Interested Article - Широкоформатная киносистема НИКФИ

Кадр фильмокопии НИКФИ изображен со стороны основы (политых магнитных дорожек) при движении плёнки сверху вниз («голова» кадра внизу — «ноги» вверху). Цифрами обозначены номера каналов фонограммы

Широкоформатная система НИКФИ широкоформатная кинематографическая система , основанная на использовании поперечного кадра на перфорированной киноплёнке шириной 70 мм и сферических ( аксиально-симметричных ) объективов . Эта система была известна в мире под названием Sovscope-70 и использовалась в СССР и странах социалистического блока, в том числе под названием DEFA-70 .

Историческая справка

Как и все иностранные аналоги, советская широкоформатная киносистема разрабатывалась в качестве альтернативы слишком сложной « Кинопанорамы » с присущими ей неустранимыми недостатками. В 1956 году в Советском Союзе коллективом НИКФИ совместно с киностудией « Мосфильм » под руководством Е. М. Голдовского была разработана система широкоформатного кино, основанная на западных 70-мм системах « Тодд-АО » и «Супер Панавижн 70», но в отличие от них использовавшая 70-мм киноплёнку по ГОСТ 11272-78 как для съёмки негатива , так и для изготовления фильмокопий . Такое решение позволило использовать однотипную подложку для всех сортов киноплёнки, а также унифицировать большинство узлов и деталей съёмочной, копировальной , проявочной и проекционной аппаратуры. Кроме того, отечественный формат не рассчитан на искривлённые экраны «синерамного» типа — он предусматривал использование только плоских экранов шириной до 0,6 длины кинозала .

Создание собственной широкоформатной системы было для СССР вопросом престижа, поэтому необходимая линейка аппаратуры была разработана в короткие сроки . Для съёмки первого широкоформатного фильма « Повесть пламенных лет » в МКБК был создан павильонный киносъёмочный аппарат 70СК, а вслед за ним — скоростной аппарат для комбинированных съёмок 70КСК . В 1961 году был создан ручной широкоформатный киносъёмочный аппарат 1КСШР , а позднее — в 1966 году — павильонный аппарат «Россия» 1СШС. Единственный экземпляр этой камеры был специально изготовлен для съёмок киноэпопеи « Война и мир », а после этого использовался ещё для нескольких фильмов . Все широкоформатные камеры были оснащены зеркальным обтюратором и системой сквозного визирования . В 1973 году линейку пополнила натурная камера «Берёзка» 1СШН . Для комбинированных съёмок по методу « блуждающей маски » с инфраэкраном создан аппарат «Маска-70» 1КФШ . Специально для фильма « Через тернии к звёздам » была сконструирована камера для подводной съёмки . В некоторых случаях для съёмки применялись аппараты производства фирм « Митчелл » ( англ. Mitchell) и « Панавижн » ( англ. Panavision), допускающие использование 70-мм негативной киноплёнки .

Специально для съёмки на широкоформатный кадр создана совершенно новая линейка киносъёмочной оптики, в том числе сверхширокоугольные объективы «Кино руссар » конструкции М. Русинова . Кинопроекторы для демонстрации широкоформатных фильмокопий, проектировались двухформатными, то есть пригодными как для 70-мм киноплёнки, так и для 35-мм фильмов . Это достигалось за счёт применения фильмового канала специальной конструкции и зубчатых барабанов с четырьмя рядами зубьев на венцах двух разных диаметров. Два внутренних ряда зубьев использовались для 35-мм киноплёнки, а внешние — для 70-мм . Основными типами широкоформатных кинопроекторов были «КП-15» и «КП-30», а также их модификации . Проектор «КП-50» считается самым мощным в мире, обеспечивая световой поток 50 000 люмен при помощи дуговой лампы с током 200 ампер . Из примерно 20 выпущенных экземпляров 4 были установлены в Кремлёвском Дворце съездов .

Техническое описание

Шаг кадра, как у большинства иностранных аналогов, составляет 5 перфораций при стандартной частоте съёмки и проекции 24 кадра в секунду. Кадровое окно киносъёмочного аппарата имеет размеры 51,3 × 23,0 мм по ГОСТ 25704-83 , а полезный проецируемый на экран кадр составляет 48,59 × 22 мм площадью 1067 мм² . Соотношение сторон изображения на экране — 2,2:1 — меньше, чем у негатива за счёт срезания кадра по бокам для магнитной фонограммы. В случае печати 35-мм широкоэкранных фильмокопий ширина кадра негатива используется полностью. Система НИКФИ является как производственным , так и прокатным форматом, то есть с негатива возможна контактная печать позитива этого же формата, например с помощью кинокопировального аппарата «23ШТК—1» . Благодаря применению одинаковой позитивной киноплёнки и близких размеров кадра советский стандарт был совместим с западными аналогами, что позволяло производить обмен кинофильмами и экспорт советских фильмов за рубеж .

Стандарт позволял переводить широкоформатные фильмы в широкоэкранные на плёнке 35 мм, панорамные на трёх плёнках, и с классическим кадром на плёнках 35, 16 и 8-мм с пансканированием . Некоторые фильмы, снятые по широкоэкранной системе на 35-мм киноплёнке, перепечатывались с увеличением на широкоформатные фильмокопии, предназначенные для специализированных кинотеатров. Для этих целей был создан специальный кинокопировальный аппарат оптической печати «23МТО—1» . Такая технология, широко применявшаяся и за рубежом, называется в иностранных источниках англ. Blow-Up , и предусматривает создание псевдостереофонической шестиканальной фонограммы микшированием исходной одноканальной. С улучшением фотографического качества негативных киноплёнок, технология производства широкоформатных фильмов, снимаемых на 35-мм анаморфированный негатив, стала повсеместной. При этом запись исходных фонограмм производилась с расчётом на получение многоканального звука широкоформатной фильмокопии .

Разновидности фонограммы

Большинство фильмокопий формата НИКФИ снабжались магнитной совмещённой фонограммой на четырёх дорожках, наносившихся на киноплёнку со стороны подложки после лабораторной обработки . На двух дорожках, расположенных между изображением и перфорацией, записывалось по одному каналу, а на двух более широких, размещённых на внешних кромках киноплёнки, ещё четыре. Номера и назначение каналов совпадали с американским форматом «Тодд-АО», позволяя производить международный обмен фильмами . Пять каналов использовались для раздельной записи звука, воспроизводимого пятью акустическими системами , расположенными за экраном в ряд. Шестой канал содержал звуковые эффекты и управляющие метки переключения дополнительных громкоговорителей , расположенных по бокам зала и с тыла . Первые годы эксплуатации системы часть фильмокопий выпускалась с девятиканальным звуком на отдельной 35-мм магнитной ленте по стандарту системы « Кинопанорама » . Оба вида фонограмм позволяли получить объёмный звук , следующий за изображением его источников на экране .

К середине 1980-х годов были разработаны две новых системы шестиканальной совмещённой фонограммы — «Суперфон-70» (ПК-70) и «Стереозвук 3+2+1» . Вторая система, созданная на киностудии имени М. Горького , была совместима с существующими кинотеатрами, а после их незначительной доработки обеспечивала повышенную объёмность звука. Из пяти каналов для заэкранных громкоговорителей были задействованы только три, а два освободившихся выводились на акустические системы, установленные на стенах по бокам зала. Звук шестого низкочастотного канала воспроизводился двумя динамиками, расположенными за экраном на местах второго и четвёртого каналов стандартной системы. Общее расположение громкоговорителей было аналогично системе «Dolby Baby Boom» . С 1984 года фонограммы всех широкоформатных картин, снятых на киностудии имени Горького, записывались только в этом стандарте . Впервые система опробована в картине « Семь стихий » . В 1985 году оборудованием «Стереозвук 3+2+1» был оснащён московский кинотеатр «Космос» .

Новый стандарт был внедрён в массовый прокат, в отличие от системы «Суперфон-70», совместно разработанной лабораторией электроакустики НИКФИ , НПО «Экран» и киностудией « Мосфильм ». Эта система использована для создания фонограммы всего трёх фильмов: « Битва за Москву », «Там, где нас нет» и « Прорыв » . Из двух низкочастотных эффектных каналов в этой системе остался один, а вместо второго записывался дополнительный канал звукового окружения . Система совместима с западной «Dolby Stereo 70» (Dolby Split Surround) . Впервые такая фонограмма использована в киноэпопее « Битва за Москву » . Из-за сложности оборудования и высокой стоимости акустических систем стандарт «Суперфон-70» был пригоден для демонстрации только в трёх специально оборудованных залах: « Россия » и « Октябрь » в Москве и в киноцентре «Ленинград» в Ленинграде . Массовое внедрение системы было запланировано на 1990 год, но в новых условиях самоокупаемости киносети так и осталось на стадии проекта .

Использование

За период с 1960 по 1989 год на советских киностудиях было снято 162 игровых полнометражных фильма по широкоформатной системе НИКФИ, больше, чем в других странах мира . Это такие фильмы, как « Туманность Андромеды » ( 1967 ), « Чайковский » ( 1969 ), « Бег » ( 1970 ), « Освобождение » ( 1972 ), « Дерсу Узала » ( 1975 ), « Табор уходит в небо » ( 1975 ), « Чёрная берёза » ( 1977 ), « Забудьте слово «смерть» » ( 1979 ), « Лес » ( 1980 ), « 34-й скорый » ( 1981 ), « Душа » ( 1981 ), « На помощь, братцы! » ( 1988 ) и многие другие . К 1983 году в СССР уже действовали 875 широкоформатных кинотеатров . Для массового кинопроката , не оснащённого широкоформатной проекцией, с широкого негатива при помощи оптической печати изготавливались 35-мм широкоэкранные и обычные прокатные копии .

Обратный процесс печати широкоформатных фильмокопий с 35-мм широкоэкранного анаморфированного негатива получил название «Blow Up» (увеличение). Такие «увеличенные» фильмокопии снабжались шестиканальной магнитной фонограммой и предназначались для показа в крупных кинотеатрах. Широкоформатные кинопроекторы за счёт большого размера кадрового окна способны обеспечивать световой поток , вдвое превосходящий получаемый при помощи широкоэкранных . В результате яркое изображение высокого качества выводилось на большие экраны шириной до 0,6 длины кинозала . Кроме того, качество многоканального звука на 70-мм плёнке значительно превосходило наиболее распространённую в те годы аналоговую оптическую фонограмму широкоэкранных фильмокопий. Незадолго до распада СССР советский кинематограф отказался от съёмки в широком формате, и большинство широкоформатных фильмокопий печатались оптическим способом с негатива меньших форматов. Это отражало общемировую тенденцию отказа от дорогостоящих съёмочных форматов в пользу 35-мм киноплёнки .

Первыми «увеличенными» фильмами в СССР стали « Ленин в Польше » и « Хевсурская баллада » . Последним — « Сталинград » Юрия Озерова . За разработку технологии советской делегации на VII конгрессе УНИАТЕК присуждён специальный диплом. С появлением универсального формата кадра , пригодного для печати в разных системах, получила распространение съёмка широкоформатных фильмов на такой негатив. Впоследствии в советском кинопрокате появилось свыше ста «увеличенных» фильмов на плёнке 70-мм (« Экипаж », « Тегеран-43 », « Они сражались за Родину », « Соблазн », « Слово для защиты », « Красные дипкурьеры », « Хозяин тайги », « Человек с бульвара Капуцинов » и многие другие) . С середины 1980-х годов в СССР отказались от печати широкоформатных фильмокопий с промежуточных контратипов в связи с отсутствием потребности в больших тиражах. Фильмы печатались преимущественно с оригинального негатива, что особенно важно при увеличении с меньших форматов «Широкий экран» или « УФК » .

Негатив выдерживал печать небольшого количества копий, становясь непригодным для повторного тиражирования. Вместо него для архивного хранения использовался мастер-позитив без механических склеек . Однако в отличие от зарубежных стран, отказавшихся от широкоформатной съёмки уже в середине 1970-х , советские высокобюджетные фильмы продолжали сниматься на негатив 70-мм до конца 1980-х, благодаря экономическим особенностям советского кинематографа. Последним советским широкоформатным фильмом стала картина « Сирано де Бержерак » Наума Бирмана . В настоящее время система Sovscope-70 не используется, уступив место совместимым стандартам SMPTE 0215-1995, SMPTE 0152-2003 и ISO 2467:2004, регламентирующим параметры современного широкоформатного кинематографа .

На основе 70-мм формата, был также разработан стандарт съёмки 3D-фильмов « Стерео-70 », использующий такую же киноплёнку и незначительно модифицированное оборудование. В этом формате стереопара снималась на два кадра с классическим соотношением сторон 1,37:1, расположенных горизонтально на одной плёнке 70 мм . Качество изображения такого кинофильма сопоставимо с «плоским» фильмом обычного формата . В настоящее время съёмочная оптика, разработанная на основе системы «Стерео-70» используется для съёмки по цифровой технологии . Некоторые цифровые кинокамеры с сенсором , эквивалентным негативу 65-мм оснащаются сменными стереоблоками «Зепар», разработанными в МКБК на основе конструктивных решений «Стерео-70» .

См. также

Примечания

  1. Не следует путать этот аппарат с широкоэкранным вариантом « Конваса-автомата » 1КСРШ, имеющим совершенно другую конструкцию.
  2. Это техническое решение было реализовано еще в 1955 году в кинопроекторах Philips DP70 формата Todd-AO

Источники

  1. (рус.) . НИКФИ. Дата обращения: 9 мая 2012. Архивировано из 4 декабря 2010 года.
  2. (рус.) . ГОСТ 11272-78 . Complexdoc.ru (17 августа 1978). Дата обращения: 9 мая 2012. Архивировано из 10 марта 2016 года.
  3. , с. 422.
  4. , с. 27.
  5. ↑ , с. 85.
  6. (Дата обращения: 13 июня 2009)
  7. ↑ , с. 30.
  8. .
  9. , с. 20.
  10. Дмитрий Масуренков. Широкий формат (рус.) // «Техника и технологии кино» : журнал. — 2008. — № 2 .
  11. , с. 114.
  12. , с. 412.
  13. Thomas Hauerslev. (англ.) . In70mm (4 мая 2013). Дата обращения: 28 июня 2015. 26 июля 2015 года.
  14. , с. 57.
  15. (рус.) . Музей кино и кинотехники школы № 544. Дата обращения: 24 сентября 2012. 28 октября 2012 года.
  16. , с. 24.
  17. , с. 45.
  18. Grigorij Shandorovich. (англ.) . A Powerful 70mm Projector . In70mm (5 мая 2009). Дата обращения: 28 июня 2015.
  19. ↑ (рус.) . ГОСТ 25704-83 . libgost.ru (1 января 1985). Дата обращения: 6 мая 2012. Архивировано из 4 марта 2016 года.
  20. ↑ , с. 94.
  21. , с. 268.
  22. , с. 43.
  23. Dmitry Silyanov. (англ.) . In70mm (30 августа 2009). Дата обращения: 21 июня 2015.
  24. ↑ , с. 33.
  25. , с. 104.
  26. ↑ , с. 397.
  27. , с. 204.
  28. , с. 529.
  29. , с. 105.
  30. , с. 528.
  31. , с. 108.
  32. ↑ , с. 51.
  33. ↑ (рус.) . Inspot. Дата обращения: 6 июля 2015.
  34. Jonathan Kay, Kimber Ghent, Brian Chumney. (англ.) . Film Sound History. Дата обращения: 6 июля 2015. Архивировано из 7 февраля 2015 года.
  35. ↑ , с. 78.
  36. (рус.) . «Кинотехник». Дата обращения: 15 августа 2015.
  37. , с. 42.
  38. , с. 79.
  39. Леван Пааташвили . (рус.) . Дата обращения: 26 июня 2015.
  40. Dmitry Silyanov. (англ.) . Widescreen . In70mm (23 декабря 2014). Дата обращения: 26 июня 2015.
  41. , с. 6.
  42. , с. 273.
  43. С. Рожков. (рус.) // «Мир техники кино» : журнал. — 2006. — № 1 . — С. 39 . — ISSN .
  44. , с. 20.
  45. , с. 274.
  46. ↑ , с. 196.
  47. (англ.) . SMPTE Standards . SMPTE . Дата обращения: 20 августа 2012. 21 августа 2012 года.
  48. (англ.) . ANSI . Дата обращения: 21 августа 2012. Архивировано из 22 февраля 2014 года.
  49. , с. 56.
  50. (рус.) // Техника и технологии кино : журнал. — 2010. — № 06 . — С. 54 . 16 октября 2012 года.

Литература

  • Сим. Р. Барбанель, Сол. Р. Барбанель, И. К. Качурин, Н. М. Королёв, А. В. Соломоник, М. В. Цивкин. Глава VII. Широкоэкранное, панорамное и широкоформатное кино // / С. М. Проворнов. — 2-е изд.. — М.,: «Искусство», 1966. — С. 100—109. — 636 с. от 13 ноября 2014 на Wayback Machine
  • Н. Д. Бернштейн, М. З. Высоцкий, Б. Н. Коноплёв, В. А. Тараканов. Технологические схемы получения кинофильмов различных форматов (рус.) // « Техника кино и телевидения » : журнал. — 1967. — № 1 . — С. 11—21 . — ISSN .
  • Ю. А. Василевский, В. Г. Комар, В. Б. Мунькин, А. С. Темерин, В. Л. Трусько, В. В. Чаадаев, Ю. П. Черкасов. Системы кинематографа с различными форматами кадра (рус.) // « Техника кино и телевидения » : журнал. — 1985. — № 1 . — С. 5—11 . — ISSN .
  • Д. С. Волосов . §4. Объективы для съёмки широкоформатных 70-мм кинофильмов // Фотографическая оптика. — 2-е изд. — М. : «Искусство», 1978. — С. 409—415. — 543 с.
  • М. З. Высоцкий. Системы кино и стереозвук / Эйсымонт Л. О.. — М. : «Искусство», 1972. — 336 с. — 3500 экз.
  • Е. М. Голдовский . Глава III // Кинопроекция в вопросах и ответах. — 1-е изд. — М. : «Искусство», 1971. — С. 56. — 220 с.
  • Голдовский Е. М. От немого кино к панорамному / Н. Б. Прокофьева. — М. : Издательство Академии наук СССР, 1961. — 149 с.
  • И. Б. Гордийчук, В. Г. Пелль. Раздел I. Системы кинематографа // Справочник кинооператора / Н. Н. Жердецкая. — М. : «Искусство», 1979. — С. 25—34. — 440 с.
  • Е. А. Иофис . § 42. Разноформатные фильмокопии // . — 2-е изд. — М. : «Искусство», 1980. — С. 194—200. — 239 с.
  • Ю. В. Коваленко, Б. А. Корешков, Е. В. Ранов, Г. А. Волошин, А. В. Серёгин, А. А. Хрущев. Совершенствование существующей стереофонической системы широкоформатного кинематографа (рус.) // « Техника кино и телевидения » : журнал. — 1986. — № 8 . — С. 51—53 . — ISSN .
  • Б. Н. Коноплёв . Основы фильмопроизводства / В. С. Богатова. — 2-е изд.. — М. : «Искусство», 1975. — 448 с. — 5000 экз.
  • Н. А. Майоров. (рус.) // «Мир техники кино» : журнал. — 2011. — № 3 (21) . — С. 43—48 . — ISSN .
  • В. В. Перепичай, В. Ф. Гордеев, О. Н. Раев. (рус.) // «Мир техники кино» : журнал. — 2008. — № 10 . — ISSN .
  • С. А. Саломатин, И. Б. Артишевская, О. Ф. Гребенников. 2. Киносъёмочные аппараты общего назначения // Профессиональная киносъёмочная аппаратура. — 1-е изд.. — Л. : Машиностроение, 1990. — С. 13. — 288 с. — ISBN 5-217-00900-4 .
  • Обзор работ по технике для профессиональной кинематографии, выполненных в 1973 году (рус.) // « Техника кино и телевидения » : журнал. — 1974. — № 6 . — С. 3—30 . — ISSN .

Ссылки

  • (англ.) . widescreenmuseum.com. Дата обращения: 9 мая 2012. Архивировано из 8 мая 2012 года.


Same as Широкоформатная киносистема НИКФИ