Interested Article - Ораторское искусство

Чезаре Маккари . « Цицерон разоблачает Катилину » (1888)
Исполнительские искусства

Ора́торское иску́сство ( красноре́чие , искусство красноречия ) — искусство публичного выступления с целью убеждения. Ораторское искусство — это гармоничное сочетание риторики , приёмов актёрского мастерства (подача) и техник манипуляции .

Цель ораторского искусства — изложение оратором его позиции перед оппонентом или аудиторией, защита собственной точки зрения. Этой цели он достигает, используя подготовленную речь и технику ораторского мастерства .

Ораторское искусство и свойства изучает наука риторика.

Естественное красноречие

Проявления естественной ораторской способности часто встречаются в повседневной жизни. Представим ситуацию: один человек идет по дороге, не видя угрожающей ему опасности, а другой, возвышая голос, предупреждает его о ней. Ещё пример. Один человек упал в воду, а другой поднимает крик, чтобы окружающие пришли на помощь. Примеры естественного красноречия можно встретить в деревнях, где люди общаются громко и эмоционально, почти кричат один другому («через улицу») или на рынке, где каждый сообщает что-то о своем товаре. Подобные проявления красноречия не требуют специальной подготовки. Голос в таких случаях возвышается естественно, под воздействием чувств и соответствующих обстоятельств.

Ораторское искусство

Оратор в Лондоне, 1974 год

Бывают ситуации, когда человеку нужно сказать что-то красиво и убедительно, а нужных эмоций в данный момент нет. Здесь требуются особые навыки управления собой, которые можно приобрести в процессе практического применения техник ораторского искусства. Ораторское красноречие, как особый вид искусства, возникло в античной Греции. Ни одна другая древняя культура — ни египетская , ни аккадская , ни китайская , ни индийская — не уделяет такого пристального внимания ораторике, как греческая, и не дают высоких образцов содержательного и стилистического совершенства диалектики и искусства устного слова. Ораторское искусство учит тому, как сделать обычную речь ораторской. Традиции современной ораторской речи берут истоки с античной риторики Древней Греции и Рима . Однако современные техники ораторского искусства исходят из условий технического развития человечества. Так, оратору сегодня помогают звуковые и визуальные средства, что делает его речь более эффектной, нежели сотни лет назад.

Свойства ораторской речи

— это вид монологической речи , употребляемый в ситуации, когда говорящий обращается к многочисленной аудитории с целью убеждения . Речь оратора имеет свои особенности построения композиции и стиля, а также особое соотношение языковых и неязыковых средств общения. Можно выделить несколько основных качеств, которые отличают ораторскую речь от других видов речи.

  1. Оратор обращается к народу с ораторской речью — не только донести до слушателя информацию, но и получить ответную реакцию в виде заинтересованности (убедить) или каких-либо действий (побудить). Такая речь всегда имеет агитационный характер . Для этого оратор должен быть воодушевлён предметом своей речи и вкладывать в неё то, что он считает нужным и полезным для его слушателей .
  2. Для того, чтобы речь тронула и заинтересовала аудиторию, важен авторитет говорящего или его особый психологический настрой. Чтобы побудить слушателей совершить какие-то действия, оратор, прежде всего, сам делает усилие, требующее особого напряжения воли . Это усилие чувствуется в речи оратора и передаётся его слушателям, побуждая их к действиям.

Аргументация в ораторском искусстве

В ораторском искусстве, аргумент — это факты, данные исследований, события, практические примеры, направленные на доказательство тезиса .

В античной риторике Аристотель выделял три типа аргумента : этос, пафос, логос.

  • Этос — этическая, нравственная позиция человека, готовящегося своей речью подвигнуть людей на определённые действия, призвать к изменению взглядов, отношения к предмету высказывания; этос самым прямым образом соотносится с чувством гражданской ответственности за сказанное или написанное слово.
  • Логос — та важная для людей мысль, идея, которая должна стать предметом их активного размышления и усвоения на диалектическом уровне.
  • Пафос — это соответствующая ситуации, цели высказывания, форма речевого выражения, в наибольшей степени способствующая пониманию и усвоению смысла высказывания.

В современной риторике определяет три формы аргументации:

  • Теоретическая — общеизвестные факты, исследования, научные публикации, статистика.
  • Практическая — практические примеры на своем или чужом опыте.
  • Визуальная — сравнение с известным образом или событием.

Влияние психики на качества ораторской речи

Между психикой и голосовым аппаратом человека существует прямая взаимосвязь. Если мысли и чувства , которые желает озвучить оратор, будут слабыми, неясными, робкими или неопределёнными, то и речь его будет такая же. Речевой аппарат будет работать неполноценно. Признаками такой неправильной работы являются прерывистое и поверхностное дыхание, монотонный голос, нечёткая артикуляция и ложная интонация. Для того, чтобы привести речевой механизм в полную «боевую готовность», необходимы яркие, живые мысли и готовность оратора ими поделиться. По мнению Поля Сопера, главная задача оратора — иметь, что сказать, и иметь глубокую потребность выразить это .

Примечания

  1. Николай Овчаров. Мастер публичных выступлений. — Издание первое. — 2017. — С. 19. — 212 с. — ISBN 9786177373956 .
  2. Ораторская речь // Большая советская энциклопедия. 3-е изд.
  3. . www.philologia.ru. Дата обращения: 20 февраля 2017. Архивировано из 4 мая 2017 года.
  4. Поль Л. Сопер. Основы искусства речи. Глава 1 (Основы речи), часть А (Речь — это человек в целом), 6-й абзац.

Литература

Ссылки

Источник —

Same as Ораторское искусство