Interested Article - Живокини, Василий Игнатьевич

Василий Игнатьевич (Иванович) Живокини родился ( 1805 или 1807 , — российский комик XIX века , работал актером в Малом театре .

По другим источникам, настоящее имя — Джованни Ламмона.

Биография

Сын итальянца Джованни делла Мома, приехавшего в Россию вместе со знаменитым зодчим Растрелли . Мать Живокини, Пелагея Васильевна Азаревич, происходила из семьи крепостных артистов Азаревичи , она танцевала в балете в крепостном театре фаворита Екатерины II С. Г. Зорича , где с ней и познакомился будущий отец знаменитого артиста и после свадьбы привез в Москву . Сам Джованни делла Мона вначале был декоратором, затем камердинером графа . Чтобы семья жила в довольстве, он открыл макаронную фабрику, полностью сгоревшую в Москве в пожаре 1812 года.

В 1817 году Василий Живокини поступил в Московское театральное училище . Там он готовился быть музыкантом и танцовщиком, но Ф. Ф. Кокошкин заметил драматическое дарование Живокини и перевел его в драматическую группу. В 1824 он дебютировал на московской сцене в роли Дубридор в пьесе «Глухой, или Полный трактир». В том же году сыграл Митрофанушку (« Недоросль »). Роль Митрофана была неоднозначно принята критиками: от восхищения до порицания молодого исполнителя за неверную трактовку. Живокини показал Митрофанушку обаятеленым, добродушным, по-детски наивным. Современники называли его «светлым комиком», поскольку он не мог сыграть отрицательного персонажа, сатирического героя .

В 1825 году , по окончании училища, был зачислен в драматическую труппу московских императорских театров (с 1824 — Малый театр ).

Вся пятидесятилетняя артистическая деятельность Живокини проходила в Москве , где он играл не только в бесчисленных комедиях , но и в операх Аскольдова могила » — опера по роману М. Н. Загоскина , музыка Верстовского , «Цампа, морской разбойник, или Мраморная невеста» — опера , и др.). В « Ревизоре » он создал роль Добчинского , в « Женитьбе » — Кочкарева, в « Горе от ума » — Репетилова. В сферу дарования Живокини входило всё комическое, начиная с водевиля 1830-х годов и кончая опереткой 1860-х гг. Островский всегда охотно поручал Живокини роли купцов и приказных . Его творчеству характерны обращение к буффонаде , к простому веселью, естественности исполнения и уход от наигранности, напыщенности на сцене. Он часто импровизировал, заостряя внимание зрителей на юмористической направленности своих импровизаций. По утверждению [bookz.ru/authors/avtor-neizvesten-3/theatre_encicl/page-242-theatre_encicl.html Театральной энциклопедии], Живокини даже реалистические роли играл в обычной для себя водевильной манере. Он, как и Щепкин , был приверженцем старой актёрской школы, не понимал и не принимал новых реалистических веяний в театральном искусстве, которые принесли драматурги середины XIX века, в первую очередь Островский .

В 1826 году Василий Игнатьевич Живокини женился на учительнице танцев Лобановой и тогда же сменил конфессию с католичества на православие , а в 1841 году принял русское подданство, так как до тех пор имел австрийское гражданство, как и его отец. В 1829 году получил первый бенефис , в который вошла комедия «Явная война» в трёх актах .

Среди ролей Живокини: Жовиаль — « Стряпчий под столом» (1834); Мордашев — «Аз и Ферт», Лев Гурыч Синичкин в одноимённом водевиле Д. Т. Ленского (1839); Падчерицын — водевиль «Хороша и дурна, и глупа, и умна» — авторизованный перевод с французского Д. Т. Ленского , Загорецкий , позже Репетилов в « Горе от ума » А. С. Грибоедова ; Кочкарев и Подколесин — « Женитьба », Земляника и Добчинский — « Ревизор » Н. В. Гоголя ; Расплюев — « Свадьба Кречинского » А. Сухово-Кобылина , Рисположенский — « Свои люди — сочтёмся » А. Островского, Градобоев — « Горячее сердце », Толстогораздов — « Не сошлись характерами! », Курицын — « Не так живи, как хочется »; Арган — « Мнимый больной », Алим — « Школа жён » Мольера ), Грумио —« Укрощение строптивой » Шекспира , Шут — « Двенадцатая ночь »; П омещик Шпундик — «Холостяк», Алупкин — «Завтрак у предводителя» И. С. Тургенева и др.

К. С. Станиславский вспоминал: «Он выходил на сцену и прямо шел на публику. Став перед рампой, он от себя говорил всему театру приветствие. Ему делали овацию, и уж после этого от начинал играть роль. Эту, казалось бы, непозволительную для серьёзного театра шутку нельзя было отнять у Живокини, — до такой степени она подходила к его артистической личности. При встрече с любимым артистом души зрителей наполнялись радостью. Ему устраивали ещё раз грандиозную овацию за то, что он Живокини, за то, что живет с нами в одно время, за то, что дарит нам чудесные минуты радости, радости, украшающие жизнь, за то, что всегда бодр и весел, за то, что его любят. Но тот же Живокини умел быть трагически серьёзным в самых комических и даже балаганных местах роли. Он знал секрет, как смешить серьезом».

Партнерша Живокини, А. И. Шуберт говорила, что он был немного однообразен, но зато брал своей неистощимой веселостью: «Выйдет, бывало, на сцену — сразу все горе забудешь. С публикой он не церемонился, говорил часто от себя, прибавляя к роли. Но ему все с рук сходило». Он умел точно и по-настоящему смешно выполнять самые, казалось бы, нелепые трюки, смешить, используя гротесковые, эксцентрические приёмы, и при этом не выпускать из виду суть персонажа. Он умел свободно выходить из образа, из действия, и напрямую общался со зрительным залом, иронизировал по поводу своей роли и пьесы в целом. Часто Живокини упрекали в нарушении художественного вкуса, но эти упреки перевешивала искренняя благодарность зрителя.

Большая биографическая энциклопедия, автор М. Василевская о В. И. Живокини:

Талант Ж., по отзывам современников, "был огромный, хотя и чисто субъективный; он не создавал типов, а данные ему типы, так сказать, приурочивал к своей личности и, может быть, недостаточно верно передавая бытовые стороны данной ему роли, превосходно передавал то, что в ней было «общечеловеческого». Этому выдающемуся таланту не хватало школы. Наделённый от природы чрезвычайною веселостью, комизмом, необыкновенным комическим жаром, Ж. не развил своих дарований трудом, изучением, наблюдением; он играл всегда по вдохновению, и поэтому игра его была неровная, невыдержанная, но захватывающая зрителя. По выражению одного из современников, «Ж. 50 лет играл на сцене самого себя, но так играл, что не надоел этим в целые полвека» .

Начиная с 1834 года и ежегодно Василий Игнатьевич Живокини гастролировал в провинции ( Нижний Новгород , антреприза Рязанцева), а одно время даже имел там свою антрепризу.

Живокини преподавал драматическое искусство в московском театральном училище.

Живокини напечатал свои «Воспоминания» в «Театральных Афишах» ( 1864 , 2, 9 и 28 января, 3 февраля и 12 марта) и в « Московских Ведомостях » (1874, № 20-24 и 27). В 1914 г. вышли отдельной книгой: "Из моих воспоминаний", «Библиотека театра и искусства», СПБ, 1914, февраль, кн. 2, с. 3-31.

В конце 1873 тяжело заболел и перестал выступать на сцене. Однако, почувствовав себя лучше, он решил возобновить работу в театре. 17 января 1874 состоялся спектакль с его участием, который Живокини едва довёл до конца и через несколько часов скончался . Похоронен на Ваганьковском кладбище (23 уч.).

Актёрская династия Живокини

Василий Игнатьевич Живокини стал основоположником актёрской династии Живокини:

  • (15.V.1829 — 8.I.1890). Сын Василия Игнатьевича. С 1848 до конца жизни служил в Малом театре; играл комические, преимущественно второстепенные роли;
  • Живокини, Александра Васильевна (урождённая Петрова; 1840 — 10.I.1885). Жена Дмитрия Васильевича Живокини. Работала в Малом театре (1857-78). Исполняла преимущественно второстепенные роли в водевилях;
  • Живокини-Марджанова, Надежда Дмитриевна (29.VIII.1876 — ?). Дочь Дмитрия Васильевича Живокини. Жена режиссёра К. А. Марджанишвили . Выступала на сцене с 1896.

Примечания

  1. [bookz.ru/authors/avtor-neizvesten-3/theatre_encicl/page-242-theatre_encicl.html Театральная энциклопедия, с. 242]
  2. // Энциклопедия « Кругосвет ».
  3. М. Василевская. // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб. М. , 1896—1918.

Литература

Источник —

Same as Живокини, Василий Игнатьевич