Interested Article - Послание восточных патриархов (1848)

Окружное послание Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви ко всем православным христианам — послание, изданное 6 мая 1848 года четырьмя восточными патриархами Православной церкви ( Константинопольским , Александрийским , Антиохийским и Иерусалимским ), собравшимися на соборе в Константинополе . Оно было адресовано всем православным христианам в ответ на « послание папы Пия IX к восточным», изданное 6 января 1848 года .

Послание было торжественно адресовано «Всем и всюду, во Святом Духе возлюбленным и дражайшим братиям, Преосвященным Архиереям с их благоговейными причтами и всем православным верным чадам единой, святой, соборной и апостольской Церкви». Послание осуждает папизм и Филиокве , как ереси , порицает папство за миссионерскую деятельность среди православных христиан и отвергает папский примат . Оно также характеризует Римско-католическую церковь как находящуюся в отступничестве, ереси и расколе .

Предыстория

Противоречия между восточной и западной христианскими церквами, накапливавшиеся веками, привели в 1054 году к Великому расколу , закреплённому взаимными анафемами . Причиной разрыва стало обострение политических, межцерковных, культурных и этнических противоречий . На начальном этапе разделения различные экклезиологические взгляды не порождали обвинений в еретичности противоположной стороны . Однако раскол между византийской церковью и Римским престолом привёл к появлению всё большего числа различий во всех сферах церковной жизни. В XI веке Католическая церковь ввела Филиокве в Символ Веры . Данная вставка касалась догмата о Троице и говорила об исхождении Святого Духа не только от Бога Отца , но «от Отца и Сына » . Православные обвиняли западных христиан в нарушении 7-го канона Третьего Вселенского собора , а также не могли согласиться с католическим взглядом на роль папы римского в Церкви. В конце XII — начале XIII века произошли исторические события, укрепившие раскол: латинская резня в Константинополе (1182), назначение латинских иерархов в Иерусалим , Антиохию , а после штурма крестоносцами и в Константинополь (1204) , образование Латинской империи и изгнание православных в Никею .

Отношения Православной и Католической церквей в период Средневековья и Нового времени характеризуются экклезиологической и сотериологической убеждённостью в своей исключительности и в « еретичности » противоположной стороны . В январе 1848 года папа римский Пий IX в своём «Послании к Восточным» ( лат. Litterae ad Opientales ) призывал их возвратиться к единству с Апостольским Престолом . Письмо Пия IX распространялось на латыни, итальянском и греческом языках на территории Ближнего Востока . При этом послание папы не было официально направлено ни константинопольскому патриарху Анфиму VI , ни другим иерархам поместных православных церквей. Среди православных, папский документ был воспринят как сигнал к католическому прозелитизму и как униатская пропаганда в обход священноначалия православных церквей .

Содержание Послания

В мае 1848 года четыре восточных патриарха (Константинопольский Анфим VI, Александрийский Иерофей II , Антиохийский Мефодий и Иерусалимский Кирилл II ) и 29 православных епископов издали «Окружное послание Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви ко всем Православным христианам». Текст послания был издан на греческом языке . В своём Послании православные иерархи отвергли предложение присоединиться к Католической церкви и обозначили ряд богословских проблем православно-католических отношений . В итоге православные иерархи заключают:

«Но доколе состоится сие вожделенное обращение отпадших Церквей к телу единой, святой, соборной и Апостольской Церкви, которой глава Христос ( Еф. ), мы же все уды отчасти, дотоле всякое их покушение и всякое их самозванное увещание, клонящееся к искажению нашей, от Отцев нам преподанной, неукоризненной веры, не только как подозрительное и опасное, но и как нечестивое и душепагубное — достойно соборного осуждения. Такому же осуждению подлежит в особенности и окружное послание „к восточным“ епископам древнего Рима папы Пия IХ; таким мы и объявляем его в соборной Церкви!» .

Значение

Богословское значение Послания заключается в осуждении католических догматов, ставшими причиной раскола между Православной и Католической церквями. Главной богословской темой является вопрос о добавлении в Символ Веры Филиокве. Филиокве объявляется «новоявленной сущей ересью», а его последователи — еретиками. По мнению авторов Послания, верующие в Филиокве составляют «общества еретические, и всякое духовное богослужебное общение с ними православных чад соборной Церкви беззаконно». В Послании резко осуждается прозелитическая деятельность католиков в православной среде .

Текст Послания также осуждает обрядовые особенности Римско-католической церкви: отказ от погружательного крещения и причастия мирян под двумя видами . Восточные патриархи резко негативно отзываются о послании Пия IX: «издал 6 января 1848 года окружное послание, надписанное к Восточным, состоящее в греческом переводе из 12 страниц, которое посланец его распространил, как некую наносную заразу, внутри нашей православной паствы». Также в Послании «папизм» осуждается как ересь, а папский примат отвергается в резко полемической форме и расценивается как попытка папства «присвоить Церковь Христову как собственное достояние» .

Примечания

Комментарии
  1. В правление византийского императора Алексея I Комнина (1081—1118) , после начала крестовых походов отношения между латинской и византийской церковью улучшились. В XV веке перед началом работы Ферраро-Флорентийского собора, греки и латиняне признавали друг друга в качестве Церквей .
Источники
  1. , с. 109.
  2. П. Кузенков. . ПостНаука (6 марта 2019). 30 октября 2020 года.
  3. Yves Congar . (англ.) . — Fordham University Press, 1959. — P. 73. — 150 p. — ISBN 9780823218578 .
  4. А. В. Слесарев . Расколоведение. Введение в понятийный аппарат: учебное пособие для бакалавриата теологии . — 2-е, испр. и доп. — Москва: Издательский дом «Познание», 2021. — С. 79. — 200 с. — ISBN 978-5-6044872-5-9 .
  5. : [ 21 мая 2023 ] // Вопросы теологии. — 2019. — Т. 1, № 3. — С. 372.
  6. , с. 81—82.
  7. Е. А. Пилипенко. // Православная энциклопедия . — М. , 2013. — Т. XXXII : « Катехизис Киево-Печерская икона „Успение Пресвятой Богородицы“ ». — С. 49—84. — 752 с. — 33 000 экз. ISBN 978-5-89572-035-6 .
  8. Филиокве // . — М. : Большая Российская энциклопедия , 2003. — Т. 19. Ун — Че. — С. 76. — 256 с. — ISBN 5-85270-211-0 .
  9. Kallistos Ware . (англ.) . Orthodox Info. 27 сентября 2020 года.
  10. , с. 56.
  11. : [ 21 мая 2023 ] // Вопросы теологии. — 2019. — Т. 1, № 3. — С. 381—382.
  12. А. В. Дикарев. . Официальный сайт Отдела внешних церковных связей Русской православной церкви (16 февраля 2010). 19 февраля 2021 года.
  13. , с. 104.
  14. , с. 108.
  15. (англ.) . Orthodox Info. 26 ноября 2020 года.
  16. . Онлайн библиотека сайта Православие и мир . 28 октября 2020 года.
  17. , с. 110.

Литература

Ссылки

Источник —

Same as Послание восточных патриархов (1848)