Interested Article - Неизвестный, Эрнст Иосифович

Эрнст Ио́сифович Неизве́стный (имя при рождении — Э́рик ; 9 апреля 1925 , Свердловск , Уральская область , СССР 9 августа 2016 , Нью-Йорк , США ) — советский и американский скульптор . Лауреат Государственной премии Российской Федерации (1995). Член Латвийской академии наук . Участник Великой Отечественной войны .

Биография

Дом в Екатеринбурге (ул. Чернышевского, 8), где жили родители Эрнста Неизвестного, и откуда его мать Беллу Дижур увезли в роддом

Эрик Неизвестный учился в школе № 16 Свердловска. С 1939 по 1942 год участвовал во Всесоюзных конкурсах детского творчества. С 1942 года учился в Средней художественной школе при В. А. Х. в Ленинграде (в 1941—1944 годах школа со всем коллективом находилась в эвакуации в Самарканде ) .

В августе 1942 года был призван в Красную армию . В этот период сменил имя на Эрнст, поскольку имя Эрик «звучало по-детски», однако мать и друзья по-прежнему называли его Эриком . Направлен на обучение курсантом в 1-е Туркестанское пулемётное военное училище (город Кушка , Марыйская область , Туркменистан ) . После окончания училища в октябре 1943 года младший лейтенант Неизвестный направлен в действующую армию в подразделения десантных войск на только что сформированный 4-й Украинский фронт . 14 марта 1944 года назначен командиром стрелкового взвода 260-го гвардейского стрелкового полка 86-й гвардейской стрелковой дивизии 5-й ударной армии . В дальнейшем в составе дивизии принимал участие во многих боевых операциях 2-го и 3-го Украинских фронтов, в том числе в штурме Будапешта . В конце Великой Отечественной войны 22 апреля 1945 года в Австрии был тяжело ранен (три межпозвоночных диска выбито, семь ушиваний диафрагмы, полное ушивание лёгких, открытый пневмоторакс ), объявлен мёртвым и посмертно награждён орденом Красной Звезды , который был ему вручён через 25 лет, и медалью «За отвагу» . После ранения три года ходил на костылях, с перебитым позвоночником, принимал морфий , борясь со страшными болями, стал заикаться .

После войны некоторое время преподавал черчение в . В 1946—1947 годах обучался в Академии художеств Латвийской ССР в Риге , а затем, в 1947—1954 годах — в Московском художественном институте им. В. И. Сурикова , и был слушателем курсов на философском факультете Московского государственного университета . В 1955 году Эрнст Неизвестный становится членом секции скульпторов Московского отделения Союза художников СССР .

В 1962 году, после конфликта с Никитой Хрущёвым , Неизвестный исключен из Союза художников , лишён мастерской, после чего работал на заводе, литейщиком, каменщиком. Под псевдонимом помогал официальным художникам. В течение года за Неизвестным велась слежка, в последний год пребывания в СССР скульптора избивали на улице, ломали пальцы на руках .

Неизвестный в 1975 году

17 июня 1973 года Неизвестный подал документы на выезд в Израиль . 10 марта 1976 года, после трёх лет пребывания в отказниках , скульптор покинул СССР и через Цюрих , Швейцария эмигрировал в США . С 1977 года Эрнст Неизвестный проживал в Нью-Йорке и работал в Колумбийском университете .

В 1996 году был советником по культуре президента РФ Бориса Ельцина .

Свой 80-летний юбилей отпраздновал в России. В последние годы жизни Неизвестный тяжело болел и перенес операцию на головном мозге . О последних годах Неизвестного существуют две версии. По одной версии, которую высказал племянник Неизвестного Андрей Рылов, жена скульптора Анна Грэм била мужа и выгнала из его дома Ольгу Неизвестную, единственную дочь скульптора . По версии ухаживавшей за Неизвестным Тамари Лабадзе, Анна преданно ухаживала за больным мужем .

Неизвестный скончался 9 августа 2016 года в Нью-Йорке, на 92-м году жизни . Отпевание происходило по православному чину в Никольском соборе на Манхеттене . Похоронен в США на .

Семья

Дед, Моисей-Лейб Иосифович Неизвестный (Неизвестнов, 1874—1945), происходил из семьи кантониста Йоселя Неизвестного (1840—?), в 1900 году перевёз семью из Оренбурга в Белорецк , где открыл типографию на Белорецком заводе ; в 1905 году семья (жена Эсфирь Ароновна и трое детей) перебралась в Верхнеуральск . Здесь М. И. Неизвестный основал самую большую в городе типографию в доме наследников Трофимовых на улице Коммерческой, а после революционных событий 1917 года работал наборщиком .

Отец — врач-оториноларинголог Иосиф Моисеевич Неизвестный (1898, Оренбург — 1979, Свердловск) . Мать Эрнста Неизвестного — поэтесса Белла Абрамовна Дижур (1903—2006) .

Двоюродный брат (по другим сведениям — дядя) — поэт Александр Петрович Межиров .

Эрнст Неизвестный был женат два раза.

  • Первая жена — керамист Дина Петровна (в девичестве Мухина), дочь — Ольга (род. 1958), художница. Детей у Ольги (внуков Неизвестного) нет .
  • Вторая жена (с 1995 года) — Анна Грэм ( англ. Anna Graham , род. 1959), переводчица, личный секретарь и менеджер Эрнста Неизвестного .

Творчество

Будучи студентом Суриковского института, Эрнст Неизвестный получил заказ на оформление новой экспозиции в музее Свердлова . Он выполнил две работы: горельеф «Яков Свердлов призывает уральских рабочих к вооруженному восстанию» и скульптуру «Яков Свердлов знакомит Ленина и Сталина». После высылки Неизвестного в Швейцарию руководство музея изъяло скульптуры из экспозиции, но благодаря музейным работникам, которые спрятали их в сарае, выполнявшем функцию фондохранилища, они сохранились. Восстановленные из обломков, работы Неизвестного были выставлены в Музее истории Екатеринбурга (так стал называться музей Свердлова) в мае 2009 года.

Работа третьего курса Эрнста Неизвестного получила международную медаль и была приобретена Третьяковской галереей . Работа пятого курса — «Строитель Кремля Фёдор Конь» была выдвинута на Сталинскую премию и куплена Русским музеем.

В 1954—1962 годах Неизвестный участвовал в молодёжных республиканских и всесоюзных выставках в Москве, в их числе выставка на VI Всемирном Фестивале молодёжи и студентов в 1957 году, где скульптор получил две премии; Всесоюзная художественная выставка «40 лет ВЛКСМ» в 1958; выставка произведений художников студии Э. Белютина («Таганка») в 1962 с участием Ю. Соостера, В. Янкилевского и Ю. Соболева-Нолева.

В начале 1950-х годов Эрнст Неизвестный создал серию скульптур «Война — это…», «Роботы и полуроботы», создавал целые альбомы рисунков под общим названием «Гигантомахия, или Битва гигантов».

В 1956 году художник приступил к работе над архитектурным монументом «Древо жизни» — гигантской скульптуры, символизирующей творческий союз искусства и науки. Этот проект, по словам скульптора, является основным проектом его жизни.

В 1957 году Неизвестный создаёт статую, ставшую известной — «Мёртвый солдат». Это лежащая фигура с почти истлевшим лицом, огромным отверстием в груди и закостеневшей, вытянутой вперед и всё ещё судорожно сжатой в кулак рукой — человека, последним жестом ещё символизирующего борьбу, движение вперёд.

Далее он создаёт образы, резко отличные от привычной станковой скульптуры тех лет, — «Самоубийца» (1958), «Адам» (1962—1963), «Усилие» (1962), «Механический человек» (1961—1962), «Двухголовый гигант с яйцом» (1963), фигура сидящей женщины с человеческим зародышем в утробе (1961).

В 1959 году Эрнст Неизвестный стал победителем Всесоюзного конкурса на создание монумента Победы в Великой Отечественной войне (жюри этого конкурса, в состав которого входили известные художники, скульпторы, архитекторы, общественные и военные деятели, определило, что ни один из представленных проектов принят быть не может; победители или призёры конкурса официально не объявлялись).

В 1961 году состоялась первая персональная выставка Неизвестного — в московском клубе «Дружба». В 1962 году он участвовал в знаменитой выставке в Манеже « 30 лет МОСХа », разгромленной Никитой Хрущёвым , который назвал его скульптуры «дегенеративным искусством».

С 1965 года он — неоднократный участник художественных выставок на Западе.

Наиболее значительным произведением Неизвестного в советский период является декоративный рельеф « » (длиной 150 м) во Всесоюзном пионерском лагере « Артек » (1966) и «Цветок лотоса» (высотой 87 м), сооружённый у Асуанской плотины в Египте (1971) (архитектор Юрий Омельченко и супруга архитектора Петра Павлова оспаривают роль Э. Неизвестного в этом проекте, сводя его вклад — предоставление эскизов — к 6 % от общего вклада трёх авторов ).

В 1970 году выходит роман Фёдора Достоевского « Преступление и наказание » с иллюстрациями Эрнста Неизвестного.

За свои работы Неизвестный подвергся критике со стороны тогдашнего главы Советского Союза Никиты Хрущёва , который в 1962 году на выставке назвал его скульптуры «дегенеративным искусством» :

— Почему ты так искажаешь лица советских людей? Н. С. Хрущёв

Глава государства не был оповещён, что Эрнст Неизвестный в 1959 году стал победителем Всесоюзного конкурса на создание монумента Победы в Великой Отечественной войне (то есть приобрёл определённую «статустность», отличающую его от остальных участников выставки) — иначе критика Хрущёва была бы не столь жёсткой. [ источник не указан 2161 день ]

После смерти Хрущёва, по просьбе родственников бывшего главы государства, в 1974 году Эрнст Неизвестный создал ему надгробный памятник на Новодевичьем кладбище .

В 1974 году выполняет огромный внутренний рельеф (970 м²) по периметру библиотеки в здании Московского института электронной техники в Зеленограде .

В 1973—1975 годах Неизвестный создаёт восьмиметровый монумент «Сердце Христа» для монастыря в Польше.

В 1975 году Эрнст Неизвестный создаёт барельеф на здании архива ЦК компартии Туркмении в Ашхабаде . Это было последнее произведение в Советском Союзе перед эмиграцией. Теперь это одно из зданий .

С начала 1960-х годов и до своего отъезда скульптор создал более 850 скульптур — это циклы «Странные рождения», «Кентавры», «Строительство человека», «Распятия», «Маски» и другие. На свои скульптуры Неизвестный тратил почти все деньги, которые он зарабатывал, работая каменщиком или восстанавливая и реставрируя рельефы разрушенного храма Христа Спасителя, находящиеся в Донском монастыре. Из его 850 скульптур у него закупили 4.

10 марта 1976 года Неизвестный эмигрирует из СССР в Швейцарию (проживает в Цюрюхе), в 1977 году перебирается в США. В 1983 году Эрнст Неизвестный был избран профессором гуманитарных наук Орегонского университета (США), профессором философии Колумбийского университета. В 1986 году его избрали в Шведскую Королевскую Академию наук и Нью-Йоркскую Академию Искусств и Наук, а в 1989 году Неизвестный стал членом Европейской Академии искусств, наук и гуманитарных знаний.

В конце 1980-х годов по заказу ( Magna Gallery ) в Сан-Франциско (США) Неизвестный создал цикл «Man through the Wall», который был посвящён коммунизма . В эти же годы Неизвестный читал лекции в университетах Орегона в городе Юджин и в университете Беркли в Калифорнии .

В 1987 году в шведском городе Уттерсберге (швед. Uttersberg) открылся музей «Древо жизни», посвящённый работам Эрнста Неизвестного.

В 1989 году он приезжал в Москву, читал лекции по культуре в МГУ. Был приглашён оформить монумент жертвам Холокоста в Риге и памятник жертвам сталинизма в Воркуте. В этом же году был снят художественно-публицистический фильм об Эрнсте Неизвестном « » (режиссёр В. Бондарев) .

В 1990 году он оформил памятник Андрею Сахарову . В октябре 1990 года подписал « Римское обращение ». 22 апреля 1990 года Неизвестный посетил Свердловск по предложению общественной организации «Мемориал» . 24 апреля 1990 года между Э. Неизвестным и заказчиками в лице Свердловского горисполкома и Свердловского «Мемориала» был заключён авторский договор на установку художественного произведения «Мемориал Жертвам сталинских репрессий» в виде горельефа из гранита высотой 15 метров . Неизвестный должен был предоставить заказчикам эскиз не позднее 1 июля 1990 года и рабочую модель не позднее 1 октября того же года . За эту работу Неизвестному полагался авторский гонорар в размере 700 тысяч долларов.

Маска скорби в Магадане

Неизвестный предполагал создать «Треугольник скорби», установив по одному памятнику жертвам советских репрессий в Екатеринбурге, Магадане и Воркуте . Этот проект был реализован частично. В 1996 году монументальное (высотой в 15 метров) произведение « Маска скорби » было установлено в Магадане . Доктор исторических наук Анатолий Хазанов назвал это «чудовищное, в стиле скульптур острова Пасхи , сооружение» «явным провалом скульптора Эрнста Неизвестного» .

В Екатеринбурге установить « Маски скорби » Неизвестному так и не удалось при жизни. Сначала против памятника выступила местная общественность, включая епископа Мелхиседека . Неизвестный изменил эскиз, но на создание памятника не хватило денег. Проект «Масок скорби» переносили в Челябинск, но и там общественность выступила против памятника. Наконец в 2015 году Администрация города Екатеринбурга подписала с Эрнстом Неизвестным договор, который значительно менял проект . До открытия памятника Неизвестный не дожил. 20 ноября 2017 года памятник «Маски скорби: Европа-Азия» был открыт. По сравнению с первоначальным замыслом он был сильно изменён — высота уменьшена с 15 до 3 метров, вместо камня монумент выполнен в бронзе, а установили его не в центре Екатеринбурга, как планировал Неизвестный, а за чертой города — на 12 километре Новомосковского тракта.

Третий памятник «Треугольника скорби» — в Воркуте — не был создан.

В 1994 году по эскизам Неизвестного создан главный приз Всероссийского телевизионного конкурса ТЭФИ — статуэтка Орфея. А также: приз российской независимой премии «Триумф» — статуэтка «Золотой Эльф», и призовая статуэтка народной премии «Светлое прошлое» в виде символического изображения Кентавра, которая вручается в Челябинске знаменитым южноуральцам.

Эрнст Неизвестный также участвовал в выставках, как живописец. В частности, в юбилейной выставке на Гоголевском бульваре в 1995 году, посвященной 20-летию выставки живописи в павильоне «Пчеловодство» на ВДНХ вместе с Эдуардом Дробицким , Юлией Долгоруковой и другими художниками-нонконформистами .

В декабре 1997 года скульптура Эрнста Неизвестного «Великий кентавр» была передана в дар Европейской штаб-квартире ООН в Женеве, она установлена в парке Ариан, который окружает Дворец Наций.

В апреле 2000 года в Москве была открыта первая скульптура художника — «Возрождение». В 2003 г. в Кемерове на берегу реки Томи был открыт монумент « Память шахтёрам Кузбасса » работы Эрнста Неизвестного.

В октябре 2004 года Эрнст Неизвестный «посадил» в Москве своё семиметровое раскидистое «Древо жизни» — в вестибюле торгово-пешеходного моста «Багратион». В кроне можно разглядеть христианское распятие и ленту Мёбиуса , портреты Будды и Юрия Гагарина , сюжет изгнания из Рая и эзотерические символы.

Одна из последних монументальных работ Эрнста Неизвестного — памятник Сергею Дягилеву , установленный в Перми 15 мая 2007 . Мастер начал работу над ним в 2004 году по предложению губернатора Пермской области Олега Чиркунова . Сейчас памятник установлен в Пермской .

Эрнст Неизвестный создал скульптурные композиции, украсившие многие города мира — скульптура «Исход и возвращение» в Элисте (посвящён депортации калмыков), «Золотой ребёнок» в Одессе.

Скульптурные композиции Неизвестного, выражающие его экспрессию и мощную пластику, часто составлялись из частей человеческого тела. Он предпочитал создавать скульптуры в бронзе , но его монументальные скульптуры создавались из бетона .

Публикации

Неизвестный оставил после себя мемуары, эссе и очерки . Среди очерков Неизвестного следующие :

  • «Диалог с Хрущёвым»;
  • «Катакомбная культура и официальное искусство»;
  • «Будущее режима»;
  • «Беда и счастье русского художника».

Неизвестный публиковался в журнале « Посев » , который выпускался антисоветским движением « Народно-трудовой союз российских солидаристов ».

Память

Художественный Музей Эрнста Неизвестного в Екатеринбурге

Награды и звания

Был награждён медалью за участие в Великой Отечественной войне (1995).

Лауреат частной Царскосельской премии (1998), Лауреат «Премии Кузбасса» за создание памятника погибшим шахтёрам в Кемерове (2003).

Судьба творческого наследия

По словам вдовы Неизвестного Анны Грэм, когда Эрнст умер, на их совместном банковском счете находились 3,5 тыс. долларов . Грэм утверждала, что была вынуждена продать квартиру своих родителей и портрет своей матери работы Владимира Вейсберга , а на вырученные от этого 300 тыс. долларов устроить Неизвестному похороны . Племянник Неизвестного Андрей Рылов утверждал, что Грэм продавала работы Неизвестного для личной выгоды и ведения собственного роскошного образа жизни .

После смерти Неизвестного в его мастерской, в загородном доме и парке около загородного дома в США осталось около 100 его работ . Эти произведения стали предметом суда между наследниками — вдовой Неизвестного и его дочерью Ольгой . Представителем Ольги в суде стал племянник Неизвестного Андрей Рылов .

Эрнст Неизвестный не оставил действующего завещания . Оригинал завещания Неизвестного сгорел, по словам его вдовы Анны Грэм, в 1998 году . Однако осталась копия завещания, согласно которой единственным душеприказчиком скульптора стала Анна Грэм .

Галерея

См. также

Примечания

  1. . Дата обращения: 11 августа 2016. 25 сентября 2021 года.
  2. (нидерл.)
  3. Ernst Iossifowitsch Neiswestny // (нем.) / Hrsg.: Bibliographisches Institut & F. A. Brockhaus ,
  4. . Дата обращения: 9 августа 2016. 11 августа 2016 года.
  5. . Дата обращения: 9 августа 2016. 13 августа 2016 года.
  6. . Дата обращения: 9 августа 2016. 10 августа 2016 года.
  7. . Дата обращения: 15 января 2021. 21 января 2021 года.
  8. . Дата обращения: 12 августа 2016. Архивировано из 20 сентября 2016 года.
  9. от 13 августа 2016 на Wayback Machine (англ.)
  10. . Дата обращения: 29 сентября 2021. Архивировано из 15 января 2019 года.
  11. . Дата обращения: 29 сентября 2021. Архивировано из 15 января 2019 года.
  12. . Дата обращения: 15 января 2019. 15 января 2019 года.
  13. . РБК. Дата обращения: 15 февраля 2018. 8 ноября 2016 года.
  14. . Радио Свобода . 2016-08-11. из оригинала 22 июня 2023 . Дата обращения: 22 июня 2023 .
  15. . Дата обращения: 11 августа 2016. Архивировано из 21 сентября 2016 года.
  16. Сулькин О. от 29 января 2018 на Wayback Machine // Огонёк. — 2017. — № 47. — С. 38.
  17. . Дата обращения: 10 августа 2016. Архивировано из 20 августа 2016 года.
  18. . Дата обращения: 7 марта 2018. 8 марта 2018 года.
  19. «Неизвестное о Неизвестном. Верхнеуральские страницы». / Н. А. Капитонова, А. М. Вернигоров, М. С. Гитис. — Челябинск: АБРИС, 2007.
  20. . Дата обращения: 11 августа 2016. Архивировано из 23 сентября 2017 года.
  21. . из оригинала 1 декабря 2017 . Дата обращения: 15 февраля 2018 .
  22. . Дата обращения: 11 августа 2016. Архивировано из 17 августа 2016 года.
  23. bozaboza.narod.ru. Дата обращения: 15 февраля 2018. 28 декабря 2017 года.
  24. Екатеринбург литературный : Энциклопедический словарь / Гл. ред. В. А. Блинов , Е. К. Созина . — Екатеринбург : , 2016. — С. 106. — 448 с. — 500 экз. ISBN 978-5-7525-3058-6 .
  25. . Дата обращения: 6 февраля 2015. 6 февраля 2015 года.
  26. . Дата обращения: 6 февраля 2015. 6 февраля 2015 года.
  27. . Дата обращения: 11 августа 2016. 25 сентября 2021 года.
  28. . Дата обращения: 11 августа 2016. 21 августа 2016 года.
  29. Татьяна Павлова. . Техника Молодёжи (15 сентября 2012). Дата обращения: 11 августа 2016. Архивировано из 20 августа 2016 года.
  30. Юрий Омельченко. . Правда (8 февраля 2016). Дата обращения: 11 августа 2016. 15 августа 2016 года.
  31. Шифферс Е. Л. Религиозно-философские произведения. — М. : Русский институт, 2005. — С. 594. — 656 с. — ISBN 5-98379-041-2 .
  32. Грехова И., Погодин С., Фадеев Л. Предостережение ныне живущим. Из истории создания «Масок скорби» // Веси. — 2017. — № 10. — С. 8.
  33. Грехова И., Погодин С., Фадеев Л. Предостережение ныне живущим. Из истории создания «Масок скорби» // Веси. — 2017. — № 10. — С. 9.
  34. Хазанов А. М. О ком скорбеть и кого забыть? (Ре)конструкция коллективной памяти в современной России // Историческая экспертиза. — 2017. — № 1 (10). — С. 45.
  35. Дубичева К. Скорбь в бронзе // Российская газета. Регион. Сделано в УрФО. — 2017. — № 270. — С. 41.
  36. // Коммерсантъ. 20 сентября 2021 года.
  37. Елена ТРЕТЬЯКОВА. . perm.kp.ru (10 августа 2016). Дата обращения: 9 апреля 2021. 12 апреля 2021 года.
  38. Екатеринбург литературный. Энциклопедический журнал. — Екатеринбург: Кабинетный ученый, 2017. — С. 244.
  39. Дата обращения: 8 сентября 2016. 16 сентября 2016 года.
  40. Дата обращения: 8 сентября 2016. 16 сентября 2016 года.
  41. . Дата обращения: 10 августа 2016. Архивировано из 13 марта 2012 года.
  42. . Дата обращения: 10 августа 2016. Архивировано из 13 марта 2012 года.
  43. . Дата обращения: 8 сентября 2016. 21 сентября 2016 года.
  44. 28 января 2012 года.

Литература

  • Кентавр: Эрнст Неизвестный об искусстве, литературе и философии / сост. А. Леонг. — М.: «Прогресс — Литера», 1992. — 240 с.
  • Неизвестный, Э. Говорит Неизвестный. — М., 1992. — 140 с.
  • Эрдниева, Т. Д. Страна чудес Бумба в иллюстрациях В. А. Фаворского. Путь изгнания и возвращения, воплощенный в памятнике Э. И. Неизвестного «Исход и Возвращение»: искусствоведческий анализ / Нац. б-ка им. А. М. Амурм — Санана, Отд. «Литература по искусству и аудиовизуальным материалам»; сост. М. В. Джагдаева; ред. Л. П. Акиева. — Элиста, 2010. — 40 с.
  • Неизвестный Эрнст Иосифович // Иванян Э. А. Энциклопедия российско-американских отношений. XVIII—XX века. — М.: Международные отношения, 2001. — 696 с. — ISBN 5-7133-1045-0 .

Ссылки

  • .
  • Логотип YouTube
  • .
  • .
  • Олег Сулькин. . izbrannoe.com (2016). Дата обращения: 11 декабря 2016.
Источник —

Same as Неизвестный, Эрнст Иосифович