Крейтон, Сергей Николаевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Князь Серге́й Никола́евич Трубецко́й ( 23 июля ( 4 августа ) 1862 , Ахтырка , Московская губерния , Российская империя — 29 сентября ( 12 октября ) 1905 , Санкт-Петербург , Российская империя ) — русский религиозный философ , публицист и общественный деятель из рода Трубецких , профессор и ректор Императорского Московского университета . Брат князей Петра , Григория и Евгения Николаевичей , отец Николая Сергеевича .
Родился в 1862 году в семье князя Николая Петровича Трубецкого и его второй жены Софьи Алексеевны, дочери А. А. Лопухина в родовом поместье Ахтырка , недалеко от Троице-Сергиевой лавры . В имении Ахтырка Трубецкой провёл детство с многочисленными братьями и сёстрами.
В 1874 году он вместе с братом Евгением поступил в частную гимназию Ф. И. Креймана , а в 1877 году, в связи с назначением отца калужским вице-губернатором и переездом семьи в Калугу, перешёл в Калужскую мужскую казённую гимназию .
В 1881 году братья Сергей и Евгений поступили на юридический факультет Московского университета , но Сергей уже через две недели перешёл на историко-филологический факультет, где учился сначала на историческом, а затем — на классическом отделении. Ещё с 4-го класса гимназии он заинтересовался философией, в 16 лет пережил период увлечения англо-французским позитивизмом; в 7-м классе чтение 4 томов «Истории новой философии» К. Фишера положило начало критическому изучению философии; поворот же к религиозной философии произошёл под влиянием чтения брошюр А. С. Хомякова . А в студенческие годы он познакомился с произведениями В. С. Соловьёва , который стал его другом.
В 1885 году он окончил Московский университет со степенью кандидата и был оставлен на кафедре философии для подготовки к профессорскому званию. В следующем году он сдал магистерские экзамены , а с 1888 года в качестве приват-доцента стал читать лекции по истории древней философии. Несколько раз ездил за границу, где слушал лекции западноевропейских профессоров по философии, истории, классической филологии и истории церкви. В 1890 году защитил магистерскую диссертацию « » и получил степень магистра философии , а в 1900 году — докторскую «Учение о Логосе в его истории» , после чего ему было присвоена степень доктора философских наук и он получил должность экстраординарного профессора по кафедре философии историко-филологического факультета; с 1902 года он — ординарный профессор . С. Н. Трубецкой читал почти все историко-философские курсы: философию Отцов Церкви , историю древней философии, историю новейшей философии, историю христианской мысли в первые века, философию Платона и Аристотеля .
Профессуру он совмещал с исследовательской и публицистической деятельностью. В это время он опубликовал значительные в философском отношении статьи: «О природе человеческого сознания» (1890), «Детерминизм и нравственная свобода» (1894), «Основания идеализма» (1896); также напечатал множество статей общего содержания.
Зимой 1892—1893 годов ездил в Рязанскую губернию для помощи голодающим крестьянам.
Летом 1895 года Сергей Николаевич Трубецкой поселился вместе с семьёй в имении « Узкое ». Его сыновей, Николая и Владимира , увековечил здесь их двоюродный дядя, знаменитый скульптор Паоло Трубецкой , который также посетил Узкое в 1895 году .
В 1899—1901 гг. похоронил родителей, сестру А. Н. Самарину, ближайших друзей и соратников ( Н. Я. Грота , В. С. Соловьёва, В. П. Преображенского ). Эти потери потрясли Трубецкого и подорвали его здоровье .
В 1902 году был произведён в чин статского советника . Летом 1903 года как руководитель Историко-филологического студенческого общества возглавлял его экскурсию для изучения древностей Греции — первую массовую экскурсию студентов из России. В 1904 году получил греческий орден Спасителя 4-й степени .
Вместе с Л. М. Лопатиным редакторовал журнал « Вопросы философии и психологии » (1900—1905). Состоял с 1900 года в земском кружке «Беседа» — протопартийном объединении. По просьбе руководителей первого легального Земского съезда в ноябре 1904 года написал пояснительную записку, которая легла в основу проекта реформ, который был возложен высшей властью на вице-директора хозяйственного департамента МВД С. Е. Крыжановского . В начале июня 1905 года от лица делегации либералов — выборных от съезда земских и городских деятелей — впервые в русской истории принятой императором, говорил о необходимости народного представительства . После того, как Николай II указом от 27 августа 1905 года ввёл «Временные правила об управлении высшими учебными заведениями Министерством народного просвещения», Совет университета 2 сентября избрал ректором 43-летнего князя С. Н. Трубецкого . Это было ярким выражением того авторитета, которым пользовался он в коллективе университета. Однако это не остановило студенческих волнений, лишавших возможности вести нормальные занятия и 22 сентября Трубецкой принял решение закрыть университет, чем, однако, ещё более накалил обстановку в студенческой среде . Но в результате радикалы оказались лишены площадки для своих собраний, которой пользовались под защитой университетской автономии.
29 сентября ( 12 октября ) 1905 года на приёме у министра народного просвещения у Трубецкого произошло кровоизлияние в мозг , от которого он скончался. Похоронен в Москве на кладбище Донского монастыря , в похоронах приняло участие несколько десятков тысяч человек. В память об этом печальном событии был выпущен медальон с портретом князя.
Последователь русского философа В. С. Соловьёва , Трубецкой особое внимание уделял вопросам соотношения и взаимосвязи философии и религии , обоснованию христианского вероучения, в том числе вопросам бессмертия.
В своей докторской диссертации «Учение о Логосе в его истории» он с симпатией и в то же время критически исследовал концепцию, согласно которой греческая философия подготовила человечество к восприятию христианства.
Особое внимание в его религиозной философии « » уделялось разработке закона «универсальной соотносительности», который сводился к утверждению, что «знание приобретает логическую последовательность лишь в случае, когда оно является следствием универсального разума или второй ипостаси божественной Троицы ». Посредством закона «универсальной соотносительности» Трубецким была сделана попытка преодолеть «односторонность» подходов трёх китов философии — рационализма , эмпиризма и мистицизма , соединив вместе их подходы к познанию бытия : разум , опыт и интуицию соответственно.
Женился 6 октября 1887 года на княжне Прасковье Владимировне Оболенской (1860—1914), дочери князя Владимира Андреевича Оболенского (1814—1877); венчание состоялось в Покровской церкви села Горяиново Калужского уезда (ныне — Кольцово ) . К тому времени на её сестре Александре уже был женат его единокровный брат Пётр . В браке родились трое детей: