Церковь объединения
- 1 year ago
- 0
- 0
Це́рковь объедине́ния ( кор. 통일교, 統一敎 , Тхонильгё ; англ. Unification Church) — новое религиозное движение , основанное Мун Сон Мёном в 1954 году в Сеуле ( Южная Корея ). В течение следующих нескольких десятилетий Церковь объединения распространилась во многих странах мира и имеет от пяти до семи миллионов последователей .
Полное наименование — Ассоциация Святого Духа за объединение мирового христианства . Прежние переводы названия на русский язык — Церковь единения и Церковь унификации . Обиходные названия последователей — муни́ты или муни́сты ( англ. Moonie ).
Члены Церкви объединения верят, что в 15-летнем возрасте кореец Мун Ён Мён (имя при рождении) 17 апреля 1935 года (по другим данным, 1936 года ) имел видение Иисуса Христа , который дал ему поручение продолжить исполнение своей мессианской роли . Мун принял миссию и в дальнейшем сменил имя на Мун Сон Мён .
В 1945 году он вступил в общину спиритическо - харизматического толка, а в следующем году в мессианско - эзотерическую группу «Израэль Судо Вон» («Монастырь Израэль») некоего самозваного мессии Ким Бэкмуна, где провёл шесть месяцев. В том же 1946 году Мун основал собственную организацию «Церковь широкого моря», которая в 1954 году была им переименована в движение «Ассоциация Святого Духа за объединение мирового христианства» ( англ. Holy Spirit Association for the Unification of World Christianity, HSA-UWC) .
Основы учения Муна, изложенные в виде книги « Божественный принцип », были впервые опубликованы на корейском языке в 1957 году , к тому времени существовали общины в тридцати корейских городах . В конце 1950-х годов в США и Японии появились первые проповедники учения . В 1959 году основал штаб-квартиру в США .
16 марта 1960 года Мун Сон Мён женился на Хан Хакча (в терминологии Церкви объединения — день венчания «Истинных Родителей» ), который означал супружество «Мессии» с «восстановленной Евой». Вскоре после этого Мун стал проводить регулярные массовые церемонии бракосочетаний ( англ. blessing), которые, согласно теологии мунизма, должны были означать дарование прощения первородного греха и открывать людям путь к личному спасению .
В 1965 году во время спиритического сеанса у известного американского медиума Артура Форда Мун узнал от «Флетчера» (духа-наставника Форда), что ему «суждено стать духовным лидером». На этом оккультном мероприятии тогда присутствовали, помимо Форда и Муна, ещё полковник Пак Похи (один из руководителей Церкви объединения), а также мисс Ким — переводчица Муна. После того как Форд вошёл в состояние транса , Пак спросил: «Говоря о Новой Эре , не могли бы Вы спросить его более конкретно о миссии нашего вождя, присутствующего здесь сегодня?» Флетчер ответил: «Он — один из тех, кто будет орудием в лице человека, через которое сможет говорить Учитель Мира… Иисус из Галилеи не вернётся, в этом нет надобности. Христос, явленный через него, есть Вечный, он явится вновь… Но важно помнить то, что Бог, когда он хочет дать откровение, должен избрать орудие в лице человека… Сон Мён Мун — тот, о ком я говорил. Я обращался к присутствующей здесь группе людей. Похоже, что эта группа находится вокруг него. И сила, которая течёт через него, разум, — не одна, это большая группа людей. И все они, похоже, черпают своё вдохновение и своё знание из Единого Источника, а затем они, похоже, символически выливают их в водоём, и каким-то странным символическим образом этот водоём становится Сон Мён Муном». После того как «Флетчер» упомянул об откровении, Пак спросил его: «Вы говорите о Новом Откровении, это значит, что Вы имеете в виду Божественный принцип , принесённый Сон Мён Муном?» «Флетчер» ответил: «Да, это его часть, но даже Сон Мён Мун не исчерпал возможности Божественного разума. Он является и пока жив останется каналом откровения» .
В 1966 году вышло второе издание основ вероучения , в котором под названием « Божественный принцип » излагаются принципы учения Муна.
В 1969 году Мун путешествовал по Японии, Европе и США.
В 1970 году Ричард Никсон отправлял официальный запрос в МИД Южной Кореи по поводу деятельности Церкви объединения и через два года принимал в Белом доме её руководителей .
В 1971 году Мун перенёс центр деятельности «Церкви объединения» из Кореи в США, где выступал с публичными проповедями .
В 1972 году близ посёлка Тарритауна ( штат Нью-Йорк ) за $85 000 «Церковь объединения» приобретает под учебный центр земельный участок. Дополнительно Мун, получивший к этому времени вид на жительство в США, покупает земельный участок стоимостью 620 000 долларов, где вскоре появилась его резиденция .
В 1975 году Церковь объединения провела мероприятие с участием 1,2 млн человек на острове Йойдо реки Ханган в Сеуле , Южная Корея . В том же году она провела мирный митинг с участием 300 000 человек у Монумента Вашингтону .
В 1976 году 40-этажное здание в стиле арт-деко и один из первых небоскрёбов в мире под названием Нью-Йоркер (отель) становится штаб-квартирой Церкви объединения .
В 1970-е годы численность приверженцев Церкви объединения выросла, организация стала рассматриваться как секта .
В 1973 году вышло первое издание Божественного Принципа на английском языке. В мае 1975 года проповедники учения отправились в 120 стран мира.
В 1977 году «Церковь объединения» выиграла судебный процесс в Сан-Франциско против родителей некоторых членов организации, достигших совершеннолетия, которые обвиняли Церковь объединения в промывании мозгов и старались любыми способами удержать своих детей от возвращения к Муну, включая обращение к услугам депрограмматоров . Суд встал на сторону адвокатов Церкви объединения, поскольку посчитал, что данные действия родителей членов организации нарушают свободу вероисповедания и суду не были предоставлены твёрдые доказательства того, что те не могут позаботиться о себе сами .
В 1981 году в Великобритании Церковь объединения проиграла громкий судебный процесс по обвинению газеты Daily Mail в клевете . Газета опубликовала итоги расследования того, что Церковь объединения пагубно влияет на семьи и применяет к своим членам методы « промывки мозгов » . Суд постановил президенту Церкви объединения в Великобритании Деннису Орми выплатить газете рекордный штраф за клевету — £ 750 000 . В 1983 году газета получила специальную журналистскую премию (англ.) ( за «безжалостную кампанию против вредоносных практик Церкви объединения» .
В 1981 году Церковь объединения выдвинула инициативу строительства 200-километрового подводного тоннеля между Японией и Южной Кореей стоимостью $100 млрд. В настоящее время правительство Японии и правительство Республики Корея финансируют испытательное строительство промежуточных тоннелей между островом Кодже (Южная Корея) и Кюсю (Япония) .
В 1984 году Церковь объединения открывает книжное издательство Парагон Хаус с $5-миллионным бюджетом в небоскрёбе Плаза Дага Хаммаршёльда Манхэттена в Нью-Йорке .
С начала 1990-х годов «Церковь объединения» начала осуществлять деятельность в России и странах бывшего СССР .
По состоянию на 1994 год в Уругвае «Церковь объединения» в лице её членов владела самым крупным отелем в стране, одним из ведущих банков , второй по величине газетой и двумя крупнейшими типографиями . И хотя точная сумма финансирования неизвестна ввиду того, что в Уругвае, подобно Швейцарии , действует принцип «банковская тайна», считается, что эта сумма превышает 150 миллионов долларов за 13 лет .
В 1996 году «Церковь объединения» провела акцию, во время которой собрала 3500 подписей против порнографии . По словам её представителя, «порнография делает любовь временной и преходящей, тогда как чистая любовь выходит за рамки половых связей» .
В 2006 году религиовед Джон Гордон Мелтон в статье газеты Нью-Йорк Таймс поставил Церковь объединения, наряду с сайентологией , Церковью вселенской и торжествующей , группами Нью-эйдж и Универсальной церковью жизни , в число имеющих успех в США новых религиозных движений .
В 2009 году действующий президент Церкви объединения Мун Хёнъджин встречался с Далай-ламой .
В 2009 году на церемонии благословения для 7000 пар присутствовал вице- спикер парламента Республики Корея и дочь покойного президента Пак Чон Хи , являющаяся членом парламента . Она сказала, что церемония выходит за рамки религий и что «ей нравится то, как Церковь объединения даёт толкование Библии , которое вбирает в себя Коран и буддийские писания» .
В 2011 году гарвардский выпускник теологии и международный президент Церкви объединения Мун Хёнъджин выступил в парламенте Великобритании по приглашению одного из членов парламента Великобритании .
В 2011 году «Церковь объединения» получила награду за достижения от правительства Тайваня .
В 2012 году деятельность Церкви объединения запрещена в Киргизии . Согласно решению Свердловского районного суда города Бишкек , южнокорейская Церковь объединения больше не может действовать на территории республики .
15 августа 2012 лидер Церкви объединения Мун Сон Мён был доставлен в больницу в критическом состоянии с воспалением лёгких . 2 сентября , в возрасте 92 лет, Мун Сон Мён скончался в больнице, которая принадлежит организации. . Ким Чен Ын , лидер Северной Кореи ( КНДР ), выразил соболезнования в связи со смертью южнокорейского миллиардера, основателя Церкви объединения .
22 августа 2013 года трое членов, две женщины и один мужчина, японского отделения Церкви объединения облили друг друга растворителем для масляных красок и подожглись . Все трое были доставлены в больницу с ожогами третьей степени. Инцидент произошёл в деревне Капхён , расположенной к востоку от Сеула, где находится всемирная штаб-квартира Церкви объединения, и совпал с кануном первой годовщины смерти Мун Сон Мёна по лунному календарю . Стив Сакува из Церкви объединения заявил, что «самосожжение было неправильным», а также что одна из женщин страдала психическим заболеванием .
Доктрина Церквей объединения в значительной мере синкретична и представляет собой смешение христианства ( католицизма и пятидесятничества ), иеговизма , шаманизма , мистицизма , оккультизма (учение Эммануила Сведенборга и псевдохристианства ) и ряда восточных религий . Также Мун заимствовал некоторые из положений учения Ким Бек Муна, а также «сильный элемент мессианства, присутствовавший в корейской религии, который ссылался на Чун Кам Нок ( англ. Chung Kam Nok) — обрядовый текст XV или XVI века — в подтверждение своих слов о том, что Мессия придёт из Кореи» .
Церковь объединения поддерживает веру в спиритизм , то есть в общение с духами умерших предков. Спиритические ритуалы используются для улучшения положения умерших предков в духовном мире. Мун и ранние члены Церкви объединения поддерживали контакты со спиритами . В 1990-е и 2000-е гг. Церковь объединения объявила о состоявшихся спиритических контактах с Авраамом , Блаженным Августином , Буддой , Иисусом Христом , Конфуцием , Моисеем и Мухаммедом и также с политическими лидерами: Карлом Марксом , Фридрихом Энгельсом , Лениным , Сталиным , Троцким , Мао Цзэдуном и другими. Подобные заявления дистанцируют Церковь объединения от христианства и ислама .
По поводу отношения Муна и его последователей к Библии казахстанские религиоведы ( кандидат философских наук , профессор), ( кандидат философских наук , главный инспектор акима г. Алматы по вопросам работы с религиозными объединениями) отмечают, что
мунисты утверждают, что Библия является «не истиной, а учебником, по которому изучают истину». Подлинным авторитетом для приверженцев культа являются сочинения Муна…
Краткий обзор 12 идеологических концепций об учении был написан тридцатью восемью студентами семинарии .
Центральной фигурой в вероучении Церкви объединения является Мун Сан Мен, осуществляющий формирование доктрин вероучения и представляющий мессию для членов организации (чем может быть обусловлено именование учения мунизмом, а последователей — мунитами) .
О себе Мун говорит, что до воплощения на земле он существовал вне времени и пространства:
В начале у Бога была мысль, или Слово, и Бог сотворил Мир. Ваша мысль, поддержанная логикой, становится философией. Если ваша мысль полностью занята Богом, и вам удаётся её выразить, вы становитесь великим проповедником. Даже прежде, чем преподобный Мун был в мире, существовал идеальный, невидимый преподобный Мун. Когда мысли были преобразованы в слова и на них основывалось действие, невидимый преподобный Мун стал реальностью, которую мир сегодня видит .
Мун называет себя « Мессией » . И «Мессией» его до сих пор считают приверженцы . В то же время для внешней публики сам Мун на вопрос, является ли он мессией, ответил: «Да, являюсь, также как и вы, и вы, и вы тоже», указав на всех присутствующих .
Мун учит, что цель каждого его последователя — стать истинным сыном или дочерью Бога и достичь такого совершенства, а члены секты, в свою очередь, верят, что Мун и его семья такой цели достигли и являются образцом для подражания .
Последователи Муна считают Муна и его жену своими истинными родителями и позволяют им выбирать для себя мужей и жён .
Понятие о Боге страдающем является центральным в вероучении Церкви объединения .
Бог изображается как существо, сотворившее мир по нескольким универсальным принципам. Структура творения состоит из положительных (мужского) и отрицательных (женского) элементов, которые объединяются в более крупные блоки и далее в ещё большее целое .
Религиовед Н. А. Трофимчук отмечал, что «Бог, по Муну, есть вечная энергия, пульсирующая между мужским и женским началом» .
Так, в книге « Божественный принцип » Мун писал :
… Эту первопричину нашего мира мы называем Бог, и Его сон-сан и хён-сан — первоначальный сон-сан ( кор. «внутренняя природа») и первоначальный хён-сан ( кор. «внешняя форма»)…
Бог — субъект, чьи дуальные свойства ян-сон (положительность, мужское начало) и ым-сон (отрицательность, женское начало) пребывают в гармоничном единстве друг с другом.
Христианское учение о Троице Муном истолковывает четырьмя разными способами. В первом случае это — Бог, Адам и Ева . Во втором случае — Адам, Ева и сатана. В третьем случае — Бог, сам Мун и его жена Хан Хакча. А в четвёртом случае — Бог, дух Иисус (в качестве второго Адама) и Святой Дух (в качестве второй Евы)
Кандидат исторических наук , религиовед Т. Н. Кузнецова о муновском представлении о Троице отмечала:
Согласно учению Муна, эта троица не вполне полноценна, ибо является только духовной. Изначально, в соответствии с « Принципом », троицу должны были образовывать Бог и идеальные Адам и Ева, но из-за того, что это единство не было достигнуто и превратилось в ложную «сатанинскую троицу», пришлось вместо них образовывать новую группу. Настоящей же троицей — духовной и физической — должны теперь стать Бог, второй мессия и его жена .
По словам седьмого сына Муна — Хён Джин Муна, являющегося Президентом Международной федерации за всеобщий мир:
В разные эпохи Бог посылал людям различных пророков . И в традицию Объединения мы включаем пророков не только авраамических религий , но также Будду и Конфуция . Мы верим в универсальную профетическую традицию, в то, что Бог посылает своих пророков в различные страны, различные культурные и исторические эпохи. Но всегда с одной и той же целью — воссоединить людей с Богом .
Мун считает, что вся история человечества делится на три ступени. Первая ступень — это «эпоха Авраама », когда сложился род человеческий. Вторая ступень — «эпоха Иисуса», когда человечество развилось до сегодняшней цивилизации. И, наконец, третья ступень — «эпоха Муна», который родился на земле, чтобы завершить «священную миссию» по созданию «Истинной Семьи», которую, по его мнению, не смог выполнить Христос , потому что его «предал» Иоанн Креститель , и «освободить» людей от сатаны , с которым, по мнению Муна, совокупившись, «согрешила» Ева , родив Каина , от которого происходят «служители зла» (т. н. «сыновья Каина»), убившего Авеля , от которого происходят все «служители добра» (т. н. «сыновья Авеля»). Последних и пришёл возглавить Мун и заменить нынешнюю семью, которая, по мнению Муна, является созданием нечистой силы , «семьёй» из его последователей . При этом Мун считает, что Иисус Христос — «обычный человек», лишь свободный от грехопадения и родился от незаконной связи Марии с первосвященником Захарией.
Согласно изучавшему организацию британскому социологу и философу Айлин Баркер , Церковь объединения предлагает хилиазматическое вероучение, утверждающее, что может объединить все религии мира. Учение использует интерпретации Библии .
Историк И. Р. Григулевич отмечает, что хилиастичность учения Муна заключается в том, что он предрекает близкий « конец света » в виде Третьей мировой войны , в ходе которой Мун станет повелителем Вселенной . Одно из характерных изречений Муна по этому поводу:
Мы правой ногой наступим на христианство, чтобы подчинить его себе, а левой ногой придавим и подчиним себе коммунистическую идеологию. Затем мы вызовем бога на землю, и весь мир будет наш.
Газета Чикаго Трибьюн приводит мнение профессора психиатрии (англ.) (, который в течение 3 лет занимался изучением выборки из 305 последователей Муна и пришёл к выводу, что 95 % из них продолжают быть членами Церкви объединения, а 85 % продолжают жить с определённым им Муном супругом(ой). Галантер отметил, что в ходе проводившегося им опроса показали тот же уровень счастливости в браке, какой показывают другие социальные группы . По мнению руководителя одного из исследований доктора философии по психологии Роберта Эпштейна : «Кто бы что ни говорил о Церкви Объединения, брачный аспект в ней не есть сумасшествие. Это, кажется, действительно работает». Однако известный автор книг об истории семьи и брака Стефани Кунц считает его выводы неосновательными, обращая внимание на отсутствие у молодых людей, в частности у женщин, возможности выбора . Церковь объединения учит, что «романтичная» любовь ведёт к беспорядочным половым связям, несовместимым парам и недееспособному обществу . Одна из таких Церемоний благословения , «беззастенчиво и к большому смущению Генерального секретаря ООН», по словам писателя (англ.) (, была проведена в одном из главных конференц-залов Штаб-квартиры ООН , среди прочих заметных:
Последователи церкви используют «святую соль» для символического очищения жилых помещений от злого влияния. Также в Церкви объединения принят обряды «посвящения ребёнка Богу» (на 8-й день после рождения). Особо отмечаются праздники — «День Бога» (приурочен к Новому году ), а также отмечаемые по лунному календарю , « День родителей » (март-апрель), «День детей» (ноябрь), «День всего сущего» (июнь). Молитвенные собрания проходят по воскресеньям, включая в себя пение религиозных гимнов, чтение Библии наряду с Божественным принципом и другими произведениями Мун Сон Мёна, а также проповедь .
Мун Сон Мён учит, что цель каждого его последователя — стать истинным сыном или дочерью Бога и достичь совершенства, а те в свою очередь верят, что Мун Сон Мён с супругой такой цели достигли и являются образцом для подражания . Последователи Мун Сон Мёна считают, что он обладал даром находить для них подходящего супруга .
Основной церемонией в традиции церкви является «церемония Благословения», которая представляет собой обновление супружеских союзов. В ходе церемонии супруги, уже состоящие в браке, или молодожёны дают обет верности и обещание посвятить свой брак Богу. В церемонию входит принятие «святого вина» как символическое избавление от оков зла, окропление «святой водой» как приобщение к миру добра и произнесение клятвы супружеской верности. В 2000 годоснования церкви церемония стала межнациональной и межрелигиозной. у ней принимали участие пары различных вер. В Мун Сон Мён провел церемонию благословения в одном из конференц-залов штаб-квартиры ООН .
Ряд исследователей утверждает, что в состав «святого вина» входит кровь и сперма Мун Сон Мёна, а так же кровь или молоко его супруги . Преподобный Вон И Чи, пресвитерианский пастор из Сеула, утверждал:
Если верить тем, кто был в этой группе и покинул её, они говорят, что человек должен принять кровь Сан Мён Муна, чтобы получить спасение. Эту кровь обычно получают во время трёх фаз полового контакта
Оригинальный текст (англ.) [ показать скрыть ]If we believe those who have gone into this group and come out, they say that one has to receive Sun Myung Moon's blood to receive salvation. That blood is ordinarily received by three periods of sexual intercourse.
. Вместе с тем руководство Церкви объединения наличие этих компонентов в вине категорически отрицает.
Религиовед Н. А. Трофимчук писал про Церковь объединения, что «структурно она представляет собой целостную международную организацию, в основе которой находятся общины, объединяемые в региональные группы — по странам или целым континентам. Общины возглавляют лидеры и старейшины, региональные объединения — президенты. Руководящий орган Церкви — Всемирный Миссионерский центр находится в г. Нью-Йорке (США)» .
Точное количество членов организации в мире неизвестно. На 1995 год , по данным самой «Церкви объединения», количество членов в США составляло 50 тысяч, во всём мире — 3 миллиона . Вместе с тем, в 1982 году исследователями численность членов Церкви объединения оценивалась также в 3 миллиона человек , из которых (данные 1977 года ): 650 тысяч — в Республике Корее , 50 тысяч — в Японии и 50 тысяч — в США . В 1983 году указывалась цифра — от 300 тысяч до 3 миллионов человек по всему миру .
Число полных приверженцев организации всегда было значительно ниже, чем представлялось средствами массовой информации или самим Движением объединения .
Так, канадские учёные-супруги, профессора Калгарского университета ( англ. ) — религиовед и антрополог ( англ. ) и историк и антрополог ( англ. ) в своей монографии «Новые религии как глобальные культуры» ( англ. New religions as global cultures), изданной в 1997 году , отмечают, что в США «Церковь объединения», несмотря на частое внимание СМИ, имеет не более 7-8 тысяч адептов
Религиоведы Н. А. Трофимчук и М. П. Свищева в своей монографии «Экспансия», изданной в 2000 году , писали, что «Церковь объединения» распространена «более чем 150 странах мира», располагая «около 250 тысяч последователей»
Один из сыновей Муна, Мун Хёнъджин , являющийся в данное время международным президентом Церкви объединения, 24 марта 2012 года утверждал, что численность последователей по всему миру сегодня составляет примерно 5-7 миллионов .
Согласно журналу Тайм , Церковь объединения стала первым глобальным выражением зарождающейся корейской культуры .
В Церкви объединения основной целью называется стремление объединить людей вне зависимости от их биосоциальной принадлежности на основе принципов добра и любви, чему должны способствовать более 300 программ в различных областях .С уществует ряд организаций, созданных Мун Сон Меном . Организации имеют коммерческую, религиозную, образовательную, политическую направленность, также функционируют в форме общественных объединений и научно-исследовательских учреждений. Управление и поддержка организаций осуществляются Церковью объединения . Совокупность этих организация называется Движением объединения .
На территорию СССР , в состав которой входила РСФСР , идеи мунизма начали проникать в 1970-е годы , однако свободное распространение получили в начале 1990-х .
В 1990 году Мун Сон Мён посетил СССР и встретился с Михаилом Горбачёвым . Его жена, Хан Хак Джа , выступила из Кремля в радиоэфире перед всей страной . Во время встречи обозначил свои идеи по экономическим и политическим преобразованиям в Советском Союзе, в результате началась официальная деятельность Церкви объединения в России . Также Мун зашёл в Успенский собор Московского Кремля и совершил там обряд посвящения храма себе, разбросав в помещении священную соль . Согласно вероучению Церкви объединения обряд предполагает создание «Святой земли» и переводит вещи «из-под сатанинского владычества в Божественную собственность» .
В 1992 году Мун полагал, что в ближайшее время его учение станет государственной религией на постсоветском пространстве:
Сейчас в трёх из пятнадцати республик бывшего Советского Союза развивается движение за провозглашение «Религии объединения» государственной религией .
По мнению Муна, озвученному 15 октября 1996 года во время выступления на Московской конференции «Федерации семей за мир во всём мире» в России:
«люди готовы и голодны (духовно). Возможность созрела; время действовать… Россия — огромная плодоносная земля. Она представляет золотую возможность»
В это время Мун хотел вложить в бизнес в России $500 000. Собирался приобрести компанию «Русское видео», а также проводил переговоры с Владимиром Гусинским о покупке медиактивов .
В ноябре 1992 года после того, как Москву посетила Хак Джа Хан, было создано российское отделение Федерации женщин за мир во всем мире, которое в июне 1994 года получило официальную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации .
В 1993 году Церковь объединения провела семинар в Министерстве внутренних дел Российской Федерации .
По состоянию на 1994 год Министерство образования и науки Российской Федерации предоставляло Церкви объединения «привилегированный доступ к тысячам средних школ с полными классами из заметных учащихся» . Около 500 студентов вузов , включая МГУ , были отправлены в США для участия в 40-дневных семинарах Церкви объединения .
В 1994 году на организованном А. Л. Дворкиным в Российской академии управления международном христианском семинаре «Тоталитарные секты в России» религиовед И. Я. Кантеров рассказал, что среди «полных членов» Церкви объединения Сон Мён Муна 80-90 % составляет молодёжь, имеющая высшее образование, которая почти на 100 % владеет английским языком. Кроме того сообщалось, что среди мунитов Санкт-Петербурга значительное число учителей, включая директоров школ. В том же году муниты устроили конференцию, на которой собрали несколько бывших президентов различных стран, включая М. С. Горбачёва . Отмечалось, что на содержании у Сон Мён Муна находятся политики, известные общественные деятели, журналисты. Мун сумел организовать и провести семинар по борьбе с преступностью (совместно с МВД России ), семинар работников СМИ и в Гурзуфе семинар ректоров высших учебных заведений.
21 мая 1992 года Минюст РФ зарегистрировал религиозную организацию « Ассоциация Святого Духа за объединение мирового христианства », вскоре приверженцы сформировали группы в крупнейших городах, в 1994 году была зарегистрирована « » .
В пик распространения мунизма в России в 1994 году численность полноценных участников составляла не более 6000 человек (по другим данным около 5000 человек и от 3000 до 5000 ), а сейчас не более 3500 человек .
В это время отделения работали в 55 городах бывшего СССР , в том числе в Алма-Ате , Владивостоке , Вильнюсе , Екатеринбурге , Казани , Киеве , Минске , Нижнем Новгороде , Новосибирске , Санкт-Петербурге , Таллине и Хабаровске . Согласно Православной энциклопедии в 1994—1995 годах отделение Церкви объединения, вместе со своими дочерними организациями — «объединения „ “ (студенческой молодёжи) и „Женщины в борьбе за мир“», существовало в Республике Бурятия . В 90-х годах XX века время от времени миссионеры Церкви объединения посещали Астраханскую область .
24 мая 2001 году была ликвидирована в судебном порядке в связи с выявленными в уставе несоответствиями требованиям законодательства и несоблюдением порядка регистрации «Санкт-Петербургская вузовская ассоциация по изучению Принципа (Философии Единения)», зарегистрированная в качестве общественного объединения . В этом же 2001 году появилась «Межвузовская Ассоциация Покров», таким образом муниты маскируются под православие .
До недавнего времени официальную регистрацию имели отделения в городах — Иркутске , Омске , Ростове-на-Дону , Республике Саха ( Якутия ) и Хабаровске .
С 24 сентября 2002 года продолжает действовать регистрация отделения в г. Уфа , с 2 декабря 2002 года продолжает действовать регистрация отделения в г. Пермь , с 3 ноября 2005 года продолжает действовать регистрация отделения в г. Екатеринбурге .
По данным на 1 января 2004 года в России у Церкви объединения было 9 зарегистрированных религиозных организации .
Тем не менее согласно данным кафедры государственно-конфессиональных отношений Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации « несмотря на неоднократный приезд зарубежных эмиссаров, финансовые вливания, так и не смогла к концу своего десятилетнего пребывания в России сколько-нибудь заметно распространить и увеличить своё присутствие и количество активных членов » .
В Республике Казахстан усиленная миссионерская деятельность Церкви объединения пришлась на начало и середину 90-х годах XX века , а особое внимание было уделено педагогам и студентам. В 1991 — 1993 годах были проведены неоднократные выезды в лучшие санатории Крыма и Иссык-Куля десятков тысяч студентов, педагогов и врачей. Многократно проводились долгодневные семинары в доме отдыха «Монтажник» недалеко от Алматы и в городе Каркаралинске Карагандинской области , на которые приглашались учащиеся и преподаватели вузов и техникумов. Церковь объединения также осуществила выезд на стажировку в Сеул на конференцию ректоров Казахской государственной архитектурно-строительной академии и , а также студентов, для посещения муновских учебных заведений .
В середине января киргизское молодёжное движение «Ынтымак» заявило, что гражданин Киргизии Бакай Мамбеталиев был подвергнут пыткам со стороны членов Церкви объединения за то, что он отказался вступить в их ряды. А ранее Духовное управление мусульман Киргизии обвинило Церковь объединения в претензиях на мировое господство .
7 февраля 2012 года стало известно, что Генеральная прокуратура Киргизии собирается запретить деятельность Церкви объединения на территории республики. Заместитель генерального прокурора Рыскул Бактыбаев сообщил, выступая в Жогорку Кенеш , что Генеральная прокуратура исследовала материалы о деятельности этой организации и пришла к выводу, что она угрожает безопасности Киргизской Республики. А также что прецедент введения подобного запрета есть: так, по решению суда была объявлена вне закона экстремистская организация « Хизб ут-Тахрир ». В свою очередь заместитель главы Государственного комитета национальной безопасности Киргизии Рустам Мамасадыков сказал, что такие организации, как Церковь объединения, « разлагают общество и семью, наносят вред идеологической безопасности ». Ходатайство о запрете деятельности данной организации на территории Киргизии было направлено в Свердловский районный суд Бишкека. А депутаты Жогорку Кенеша потребовали, чтобы в отношении руководства Церкви объединения в Киргизии было возбуждено уголовное дело . Причиной этого события стало тесное сотрудничество большого количества чиновников, и благодаря широкой общественной огласке удалось запретить её деятельность. Любое религиозное объединение должно проходить регистрацию в Государственной комиссии по делам религий Киргизии, но данная организация была зарегистрирована в Министерстве юстиции Киргизии в качестве общественной .
24 февраля 2012 года Свердловский районный суд города Бишкек вынес решение о запрете деятельности Церкви объединения на территории Кыргызстана в результате рассмотрения совместной жалобы Генерального прокурора Киргизии, Государственного комитета национальной безопасности и Государственного управления по делам религий о том, что «деятельность церкви представляют угрозу для национальной безопасности Кыргызстана посредством пропаганды нетрадиционных религиозных идей без наличия регистрации» . Это же решение оставил в силе Бишкекский городской суд . В августе 2013 г. Верховный суд Киргизии оставил в силе решение судов первой и второй инстанции о запрете деятельности на территории республики «Церкви объединения Мун Сан Мена», а также принял решение о ликвидации общественного объединения « Федерация семей за единство и мир во всем мире », которое является завуалированным подразделением мунитов .
По словам директора Государственной комиссии по делам религий Киргизии Абдилатифа Жумабаева: « Церковь объединения, так называемая тоталитарно - деструктивная секта Муна » — это « первая за 20 лет независимости республики секта, закрытая в Кыргызстане » .
Церковь объединения является как одной из наиболее известных, так и противоречивых религиозных групп . В ряде документов органов государственной и судебной власти Российской Федерации , Франции , Германии , Киргизии в некоторых энциклопедиях , трудах ряда исследователей , а также активистов антисектантского движения и оппозиции культам Церковь объединения причисляется к деструктивным и тоталитарным сектам . В 1990 годы одним из основных направлений деятельности Церкви объединения была работа с молодёжью (особенно со студентами вузов ) .Деятельность «Церкви объединения» в России подвергалась критике со стороны общественности . Один из руководителей покинул организацию и выступал с критикой в ее адрес . Постепенно популярность идей Муна в России пошла на спад .
Религиовед С. М. Дударенок отмечает, что троекратно получив отказ в регистрации по причине несоответствия их Устава законодательству Российской Федерации, учредители ассоциации создали два общественных объединения и под видом общественной занимались и занимаются религиозной деятельностью. За нарушение российского законодательства в 1996 году из Владивостока был выслан духовный лидер местной общины мунитов американец Клиффорд Энк, на визитной карточке которого кроме отметки «преподаватель английского языка в технологическом институте» гордо значилось «Региональный директор Приморского края» .
На пресс-конференциях 5 марта и 7 июня 2001 года , прошедших в Нижнем Новгороде, Первый заместитель директора Департамента по связям с общественностью, конфессиональному и межрегиональному сотрудничеству администрации города Нижний Новгород, кандидат философских наук , доцент Нижегородского государственного педагогического университета Игорь Симонов огласил список названий религиозных объединений, действующих в Нижнем Новгороде, с которыми администрация города не рекомендует сотрудничать органам муниципальной власти, муниципальным учреждениям образования и культуры независимо от факта их регистрации, по причине того, что они имеют негативную репутацию как в России, так и за рубежом, а также из-за частых жалоб граждан на данные религиозные организации. В число этих организаций была отнесена «Ассоциация Святого Духа за объединение мирового Христианства» (другие названия: Церковь Объединения, сторонники проповедника Сан Мен Муна, «мунисты») и их дочерние организации «Федерация семей за мир во всем мире», «Федерация женщин за мир во всем мире», студенческая организация CARP .
Доктор исторических наук , член-корреспондент АН СССР И. Р. Григулевич по поводу учения Муна писал:
Что представляет собой учение Муна? Это — эклектическое соединение элементов ортодоксального христианства ( католицизм ), пятидесятничества и иеговизма , сдобренное выдумками самого Муна. Всё это замешано на зоологическом (махровом) антикоммунизме и тоталитаризме фашистского толка
—
Также И. Р. Григулевич отмечает связь Муна с ультраправыми организациями в США и других странах, а также покровительство одному из бывших руководителей Гитлерюгенда Рейнера Виксенда, которого Мун назначил своим представителем в Западной Европе .
Доктор философских наук , старший научный сотрудник сектора философии религии Института философии РАН Е. Г. Балагушкин относит Церковь объединения к сектам , для которых свойственен религиозный радикализм с ультраправой милитаристской идеологией, основная цель которой — борьба против мирового коммунизма , который понимается как « сатана », через развязывание третьей мировой войны , необходимость которой подкрепляется разработанной Муном доктриной в Божественном законе (каноне) , основанной на модификации христианской эсхатологии о втором пришествии Христа , под которым понимается сам Мун, после которого установится совершенный теократический строй , опирающийся на идеальную семью во главе с «совершенными родителями» .
По мнению известного исследователя сект и Председателя Экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации А. Л. Дворкина , бывшего члена организации , кандидата исторических наук , доцента ТвГУ , священника Л. Семёнова , комиссии Национальной Ассамблеи Франции , доктора политологических наук , ведущего эксперта Института стратегического анализа и прогноза при КРСУ К. Маликова , является сектой , по мнению доктора медицинских наук , профессора Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. В. П. Сербского. Ф. В. Кондратьева и кандидата философских наук , доцента НИУ-ВШЭ и ННГУ им. Н. И. Лобачевского , эксперта по социальному воздействию Волкова Е. Н. — также деструктивным культом .
Известный российский психолог и общественный деятель, доктор психологических наук , профессор кафедры общей психологии психологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова Александр Асмолов , в бытность заместителем министра образования России, имевший тесные связи с Церковью объединения , сегодня отмечает следующее:
Я достаточно знаю движение Муна. Я достаточно знаю, как они пытаются войти в школу и борются за умы детей. Это движение, по большому счёту, нацелено на манипуляцию сознанием , в том числе сознанием ребёнка. И оно представляет серьёзнейшую опасность для развития личности ребёнка
— из фильма канала Рен-ТВ
Казахстанские религиоведы ( кандидат философских наук , профессор), ( кандидат философских наук , главный инспектор Акима г. Алматы по вопросам работы с религиозными объединениями) отмечают:
«Несмотря на довольно широкое распространение, отношение к церкви Муна со стороны общественности и последователей других религий чаще всего негативное. Осуждение обычно вызывают двойная мораль Муна и его приближённых, проповедь аскетизма для рядовых членов церкви и пребывание в роскоши верхушки церкви. Имели место скандалы финансового характера. Вызывают отрицательную реакцию и методы психологической обработки членов церкви. Особенно непримиримо относятся к Церкви объединения представители различных течений христианства, считающих, что ссылки на их вероучение компрометируют всех христиан» .
Европейский парламент в своём специальном решении № 1-47/84 от апреля 1984 г. по поводу секты «Церковь объединения» высказался следующим образом:
Европарламент
…2. Призывает правительства всего сообщества заботиться о том, чтобы секте Муна не предоставлять никаких особых статусов, не допускать никаких попустительств, не давать никаких особых привилегий.
3. Призывает оповестить комиссию по молодёжи, культуре, образованию, информации и спорту о деятельности последователей Муна и опасности, которую она представляет для обществ…
Известны случаи смерти при странных и невыясненных обстоятельствах адептов Церкви объединения. «Чересчур много загадочных смертей среди последователей Муна» — так озаглавила свою новость французская газета « Франс Суар ». В Нью-Йорке была найдена заколотой ножом и выброшенной из окна 29-летняя студентка Кристин Кост, являвшаяся последовательницей Муна .
В 1976 году в Гарлеме был убит другой член секты. В гостинице, принадлежащей Муну, произошло сразу две смерти — юный мунит Аллен Стоггс бросился в шахту лифта, а потом с 22-го этажа этой же гостиницы выбросился молодой японец, также принадлежащий к Церкви объединения .
В 1977 году похожий случай произошёл во Франции, где на пустынном берегу моря покончил жизнь самоубийством через самосожжение молодой бретонец Патрик Эсно, «поклонник Муна, который хотел и нас привести в секту», как позднее рассказала корреспонденту газеты « Монд » его бабушка .
Мун заставляет неофитов многократно повторять:
- — Что вам дороже — жизнь Истинных родителей или ваша жизнь?
- — Жизнь Истинных родителей!
- — Чья жизнь должна быть отдана богу в случае необходимости: жизнь Истинных родителей или ваша жизнь?
- — Моя жизнь.
- — Готовы ли вы на это?
- — Да!
- — Тогда повторяйте за мной: «Истинный отец, я готов отдать свою жизнь. Если она вам нужна, возьмите её. Если я смогу такой ценой спасти вас и Истинную мать, и вашу семью, я готов умереть… Это счастье — умереть за Истинного отца. Это прекрасно!»
Архиерейский собор Русской Православной Церкви в 1994 году по поводу «Церкви объединения» Муна высказался следующим образом:
С другой стороны, через открывшиеся границы в наши страны хлынули проповедники лжехристианства и псевдорелигий, приходящие с Запада и Востока. Среди них — «Ассоциация Святого Духа за объединение мирового христианства» («церковь Муна»), «новоапостольская церковь», «церковь Христа», « церковь саентологии » Хаббарда, «церковь святых последних дней» ( мормонов ), « Международное общество сознания Кришны », « Аум Синрикё », « трансцендентальная медитация », различные направления учений « Новой эры », «Эры Водолея».
—
В 2006 году общественный резонанс вызвала программа Первого канала «Специальное расследование: Орден Муна», представляющая расследование о деятельности организации, пытающейся проникнуть во властные сферы российского общества — отраслевые министерства, Совет Федерации .
Согласно критика и травля по отношению к членам Церкви объединения часто была безжалостной не потому, что их вероучение и заявления были сколько-нибудь смехотворным по сравнению с традиционными религиозными представлениями, а потому, что они были новшеством .
Айлин Баркер в своей статье в газете Гардиан писала: «Широкая общественность оставалась в значительной степени неосведомлённой о разнице, будучи информированной самими же СМИ, ориентированными на сенсации и овеянными растущим числом так называемых антисектантских движений, которые вначале зарождались как собрания заинтересованных родственников и позже переросших в мощные лоббистские группы, которые собирали все тревожные истории о каждом движении, а затем обобщали их в нечто общепринятое о том, „чем же занимаются все культы“, — забывая при этом о том, что все эти случаи можно было так же легко найти во всех основных религиях» .
Религиовед С. И. Иваненко оспаривает причисление Церкви объединения к сектам .
Названий <…> много: чаще всего о ней отзываются как о «мунитской церкви», но сама она чаще всего называет себя «Церковью объединения». Официальное её название до недавнего времени было — «Ассоциация Святого Духа за объединение мирового христианства». <…> буквальный перевод с корейского означает: « Спиритическая ассоциация за объединение мирового христианства», но они сознательно переводят это на европейские языки как «Движение Святого Духа». Весной 1997 г. Мун приказал своим последователям более не употреблять название «Церковь объединения», а называть её «Всемирная ассоциация семей за мир во всем мире»…
— А. Л. Дворкин Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования. — Нижний Новгород.:Христианская библиотека, 2006. — С.234 ISBN 5-88213-050-6
В этой связи вызывает настороженность нанесение оккультного рериховского знака на стены домов и музеев. У известной современной секты «Церковь Объединения», основанной корейцом Муном, такую же функцию исполняет обряд «освящения соли»: мунистам рекомендуется рассыпать соль, освященную Мессией Муном, во всех помещениях, которые они посещают. Такой обряд они однажды совершили даже в Успенском Соборе московского Кремля…
—
.
- Кураев, А. В. . — Москва: Московского Подворья Свято-Троицой Сергиевой Лавры, 2007. — Т. 1. — С. 40. — ISBN 5-7789-0209-3 , ISBN 5-7789-0210-7 .
- Кураев, А. В. . — Москва: Формика, 2002. — Т. 1. — 447 с. — ISBN 5-7754-0039-9 . (недоступная ссылка)
Ненадолго отвлечемся от рассказа о визите «преподобного» в Москву и вспомним, как проходит «соляной» обряд. «Комната очищается специальной „священной солью“, впервые введённой в употребление Сан Мен Муном вдень его бракосочетания с Хак Джа Хан 16 марта 1960 года, — пишет современная исследовательница. — Он использовал её для благословения главной церкви, а затем распределил её среди присутствующих, и с тех пор соль распространяется членами Церкви Объединения. Появление „священной соли“ обосновано тем, что, в соответствии с „Принципом“, Мун и его супруга представляют собой первых совершенных идеальных мужчину и женщину, становящихся Истинными Родителями человечества. В связи с таким особым их положением, они нуждаются и в идеальном окружении, однако весь мир после грехопадения Адама и Евы находился под властью сатаны, и, следовательно, не мог рассматриваться в качестве подходящего места для Мессии. По этой причине и возникает необходимость вочищении пространства вокруг Истинных Родителей, что и было сделано с помощью „священной соли“. Сама субстанция — соль — была выбрана как традиционное предохраняющее от порчи вещество. С благословения Муна члены Церкви Объединения также используют „священную соль“ для переведения вещей из-под сатанинского владычества в Божественную собственность.
При освящении комнаты, с молитвой „во имя Святого Отца, Святого Сына, Святого Духа, Истинных Родителей и в мое имя“ щепотки соли разбрасываются на северную, южную, восточную и западную стены в указанном порядке, а затем — по кругу в центре комнаты. Также очищаются от „присутствия сатаны“ и все используемые вещи»— Т. Н. Кузнецова «Мунизм: Вероучение, религиозная практика и образ жизни последователей Сан Мен Муна. — М.: Институт этнологии и антропологии РАН , 1999. — 377 с. ISBN 5-8121-0010-1 ( С.122–123 ) Цит. по Архимандрит Августин . - М.: Шандал, 2001. - 208 с. ISBN 5-93925-015-7