Interested Article - Капков, Яков Фёдорович

Яков Фёдорович Капков ( 1816 1854 ) — русский исторический живописец , жанрист и портретист .

Жизнь и творчество

Яков Капков родился в 1816 году в семье небогатого подрядчика, крепостного князя Михаила Семёновича Воронцова .

Исцеление Митрополитом Алексеем Тайдулы , жены Чанибека — Хана Золотой Орды

Первичное художественное образование получил под руководством Алексея Егорова в его мастерской . Несмотря на крайнюю бедность, имея возможность питаться — в буквальном смысле — только хлебом с квасом, он всей душою стремился в Академию художеств и, чтобы попасть туда, представил несколько отборных рисунков собственной работы своему барину, князю М. С. Воронцову, и просил позволения выкупиться от него; князь Воронцов, видя в нём действительный талант, отпустил его на волю без всякой платы (1832). Однако последнее обстоятельство чуть было не погубило художника: он предался разгульной жизни, пока не истратил всех приготовленных на выкуп денег. Тогда, почувствовав стыд своего поведения и влекомый по-прежнему к искусству, он покаялся во всем отцу и умолял его об определении в Академию. Отец всегда смотрел косо на занятия сына, но мачеха поощряла в нём страсть к живописи .

Прибыв в Санкт-Петербург , Капков поступил в Императорскую Академию художеств пенсионером Общества поощрения художников и стал учеником Карла Брюллова , который обратил внимание на юношу благодаря его копии картины Гвидо Рени «Архангел Михаил» .

Я. Ф. Капков. «Вдовушка»

В 1842 году за картину «Смерть Алкивиада» Капков получил малую золотую медаль, а в 1845 году за исполнение программы «Силоамская купель» (ныне в Псковском музее-заповеднике ; копия работы Ивана Крамского находилась в Академии художеств ) награждён большой золотой медалью и званием классного художника XIV класса .

Вслед за этим отправился в Италию , но в 1849 году из-за политических обстоятельств ( европейских революций 1848—1849 годов ) вместе с другими русскими художниками был вынужден вернуться на родину. В 1850 году снова был послан за границу для оттачивания художественных навыков, однако не на Восток, как о том ходатайствовало начальство, а на Запад — в Голландию и Испанию .

Пленясь ещё во время пребывания своего в Папской области живописью до-Рафаэлевской эпохи, Капков мечтал о воскрешении у нас стиля Мазаччо, Беато Анджелико и других живописцев тех же времен, когда священные изображения писались с полною верою, и потому снова стремился в Италию; но смерть его сестры, которая содержала их мачеху, тогда уже вдову, заставила его вернуться в Петербург; здесь он купил для мачехи на последние деньги небольшой домик, и вынужден был отказаться от поездки. До самой смерти проживал в столице Российской империи , где и скончался 29 марта 1854 года .

Помимо вышеупомянутых картин Я. Ф. Капкова, согласно статье Александра Сомова в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона , лучшими считаются: «Татьяна, читающая своё письмо к Онегину», «Мария и Зарема» и «Вдовушка» . Также им были написаны ещё несколько прекрасных по тому времени портретов в том числе: профессора Куторги, семейства Черткова, госпож Резановой и Бенуа и другие .

Примечания

  1. ↑ , с. 474–475.
  2. ↑ , с. 385.
  3. Моисеева С. В. «…К лучшим успехам и славе Академии» : Живописные классы Санкт-Петербургской Академии художеств XVIII — первой половины XIX века / С. В. Моисеева. — СПб. : Дмитрий Буланин, 2014. — С. 77. — 215, [296] с. : цв. ил. — 1000 экз. — ISBN 978-5-86007-761-4 . — OCLC .

Литература

Same as Капков, Яков Фёдорович