Interested Article - Бергамаска

Бергамáска ( итал. bergamasca ; также варианты написания bergamask, bergomask, bergamesca ) — старинный итальянский танец, распространённый в обиходе крестьян Северной Италии XVI XVII веков . Название танца естественным образом произошло от названия местности — города Бергамо и одноимённой провинции .

Характерные черты

Как правило, в каждой итальянской провинции есть (или был) свой самобытный, уникальный танец, — своеобразная визитная карточка местности и проживающего там населения. В провинции Бергамо в XVI-XVII веках такую функцию выполняла бергамаска — оживлённый и очень энергичный танец, часто сопровождаемый мелодией весёлого и энергичного характера. Музыка танца — чёткая, ритмичная, в четырёхдольном размере, с чётким разделением на восьмитактовые периоды и неизменным повторением гармонической последовательности I – IV – V – I , часто служившей основой для вариаций (или импровизаций ) на basso ostinato .

История танца

Несмотря на то, что бергамаска никогда не была придворным танцем, тем не менее, она приобрела невероятную популярность у всех сословий не только по всей Италии, но и в прочих западноевропейских странах – Англии , Франции , Германии . Например, в Англии этот «далёкий» танец был известен уже в XVI веке. Документальное свидетельство этого исторического факта мы находим в пьесе Уильяма Шекспира , комедии « Сон в летнюю ночь » (1594-96 г.): заключительный танец первой сцены пятого акта – бергамаска. А на королевских балах Франции этот жизнерадостный танец с большим энтузиазмом отплясывал Людовик XIII .

Вокальную разновидность бергамаски с несложными стихами можно обнаружить в третьей книге справочника народных песен «Villote del Fiore» , собранного итальянским певцом и композитором XVI века Филиппо Адзайоло () .

Начиная с середины XVII века, бергамаска как обиходный танец начинает выходить из употребления и постепенно уходит в инструментальную музыку , как хара́ктерный и эксцентричный итальянский жанр.

Бергамаска в инструментальной музыке

Марко Учеллини (1603/10—1680)
«Ария сопра ла Бергамаска» (1642)

Первые упоминания об инструментальных бергамасках мы находим в исследовательских работах Гуго Римана . Первые образцы использования формы бергамаски он обнаружил в творческом наследии композиторов эпохи раннего барокко , например, в двух и трёхголосных сонатах : Марко Учеллини ( Aria Sopra la Bergamasca, 1642 ), партитурах Саломоне Росси ( Sonata sopra la Bergamasca ) и Самуэля Шейдта ( Canzon «Bergamasca» ). Также бергамаску можно встретить среди сочинений Джироламо Фрескобальди ( Bergamasca dai Fiori Musicali ). Всё это были преимущественно пьесы полифонического склада с разнообразными вариациями на basso ostinato.

Самуэль Шейдт (1587—1654)
Канцона «Бергамаска»

В конце XVII–начале XVIII века к жанру бергамаски не раз обращался Дитрих Букстехуде и, чуть позднее, И.С. Бах . Например, в заключительной части Гольдберг-вариаций , в Quodlibet , Бах использует мелодию немецкой народной песни «Kraut und Rüben haben mich vertrieben» , своими интонациями напоминающую бергамаску.


В XIX веке появилась новая «бергамаска», на первый взгляд никак не связанная со старинной. Она, подобно тарантелле , исполнялась в размере 6/8, в быстром темпе и с характéрным акцентом на второй половине такта . Именно эту, модифицированную , форму танца использовал композитор XIX века Альфредо Пьятти () в своей виртуозной пьесе «La Bergamasca» для виолончели с фортепиано, Op. 14.

В конце XIX века, в 1890 году , Клод Дебюсси написал свою знаменитую «Бергамасскую сюиту» для фортепиано. Хотя в сюите нет прямого «упоминания» или цитирования бергамаски в её исконном мелодическом или структурном виде, в ней, тем не менее, присутствуют импрессионистские образы и впечатления композитора от живописных окрестностей Бергамо.

Ссылки на музыкальные примеры

  • Музыкальный пример -
  • Музыкальный пример -
  • Музыкальный пример -
  • Музыкальный пример -
  • Музыкальный пример -

Комментарии

  1. Термин «соната» появился в XVI веке и, в противовес кантате ( итал. cantare — петь), обозначал любую инструментальную музыку.
  2. Пьеса — небольшое музыкальное обычно инструментальное, реже вокальное, произведение лирического или виртуозного характера.
  3. Кводли́бет (от лат. quod libet — что угодно) — шуточное музыкальное произведение, составленное из разных популярных мелодий и текстов, или их отрывков.
  4. В дословном переводе на русский язык эта фраза звучит так — «Капуста и репа довели меня» .
  5. Модификация (поздне лат. modificatio — установление меры , от лат. modus — мера, вид, образ, преходящее свойство и лат. facio — делать) — преобразование, усовершенствование, видоизменение чего-либо с приобретением новых свойств. Модификации — качественно различные состояния или разновидности чего-либо.

Примечания

  1. Михельсон А. Д. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней. — 1865.
  2. ↑ // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  3. Музыкальная энциклопедия. // Под ред. Ю. В. Келдыша. — М. : Советская энциклопедия, Советский композитор. 1973—1982
  4. Худеков С.Н. История танцев. Часть 2. — СПб.,1914 г.
  5. Глаголева Е.В. «Повседневная жизнь королевских мушкетёров». — М.: Изд. Молодая гвардия, 2008 г.
  6. Риман Г. Музыкальный словарь [Пер. с нем. Б.П. Юргенсона, доп. рус. отд-нием] — М.: Директ Медиа Паблишинг, 2008г.

Внешние ссылки

Same as Бергамаска