Interested Article - 35-мм киноплёнка

35-мм позитивная киноплёнка « Свема » с отпечатанными изображением и оптической звуковой дорожкой

35-мм киноплёнка киноплёнка шириной 34,975±0,025 миллиметра с двухсторонней перфорацией . Наиболее распространённый фотоматериал в профессиональном кинематографе и малоформатной фотографии . Несмотря на успешное развитие как более широких, так и более узких и дешёвых форматов, 35-мм киноплёнка остаётся доминирующей благодаря удачному балансу между экономичностью и качеством изображения. Современное понятие «35-мм формат» в цифровой аппаратуре обозначает стандарты кинооптики и размеры сенсоров , заимствованные у различных кинематографических систем на такой киноплёнке.

Историческая справка

Размеры и расположение кадра различных кинематографических систем на 35-мм киноплёнке

35-мм киноплёнка часто называется «нормальной», поскольку занимает промежуточное положение между «узкими» форматами 16 и 8-мм и «широким» 65 и 70-мм. На протяжении целого столетия она является наиболее массовым типом кинематографического носителя . Её распространение связывают с предпочтением этого формата Луи Люмьером и ведущей ролью французского кинематографа в начале XX века . Исторически она появилась первой: её форма и размеры установлены в 1889 году Уильямом Диксоном и Томасом Эдисоном , использовавшими такой носитель для « Кинетоскопа » . Киноплёнка шириной 1,375 дюйма , заказанная для аппарата в компании Eastman Kodak , была получена разрезанием вдоль уже выпускавшейся неперфорированной роликовой фотоплёнки шириной 70-мм . В качестве международного стандарта 35-мм киноплёнка утверждена в 1909 году Конгрессом кинопредпринимателей по предложению Жоржа Мельеса . Несмотря на это, название «Стандарт Эдисона» ещё долго ассоциировалось с такой киноплёнкой, остающейся без существенных изменений более 100 лет . Появление общего формата киноплёнки, пригодного для демонстрации в большинстве кинотеатров , в огромной степени способствовало распространению кинематографа.

Расстояние между рядами перфораций современной киноплёнки равно 1 дюйму, а при частоте съёмки немого кинематографа 16 кадров в секунду её расход составляет 1 фут в секунду. Первоначальные размеры кадра были выбраны Эдисоном, исходя из распространённого в фотографии соотношения сторон 4:3 . Ширина кадра равнялась промежутку между перфорациями в 1 дюйм (25,4 мм) а высота составила 3/4 дюйма (19 мм), определив современный шаг кадра . Позднее Люмьером размеры были уменьшены до 18×24 мм для получения защитного промежутка, став стандартом немого кино . С появлением в кинематографе звука размеры кадра уменьшились до формата « Мувитон » 18×21 мм, а затем до классических 16×22 мм (было освобождено место для оптической фонограммы ) .

Первые несколько десятилетий 35-мм киноплёнка выпускалась на прочной, но горючей основе из нитроцеллюлозы . Материал был исключительно износоустойчив, но чрезвычайно пожаро- и даже взрывоопасен: киноплёнка легко воспламенялась и горела даже без доступа кислорода , выделяя токсичные газы . Один из первых пожаров по её вине, погубивший 124 человека, произошёл в 1897 году на благотворительном базаре в Париже . В 1907 году число жертв возгорания в парижском кинотеатре также превысило сотню . Спустя четыре года аналогичная трагедия случилась в городе Бологое Российской Империи . Эта особенность киноплёнки наложила отпечаток на все технологии кинематографа. Кинотеатры начали строить по специальным проектам, обеспечивавшим надёжное разделение аппаратной с кинопроекторами и зрительного зала. Проекционные окна снабжались аварийными металлическими шторками, а киноплёнка размещалась в специальных кожухах проекторов с герметичным лентопротяжным трактом . Противопожарная заслонка, автоматически опускающаяся перед источником света при обрыве плёнки и остановке механизма, дожила до сегодняшнего дня, как обязательный атрибут 35-мм кинопроекторов. Использование 35-мм киноплёнки в любительском кинематографе было ограничено вплоть до появления безопасной подложки в 1948 году .

Несмотря на все меры предосторожности, крупные пожары, виновником которых была киноплёнка из нитроцеллюлозы, случались регулярно. В 1948 году пожар на теплоходе « Победа », случившийся по той же причине, унёс жизни 42 человек, в том числе китайского маршала Фэн Юйсяна . В 1952 году Kodak, а за ним и все остальные производители, полностью прекратили выпуск горючей киноплёнки, заменив материал подложки на триацетат целлюлозы. В отличие от 35-мм киноплёнки, большинство остальных форматов, появившихся позднее, сразу выпускались на безопасной основе. В начале материалом был диацетат целлюлозы , уступающий нитратной подложке в прочности и износостойкости . Он использовался для любительских 16-мм , 9,5-мм и 8-мм киноплёнок , подверженных износу в меньшей степени из-за небольших скоростей и нагрузок. С появлением триацетата целлюлозы, сопоставимого по важнейшим параметрам с нитроцеллюлозой, он стал стандартным материалом для подложки большинства киноплёнок, получивших обозначение «Безопасная» или Safety Film .

Современные сорта 35-мм киноплёнки, кроме негативной и некоторых контратипных , выпускаются на безусадочной лавсановой подложке. Полиэстеровая подложка обладает высокой прочностью и износоустойчивостью, но для её склейки требуются специальные склеечные прессы с ультразвуковой сваркой . Для удобства монтажа по «классической» технологии соответствующие сорта киноплёнки выпускаются на триацетатной подложке, допускающей склейку обычным киноклеем.

Использование

35-мм киноплёнка стала основой для самого большого количества кинематографических систем . Самыми массовыми после немого кино стали система с классическим форматом кадра, а также кашетированные и анаморфированные широкоэкранные форматы. Наибольшей сложностью и информационной ёмкостью обладают панорамные и кругорамные системы кинематографа, использующие одновременно три и более 35-мм киноплёнок для съёмки и проекции изображения. Появление высококачественных широкоформатных киносистем на 70-мм киноплёнке стало толчком для разработки форматов с близкими размерами кадра на 35-мм киноплёнке. Результатом стали системы « Виставижн » и «Технирама» с продольным расположением кадра.

Известны также способы экономного использования площади 35-мм киноплёнки, на которой фильм размещался в две дорожки с продольным расположением кадра. Одна из попыток была предпринята в 1915 году корпорацией «Duplex», разработавшей киносъёмочную и кинопроекционную аппаратуру для двухрядных фильмов . Позднее похожий принцип использовался в узкоплёночном формате 2×8 мм. Разница заключалась в отсутствии необходимости разрезания готового фильма вдоль, поскольку бобины с ним переворачивались в проекторе так же, как в камере. Однако, небольшой размер кадра 10×19 мм при доступном на тот момент уровне зернистости фотоэмульсий оказался достаточным лишь для домашнего просмотра, при этом уступая уже получившим распространение форматам на 28-мм и 17,5-мм киноплёнках.

В современном профессиональном кинематографе 35-мм киноплёнка остаётся практически единственным типом плёночного носителя для печати прокатных фильмокопий . Из-за преобладания контактного способа печати все кинопроекторы этого формата со времён « Синематографа » рассчитаны на зарядку киноплёнки подложкой к объективу, в то время как в киносъёмочных аппаратах негативная плёнка расположена наоборот . Это позволяет получать на экране прямое (незеркальное) изображение при контактной печати позитива «эмульсия к эмульсии». Съёмка осуществляется как на форматы 35-мм, так и « Супер-16 », и по современной цифровой технологии Digital Intermediate предусматривает дальнейшее сканирование негатива. Возросшее за последние десятилетия фотографическое качество фотоэмульсий позволило отказаться от широких киноплёнок в пользу нормальной, за редким исключением.

В течение нескольких десятилетий 35-мм киноплёнка использовалась для печати диафильмов . Последовательность изображений с субтитрами представляла собой иллюстрированный рассказ, пригодный для публичной демонстрации в домашних условиях и учебных заведениях. Кроме того, на 35-мм обращаемой фотоплёнке изготавливались слайды , составляющие слайд-шоу с подобными диафильмам возможностями. До широкого распространения видеомагнитофонов обе технологии служили в качестве наиболее доступных мультимедийных инструментов.

Шаг кадра

В отличие от большинства узкоплёночных форматов, шаг кадра которых совпадает с шагом перфорации, на 35-мм киноплёнке эти параметры отличаются. Поэтому, шаг кадра различных 35-мм киносистем измеряется как в миллиметрах, так и в перфорациях.

В профессиональном кинематографе стандартным считается шаг в 4 перфорации, что соответствует для позитивной киноплёнки 19 миллиметрам или ¾ дюйма . Этот параметр остаётся неизменным с момента, когда был установлен Эдисоном для кадра с соотношением сторон 4:3 шириной в 1 дюйм . Шаг в 4 перфорации используется во всех прокатных форматах и большинстве производственных , поскольку соответствует стандарту, использующемуся во всех кинопроекторах. Кашетированный кадр уменьшенной высоты также располагается в пределах такого шага, оставляя неиспользованным широкий межкадровый промежуток. Некоторые системы 3D-кинематографа располагают в пределах стандартного шага два кадра стереопары , уменьшенные по высоте вдвое. Шаг кадра, отличающийся от 4 перфораций, используется только в производственных форматах для негатива, рассчитанного на последующую оптическую или цифровую трансформацию.

Потребность в повышении качества изображения заставила разработчиков создать форматы с более крупными размерами кадра, чем доступный в пределах стандартного шага. В таких киносистемах кадр с шагом в 8 перфораций расположен не поперёк, а вдоль 35-мм киноплёнки, которая движется в киносъёмочном и кинопроекционном аппаратах горизонтально . Форматы «Виставижн» и «Технирама» с таким шагом кадра использовались недолго и, главным образом, для негатива . Фильмокопии в оригинальном формате печатались в единичных экземплярах только для фестивальных и конкурсных показов, поскольку требуют специальных кинопроекторов, несовместимых с другими форматами . Горизонтальный ход киноплёнки также предопределил расположение и размеры малоформатного кадра с таким же шагом в фотоаппаратах . Такой же шаг кадра использовался в системах стереокинематографа , например советской «Стерео-35», с так называемой «вертикальной стереопарой », в которой её разные части располагались на классических кадрах друг над другом . Увеличенный шаг кадра в 6 перфораций использовался в панорамных киносистемах « Синерама », «Синемирэкл» и « Кинопанорама », использующих одновременно три 35-мм киноплёнки. Каждый кадр на экране состоял из трёх кадров на разных киноплёнках с таким шагом.

Рост фотографического качества фотоэмульсий позволил уменьшить размеры кадра и укоротить его шаг в некоторых производственных форматах. Современные киносъёмочные аппараты используют шаг в 3 и даже 2 перфорации, позволяя экономить киноплёнку, затраты на которую составляют значительную часть бюджета кинопроизводства . Попытки создать прокатный формат «Юнивизиум» ( англ. Univisium) с шагом в 3 перфорации не привели к успеху, поскольку это потребовало бы модернизации огромного парка кинопроекторов .

В панорамных фотоаппаратах используется наиболее длинный шаг кадра в 13 (« Горизонт ») и даже 24 перфорации («Hasselblad X-pan»).

Применение в фотографии

35-мм фотоплёнка в кассете тип-135

Киноплёнка шириной 35-мм послужила в качестве фотоматериала, использующегося в малоформатной и полуформатной фотоаппаратуре. Такой же тип фотоматериала применяется в некоторых панорамных фотоаппаратах , например в советском « Горизонт » с кадром 24×58 мм. Впервые киноплёнка использована для фотографии в 1913 году в американской камере «Симплекс Мульти» . Широкое распространение формат получил благодаря Оскару Барнаку , сконструировавшему в 1914 году фотоаппарат Leica . Размер кадра составил 24×36 мм, длина в стандартной кассете 1,6 метра. В 1963 году немецкая компания Agfa разработала систему « Рапид » для быстрой зарядки такой же 35-мм плёнки.

« Фотоплёнка тип 135 » стала самой распространённой в мире, оставаясь одним из немногих типов фотоматериалов, выпускающихся после цифровой революции в фотографии. Кроме того, в фотографии зачастую вместо фотоплёнки использовалась негативная чёрно-белая киноплёнка, сходная по фотографическим и геометрическим характеристикам с плёнкой, специально выпускаемой для фотоаппаратов. В отличие от киносъёмочного аппарата, фотоаппарат не предъявляет столь жёстких требований к типу и шагу перфорации, допуская использование как «позитивной» Kodak Standard, так и «негативной» Bell & Howell . Особой популярностью у советских, а затем российских фотожурналистов пользовался кинонегатив «А-2» и «А-2Ш», обладавший высокой светочувствительностью.

Технология лабораторной обработки чёрно-белых киноплёнок совпадает с режимом проявления фотоплёнок, позволяя обрабатывать оба типа фотоматериала в одинаковых условиях. Цветные негативные киноплёнки для фотографии непригодны, поскольку обрабатываются по процессу ECN-2, отличающемуся от C-41 , общепринятого для фотоплёнок . Однако возможна их обработка по процессу C-41 после смывки сажевого слоя .

См. также

Примечания

  1. Склейка скотчем допускается только при монтаже рабочего позитива или ремонте фильмокопий
  2. Шаг перфорации негативных и позитивных киноплёнок незначительно отличается. Для 35-мм позитива он составляет 4,75 мм, а для негатива — 4,74 мм

Источники

  1. (рус.) . Российский Государственный Университет нефти и газа им. Губкина. Дата обращения: 15 мая 2012. Архивировано из 6 марта 2016 года.
  2. , с. 8.
  3. Joe McGloin. (англ.) . The Sub-Club. Дата обращения: 8 февраля 2020. 9 октября 2013 года.
  4. , с. 19.
  5. , с. 104.
  6. ↑ , с. 43.
  7. (рус.) . Фотоплёнка . Zenit Camera. Дата обращения: 1 января 2015. 3 ноября 2021 года.
  8. , с. 376.
  9. , с. 9.
  10. (рус.) . «Кинопроект». Дата обращения: 29 марта 2015. 2 апреля 2015 года.
  11. , с. 347.
  12. , с. 374.
  13. Леонид Коновалов. (рус.) . Кинофотопроцессы . Коновалов (18 ноября 2011). Дата обращения: 19 мая 2012. Архивировано из 24 апреля 2012 года.
  14. ↑ (англ.) . Film Formats . Cinematographers. Дата обращения: 7 сентября 2014. 3 сентября 2014 года.
  15. , с. 30.
  16. ↑ (англ.) . More than one hundred years of Film Sizes. Дата обращения: 11 апреля 2015. 26 апреля 2015 года.
  17. Максим Медведев. (рус.) . Частный Корреспондент (5 октября 2014). Дата обращения: 25 марта 2015. 13 апреля 2012 года.
  18. (рус.) . Примеры работ . Оцифровка. Дата обращения: 7 февраля 2015. Архивировано из 7 февраля 2015 года.
  19. , с. 7.
  20. Александр МАЛАХОВ. (рус.) . Подробно . журнал « Коммерсантъ Деньги» (15 мая 2006). Дата обращения: 7 февраля 2015. 15 января 2013 года.
  21. , с. 15.
  22. .
  23. (англ.) . History of Kodak . Kodak . Дата обращения: 1 января 2015. Архивировано из 1 декабря 2012 года.
  24. (рус.) . Живой Журнал (1 сентября 2011). Дата обращения: 7 февраля 2015. 30 сентября 2020 года.
  25. Октябрь Бар-Бирюков. (рус.) . «Совершенно секретно» (3 апреля 2009). Дата обращения: 7 февраля 2015. 15 октября 2014 года.
  26. (рус.) . Статьи . Пейнтбольный клуб «Патриоты». Дата обращения: 7 февраля 2015. 7 февраля 2015 года.
  27. , с. 34.
  28. , с. 12.
  29. , с. 192.
  30. (рус.) . Kodak . Дата обращения: 7 октября 2018. 6 августа 2012 года.
  31. , с. 36.
  32. , с. 205.
  33. , с. 39.
  34. , с. 42.
  35. (англ.) . The American WideScreen Museum. Дата обращения: 21 мая 2012. Архивировано из 18 июня 2012 года.
  36. , с. 72.
  37. , с. 126.
  38. , с. 41.
  39. Б. Фишер. (рус.) (18 февраля 2009). Дата обращения: 6 мая 2012. Архивировано из 2 апреля 2015 года.
  40. Stephen Gandy. (англ.) . 1914 Simplex . CameraQuest (20 октября 2013). Дата обращения: 24 ноября 2014. 18 апреля 2015 года.
  41. , с. 8.
  42. , с. 142.
  43. Павел Косенко. (рус.) pavel-kosenko.livejournal.com (22 апреля 2019). Дата обращения: 22 декабря 2019. 22 декабря 2019 года.

Литература

  • Сим. Р. Барбанель, Сол. Р. Барбанель, И. К. Качурин, Н. М. Королёв, А. В. Соломоник, М. В. Цивкин. / С. М. Проворнов. — 2-е изд.. — М. : «Искусство», 1966. — 636 с. от 13 ноября 2014 на Wayback Machine
  • Веденов, А. Н. Малоформатная фотография / И. В. Барковский. — Л. : Лениздат , 1959. — С. 45—48. — 675 с.
  • И. В. Газеева, С. А. Кузнецов. // Современные киноплёнки для фильмопроизводства / Тарасов Б. Н.. — СПб. : Изд. СПбГУКиТ, 2010. — 40 с.
  • Голдовский Е. М. От немого кино к панорамному / Н. Б. Прокофьева. — М. : Издательство Академии наук СССР, 1961. — 149 с.
  • Е. М. Голдовский . Принципы широкоформатного кинематографа / Л. О. Эйсымонт. — М. : «Искусство», 1962. — 211 с.
  • Гордийчук, И. Б. Справочник кинооператора / И. Б. Гордийчук, В. Г. Пелль. — М. : Искусство , 1979. — 440 с.
  • Иофис, Е. А. Глава II. Оценка свойств киноплёнок // Киноплёнки и их обработка / В. С. Богатова. — М. : Искусство , 1964. — С. 24—68. — 300 с.
  • Николай Майоров. (рус.) // «Техника и технологии кино» : журнал. — 2009. — № 3 . — С. 30—36 . 27 ноября 2023 года.
  • А. М. Мелик-Степанян, С. М. Проворнов. Детали и механизмы киноаппаратуры / М. А. Неупокоева. — Л. : ЛИКИ , 1980. — С. 17—41. — 520 с. — 3000 экз.
  • Жорж Садуль . Всеобщая история кино / В. А. Рязанова. — М. : «Искусство», 1958. — Т. 1. — 611 с.
  • // = Краткий справочник кинематографиста. — Rochester: Eastman Kodak , 2007. — С. 35—48. — 214 с.
  • // = Краткий справочник кинематографиста. — Rochester: Eastman Kodak , 2007. — С. 141—147. — 214 с.
  • // = Краткий справочник кинематографиста. — Rochester: Eastman Kodak , 2007. — С. 189—213. — 214 с.

Ссылки

  • (англ.) . Spare Time Labs 2.0. Дата обращения: 22 января 2015.

Same as 35-мм киноплёнка