Календарь чучхе
- 1 year ago
- 0
- 0
Чучхе́ ( кор. 주체 ? , 主體 ? ) — северокорейская национал-коммунистическая государственная идеология , разработанная Ким Ир Сеном (руководителем страны в 1948 — 1994 годах ) в противовес «импортному марксизму ». Как полагают историки [ кто? ] , основной причиной разработки чучхе было стремление Ким Ир Сена подчеркнуть независимость КНДР от влияния сталинизма и маоизма , а также дать идеологическое обоснование своей личной власти и власти преемников [ источник не указан 189 дней ] . Конституция КНДР закрепляет руководящую роль чучхе в государственной политике, определяя его как «мировоззрение, в центре которого — человек и революционные идеи, нацеленные на осуществление самостоятельности народных масс» .
Слово «чучхе» принадлежит к категории ханмунных слов . «Чу» (주) означает «хозяин», а «чхе» (체) — «тело, сущность, субстанция, природа». Таким образом, «чучхе» означает такую ситуацию, когда человек является хозяином и себя самого, и всего окружающего мира .
Корейско-русские словари дают этому термину толкование «основная часть» и «самобытность».
Чучхе — это известный дальневосточный философский термин, употреблявшийся в значении «вещь с точки зрения субъекта» и использовавшийся в корейской средневековой мысли. Схожее понятие «чучхесон» использовал в своей идеологии Пак Чон Хи , понятие «идеи чучхе» встречалось и в политической жизни Южной Кореи , однако там это служило синонимом национал-консерватизма . Ранним популяризатором чучхе в более близком к современному значении был участник национально-освободительного и анархистского движения Син Чхэхо .
В КНДР чучхе как официальная идеология считается гармоничной трансформацией идей марксизма-ленинизма на основе древнекорейской (конфуцианской) философской мысли.
Впервые термин «чучхе» прозвучал в речи Ким Ир Сена «Об искоренении догматизма и формализма в идеологической работе и об установлении чучхе» ( кор. 사상사업에서 교조주의와 형식주의를 퇴치하고 주체를 확립할 데 대하여), произнесенной 28 декабря 1955 года . В этой речи Ким Ир Сен подчеркивал, что для успеха революции в Корее, помимо изучения марксизма-ленинизма, истории КПСС и китайской революции, необходимо большее внимание к корейской истории и традициям корейского народа .
По официальной точке зрения историков КНДР, долгое время считалось, что идеи чучхе провозгласил Ким Ир Сен в 1930 году в селе Калунь ( Китай ) , а в настоящее время считается, что идеи чучхе начали формироваться с момента образования «Союза свержения империализма» ( 17 октября 1926 года ). Зарубежные исследователи в большинстве считают, что идеи чучхе начинали формироваться с середины 1950-х годов, когда северокорейскому руководству потребовалось обосновать сокращение экономических и культурных связей с СССР и освободиться от советского и китайского влияния в области идеологии .
Идеи чучхе, как «опоры на собственные силы» из области идеологии перешли со временем и в области экономики, обороны и в другие сферы. В 1970 году учение чучхе получило статус официальной идеологической платформы Трудовой партии Кореи , что было закреплено в уставе ТПК.
По Конституции 1972 года , КНДР — суверенное социалистическое государство , которое в своей деятельности руководствуется идеями «чучхе», что означает, что все вопросы внутренней жизни должны решаться с позиций опоры на собственные силы.
В КНДР идеология чучхе именовалась также кимирсенизмом (или кимизмом). Кимирсенизм воспринял многие черты сталинизма. Корейские идеологи воспринимали кимизм как творческое применение сталинской версии марксизма-ленинизма в корейском контексте, а сам сталинизм — как единственную ортодоксальную версию марксизма-ленинизма. Ким Ир Сен провозглашался «величайшим марксистом-ленинцем нашего времени», Однако, уже к концу 60-х кимерсинизм развился в полноценную самостоятельную идеологию, существенно отличающуюся от сталинизма. С начала 70-х стала отрицаться роль сталинизма в становлении идеологии чучхе, а затем изменился и взгляд на неё, как варианта марксизма-ленинизма . Как утверждалось, кимизм, как «новая и уникальная система революционных взглядов, теория и методология , обосновывающая необходимость перехода к эпохе опоры на собственные силы» не являлся марксизмом-ленинизмом и даже превосходил его .
В 1980-е годы Ким Ир Сен выпустил ряд статей об идеях чучхе, окончательно сформировавших её как философскую систему. Однако основополагающего текста, который излагал бы суть учения чучхе, нет. Хотя термин постоянно встречается в работах Ким Ир Сена, труд под названием «Об идеях чучхе» (1982) был написан Ким Чен Иром и напоминает скорее краткий курс основных постулатов, а не серьёзный теоретический труд.
Отмечается, что со временем значение общеуниверсальных элементов в идеологии «чучхе» уменьшалось, и все более заметную роль в нём стал играть традиционный корейский национализм . Если поначалу чучхе рассматривалось северокорейскими идеологами как прямое продолжение идей Маркса-Энгельса-Ленина-Сталина, то теперь его трактуют скорее как продолжение корейской традиционной мысли .
В КНДР идеи чучхе воспринимаются просто как полная совокупность трудов Ким Ир Сена и Ким Чен Ира .
С 8 июля 1997 года в КНДР принято новое « летоисчисление чучхе », началом которого является 1912 год — год рождения Ким Ир Сена.
Некоторые исследователи отмечают синтетический характер чучхе, где «западные» идеи социализма ( марксизма-ленинизма ) соединились с многовековой конфуцианской традицией (концепция верности «чхун»), а также с традиционной корейской религией Чхондогё (почитание предков-основателей государства Чосон и попытка водворения рая на Земле — «чисан чхонгук») .
Пропаганда чучхе нередко обращается к традиционной корейской мифологии , воспринимая её как продукт творчества корейского народа. Ярким заимствованным образом является крылатый конь Чхоллима , превращённый в символ прогресса и революции. Почётом окружена и фигура легендарного родоначальника корейского государства Тангуна , пришедшего с заснеженных вершин Пэктусана .
Идеи чучхе получили международное признание. В 26 странах были созданы комитеты по идеям чучхе, тысяча кружков чучхе действовали в 67 странах . Лекции по чучхе читаются в 200 университетах пяти континентов . В Пхеньяне проводятся ежегодные Всемирные конгрессы Чучхе .
Чучхе сравнивают [ кто? ] со сталинизмом , поскольку целью заявляется построение « социализма с опорой на собственные силы» (ср. « социализм в отдельно взятой стране »). Чучхе не отрицает мировую революцию и международную солидарность, но отказывается от механического « экспорта революций »:
Самостоятельность не противоречит интернационализму . Наоборот, она служит основой для его укрепления. Отрыв от революции в собственной стране делает немыслимой мировую революцию , подобно этому невозможен интернационализм вне проявления самостоятельности. Интернациональная сплочённость должна опираться на добровольность и равенство. Интернациональная сплочённость только на основе самостоятельности приобретает характер добровольности и равноправия, становится подлинной и прочной. Наша партия отстаивает курс, направленный на то, чтобы, борясь с империализмом, поддерживать национально-освободительные движения в колониальных странах и международное рабочее движение, неуклонно идти к социализму и коммунизму и, соблюдая принципы невмешательства, взаимного уважения, равенства и взаимной выгоды, укреплять сплоченность социалистических стран и международного коммунистического движения.
— Ким Чен Ир . . Пхеньян, ИЛИЯ, 1982, с. 41
Также чучхе проповедует идеи вождизма , милитаризма и потребительского отношения к природе. Решительно осуждается любое « низкопоклонство перед большими странами ». Чучхе представляет собой крайний вариант автаркии и изоляционизма . [ источник не указан 276 дней ] Субъектом истории объявляются народные массы .
Лишь под верным руководством партии и вождя рабочий класс, народные массы в состоянии настойчиво вести серьёзную и сложную революционную борьбу за преобразование природы и общества, добиться национального и классового освобождения, успешно строить социалистическое и коммунистическое общество и управлять им.
— Ким Чен Ир . Об идеях чучхе.
В идеологии и политике страна выработала особую националистическую независимую (чучхейскую) линию развития
Курбанов С. О. . — Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2002. — С. 625. — 582 с.Несмотря на то, что Конституция 1972 г. указывала на связь идей чучхе с марксизмом-ленинизмом, главным было закрепление на уровне Основного закона страны особой корейской сущности
к. и. н. / А.В. Воронцов. — М. : Издательская фирма "Восточная литература" РАН, 1998. — С. 66. — 279 с.Такая позиция все более приобретала черты националистической, по сути противоположной пролетарскому интернационализму.
Кирьянов О. В. . — Рипол Классик, 2017. — С. 77. — 432 с. — ISBN 978-5-386-09968-8 .Неверно считать чучхе одним из вариантов марксизма-ленинизма, хотя, бесспорно, чучхе вышло из этой идеологии. Однако идеология эта очень быстро отошла от своего первоисточника, развилась, трансформировалась, впитала в себя огромное количество чуждых коммунистических идей, включая в какой-то степени идеи конфуцианские, традиционные, националистические. На данный момент чучхе в корне отличается от марксизма-ленинизма.
Ланьков А. Н. (неопр.) . Lenta.ru (9 июня 2016). 10 июня 2016 года.Впервые термин «чучхе» был использован в речи, произнесенной Ким Ир Сеном в декабре 1955-го, на самом раннем этапе кампании по устранению советского влияния. В своем выступлении он говорил, что необходимо подчеркивать национальные традиции, вывешивать картины корейских, а не советских художников, изучать корейских поэтов, а не Пушкина и Маяковского — и описал все это выражением «установление чучхе»
Shin, Gi-wook. (англ.) . — Stanford University Press , 2006. — P. 91—94. — ISBN 9780804754088 .Socialism of our Style was really Socialism without Socialism