церковь — «Санта-Мария-ин-Схола» ( итал. Santa Maria in Schola — Святой Марии в общине). Латинское слово «Cosmedin» — искажение греческого эпитета «κοσμιδίων» (украшенный; схожий пример употребления прилагательного имеется в Равенне ). Это слово совпадает с наименованием Константинопольского Космидиона, монастыря, посвящённого святым Косме и Дамиану , отсюда проблематичность или, по крайней мере, двусмысленность этимологии .

Во время понтификата папы Николая I (858—867) к церкви были пристроены сакристия, позднее известная как «Сан-Никколо-де-Схола Грека», и резиденция дьякона. Папа построил здесь свой дворец, в котором проходили избрания на папский престол трёх кардинальных дьяконов церкви Санта-Мария-ин-Козмедин: Геласия II в 1118 году, Целестина III в 1191 году и антипапы Бенедикта XIII в 1394 году . Во время разграбления Рима в 1084 году нормандскими войсками Роберто иль Гискардо церкви был нанесен серьезный ущерб.

В 1118 году папа Геласий II (ранее был кардинальным дьяконом Санта-Мария-ин-Козмедин) приказал провести реставрационные работы. В 1435 году базилика была передана папой Евгением IV бенедиктинским монахам аббатства Сан-Паоло-фуори-ле-Мура , принадлежащим «Конгрегации Казиненсис Ордена Святого Бенедикта» (Congregatio Casinensis l’Ordine di San Benedetto), которые сократили титул кардинала, чтобы избежать конфликтов между кардинальным дьяконом и монахами. Диакония была восстановлена в 1513 году папой Львом X , который закрыл монастырь и возвёл церковь в коллегиальную с собственным приходом .

Церковь основательно обновляли в 1123 году, затем, после долгого запустения, в 1671 году, и в 1716—1718 годах по заказу кардинала Аннибале Альбани архитектор Джузеппе Сарди придал церкви новый барочный фасад. Реставрация интерьера проводилась в 1896—1899 годах, в ходе которой были удалены все позднейшие добавления и искажения уникальной средневековой постройки. Боковые апсиды были украшены в 1899 году фресками в неосредневековом стиле Чезаре Кароселли и Алессандро Паломби, опиравшихся на стиль из фресок XII века центрального нефа .

Архитектура

Фасад базилики и колокольни с моста Эмилия, 1859 год
Фасад базилики после перестроек XVII—XVIII веков. Фотография 1890-х гг.

Церковь представляет собой трёхнефную базилику без трансепта , с нартексом и боковыми галереями. Боковые, женские галереи открывались в центральный неф шестью арочными окнами с каждой стороны. Нефы разделяют аркады, опирающиеся на колонны, взятые из античных построек, с разнообразными причудливыми романскими капителями. Ранний интерьер церкви заканчивался на востоке задней стеной лоджии, поэтому наличие апсиды следует исключить .

Папа Адриан I , желая расширить церковь к востоку, в 782 году приказал снести заднюю стену молельного зала, в котором он распорядился устроить крипту . При этом внутреннее пространство увеличилась вдвое: были устроены три нефа, каждый из которых оканчивался полукруглой апсидой. Над арками между центральным нефом и левым проходом видны заложенные кирпичом одиночные стрельчатые окна, через которые женская галерея времени Адриана I открывалась в главный неф. Окна были замурованы при папе Каликсте II в начале XII века .

Нартекс и кампанила (колокольня) были построены мастерами семьи Космати . Кирпичная кампанила XII века высотой 34,2 метра разделена карнизами на семь ярусов, верхние открываются тройными окнами с беломраморными колонками на все четыре стороны. Среди размещенных внутри колоколов самый старый датируется 1283 годом и является пизанским .

Вход в нартекс предваряет арочный портал на четырёх гранитных колоннах ионического ордера . В центре нартекса — уникальное сооружение: надгробный монумент X века: «Памятник Альфано» (monumento funerario di Alfano), в виде античной перголы на колонках, с треугольным фронтоном и памятной надписью.

Интерьер был украшен фресками на ветхозаветные и новозаветные сюжеты. В тот же период, вероятно, также мастерами Космати, были устроены мраморный хор и кафедра ( лат. schola cantorum ), повторяющие в общих чертах хор базилики Сан-Клементе-аль-Латерано , также был возведён Пасхальный канделябр и готический киворий (1294), похожий на киворий базилики Сан-Паоло-фуори-ле-Мура или, что более вероятно, вся композиция нефа следовала плану церкви Сан-Клементе .

В церкви сохранился уникальный темплон ( архитрав на мраморных колоннах) — редкий пример алтарной преграды ранневизантийского типа.

В боковых проходах, над разделительными арками с главным нефом, видны следы шести стрельчатых окон с каждой стороны, через которые в церковь открывалась женская галерея Адриана I, снесенная при Каликсте II. Пол богато декорирован в стиле «косматеско» из полихромного мрамора с мозаичными вставками; пол в schola cantorum и пресбитерии выложен мозаикой в технике «opus sectile» VIII века. Потолок — с открытыми деревянными стропилами, типичный для церквей романского периода .

Крипта и святые реликвии

Под полом главного нефа (спуск по лестнице слева от хора) находится крипта VIII века, возможно, самый старый пример такого типа (открыта в 1717 году). Зал с низким потолком на коринфских колоннах (добавлены позднее) имеет прямоугольный план. Вдоль боковых стен расположены шестнадцать полукруглых ниш ( лат. loculi , первоначально использовавшихся для размещения мощей святых; позднее для колумбария . Остатки подиума из каменных блоков языческого Алтаря Геркулеса включены в кладку нижней части стен. В центре одной из стен имеется полукруглый склеп, внутри которого находится алтарь V—VI веков. В алтаре помещены реликвии Святой Цириллы (Santa Cirilla); по сторонам — барельефные кресты .

В базилике хранятся мощи нескольких святых. Среди них — череп, приписываемый святому Валентину (не святому, почитаемому 14 февраля, а его тёзке), а также «голова святого Адаутто» (la testa di sant’Adautto). Последний, скорее всего, мученик, «похороненный вместе с Феличе в склепе возле кладбища Коммодилла на Виа Остиензе. В церкви Санта-Мария-ин-Козмедин хранятся и другие головы вымышленных мучеников (Адриано, Амелия, Анджело Фанчиулло, Антонино, Бенедетто, Бениньо, Кандида, Кандидо, Клеменца, Конкордия, Дезирио, Дезидерио, Дженерозо, Джулиано, Ипполито, Оттавио, Патрицио, Пласидо и Романо), а также нога Олимпии и ноги Святого Иоанна Крестителя де Росси » .

Сакристия

В сакристии (ризнице), открывающейся в начале правого прохода, выставлен один из девяти уцелевших фрагментов мозаичного убранства молельни папы Иоанна VII (705—707), входившей в комплекс старой базилики Св. Петра в Ватикане: мозаика VIII века «Поклонение волхвов» (l’Adorazione dei Magi). Мозаику перенесли в базилику в 1639 году по велению Урбана VIII .


В популярной культуре

В Санта-Мария-ин-Козмедин проходили съёмки сцены из романтической комедии 1953 года « Римские каникулы ». Корреспондент информагентства Джо Брэдли, в исполнении Грегори Пека шокирует принцессу Анну, в исполнении Одри Хепбёрн , изображая якобы утраченную руку в « Устах истины » .

Показан церковью внутри безымянного аббатства в итальяно-немецком мини-сериале 2019 года « Имя розы » — экранизации одноимённого романа Умберто Эко .

Примечания

  1. dati.beniculturali.it — 2014.
  2. Basilica di Santa Maria in Cosmedin, su gcatholic.org. от 27 декабря 2021 на Wayback Machine
  3. Серра В. Весь Рим. — Firenze: Bonechi Edizioni, 1989. — P. 62
  4. Chiesa di Santa Maria in Cosmedin. — Ravenna, su romagnamania.com. от 23 марта 2017 на Wayback Machine
  5. Gallavotti Cavallero D. Rione XII — Ripa — Parte II. — Roma: Fratelli Palombi, 1978. — Р. 94
  6. Conclave of September 26 — 28, 1394 (Antipope Benedict XIII) от 22 октября 2021 на Wayback Machine
  7. Giovenale G. B. La Basilica di S. Maria in Cosmedin. — Roma: Sansaini, 1927, 1987. — Р. 2
  8. Giovenale G. B. — Р. 5
  9. Krautheimer R. Corpus Basilicarum Christianarum Romae. Le basiliche paleocristiane di Roma (Sec. IV—IX), vol. II. — Città del Vaticano: Pontificio Istituto di Archeologia Cristiana, 1964. — Рр. 302—303
  10. Krautheimer, 1964. — Р. 281
  11. Кампанила церкви Санта-Мария-ин-Козмедин была воспроизведена в церкви Фриденскирхе в парке Сан-Суси в Потсдаме
  12. Krautheimer 1964. — Р. 282
  13. Roloff B., Gunn Р. — Le chiese di Roma. Milano: Mondadori, 1982. Р. 73
  14. Krautheimer, 1964. — Р. 282—310
  15. Crescimbeni, Giovan Mario. Telesforo Galli e Giuseppe Patroni. Serie cronologica dei cardinali diaconi, dei prelati vicarii, degli arcipreti e canonici, e di altri componenti il capitolo della perinsigne basilica di S. Maria in Cosmedin. — Napoli: A.e S. Festa, 1899
  16. Matthiae G. I mosaici medioevali nelle chiese di Roma, vol. 1. — Roma: Istituto Poligrafico dello Stato, 1967
  17. Anonimo romano sec. VIII. Adorazione dei Re Magi от 27 декабря 2021 на Wayback Machine
  18. O'Connor, Joanne . Financial Times. Дата обращения: 9 декабря 2021. 3 ноября 2014 года.

Ссылки

Источник —

Same as Санта-Мария-ин-Козмедин