Interested Article - Брусиловский, Миша Шаевич

Миша Шаевич Брусиловский ( 7 мая 1931 , Киев , СССР 3 ноября 2016 , Екатеринбург , Россия ) — советский и российский художник , живописец , монументалист , график . Член Союза художников России , Заслуженный художник Российской Федерации , почётный член Российской академии художеств , Почётный гражданин Свердловской области , лауреат премии имени Г. С. Мосина и премии Губернатора Свердловской области «За выдающиеся достижения в области литературы и искусства ».

Биография

Детство

«Самсон и Далила» . 150х120. Холст, масло. 2008 г.

Родился в Киеве . Отец — Шая Шевелевич Брусиловский ( 1904 1943 ) — военный инженер , погиб на войне ; мать — Фрида Абрамовна Гольдберг ( 1906 1989 ) — работник торговли; брат Сева — Всеволод Шаевич Брусиловский (род. 1936), учёный в области электро-радиотехники .

В 1938 году отец был направлен в длительную командировку на Дальний Восток , куда отправился со всей семьёй. Жили на станции Ин, в Биракане и Биробиджане . В начале 1941 года семья Брусиловских вернулась в Киев, а в июне месяце началась война . Мишу и брата Севу отправили на Южный Урал в город Троицк с сестрой отца — тётей Раей, отец ушел на фронт, а мать осталась в Киеве и приехала позже. В 1943 году тётю Раю — терапевта и хирурга мобилизовали , и Миша поехал с ней на санитарном поезде . В санитарном поезде Миша Брусиловский помогал врачам и раненым, а во время длительных остановок ходил в ближайшие деревни менять для них соль на продукты .

Через полгода семья вернулась в освобождённый от немцев Киев. В поисках заработка примкнул к группе мальчишек, занимавшихся чисткой обуви на привокзальной площади. Каждый вечер на площадь приходил взрослый парень по кличке Кот , связанный с местным криминалитетом, и забирал большую часть выручки. Сокрытие доходов жёстко пресекалось .
Как-то, ко дню рождения Кота, Миша нарисовал цветными карандашами его портрет и показал ему. Кот взял себе рисунок, а через некоторое время отвёз Брусиловского в интернат для одарённых детей .

Однажды он пришёл днём с парнем, совсем маленьким, отдал ему мой ящик и всё, что к нему прилагалось, и увёз меня в интернат для одарённых детей. Без стука зашёл к директору, тот сказал, что приём в интернат закончен, что надо показать работы. Кот молча положил на стол пачку денег и сказал, что конкурса не будет и что не дай бог, если я не поступлю. Я поступил .

В 1944 году приступил к занятиям в киевском интернате для одарённых детей.

«Леда и Лебедь» (Из серии). Холст, масло. 89х99. 1967 год.

Учёба

В интернате для одарённых детей проучился один год. В 1945 году поступил в Киевскую художественную школу им. Т. Г. Шевченко , расположенную в то время в здании Киевского художественного института . Окончил художественную школу в 1952 году и подал документы в Киевский художественный институт, но принят не был, так как приём был строго регламентирован по национальному признаку . Начал зарабатывать тем, что писал копии картин известных советских художников для дворцов культуры и прочих государственных учреждений .

В 1953 году перебрался в Москву . Работал художником-оформителем на ВДНХ но, решив продолжить образование, направился в Ленинград и поступил в Институт живописи, ваяния и зодчества им. И. Е. Репина на факультет графики. Учился вместе с такими будущими художниками, как Остап Шруб и Минас Аветисян . Институт окончил в 1959 году (руководителем дипломной работы был А. Ф. Пахомов ) и по распределению был направлен в город Свердловск .

Творчество

«Отречение Святого Петра» . Холст, масло. 86х105. 1982 год.

Свердловск

В Свердловске начал преподавать рисунок в Художественном училище им. И. Д. Шадра , а также сотрудничать со Средне-Уральским книжным издательством в качестве художника-иллюстратора . Познакомился с Виталием Воловичем , Германом Метелёвым , Андреем Антоновым , Анатолием Калашниковым и другими художниками Свердловска, а также встретился с художником Геннадием Мосиным , с которым подружился ещё в институте им. Репина. Совместно с Мосиным занялся станковыми картинами. Также принимал заказы на монументальные работы .
Председатель Свердловского Союза художников А. Г. Вязников, развернувший во имя карьеры масштабную борьбу с формализмом , и некоторые чиновники Свердловского обкома партии негативно восприняли творчество Брусиловского.
В 1961 году , к тридцатилетию Брусиловского, Свердловский Союз Художников организовывает выставку живописи и графики в Свердловском Доме Художника, совместную с выставкой другого свердловского художника К. Зюмбилова.
10 мая 1961 года , газета «Уральский рабочий» , в рубрике «Реплика зрителя» , публикует заметку под названием «Не нужная затея» , подписанную неким «служащим Н. Ефимовым» , в которой подверглись критике все работы Брусиловского, представленные на выставке.

Размещённая на второй газетной полосе, среди материалов, посвящённых предстоящему XXII съезду КПСС , она наглядно демонстрирует, какое важное значение для свердловских властей имело выдавливание выпускника ленинградской «репинской академии», киевлянина по происхождению Брусиловского из художественной среды Урала .

«1918-й» . Холст, масло. 294х398. 1963—1964.

Картина «1918-й»

В 1962 году в соавторстве с Геннадием Мосиным начал работу над картиной «1918-й» . Решение написать картину было вызовом первому секретарю правления Союза художников РСФСР Владимиру Серову , который занимался историко-революционной живописью и специализировался на изображении Ленина .

Дело в том, что Гена не любил Серова — «главнокомандующего СССР по искусству», члена ЦК КПСС . Мосин мне говорит: «Давай напишем такую картинку, чтобы Серову мало не показалось». А изображение Ленина было канонизировано - добрый, милый дедушка. И далеко не всем позволяли писать вождя. А Гена написал эскиз, не заключая договор .

В 1963 году художественному совету выставкома по подготовке художественной выставки «Урал социалистический» был представлен эскиз картины . Художественный совет эскиз утвердил, и с художниками заключили договор на её создание. Когда картина была уже почти готова, Мосин и Брусиловский свернули холст и написали другой вариант , изобразив Ленина человеком решительным и способным на всё для достижения своих целей . В. Серов, узнав, что художники изобразили Ленина не тихим и скромным, каким его изображал сам Серов , а также другие художники того времени, пытался сделать всё, чтобы запретить картину ещё в процессе её создания.
Продвижению картины помогла Е. Ф. Белашова , секретарь Союза художников СССР, которая использовала картину в борьбе с Серовым .

Белашова тайно вывезла нашу картину в Москву и устроила её на военную выставку «На страже мира», которую курировал генерал Востоков. На открытие выставки пришёл Серов с другим членами ЦК и устроил страшный шум, увидев наше произведение. Тогда Востоков сказал: «Картина будет висеть здесь, пока открыта выставка». И поставил возле неё часового. Серов не мог ничего сделать, и на другой день привёз на выставку картину братьев Холуевых, на которой был изображён Ленин в канонической манере, и повесил её рядом с нашей. Но всё-таки полотно увидело свет и побывало на многих выставках .

Картина «1918-й» экспонировалась на крупнейших выставках в Москве , была отмечена специальным дипломом Министерства обороны , репродуцировалась в журналах « Творчество » ( 1965 и 1967 ), « Огонёк » (1967), « Искусство » (1967, 1969 ), альбомах «Искусство рождённое Октябрём» (1967) и «Этих дней не смолкнет слава» ( 1968 ) , представляла советское искусство на международной выставке Биеннале в Венеции в 1966 году и в 1967 году на выставке молодых художников в Берлине ( ГДР ) . Картина стала признанной частью официальной ленинианы и принесла Геннадию Мосину и Мише Брусиловскому всесоюзную славу . Кинооператором Борисом Шапиро для киножурнала «Советский Урал» был снят киносюжет о создателях картины .
В настоящее время картина находится в Волгоградском музее изобразительных искусств . Первый вариант картины был дописан Мишей Брусиловским в конце 80-х годов и передан в Екатеринбургский музей изобразительных искусств . Эскиз картины, выполненный в 1963 году, находится в Пермской государственной художественной галерее .

Миша Брусиловский и Татьяна Набросова-Брусиловская
«Художник и модель». Холст, масло, 75х100. 2013 год.

Всесоюзная слава не изменила отношение к Брусиловскому со стороны чиновников Свердловского обкома партии, которые занесли имя художника в «чёрные» списки формалистов , а отношения с издательством закончились тем, что ему официально запретили работать .

«1918-й», поначалу скандальный, а затем имевший громкий успех. Всего один шаг отделял художника от безусловного официального признания, но он выбирает другой путь. И по логике избранного пути от успеха и признания приходит к прочно приклеенному ярлыку «формалиста», что означало идеологическую неполноценность. Как следствие этого, его работы снимают с выставок, а травля становится систематической .

Свободное творчество

Потеряв работу в издательстве и став свободным от конъюнктуры , много работал в своей мастерской, которая становится местом паломничества для художников .
В своих работах обращается к теме войны ( «Генерал» и «Гарсия Лорка» ), к мифологическим сюжетам ( «Леда» , «Леда и Лебедь» , «Венера в гроте» и «Похищение Европы» ), пишет картины по мотивам народных сказок ( «Золотой петушок» , «Красная шапочка и Серый Волк» ), а также такие картины как «Игра в мяч» , «Танец Лены» , «Маски (Город)» , «Однажды в Свердловске» , «Гагарин Ю. А.» и многие другие.

В 1968 году был избран членом Союза художников СССР .

В 1969 году в соавторстве с Геннадием Мосиным пишет картину «Красные командиры времен Гражданской войны на Урале» , изображающую Блюхера , Фрунзе , Чапаева и других красных командиров Гражданской войны на Урале . Картина была представлена на 3-й зональной художественной выставке «Урал социалистический» в Челябинске и вызвала много споров, так как стилистика картины не имела отношения к соцреализму .

В 1972 году завершил работу над картиной «Театр Аркадия Райкина» , которая была признана антисоветской. За приобретение картины для свердловского Дома Работников Искусств художественный руководитель ДРИ Татьяна Набросова, будущая жена Миши Брусиловского, вызывалась в КГБ для собеседования .

В 1976 году вошел в состав творческой бригады художников Уральского Машиностроительного завода состоящую из 28 живописцев , графиков и скульпторов .

В 1977 году пишет заказную картину «Групповой портрет бригады кузнецов УЗТМ (Б. Шулепов, К. Ле, А. Кордуков — бригадир, А. Москвин, В. Венчинов, И. Берсенев, В. Ерер)» , которая была включена в ретроспективный альбом «Художники и Уралмаш» в 1983 году .

В 1984 году создал картину «Совхоз Голубовский» ( «Свиноводческая ферма в совхозе Голубовский» ), которая вызвала ещё один скандал.

Таким образом в музей попало замечательное полотно Михаила Брусиловского «Свиноводческая ферма в совхозе Голубовский», где маленький художник снизу вверх робко взирает на статных доярок. Картина в своё время вызвала дикий скандал: коммунисты из Союза Художников упрекали автора, зачем тот использовал традиционную композицию, вместо младенца всунув в руки своей мадонне хрюшку .

Борис Ельцин , занимавший в то время пост первого секретаря Свердловского обкома партии, публично назвал картину вредной для советского изобразительного искусства .

Париж: Галерея Г. Басмаджяна

«Агрессия» . Холст, масло, 129,5х150. 1975 год.
«Футбол» , Холст, масло. 1965 год.

С наступлением перестройки в Советском Союзе начались демократические перемены, и партийные органы перестали вмешиваться в творческий процесс художников, писателей и других деятелей искусств . Отношение к творчеству Миши Брусиловскрго также изменилось, и в 1986 году «запрет на Брусиловского» был снят .

В 1989 году получает предложение сделать выставку во Франции от французского коллекционера и галериста Гарика (Гарига) Басмаджяна . В апреле 1989 года Миша Брусиловский прибыл в Париж . Выставка была назначена на ноябрь месяц, но до этого предстояла работа по подготовке холстов, прибывших во Францию свёрнутыми в рулоны, а также ряд представительских мероприятий . Для рекламной кампании выставки была выбрана картина «Агрессия» ( 1975 ), которую Гарик Басмаджян посчитал наиболее выразительной и запоминающейся . Репродукция картины была размещена на обложке каталога выставки, а также на рекламных плакатах .

В процессе подготовки выставки во Франции Басмаджян однажды усомнился, смогут ли парижане, чьи вкусы воспитаны на камерной спокойной живописи и подвержены веяниям моды и цен на аукционных торгах, по достоинству оценить своеобразие живописного мастерства незнакомого им художника из России. Его сомнения были развеяны, когда он узнал, что большинство из плакатов к выставке, размещённых в общественных местах, исчезли. Он посчитал это признаком успеха предстоящей выставке, а так как до её открытия оставалось ещё достаточно времени, допечатал тираж афиш и развесил их вновь .

Ретроспективная выставка в галерее Г. Басмаджяна, на которой были представлены пятьдесят работ Брусиловского , проходила с 18 ноября 1989 года по 18 января 1990 года . Выставка имела огромный успех, а французская пресса упоминала имя Брусиловского вместе с именами таких художников из России как Илья Кабаков , Эрик Булатов и Владимир Янкилевский .

Гарик Басмаджян на открытии выставки не присутствовал, так как 24 июля 1989 года навестил СССР по приглашению министерства культуры , а 29 июля 1989 года бесследно исчез в Москве . Его исчезновение считается одним из самых загадочных преступлений перестроечной России .
В связи с исчезновением Гарика Басмаджяна галерея приостановила совместные проекты с Мишей Брусиловским, и он вернулся в Россию, оставив в Париже большую часть своих работ.

90-е годы

«Поцелуй Иуды» . Холст, масло. 100х100. 1999 год.
«Пьета. Жертвам войны» . Холст, масло. 145х150. 1978 год.

В 1990 году , совместно с Анатолием Калашниковым, Брусиловский получает частный заказ на изготовление одиннадцати полотен, размером 1,5 х 2 метра, в стиле интерьерной живописи . Когда работа была завершена, заказчик неожиданно выехал за границу, отказавшись забирать полотна и разрешив художникам распоряжаться картинами по своему усмотрению . Миша Брусиловский хранил картины долгие годы в своей мастерской, и только в 2013 году они были представлены на экспозиции широкой публике .

В 1991 году ему была присуждена премия имени Г. С. Мосина , за вклад в развитие художественного творчества на Урале.

В 1992 году посетил Соединённые Штаты Америки . Проживал в городах Колумбусе и Нью-Йорке . В Нью-Йорке навестил своих старых уральских друзей, поэтессу Беллу Абрамовну Дижур и её сына Эрнста Неизвестного . Также встретился с живописцем Анатолием Калашниковым, приехавшим в Нью-Йорк из Свердловска . Но основное своё время Миша Брусиловский посвятил работе, и в течение года создал около ста картин .

Что-то в Америке со мной произошло. Я работал много, а главное, мне казалось, что всё, что я делаю, — хорошо. Я вставал в 6 утра и ложился в 3 часа ночи. Я сделал столько, сколько не сделал за 20 лет жизни в Свердловске — Екатеринбурге .

Прожив в Америке один год, принимает решение вернуться в Свердловск .

Поездки во Францию и в США повлияли на особенности живописной манеры и колорита художника , и он начинает вновь переписывать свои любимые сюжеты .

И «Похищение Европы», и «Леда и Лебедь», и «Красная Шапочка», и «Коты», и «Наездница», и «Охота на львов», и библейские мотивы, особенно «Пётр и петух», и даже знаменитая трагическая композиция «Пьета. Жертвам войны» в новом прочтении (но ни в коем случае не повторении) воспринимаются в гармонии контрастов, а не как их многостилевое противоборство .

В 1993 году в Москве , в редакции журнала « Наше наследие » , состоялась персональная выставка Миши Брусиловского, на которой были представлены работы, выполненные в новой живописной манере .

В период с 1993 года и по 1997 год , также создает ряд миниатюрных произведений для галереи « Автограф » , которые создаёт по законам абстрактного искусства . К ним относятся такие работы как «Абстракция» , «Композиция» , «Опус N2» , «Опус N3» , «Предметы» , «Шесть предметов» , «Дом» , «Окно» , «Порт» , «Пейзаж» , «Пейзаж ночью» , «Покой» , «Воспоминание» , «Прощание» и «Голгофа» .

В 1999 году в Свердловской государственной филармонии состоялась выставка живописи Миши Брусиловского «Библейские сюжеты» . На выставке были представлены картины, входящие в собрание Евгения Ройзмана .

Экспозиция включала произведения живописца, созданные в последние годы. Спустя десять лет после ретроспективной выставки 1989 года в Екатеринбургском муниципальном музее изобразительных искусств, Брусиловский впервые предстал перед публикой с композициями, исполненными в новой живописной манере, выразительные возможности которой наиболее полно были раскрыты им в монументальном полотне «Изгнание из рая» .

Признание

«Автопортрет» . Холст, масло. 1970 г.

В 2001 году состоялась персональная выставка картин Миши Брусиловского в галерее «Маноле» ( Эйн-Ход , Израиль ) , передвижная выставка «Русское искусство. 300 лет» ( Пекин , Шанхай . Гонконг , Китай ) и персональная выставка в Екатеринбургскком музее изобразительных искусств .

В том же 2002 году ему была присуждена премия губернатора Свердловской области «За выдающиеся достижения в области литературы и искусства » .

В 2003 году галерея-салон «Золотой скорпион» в ряду постоянных экспозиций «Ноев ковчег» представила совместную выставку Миши Брусиловского и скульптора Андрея Антонова .

В 2004 году Брусиловский принимает участие в экспозиции «Несение Креста» , организованную Екатеринбургским музеем изобразительных искусств .

В 2008 году в центральном Лондоне проходит выставка живописи Миши Брусиловского в рамках проекта «Арт-7» .

В 2009 году Миша Брусиловский принимает участие в выставке современного американского и российского искусства «Контакт ветра и огня» , организованной при поддержке Отдела Печати и Культуры Генерального консульства США в Екатеринбурге , общественного фонда «Екатеринбургский творческий союз деятелей культуры» и «Екатеринбургской галереи современного искусства» . В экспозиции были представлены работы известных американских и уральских художников .

28 апреля 2009 года состоялась премьера документального фильма Светланы Абакумовой «Воскресенье в мастерской» ( Студия FSS, арт-движение Старик Букашкин. Студия Телесинема ) . Фильм посвящён жизни и творчеству Миши Брусиловского.

В 2010 году художественная галерея «Арт-Словарь» открывает постоянную экспозицию «Корифеи уральского искусства» , в которую вошли такие произведения Брусиловского, как «Самсон и Далила» , «Леда и Лебедь» , «Похищение сабинянок» и «Освенцим» .

9 июня 2011 года в Доме кино Екатеринбурга прошла премьера документального фильма Бориса Шапиро «Миша и его друзья» , снятого на студии «Бо-Ша-фильм» . Фильм рассказывает о жизни и творчестве Миши Брусиловского.

16 сентября 2011 года Екатеринбургский музей изобразительных искусств открыл ретроспективную выставку, посвящённую 80-летнему юбилею Миши Брусиловского .

22 ноября 2011 года указом Президента Российской Федерации Мише Брусиловскому присвоено звание Заслуженного художника Российской Федерации .

28 ноября 2013 года Мише Брусиловскому была вручена мантия Почётного члена Российской академии художеств .

1 июня 2016 года Миша Брусиловский удостоен звания Почётного гражданина Свердловской области .

Произведения Миши Брусиловского находятся в Екатеринбургском музее изобразительных искусств , Пермской государственной художественной галерее , Екатеринбургской галерее современного искусства , Челябинской областной картинной галерее, Оренбургском областном музее изобразительных искусств, Ирбитском государственном музее изобразительных искусств , а также в частных коллекциях России , Австрии , Англии , Германии , Израиля , Ирландии , США , Франции и Швейцарии .

Картины, оставленные Мишей Брусиловским во Франции и США , периодически продаются на крупнейших аукционах мира . В 2006 году на аукционе Сотбис в Лондоне картина «Игра в мяч» (Футбол) была продана за 108 тысяч английских фунтов .

По данным издания «The Art Newspaper Russia» , в 2014 году Миша Брусиловский занял 38 место среди 50-ти самых дорогих ныне живущих российских художников .

3 ноября 2016 года Миша Брусиловский скончался на 86-м году жизни . Похоронен на Широкореченском кладбище Екатеринбурга.

Музей Миши Брусиловского

7 мая 2017 года в Екатеринбурге открылся музей Миши Брусиловского .

Избранные работы

  • «Охота на львов». Из серии. 125х140. Холст, масло. 1998 год.
    «Охота на львов» . Из серии. 125х140. Холст, масло. 1998 год.
  • «Homo sapiens». Холст, масло. 151х172. 1973 год.
    «Homo sapiens» . Холст, масло. 151х172. 1973 год.
  • «Три грации». Холст, масло, 85х100. 2013 год.
    «Три грации» . Холст, масло, 85х100. 2013 год.
  • «Два портрета». Картон, масло, 65х50. 2000 год.
    «Два портрета» . Картон, масло, 65х50. 2000 год.
  • «Памяти кота Тимофея». Холст, масло, 70х56. 2013 год.
    «Памяти кота Тимофея» . Холст, масло, 70х56. 2013 год.
  • «Наездница». Картон, масло, 75х100. 2000 год.
    «Наездница» . Картон, масло, 75х100. 2000 год.
  • «Встреча». Холст, масло, 85х100. 1994 год.
    «Встреча» . Холст, масло, 85х100.
    1994 год.

Основные выставки

Звания и награды

Скульптурная композиция «Горожане. Разговор»

В августе 2008 года , в екатеринбургском сквере, на пересечении Проспекта Ленина и улицы Мичурина , была установлена скульптурная композиция « Горожане. Разговор », работы скульптора Андрея Антонова ( 1944 2011 ). Композиция изображает трёх уральских художников — Мишу Брусиловского, Виталия Воловича и Германа Метелёва.

Литература

  • В 2002 году « Уральским Золотым Фондом » ( Екатеринбург ) и редакцией журнала « Наше наследие » (Москва) выпущена книга « Миша Брусиловский. Мир Художника », рассказывающая о жизни и творческом пути Миши Брусиловского. Автор-составитель Александр Рюмин.

Источники

Ссылки

Примечания

  1. Misha Brusilovsky //
  2. Рюмин А. Миша Брусиловский. Мир Художника. — М., 2002. — с. 13.
  3. (неопр.) . Дата обращения: 4 декабря 2013. 11 декабря 2013 года.
  4. Рюмин А. Миша Брусиловский. Мир Художника. — М., 2002. — с. 14.
  5. Рюмин А. Миша Брусиловский. Мир Художника. — М., 2002. — с. 18.
  6. 24 сентября 2015 года.
  7. Рюмин А. Миша Брусиловский. Мир Художника. — М., 2002. — с. 23.
  8. (неопр.) . Дата обращения: 15 декабря 2013. Архивировано из 15 декабря 2013 года.
  9. (неопр.) . Дата обращения: 15 декабря 2013. Архивировано из 15 декабря 2013 года.
  10. (неопр.) . Дата обращения: 15 января 2014. 16 января 2014 года.
  11. (неопр.) . Дата обращения: 7 января 2014. 7 января 2014 года.
  12. Рюмин А. Миша Брусиловский. Мир Художника. — М., 2002. — с. 26.
  13. ↑ ," Рюмин А. Миша Брусиловский. Мир Художника. — М., 2002. — с. 27.
  14. Рюмин А. Миша Брусиловский. Мир Художника. — М., 2002. — с. 58.
  15. (неопр.) Дата обращения: 16 января 2014. 16 января 2014 года.
  16. (неопр.) . Дата обращения: 4 декабря 2013. 11 декабря 2013 года.
  17. (неопр.) Дата обращения: 18 января 2014. 1 февраля 2014 года.
  18. 17 января 2014 года.
  19. (неопр.) . Дата обращения: 7 декабря 2013. 14 декабря 2013 года.
  20. (неопр.) . Дата обращения: 3 апреля 2014. 7 апреля 2014 года.
  21. Рюмин А. Миша Брусиловский. Мир Художника. — М., 2002. — с. 47.
  22. Рюмин А. Миша Брусиловский. Мир Художника. — М., 2002. — с. 79.
  23. Рюмин А. Миша Брусиловский. Мир Художника. — М., 2002. — с. 438.
  24. 22 февраля 2014 года.
  25. Рюмин А. Миша Брусиловский. Мир Художника. — М., 2002. — с. 103.
  26. Рюмин А. Миша Брусиловский. Мир Художника. — М., 2002. — с. 66.
  27. (неопр.) Дата обращения: 8 февраля 2014. 7 мая 2014 года.
  28. Рюмин А. Миша Брусиловский. Мир Художника. — М., 2002. — с. 181.
  29. Рюмин А. Миша Брусиловский. Мир Художника. — М., 2002. — с. 35.
  30. Рюмин А. Миша Брусиловский. Мир Художника. — М., 2002. — с. 162.
  31. Рюмин А. Миша Брусиловский. Мир Художника. — М., 2002. — с. 106.
  32. (неопр.) Дата обращения: 12 февраля 2014. 22 февраля 2014 года.
  33. (неопр.) . Дата обращения: 8 марта 2014. Архивировано из 9 марта 2014 года.
  34. (неопр.) . Дата обращения: 8 марта 2014. 8 марта 2014 года.
  35. (неопр.) . Дата обращения: 8 марта 2014. 8 марта 2014 года.
  36. от 5 марта 2016 на Wayback Machine
  37. Рюмин А. Миша Брусиловский. Мир Художника. — М., 2002. — с. 36.
  38. Рюмин А. Миша Брусиловский. Мир Художника. — М., 2002. — с. 34.
  39. Рюмин А. Миша Брусиловский. Мир Художника. — М., 2002. — с. 116.
  40. Рюмин А. Миша Брусиловский. Мир Художника. — М., 2002. — с. 48.
  41. (неопр.) Дата обращения: 9 марта 2014. 30 апреля 2014 года.
  42. Рюмин А. Миша Брусиловский. Мир Художника. — М., 2002. — с. 140.
  43. Рюмин А. Миша Брусиловский. Мир Художника. — М., 2002. — с. 399.
  44. (неопр.) . Дата обращения: 13 апреля 2014. 14 апреля 2014 года.
  45. (неопр.) . Дата обращения: 26 марта 2014. 27 марта 2014 года.
  46. (неопр.) . Дата обращения: 27 марта 2014. 27 марта 2014 года.
  47. 27 марта 2014 года.
  48. от 27 апреля 2014 на Wayback Machine
  49. от 27 мая 2010 на Wayback Machine
  50. (неопр.) . Дата обращения: 2 апреля 2014. 7 апреля 2014 года.
  51. (неопр.) Дата обращения: 2 апреля 2014. 7 апреля 2014 года.
  52. (неопр.) . Дата обращения: 2 апреля 2014. 7 апреля 2014 года.
  53. (неопр.) . Дата обращения: 2 апреля 2014. 7 апреля 2014 года.
  54. (неопр.) . Дата обращения: 3 апреля 2014. 7 апреля 2014 года.
  55. от 7 апреля 2014 на Wayback Machine
  56. 3 декабря 2013 года.
  57. (неопр.) . Дата обращения: 30 ноября 2013. 30 ноября 2013 года.
  58. (неопр.) . Дата обращения: 7 апреля 2014. 4 марта 2016 года.
  59. (неопр.) . Дата обращения: 3 июня 2016. 12 ноября 2016 года.
  60. (неопр.) Дата обращения: 21 октября 2014. Архивировано из 5 марта 2016 года.
  61. (неопр.) . Дата обращения: 7 декабря 2013. 18 декабря 2013 года.
  62. (неопр.) . Дата обращения: 21 февраля 2014. 24 сентября 2015 года.
  63. (неопр.) . Дата обращения: 6 июня 2014. 2 июня 2014 года.
  64. (неопр.) . Дата обращения: 11 мая 2017. 20 июня 2017 года.
  65. (неопр.) . Дата обращения: 11 мая 2017. 21 июля 2017 года.
  66. (неопр.) . Дата обращения: 29 июня 2015. Архивировано из 24 сентября 2015 года.
  67. от 16 ноября 2015 на Wayback Machine .
  68. от 2 февраля 2017 на Wayback Machine .
  69. от 2 февраля 2017 на Wayback Machine
  70. (неопр.) . Дата обращения: 10 июня 2021. 10 июня 2021 года.
  71. (неопр.) . Дата обращения: 10 июня 2021. 10 июня 2021 года.
  72. (неопр.) . Дата обращения: 10 июня 2021. 10 июня 2021 года.
  73. (неопр.) . Дата обращения: 9 июня 2021. 9 июня 2021 года.
  74. (неопр.) . Дата обращения: 9 июня 2021. 9 июня 2021 года.

Same as Брусиловский, Миша Шаевич