Interested Article - Воробьёв, Максим Никифорович

Макси́м Ники́форович Воробьёв ( 6 [17] августа 1787 , Псков 30 августа [ 11 сентября ] 1855 , Санкт-Петербург ) — русский живописец и рисовальщик , основоположник и крупнейший мастер романтико - классицистического пейзажа первой половины XIX века; наставник многочисленной группы учеников, известной в историографии под его именем — воробьёвской школы . Академик (с 1814) и профессор (с 1823; заслуженный профессор с 1843) Императорской Академии художеств .

Биография

Сын обер-офицера, который служил вахтёром в академии, в десятилетнем возрасте поступил воспитанником в академию (1797), и показал большие успехи в рисовании, перспективе, архитектуре (профессор Тома де Томон ) и пейзажной живописи; наставниками его в последнем были Ф. Я. Алексеев и, вероятно, пейзажист М. М. Иванов . Род живописи, избранный молодым художником или, вернее, назначенный ему академическим начальством, был архитектурно-пейзажный. Он хорошо рисовал и группировал человеческие фигуры, оживлявшие его картины.

В 1809 году Ф. Я. Алексеев, пейзажист декорационного направления, участник экспедиции для изучения исторических местностей Средней России, получил в помощники, для писания видов городов, молодого Воробьёва. Для оживления этих видов человеческими фигурами Алексеев решил изобразить эпизоды посещения городов государем. Эта официальная задача была выполнена им и Воробьёвым с успехом.

Восход солнца над Невой, 1830

В 1813—1814 годах Воробьёв присутствовал при главной квартире в Германии и Франции, а в 1820 году совершил по поручению правительства путешествие в Палестину , где он вычертил, вымерил и зарисовал все главнейшие места, чтимые христианами. Трудность этого предприятия заключалась в том, что все измерения и рисунки надо было делать тайком от надзора местных мусульманских властей. Кроме храмов, Воробьёв нарисовал несколько пейзажных видов Иерусалима и Мёртвого моря , а по пути в Палестину — виды Константинополя , острова Родоса , Смирны , Яффы и др. Все эти материалы для будущих картин заключались в 90 листах акварельных рисунков, частью эскизных, частью весьма оконченных. Путешествие Воробьёва к Святым Местам было устроено Николаем Павловичем , тогда ещё великим князем, который желал привести в надлежащий вид храм Воскресения Христова, в Новом Иерусалиме , в окрестностях Москвы.

С 1823 года Воробьев — профессор пейзажного класса Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге. По возвращении в Петербург Воробьёв написал «Преддверие храма Воскресения в Иерусалиме» ( 1823 ) и в том же году — «Нева со стороны Троицкого моста при лунном освещении». Позднее — «Внутренность придела Голгофы в храме Воскресения» (фигуры выражают момент призыва к причащению). В 1827 году написал: «Восход солнца над Невой», «Мёртвое море», «Вечер у Абу-Гоша арабского шейха» (почти жанровая картинка), «Вид Смирны». Во время турецкой войны в 1828 году Воробьёв состоял при свите Николая I для рисования и писания этюдов по его указаниям. Плодом этого времени были, между прочим: «Вид осады Варны», «Взрыв Варны», «Вид Одессы», «Корабль во время бури, на котором находился государь». Глубоко сохранившиеся воспоминания об Иерусалиме были вызваны к жизни через 16 лет после палестинского путешествия («Общий вид Иерусалима», а также «Вид Константинополя с азиатского берега»).

С 1840 года начинается печальный период жизни Воробьёва; потеряв нежно любимую жену, он стал перерождаться морально в худшую сторону, впал в излишества, развившие в нём болезнь, от которой он скончался в 1855 году; в тот же период понизилась и художественная его деятельность. Последние годы своей жизни он занимался преимущественно итальянскими видами, по этюдам, сделанным им в окрестностях Рима и Палермо , во время путешествия 1844 1846 годов.

Был погребён на Смоленском православном кладбище , рядом с женой . В 1936 году прах и памятник перенесены в Некрополь мастеров искусств Александро-Невской лавры .

Значение творчества

Дуб, раздробленный молнией. Аллегория на смерть жены художника. 1842

Современники ставили Воробьёва очень высоко. Н. В. Кукольник , издатель «Журнала изящных искусств», отзывался о «Виде Константинополя», действительно одной из лучших картин Воробьёва, так: «это не картина, а ода из воды, земли и воздуха». К лучшим же картинам рода открытого пейзажа с далёким горизонтом принадлежат «Мёртвое море» и некоторые виды Невы. «Ночной вид Невы», о котором было упомянуто выше, по стилю напоминает французского художника Жозефа Верне . Впрочем, изображение воды в движении, в особенности большие волны, слабо удавались нашему художнику, которого главная сила заключалась в линейной и воздушной перспективе и в разумном понимании отношения между силами красок. Если в числе произведений Воробьёва было немного чисто художественных, то это следует приписать не недостатку таланта в нём, а тому обстоятельству, что много лет он, относительно выбора сюжетов и отчасти способов их обработки, был в зависимости от посторонних указаний. Таковы, например, его картины, относящиеся к русско-турецкой войне 1828 года, большая часть его перспективных картин святынь Иерусалима, изображения парадов, торжественных въездов и т. п. работы, в которых безусловная верность с действительностью была господствующим требованием. Большая часть деятельности Воробьёва была служебно-художественная, и только в редких случаях он беспрепятственно отдавался художественному настроению, причём он передавал не только общие впечатления от широких пространств, но занимался и мирной жизнью природы, как это видно в некоторых видах Парголова . Самая оригинальная его художественная попытка, впрочем, более смелая, чем успешная, это — «Гроза» (удар молнии в дерево), с человеческой фигурой, скрывающейся от страшного явления, оптическая задача, почти невозможная для живописи. Техника картин Воробьёва полна знания, обдумана и закончена, но при всем том свободна.

Могила М. Воробьёва на Некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры

Артистическая натура Воробьёва выказалась ещё в его занятиях музыкой: он прекрасно владел скрипкой.

Вид Иерусалима, 1821

Материально Воробьёв был поддерживаем заказами императора и других высочайших особ, пожизненной пенсией за успешное выполнение палестинского поручения; кроме того, он писал картины для графа А. X. Бенкендорфа , князя М. С. Воронцова , причём он нередко делал по их желанию повторения некоторых лучших своих картин. Однако под конец многие из его произведений не были никем приобретаемы, так что у художника составился целый музей его картин, которые разошлись по рукам лишь после его смерти, будучи разыграны в лотерею, не имевшую большого успеха.

Главные картины Воробьёва находились во дворцах, в имении Фалль графа Бенкендорфа и в немногих частных собраниях. В Эрмитаже находится «Придел Голгофы». В настоящее время они не могут служить руководством и образцом, но в своё время Воробьёв научил многому и многих не только пейзажистов, но даже жанристов и архитекторов. Он, как никто другой, не мог создать талантов, так что в длинном списке его учеников встречается больше тружеников (например, братья Г. Г. и Н. Г. Чернецовы ), чем талантов; тем не менее в числе последних есть такие имена, как безвременно умерший М. Лебедев , Л. Лагорио и М. К. Клодт ; А. П. Боголюбов , И. И. Шишкин вначале были учениками Воробьёва, также как и А. Г. Горавский и А. В. Гине .

Семья

  • Жена — Воробьёва, Клеопатра Логиновна (1796—1840).
  • Сын — Воробьёв, Сократ Максимович (1817—1888) — русский живописец-пейзажист и гравер, академик , профессор . Продолжал дело отца — преподавал в Императорской Академии художеств, где руководил классом пейзажной живописи.

Примечания

  1. Описан и воспр. в изд.: Рисунок XIX века : Г — И : [каталог / авт.-сост.: А. З. Антонова и др.]. — М. : Сканрус, 2013. — С. 106, 108. — 461 с. : ил., цв. ил., портр., факс. — (Государственная Третьяковская галерея : каталог собрания. Рисунок XVIII–XX веков ; т. 2, кн. 2). — № 262. — 1500 экз. ISBN 978-5-89580-042-3 .
  2. Katalog der Deutschen Nationalbibliothek (нем.)
  3. Воробьёв Максим Никифорович // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия , 1969.
  4. // Петербургский некрополь : в 4 томах / Сост. В. И. Саитов . — СПб. : Тип. М. М. Стасюлевича , 1912. — Т. 1 (А—Г). — С. 487.
  5. Кобак А. В. , Пирютко Ю. М. Исторические кладбища Санкт-Петербурга / А. В. Кобак, Ю. М. Пирютко. — М. : Центрполиграф, 2009. — С. 236, 309. — 797, [3] с. — 1600 экз. ISBN 978-5-9524-4025-8 . — OCLC .

Литература

Очерки жизни и творчества
  • Петров П. Н. : статья / П. Н. Петрова // Вестник изящных искусств / издаваемый при Имп. Академии художеств под ред. А. И. Сомова. — СПб. : Тип. М. М. Стасюлевича, 1888. — Т. 6, вып. 4. — С. 279–332. — LCCN .
  • Пилипенко В. Н. М. Н. Воробьёв и его роль в развитии русского пейзажа / В. Н. Пилипенко // Проблемы развития русского искусства : тематический сборник научных трудов / Акад. художеств СССР. Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина; отв. ред. И. А. Бартенев. — Л. : ЛИЖСА им. И. Е. Репина, 1981. — Вып. XIV. — С. 67–73. — 82 с. — 500 экз.
  • Рамазанов Н. А. : статьи и воспоминания / Н. А. Рамазанов; сост., авт. вступ. ст. и примеч. Н. С. Беляев; науч. ред. Г. В. Бахарева; Библиотека Рос. акад. наук. — СПб. : БАН, 2014. — С. 209–221. — 784 с. — 100 экз. ISBN 978-5-336-00162-4 . — OCLC .
  • Смирнов Г. В. Максим Никифорович Воробьев, 1787–1855 / Г. В. Смирнов. — М. - Л. : Искусство, 1950. — 31 с., 6 л. ил. — (Массовая библиотека). — OCLC .
  • Федоров-Давыдов А. А. Молодой Максим Воробьев // Русский пейзаж XVIII — начала XX века : История, проблемы, художники : Исследования, очерки / А. А. Федоров-Давыдов; [вступ. ст. Г. Ю. Стернина ]. — М. : Советский художник, 1986. — С. 108–130. — 300, [3] с., [64] л. ил. : портр. — (Библиотека искусствознания). — 25 000 экз. OCLC .
Словари и энциклопедии

Ссылки

Источник —

Same as Воробьёв, Максим Никифорович