Interested Article - Севериан Гавальский

Севериа́н ( др.-греч. Σεβηριανὸς Γαβάλων ; лат. Severianus ; ум. после 408 года) — епископ Гавалы в Сирии , христианский проповедник и писатель. Прославился своим красноречием и, как и Иоанн Златоуст , был назван Златоустом .

Биография

Основные источники сведений о Севериане это две одноимённые книги — «Церковная история», автор одной из них — Сократ Схоластик , а другой — Ермий Созомен . Оба историка пишут о том, что Севериан был епископом Гавалы и прекрасным проповедником, он славился красноречием. Однако, греческие слова Севериан произносил не совсем чисто, а с сирийским акцентом .

Узнав об успешной проповеднической деятельности Антиоха Птолемаидского в Константинополе , Севериан вслед за ним отправился проповедовать в столице империи около 400 года. В Константинополе, благодаря своей проповеднической деятельности, Севериан стал очень знаменитым; он пользовался уважением архиепископа Иоанна Златоуста , а также императора Аркадия и императрицы Евдоксии . В 401 году Иоанн Златоуст отправился в Асию , вместо себя в столице оставил Севериана и поручил ему свою Церковь, так как считал его добрым другом. Севериан, благодаря своим проповедям в Константинополе, приобретал более и более любви от своих слушателей. Оставшийся в столице архидиакон Серапион, рукоположенный Иоанном Златоустом, а впоследствии им же во епископа Гераклеи Фракийской , возбудил ревность в Иоанне Златоусте по отношению к Севериану.

После возвращения Иоанна из Асии, Севериан проходил мимо Серапиона, но последний не отдал ему должной чести, как епископу, и остался на своем месте, показав тем, что для него ничего ни значит присутствие Севериана и что презирает этого человека. Севериан, огорчившись этим, вскричал: «если Серапион умрет Христианином, то Христос не вочеловечился». По данному делу архидиаконом Серапионом представлены были лжесвидетели перед Иоанном Златоустом, сторонники Серапиона; они скрыли сказанное все в целости, а засвидетельствовали только выражение: «Христос не вочеловечился». Обвиненный в этом от Серапиона, Севериан был изгнан Иоанном из города, как оскорбитель и богохульник. Об этой ссоре, чрез приверженцев Севериана, узнала императрица Евдоксия и изгнанного епископа Севериана немедленно возвратила из Халкидона . Однако Иоанн, несмотря на ходатайство многих, отказывался от свидания с Северианом, пока императрица Евдоксия в церкви Апостолов, не положила к ногам Иоанна Златоуста своего сына, будущего императора Феодосия II , пока своими просьбами и многократными мольбами не восстановила кое-как дружбы Златоуста с Северианом.

Патриарх Фотий в книге « Библиотека » сообщал, что в июле 403 года Севериан участвует в качестве обвинителя против Златоуста на Соборе при Дубе , благодаря и его стараниям Иоанн Златоуст был низложен с архиерейской кафедры Константинополя. Седьмое обвинение Собора при Дубе — Иоанн Златоуст интриговал против Севериана и настроил деканов против него.

Несмотря на низложение Златоуста, о Севериане хорошо отзывается Геннадий Массилийский в 21 главе книги «О знаменитых мужах» , которая посвящена Севериану. Геннадий сообщает о том, что Севериан был сведущ в Священных Писаниях и известен своими проповедями. Призывался он часто в Константинополь епископом Иоанном и императором Аркадием, которые стремились к его обществу и к разговору с ним. Геннадий также пишет, что он прочитал книги Севериана размышления о крещении в «Послании к галатам», также и «О празднестве Богоявления» — сочинение исключительно похвальное. Феодорит Кирский в своём сочинений «Еранист» приводит цитату Севериана Гевальского, направленную против монофизитства , приводит цитату Севериана против монофизитов и Анастасий Синаит в своём сочинении «Путеводитель» . Геннадий сообщает о том, что Антиох умер в годы правления императора Феодосия Младшего , то есть после 408 года.

Труды

Неблагоприятный образ действий Севериана по отношению к Иоанну заставил забыть его проповедническую деятельность, о которой с большой похвалой упоминают древние историки — Сократ, Созомен, Палладий Еленопольский , Исидор Севильский . Проповеди Севериана часто смешивались с проповедями Василия Великого , Иоанна Златоуста и Петра Хризолога . До настоящего не решен вопрос, кому принадлежат проповеди, изданные в XVI—XVII веках, и собранные вместе в издании Patrologia Graeca (тома 47—64) в числе Златоустовых, но имеющие в рукописях надпись имени Севериана. Всего известно всех проповедей Севериана, в целом виде или в отрывках, больших или малых, 107—109 заглавий. Из них напечатана лишь часть.

В шести беседах о книге Бытия Севериан старается каждое творение пояснить с точки зрения известного ему естествознания (наподобие мнения о плоской Земле, на которую опирается небесный свод ); это — не столько нравоучительные проповеди, как у Златоуста, сколько лекции по тогдашней натурфилософии. Современные ученые считают Севериана человеком обширного богословского и общего образования. В догматических и полемических «словах» Севериана (против еретиков) виден диалектик весьма искусный и тонкий; в этом сходство Севериана с Григорием Богословом . Вопрос о том, к какой богословской школе своего времени принадлежал Севериан, остается пока нерешенным, за недостаточным исследованием специалистами его сочинений, доселе большей частью неизданных; но судя по тем сочинениям Севериана, которые уже изучены, его можно признать апологетом Никейского символа . Некоторое пристрастие к аллегорическому методу толкования Священного Писания указывает на близкое отношение Севериана к Александрийской богословской школе .

По внешнему строю его проповеди отличаются большой логичностью, хорошим схематизмом; не только «слова», но и «беседы» имеют почти все заранее начертанный оратором или указываемый ходом мысли план. В этом отношении Севериан очень близко сходится с Астерием Амасийским , Евсевием Кесарийским (как проповедником) и другими ораторами церковными IV века, которые установили тематизм (сопоставление тем) и строго-систематическое изложение речи, хотя и не по всем правилам древней риторики, так как давали место в проповеди религиозному экстазу и профетизму . При силе, яркости и остроумии мысли, у Севериана не всегда изящна и правильна стилистически фраза: недостаточно ли хорошо знал по гречески этот сириец, или он не имел обыкновения тщательно обрабатывать фразу в проповедях — еще не решено; можно предполагать и то, и другое.

В 65-м томе Patrologia Graeca помещено только одно сочинение Севериана — « Шестоднев ».

Примечания

  1. Прохоров Г. М. от 26 ноября 2019 на Wayback Machine // Словарь книжников и книжности Древней Руси : [в 4 вып.] / Рос. акад. наук , Ин-т рус. лит. (Пушкинский Дом) ; отв. ред. Д. С. Лихачёв [и др.]. Л. : Наука , 1987—2017. Вып. 1 : XI — первая половина XIV в. / ред. Д. М. Буланин , О. В. Творогов . 1987.
  2. «О, таинство поистине небесное и земное, видимое и не являемое! Ибо таков родившийся Христос: небесный и земный, держимый и несодержимый, видимый и неподлежащий зрению; Он — небесный по естеству Божества, и земный по естеству человечества; видимый по плоти, невидимый по духу, держимый по телу, и несодержимый по Слову» ( Феодорит Кирский от 11 августа 2016 на Wayback Machine ).
  3. . Дата обращения: 15 июля 2016. 6 августа 2016 года.
  4. J. L. E. Dreyer , A History of Planetary Systems , (1906), p.211-2.

Литература

  • Сократ Схоластик ,
  • Ермий Созомен ,
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1900. — Т. XXIX. — С. 297.
  • « Полный православный богословский энциклопедический словарь »
  • Филарет (Гумилевский) .
  • Patrologia Graeca : , , , , , , , , , , , , , , , , , ,
  • . Рукопись № 32. Фонд 173.I. Фундаментальное собрание библиотеки МДА .
Источник —

Same as Севериан Гавальский