Французские живописцы рококо
- 1 year ago
- 0
- 0
Рококо́ ( фр. rococo ; ироничное переложение слова рокайль (rocaille) — «щебень, галька, каменные обломки» (уменьшительное от rос — «скала, камень»)) — наименование художественного стиля западноевропейского, главным образом французского, искусства второй четверти и середины XVIII века. Термин, вошедший в употребление в конце XVIII века , в период неоклассицизма , поэтому вначале его использовали с негативным оттенком в значении «вычурный, прихотливый, искажённый».
В 1736 году французский ювелир, рисовальщик-орнаменталист и резчик по дереву Жан Мондон-сын опубликовал альбом гравированных рисунков под названием «Первая книга форм рокайль и картель» (Premier Livre: De forme Rocquaille et Cartel). Картель ( фр. cartelle , от итал. cartoccio — «бумажный свёрток, кулёк», итал. carta — «бумага») — мотив, как и схожий с ним картуш , напоминающий полуразвёрнутый рулон бумаги с причудливо надорванными или загнутыми углами, однако он не похож на рокайль . В отличие от картушей, волют и ренессансных симметричных раковин морского гребешка, рокайль представляет собой не стилизацию , а абстрактный завиток в виде буквы «С», как правило, дополнительно усложнённый растительными завитками и побегами.
Архитектор французского неоклассицизма Ж.-Ф. Блондель Младший употреблял слово « rocaille » в 1770-х годах в негативном смысле для обозначения причудливых форм предшествующей его творчеству эпохи. Термин «рококо» в ироничном значении (добавив к слову «рокайль» двойное окончание наподобие «обезьянничанье») использовал Ж.-Ж. Руссо , когда высмеивал вкусы и нравы «эпохи маркиз».
Согласно Этьенну Делеклюзу , ироничный термин «рококо» был изобретён около 1797 года в насмешку Морисом Кэ , учеником Жака-Луи Давида и поборником классицизма , «доведённого до крайности», однако первоначально не выходил за пределы профессионального жаргона художников . С 1759 года в Германии встречается синоним термина «рокайль» — « Grillenwerk » («вычурная работа»). Термины «рокайль» и «рококо» (в обыденной речи их часто используют как синонимы ) долгое время сохраняли уничижительное значение, прежде чем были приняты историками искусства примерно в середине XIX века, в период историзма художественного мышления.
В XIX веке стиль рококо неправомерно считали продолжением стиля барокко или даже «высшей стадией искусства барокко». Столь упрощённое понимание сохранялось и в отдельных публикациях XX века: «Вступая в фазу рококо, эмблематика [барокко] всё больше утрачивает самостоятельное значение, и становится частью общего декоративного убранства, наряду с нимфами, наядами, рогами изобилия, дельфинами и тритонами […] „Амуры божества любви“ превращаются в — putti — рококо» .
Между тем, во Франции — на родине рококо — предыдущий стиль Людовика XIV (так называемый «большой стиль» второй половины XVII века) в своей основе был классицистическим с небольшим включением барочных элементов. В отличие от Италии, стиль барокко во Франции не получил значительного распространения. Рококо также следует отличать от переходного стиля Регентства периода Регентства , времени правления регента, герцога Филиппа Орлеанского (1715—1722).
Жермен Базен подчёркивал различия понятий «рокайль» (как разновидности орнамента) и «стиля рококо». Ссылаясь на французского историка и теоретика искусства Луи Откёра , он подчёркивал, что «стиль рококо происходил не только из определённой системы орнамента, но и из новой органической архитектурной концепции, которая выражалась в по-новому организованных плоскостях» .
Во французской историографии орнамент рокайля и стиль рококо, а также стиль Регентства и стиль рококо рассматривают раздельно. Кроме того, отмечается и другое различие: под «стилем Людовика XV» понимают исключительно придворное искусство узкого круга аристократических заказчиков в Париже и Версале ; термин «рококо» распространяют на более широкий круг произведений искусства, а также моды и стиля жизни, мироощущения и мирочувствования первой половины XVIII века, вплоть до распространения на другие страны Европы . Наиболее известным художником периода Регентства во Франции является Антуан Ватто , творчество которого служит прологом к стилю рококо .
В переходный период Регентства после роскоши «большого стиля» времени правления Людовика XIV, скончавшегося в 1715 году, искусство переместилось из дворцовых пространств Версаля в камерные салоны и гостиные парижской знати. Второй причиной камерности «стиля рокайля» является происхождение основного декоративного элемента от растительного завитка. Рококо — оригинальное французское изобретение, выпадающие из основной линии эволюции больших постренессансных архитектурных стилей: классицизм — барокко — неоклассицизм . Ещё одна особенность заключается в том, что даже в Париже стиль рококо формируется в 1740-х годах и далее развивается параллельно с нарождающимся неоклассицизмом позднего «стиля Людовика XV» и периодом правления Людовика XVI (1774—1792). В эпоху Просвещения отношение к нему было весьма критичное. Так, Д. Дидро называл этот стиль «временем испорченного вкуса» . Эстетика переходного периода отражена в письме от 7 апреля 1770 года французского мастера Жака Ретье Третьего , изготавливавшего для Екатерины II в 1770—1774 годах серебряный сервиз, позднее названный «Орловским» (сохранившиеся предметы хранятся в Государственном Эрмитаже ). Это письмо отразило смену вкусов, происходившую в то время во Франции: «…поскольку Её Императорское Высочество желает, чтобы отказались от всех видов фигур и картелей, мы приложим все усилия, чтобы заменить их античными украшениями и следуя лучшему вкусу, согласно пожеланиям…» (цит. по документу из РГИА).
Несмотря на популярность новых «античных форм», вошедших в моду в конце 1750-х годов (это направление получило наименование « греческого вкуса »; предметы этого стиля часто неверно принимают за «позднее рококо»), стиль рококо сохранял свои позиции в придворном аристократическом искусстве вплоть до конца столетия. Во Франции период рококо иронично называли «временем Купидона и Венеры » .
Вопреки отсутствию рациональности, причудливости и «каприччо», стиль рококо оставил много выдающихся памятников, которые прельщают своей оригинальностью и весёлой красотой, живо переносящими нас в эпоху румян и белил, мушек и пудреных париков (отсюда немецкие названия стиля: Perückenstil («стиль париков») и Цопфстиль (Zopfstil) — «стиль косички».
Кроме стилевых разновидностей и течений «первого рококо» XVIII века существует неорококо — один из неостилей в европейском искусстве периода историзма . В разных странах Западной Европы и в России этот неостиль имел различные наименования, идейные основы, иконографические источники и хронологические границы. Специалисты выделяют «второе», «третье» и «четвёртое» рококо . Во Франции второе рококо именовали «стилем реставрации», или «легитимистским» (законным) стилем, «стилем Карла Х» (1824—1830) и « стилем Луи-Филиппа » (1830—1848). В Англии это « ранний викторианский стиль ». Третье рококо 1860—1880-х годов, более эклектичное , чем второе, с элементами шинуазри , иронично именовали «стилем Помпадур». Краткий период «четвёртого рококо» в Австрии, Германии и России пришёлся на период модерна (1890—1910-е годы) .
В отличие от барочных картушей , волют , раскреповок антаблемента , завиток рокайля носит атектоничный и деструктивный характер. Отсюда слабая распространённость стиля рококо в архитектуре (за исключением интерьеров и последующих стилевых модификаций запоздалого барочно-рокайльного стиля середины XVIII века в искусстве Баварии, Саксонии и России в лице Б. Ф. Растрелли ).
В барочных завитках-волютах идеально выражены конструктивное усилие, динамика и напряжение форм. Атектоничность рокайля объясняет почему, в отличие от волют и консолей, этот элемент не встречается в архитектурных конструкциях, а только в орнаменте , в том числе архитектурном, как бы наложенным на стену, а также, в наибольшей степени, в орнаментальной гравюре, декоративной резьбе, вышивке, чеканке по металлу и ювелирном искусстве .
Отбросив помпезность и напыщенность искусства времён Людовика XIV, архитектура малых, камерных форм стиля рококо стремится быть лёгкой, приветливой, игривой. Архитекторы и рисовальщики не заботятся ни об органичном сочетании и распределении частей сооружения, ни о целесообразности их форм, а распоряжаются ими произвольно, вплоть до каприза, избегают симметрии, без конца варьируют расчленения и орнаментальные детали. Поэтому специалисты именуют основной принцип формообразования в стиле рококо не тектоничным, а «вариационным». Динамичность, которую находят в обоих стилях (барокко и рококо), — писал В. И. Локтев , — не одна и та же. Динамика барокко — в резких контрастах, рококо — в вариационности и моторности…". В интерьерах стиля рококо используются анфилады , которые являются открытием Ренессанса, но по-особенному. Перед зрителем развёртывается «бесконечный вариационный ряд». «Ренессансный зритель предпочитал оставаться в начале анфилады и любоваться уходящей перспективой, а зритель рококо — продвигаться по ней, „нанизывая“ одну вариацию на другую» .
Отсюда столь важное значение зеркал, отражающихся друг в друге и делающими, как и падуги , незаметными переходы от одного объёма к другому. Таким образом, человек, вступающий в интерьер стиля рококо, попадает в зыбкий, непостоянный и очень сложный мир бесконечных вариаций.
В созданиях этой архитектуры прямые линии и плоские поверхности почти исчезают или, по крайней мере, маскируются фигурной отделкой; карнизы помещаются над карнизами; высокие пилястры , кариатиды и теламоны подпирают ничтожные выступы, фронтоны , чаще «разорванные», увенчиваются вазами, пирамидами, скульптурными фигурами, трофеями. Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах и десюдепортах , пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, маскаронов , цветочных гирлянд и фестонов . При этом обрамляющая и заполняющая функции орнамента часто меняются местами, что ещё более усиливает «моторность» восприятия архитектурной композиции.
На потолках и стенах используются лепной декор, резьба и позолота. Стены оформляются деревянными панелями — ламбри либо обтягиваются шёлковыми тканями. На полу — узорный паркет и ковры. Цветовая гамма интерьеров в стиле рококо, как правило, лёгких «пастельных тонов»: розовый «помпадур», цвет бедра нимфы , голубой, светло-зелёный в сочетании с золотом и серебром.
Как и во всех прочих французских «королевских стилях» (Людовика XIV, Людовика XV, Людовика XVI) важное значение «носителя стиля» имело искусство орнаментальной гравюры. Исследователи считают, что сам жанр орнаментальной гравюры приобрёл стилеобразующее значение в эпоху Людовика XIV, хотя художники-рисовальщики и гравёры работали в области орнамента и ранее, начиная с XV века в связи с интенсивным развитием художественных ремёсел .
Работая в том жанре, художники не были регламентированы сюжетом и требованиями заказчика, они давали волю фантазии, отрабатывая до совершенства формальные элементы стиля, которые затем использовали другие мастера: керамисты, резчики по дереву, чеканщики по металлу, ткачи и ювелиры. В период Регентства сочинением орнаментов помимо живописи занимался Антуан Ватто . Выдающимися мастерами орнаментальных композиций были Франсуа де Кювилье и Ж.-О. Мейссонье , Николя Пино , Жак де Лажу , Жиль-Мари Оппенор .
Именно в эпоху рококо произошло открытие в 1708 году европейского фарфора И. Ф. Бётгером в Майсене (Саксония). Стиль рококо оказывал в те годы значительное влияние на саксонское искусство. Тонкий, белоснежный и полупрозрачный, звонкий, с красочной росписью под блестящей глазурью, фарфор будто самой природой создан для воплощения эстетики стиля рококо. Наиболее выдающимся мастером не только знаменитой майсенской мануфактуры , но и общеевропейского рококо, в фарфоровой пластике является Иоганн Иоахим Кендлер . Известны также имена П. Райнике, И. Ф. Эберлайна. Продукцию Майсена затронули и китайские влияния, вплоть до прямого подражания: « стиль какиэмон » и разнообразных стилизаций (шинуазри). На фарфоровой мануфактуре в Нимфенбурге , основанной в 1747 году, с 1754 года работал выдающийся художник, скульптор-модельер Франц Антон Бустелли . Произведения Бустелли — небольшие, ярко расписанные фигурки и скульптурные группы — « галантные сцены », дамы и кавалеры, персонажи итальянского театра Комедия дель арте , — отличаются лёгкостью и изяществом подлинного рококо.
В эпоху рококо получило интенсивное развитие искусство «златокузнецов» ( нем. Goldschmied), мастеров-чеканщиков по золоту и серебру, ювелиров и создателей больших столовых сервизов из серебра. Одними из самых знаменитых были мастера семьи Ретье , , а также Ф.-Т. Жермен , Клод Баллен , Иеремия Позье и многие другие.
Мебель рококо отличается изысканными контурами, изогнутыми линиями, ножками типа кабриоль , украшениями маркетри и бронзовыми золочёными рокайльными накладками. Характерны небольшие консольные столики, секретеры, бюро, комоды, шифоньеры, кушетки Дюшес-бризе ( фр. duchesse brisée — разбитая герцогиня). Два наиболее распространенных типа кресел — «Бержер» и «Маркиза». Знаменитым произведением эпохи является Королевское бюро ( фр. Bureau du Roi) — цилиндрическое бюро , шедевр мебельного искусства Франции XVIII века, созданный для короля Людовика XV выдающимся мастером-мебельщиком Ж.-Ф. Эбеном в 1760 году по рисунку Жан-Клода Дюплесси и законченное Жан-Анри Ризенером в 1769 году. Бюро с цилиндрической крышкой украшено маркетри, вызолоченными бронзовыми деталями и плакетками севрского фарфора .
Выдающимися мастерами мебели были Давид Рёнтген , Шарль Крессан , Жак Дюбуа, Ж.-Ф. Эбен , Пьетро Пиффетти, Эннемон-Александр Петито, Джузеппе Маджолини. Ведущее положение в изготовлении мебели в Италии занимали мастерские Турина и Венеции. Под влиянием французского рококо и шинуазри работал выдающийся английский мастер-мебельщик Томас Чиппендейл .
В живописи рококо, как и в других видах искусства, отражалась идеология, эстетика и вкусы, основанные на пасторальных темах и идеализации сюжетов из светской (в частности — придворной) жизни. Основные темы — вечная молодость и красота, галантное и меланхолическое времяпрепровождение, стремление укрыться от реальности в пастушеских идиллиях и придуманных «сельских радостях», элегические , лирические , идиллические настроения, лёгкая ирония и эротизм . Популярные жанры : пастораль , буколика , светский портрет и « галантные празднества » ( фр. Fêtes galantes) — как живописец такого необычного жанра в 1717 году в Королевскую Академию живописи был принят Антуан Ватто .
На смену репрезентативности пришла изысканная декоративность, прихотливая игра форм. Наиболее ярко живопись рококо проявилась во Франции и Италии. Место контрастов и ярких красок заняла иная, приглушённая гамма цветов, лёгкие пастельные тона: розоватые, голубоватые, сиреневые. Другой, характерной чертой того времени была эротика. Создано много картин, изображающих обнажённую натуру: нимф , « венер »: купающихся либо раздевающихся перед купанием. Крупнейший представитель живописи рококо во Франции — Франсуа Буше , работавший в жанре портрета и сельского (пасторального) пейзажа. Другим был Ж.-О. Фрагонар . В Италии — Джамбаттиста Тьеполо . Видным художником является Пьетро Лонги . Его бытовые сцены вполне соответствуют характеру стиля рококо — уютные гостиные, праздники, карнавалы. Кроме этого, в Италии в это время развивалось и другое течение, которое не вполне вписывается в рамки стиля. Это — ведута , точное изображение городских видов, прежде всего Венеции. Виды Венеции писали Каналетто и Франческо Гварди , Бернардо Беллотто .
В «чистом виде» музыкальный стиль рококо проявил себя в творчестве «великих французских клавесинистов » Франсуа Куперена и Жана Филиппа Рамо . Совершенно в той же манере работали их менее известные сегодня современники: Луи Клод Дакен , Жан Жозеф де Мондонвиль , Антуан Форкре , Андре Кампра , Жозеф Боден де Буамортье , Луи Николя Клерамбо , Марин Маре и многие другие. Своим предтечей в один голос они объявляли великого Жана Батиста Люлли . Помимо Франции, музыка рококо развивалась и в странах Германии, так как этому стилю благоволили Мария Терезия и Фридрих Великий . Среди композиторов этого стиля нужно отметить Йоханна Адольфа Хассе , Эммануэля и Кристиана Бахов , а также Леопольда Моцарта , влияние стиля также заметно в музыке его сына Амадея и Йозефа Гайдна .
Для стиля рококо в музыке характерны те же черты, что и для живописи и архитектуры . Обилие мелких звуковых украшений и завитков (так называемых « мелизмов », аналогичных извилистым линиям стилизованных « рокайлей », преобладание маленьких (ювелирно отделанных в деталях) и камерных форм, отсутствие ярких противопоставлений и драматических эффектов, господство тем и образов, знакомых по картинам Буше: игривых, кокетливых и галантных . Да и сам по себе инструмент, клавесин , переживший в эпоху галантного стиля и рококо свою наивысшую точку расцвета и популярности, что это как не наивысшее выражение всех черт того же стиля рококо? Камерный, небольшого (или даже совсем маленького) размера инструмент, с негромким звуком, быстро затухающим и требующим большого количества мелких нот для заполнения пространства. Само собой, что внешняя отделка инструмента: вычурная, богатая, полная мелких украшений и тончайших деталей неизбежно дополняла единство стиля.
Но даже и в крупных формах ( операх , балетах и кантатах ) все эти черты проявили себя в полной мере. Так, большие оперы Рамо и Кампра также построены из небольших номеров, связанных между собой по сюитному принципу, а иногда и вовсе представляют собой феерическую сюиту , практически не связанную каким-либо вразумительным общим сюжетом . Наиболее известные произведения этого типа: « Галантная Индия » Рамо, « » и « Галантная Европа » Кампра. Герои мифологических сюжетов опер представляли собой галантных кавалеров и дам, переодетых в пышные костюмы по принципу маскарада . Очень популярен был также жанр пасторали , с такими же галантными пастухами и пастушками, разумеется, ничего общего не имеющими с реальными крестьянскими типажами , занимающимися выпасом скота .
В инструментальной музыке господствовала такая же галантная жанровая, портретно - пейзажная , пасторальная или танцевальная миниатюра (для клавесина , виолы , иногда с добавлением флейты , скрипок и гобоя ). Музицировали, как правило, в сюитной форме , со временем постепенно набиравшей количество частей и обогащающейся многочисленными подробностями. Классическая барочная сюита, обычно состоявшая из 3-5 танцев с простыми жанровыми названиями сначала обогатилась новыми «вставными» французскими танцами, такими как паспье , бурре , менуэт , павана , гальярда , а затем начала включать в себя и свободные, фантазийные части с пейзажными, жанровыми или даже персональными названиями. В сравнительно краткую эпоху Рококо сам по себе жанр сюиты сначала был доведён клавесинистами и мастерами инструментальных жанров до своего высшего развития, а затем до истощения и упадка, после которого он попросту покинул профессиональную музыкальную среду на добрую сотню лет.
Поскольку музыка звучала на светских приёмах и во время еды, особо приветствовались разные выдумки, карнавальные имитации и остроумные развлекательные приёмы для увеселения аристократических слушателей. Неизменной популярностью пользовались яркие звукоизобразительные пьесы, например, такие, как «Курица» Рамо и «Маленькие ветряные мельницы» Куперена (для клавесина) или «Катание на санях» Леопольда Моцарта (для оркестра). Этот успех привёл к многочисленным подражаниям, повторениям и репликациям в творчестве других авторов, что вообще было характерно для эпохи барокко в целом. Иногда занимательные эффекты перемещались прямо в музыкальную сферу, пародируя или изображая коллегу-композитора или передразнивая некоторые профессиональные привычки самих музыкантов. В этом плане особенно показательна «Соната - квартет» , носящая подзаголовок «Галантные и занимательные разговоры между поперечной флейтой, скрипкой, басовой виолой и виолончелью» ( 1743 ). В салонах чаще всего исполнялись томные или игривые любовные песни, а также популярные арии из опер Рамо, Кампра и Люлли в переложении для клавесина или маленького камерного ансамбля .
Мода эпохи рококо отличалась стремлением к рафинированности, утончённости и намеренному искажению «естественных» линий человеческого тела.
Моду рококо принято считать женственной модой, так как в эту эпоху произошло максимальное приближение мужской моды к типично-женским образцам.
Идеал мужчины — утончённый придворный, франт. Идеал женщины — хрупкая стройная жеманница. В моде — осиная талия , узкие бёдра, хрупкие плечи, круглое лицо. Этот силуэт оставался неизменным на протяжении всей эпохи рококо. Женщины носят пышные юбки — панье , создающие эффект «перевёрнутой рюмочки».
Женская причёска претерпела значительные изменения . Так, в 1720—1760-х годах (после того, как фонтанж окончательно вышел из моды) в моде была гладкая, маленькая причёска с рядами ниспадающих локонов. Потом причёска начала «расти», чтобы в 1770-е годы превратиться в знаменитые «фрегаты» и «сады», которые так любила Мария-Антуанетта . Мужчины сперва отпускали с боков букли , а сзади носили длинную косу. В моде были белые напудренные парики, с закрученными с боков буклями, косичкой и бантом сзади.
Основным типом мужской одежды оставался жюстокор , со времен моды барокко, но позже его стали называть аби . Под него надевали камзол. Носили белоснежные рубашки, кружевные жабо и шейные платки. Жюстокор имел в начале века более прямую форму, затем претерпел эволюцию: его полы стали шире, как бы торчали в разные стороны. На рукавах были широкие обшлага. На карманах — огромные клапаны. Женское платье также претерпело подобную эволюцию: сперва оно было уже, затем начало расширяться и расширилось до предела. В качестве головного убора популярной оставалась треуголка.
Эпоха рококо принесла моду на пастельные, приглушённые (по сравнению с эпохой барокко ) тона: нежно-голубой, бледно-жёлтый, розовый, серо-голубой. Если в эпоху барокко все женщины выглядят значительными и зрелыми (им как будто всем за тридцать), то рококо — это время юных нимф и пастушек, которым никогда не будет больше двадцати. Румяна и пудра помогают всем дамам выглядеть молодыми, хотя эти лица и превращаются в безжизненные маски. Модные запахи, духи , — фиалковый корень, нероли, пачули, розовая вода.
Стиль рококо в литературе получил наибольшее распространение во Франции XVIII века . Литературные произведения этого периода отличались утончённым изяществом, лишённым каких-либо гражданско-патриотических мотивов; им свойственны фривольность , игривость и беззаботность. Актуальность приобретают идеи гедонизма , которые и становятся своего рода основой творчества многих поэтов и писателей, создававших свои произведения в стиле рококо . Литература рококо — это преимущественно малые формы: изящные пасторали, комедии масок, эротические поэмы, игривые стихи и новеллы. Наиболее заметными произведениями в стиле рококо можно назвать «Купанье Зелиды» маркиза де Пезаи (), «Четыре часа туалета дамы» аббата де Фавра (), галантные романы и сказки Луве де Кувре , графа Кейлюса и др.
Лирика рококо гораздо легче высокопарной поэзии классицизма , в связи с чем получает название «лёгкая поэзия» ( фр. poésie légère) или «поэзия мимолётностей» ( фр. poésie fugitive). Наиболее распространёнными для стиля формами были застольные песни, игривые послания, мадригалы , сонеты и эпиграммы (лирика Эвариста Парни , маркиза де Лафара и др.)
В Англии стиль рококо не получил в литературе широкого распространения. В Италии и Германии наоборот, было много приверженцев данного стиля, в частности Паоло Антонио Ролли и Пьетро Метастазио — в Италии, и Ф. Хагедорн, И. Глейм, И. Н. Гёц — в Германии .