Interested Article - Спасо-Преображенский собор Спасо-Евфимиева монастыря

Спа́со-Преображе́нский собо́р православный храм в городе Суздале Владимирской области , кафоликон Спасо-Евфимиева монастыря . Памятник русского зодчества второй четверти XVI века. В настоящее время входит в состав Владимиро-Суздальского музея-заповедника .

История строительства и архитектура

Собор появился в XVI веке на месте сгоревшей деревянной церкви Спаса Преображения. В 1507—1511 годах была построена маленькая бесстолпная Спасская церковь — древнейшее из дошедших до нас каменных сооружений Спасо-Евфимиева монастыря, возведённое над могилой его основателя игумена Евфимия . В 1594 году к этой церкви было пристроено здание большого четырёхстолпного собора, а церковка переименована в Евфимиевский придел (придел расположен с юго-восточной стороны собора).

Спасо-Преображенский собор был выполнен в древних традициях белокаменной архитектуры Суздаля XII—XIII веков и поначалу напоминал Рождественский собор Суздальского кремля . Однако в ходе неоднократных перестроек в последующие столетия его внешний облик был несколько искажён. В XVIII веке вокруг стен собора была выстроена галерея , а во второй половине XIX века с севера пристроен придел Сергия Радонежского. В результате этих изменений облик собора заметно изменился: его южный притвор стал частью паперти , вместе с новым приделом окружившей храм с трёх сторон.

В XVII веке собор был украшен наружной росписью. Стены, разделённые на три части пилястрами с килевидными закомарами , украшены по периметру традиционным для владимиро-суздальской архитектуры аркатурно -колончатым поясом, в который вклиниваются растёсанные в более позднее время окна. С восточной стороны к собору примыкают алтарные апсиды с гладкими стенами и глубокими нишами окон без наличников. Центральная часть здания увенчана пятью барабанами с луковичными куполами , два купола поменьше завершают приделы собора. Световые барабаны прорезаны узкими высокими окнами и украшены каменной резьбой.

Интерьер

Пространство в интерьере собора организовано четырьмя мощными столпами и глубокими алтарными апсидами. Роспись была выполнена в XVII веке артелью художников под руководством Гурия Никитина . Во второй половине XIX века фрески Никитина были поновлены, а в конце 1970-х годов началась кропотливая работа по раскрытию первоначальной росписи, которая к настоящему времени почти завершена.

В центральном куполе храма помещена традиционная для костромских мастеров композиция « Отечество ». Роспись стен и столбов опоясывает весь храм четырьмя полосами. В нижнем ярусе находятся изображения деяний апостолов , а остальные три посвящены евангельской биографии Христа . Многофигурные композиции на фоне всевозможных пейзажей и причудливых архитектурных сооружений расположены вплотную и снабжены подписями. В нижней части столбов со стороны алтаря помещены изображения первых царей династии Романовых Михаила Фёдоровича и Алексея Михайловича . Они изображены в светящихся нимбах среди библейских царей Давида и Соломона и русских канонизированных князей Владимира , Бориса и Глеба и Всеволода Большое Гнездо .

Стены Евфимиевского придела расписаны сценами жития святого Евфимия, среди них — выбор места и начало строительства Спасо-Евфимиева монастыря

Современное положение

Спасо-Преображенский собор входит в объект Всемирного наследия ЮНЕСКО под названием « Белокаменные памятники Владимира и Суздаля ».

Примечания

  1. . Дата обращения: 7 января 2011. Архивировано из 1 сентября 2010 года.
  2. [ . Дата обращения: 2 июня 2021. 5 августа 2016 года. World Heritage List (англ.) ]

Источники

  • Ермакова С. О. Владимир и Суздаль. — М. : Вече, 2008. — С. 198—203. — 240 с. — ISBN 978-5-9533-3018-3 .
  • Мельник А. Г. // Сообщения Ростовского музея. Выпуск 18. — Ростов, 2010. — С. 84—95 .

Ссылки

Источник —

Same as Спасо-Преображенский собор Спасо-Евфимиева монастыря