Interested Article - Лесенка Маяковского

Лесенка Маяковского , или Лесенка в стихосложении — один из способов деления поэтического текста на части. При записи стиха используются разрывы строк на определённом слове и продолжением записи с новой строки. Закрепляет на письме нужное автору ритмическое, интонационное и синтаксическое членение стихотворной строки . Получила широкую известность благодаря Владимиру Маяковскому .

История явления

Лесенка иногда использовалась в качестве литературного приёма российскими поэтами XIX в, обычно в повествовательных и драматических произведениях, или в стихотворениях «говорного» типа: в « Бахчисарайском фонтане » (1821-23), « Графе Нулине » (1825), « Медном всаднике » (1833), « Евгении Онегине » (1823-31) А. С. Пушкина, в поэмах « Мцыри » (1840), « Кавказский пленник » (1828) М. Ю. Лермонтова, «Балете» (1866) и «Современниках» (1875—76) Н. А. Некрасова . Однако в XIX в этот приём не получил широкого признания и распространения .

В начале XX века среди поэтов становятся популярны эксперименты с визуальным оформлением вербального текста. Одним из первых, кто отошел от традиционной формы записи стихотворных строк отдельными неделимыми строчками, был Андрей Белый . В сборнике «Золото в лазури» (1903) он использовал для деления строк столбик, а в цикле «Королевна и рыцари» (1911) вместе со столбиком начал применять лесенку.

Однако именно Владимир Маяковский сделал эту форму широко известной . Он начал использовать ступенчатую разбивку строк начиная с поэмы «Про это» , постепенно переходя от разбивки строк «столбиком» к «лесенке». Вторая часть поэмы «Ночь под рождество» в третьей рукописи только начата «столбиком», в дальнейшем практически всегда записывается «лесенкой» .

С 1930-х «Лесенка» получила широкое распространение среди поэтов.

Причины появления

Существует несколько вариантов объяснения использования Маяковским «лесенки».

1. Маяковский получал в некоторых изданиях гонорар за свои произведения в зависимости от количества строк, а не печатных знаков, и такой способ записи стихов позволял ему заработать . Преподававшему с 1924 г. русскую литературу XIX века в Одесском институте народного образования Льву Когану удалось зафиксировать диалог Маяковского со студентом, который вопросом публично намекнул на чисто корыстные мотивы «ломания» строки.

2. Дислексия , которой, по мнению по мнению ряда литературоведов, страдал Маяковский , могла затруднять для него чтение слов в одной строке. Подобной точки зрения придерживался маяковед Юрий Карабчиевский :

Они хорошо дополняли друг друга, и если Брик не умел писать, то Маяковский не умел читать .

Возможно, именно из-за дислексии Маяковский мог придумать и свою «лесенку». Это позволяло легко выделять смысловые части предложения.

3. Неграмотность. Возможно, Маяковский, не закончивший гимназию, не умел грамотно расставлять запятые.

«Юношеству занятий масса.
Грамматикам учим дурней и дур мы.
Меня ж
из 5-го вышибли класса.
Пошли швырять в московские тюрьмы»

Маяковский практически никогда самостоятельно не расставлял запятые в рукописях и просил об этом Осипа Брика . Лесенка стала «визитной карточкой» Маяковского вскоре после 1923 года. Как раз в это время у него не было возможности передавать рукописи на редактуру Брикам из-за очередного кризиса в отношениях с Лилей Брик .

4. Сильная интонационная насыщенность стихов Маяковского приводила его к нехватке существующих знаков препинания . Ступеньки стали для Маяковского средством более точной передачи читателю ритма и интонации стихотворения, а также пауз, необходимых при чтении . Сам Маяковский объяснял необходимость использования «лесенки» невозможностью полностью передать ритм стиха читателю только лишь пунктуацией . С помощью «лесенки» поэт стремился усилить живость и непосредственность звучания слов, избавить их от «чрезмерной» грамматической правильности .

Влияние

Лесенка оказала большое влияние на отечественную и мировую поэзию XX века. Такой схемой записи стихов пользовались Семён Кирсанов , Роберт Рождественский , Евгений Евтушенко , Владимир Высоцкий и другие.

Художественные эксперименты Маяковского оказали существенное влияние на творчество основоположника турецкой революционной поэзии Назым Хикмета . Причём стихотворная форма поэзии «лесенкой» поразила его ещё до того, как он выучил русский язык. .

В своей поэзии «лесенку Маяковского» использовал поэт, политический и государственный деятель Республики Гвинея-Бисау Вашку Кабрал .

«Лесенку» применял русский, советский писатель, поэт, один из главных участников литературного процесса 1960—1970-х годов в СССР Юрий Трифонов .

В форме лесенки написаны многие произведения марийского советского поэта, переводчика, журналиста, члена Союза писателей СССР Була́това Шаймура́та Минлигали́евича .

Признанный классик тувинской литературы, поэт, драматург, переводчик, Сергей Бакизович Пюрбю ввёл «лесенку» в практику тувинской лирики .

Примечания

  1. , с. 439—440.
  2. , с. 5.
  3. , с. 139.
  4. , с. 126.
  5. . Дата обращения: 21 мая 2023. 11 мая 2023 года.
  6. Паперный, Зиновий Самойлович. . Дата обращения: 7 мая 2023. 28 января 2020 года.
  7. , с. 352.
  8. . Дата обращения: 21 мая 2023. 27 апреля 2023 года.
  9. . vtoraya-literatura.com. Дата обращения: 23 апреля 2023. 23 апреля 2023 года.
  10. , с. 267.
  11. , с. 355.
  12. . az.lib.ru.. Дата обращения: 7 мая 2023. 7 мая 2023 года.
  13. Новиков В. И. Владимир Маяковский и Владимир Высоцкий // Знамя : журнал. — 1993. — № 7.
  14. , с. 234—237.
  15. , с. 103.
  16. , с. 103—104.
  17. , с. 193—199.
  18. , с. 38—39.
  19. , с. 128—134.

Литература

  • Арутчева Варвара Аветовна. Записные книжки Маяковского // Новое о Маяковском. — М. : АН СССР, 1958. — С. 325—396. — 630 с. — 20 000 экз.
  • Булат Шадт (Булатов Шаймурат Минлигалеевич) // История Марийского края в лицах. 1941—1945 гг. Великая Отечественная война. — Йошкар-Ола : МарНИИЯЛИ , 2015. — С. 38—39. — 374 с. — 500 экз. ISBN 978-5-94950-070-5 .
  • Гаспаров М. Л. Ритм и синтаксис: происхождение «лесенки» Маяковского / Проблемы структурной лингвистики — 1979. М.: Наука.
  • Гаспаров М. Л. Фоника современной русской неточной рифмы / Поэтика и стилистика 1988—1990. М.: Наука.
  • Жовтис А. Л. Стихи нужны.... — Алма-Ата: Жазушы , 1968. — 270 с.
  • Зименков А. П. Лесенка // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Глав. ред. и сост. А. Н. Николюкин . — ИНИОН РАН : Интелвак, 2001. — С. 439—440. — 1596 с. — ISBN 5-93264-026-X .
  • Тимофеев, Леонид Иванович. Слово в стихе. — 2-е изд. — М. : Советский писатель , 1987. — 424 с.
  • Радий Фиш . Назым Хикмет.. — М. : Молодая гвардия (издательство) — серия ЖЗЛ (448), 1968. — 330 с. — 100 000 экз.

Ссылки

  • (РНБ), ф. 1035 (Л. Р. Коган), 287 единиц хранения, 1890-е гг. — 1959.
  • (ГЛМ), ф. 53, 25 единиц хранения, 1928—1957. Адрес музея: Москва, ул. Петровка, 28.
  • Борисова Ирина Михайловна, Мелихова Н.А. // Вестник Оренбургского государственного университета : Журнал. — 2009. — № 11 . — С. 4—7 .
  • Василенко Анастасия Геннадьевна. // Сибирский филологический журнал : Журнал. — Новосибирский государственный педагогический университет: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки «Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук», 2016. — Вып. 1 . — С. 193—199 .
  • Ослина Е. В. // Вестник Тувинского государственного университета. Социальные и гуманитарные науки. — ТувГУ: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тувинский государственный университет», 2013. — С. 128—134 .
  • Жукова Е. И. // Традиции русской классики ХХ века и современность. / Материалы научной конференции. 14-15 ноября 2002 года.. — М. : Федеральное государственное бюджетное учреждение науки «Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук», 2002. — С. 234—237 .
Источник —

Same as Лесенка Маяковского