Широкоформатная киносистема НИКФИ
- 1 year ago
- 0
- 0
Широкоформатная система НИКФИ — широкоформатная кинематографическая система , основанная на использовании поперечного кадра на перфорированной киноплёнке шириной 70 мм и сферических ( аксиально-симметричных ) объективов . Эта система была известна в мире под названием Sovscope-70 и использовалась в СССР и странах социалистического блока, в том числе под названием DEFA-70 .
Как и все иностранные аналоги, советская широкоформатная киносистема разрабатывалась в качестве альтернативы слишком сложной « Кинопанорамы » с присущими ей неустранимыми недостатками. В 1956 году в Советском Союзе коллективом НИКФИ совместно с киностудией « Мосфильм » под руководством Е. М. Голдовского была разработана система широкоформатного кино, основанная на западных 70-мм системах « Тодд-АО » и «Супер Панавижн 70», но в отличие от них использовавшая 70-мм киноплёнку по ГОСТ 11272-78 как для съёмки негатива , так и для изготовления фильмокопий . Такое решение позволило использовать однотипную подложку для всех сортов киноплёнки, а также унифицировать большинство узлов и деталей съёмочной, копировальной , проявочной и проекционной аппаратуры. Кроме того, отечественный формат не рассчитан на искривлённые экраны «синерамного» типа — он предусматривал использование только плоских экранов шириной до 0,6 длины кинозала .
Создание собственной широкоформатной системы было для СССР вопросом престижа, поэтому необходимая линейка аппаратуры была разработана в короткие сроки . Для съёмки первого широкоформатного фильма « Повесть пламенных лет » в МКБК был создан павильонный киносъёмочный аппарат 70СК, а вслед за ним — скоростной аппарат для комбинированных съёмок 70КСК . В 1961 году был создан ручной широкоформатный киносъёмочный аппарат 1КСШР , а позднее — в 1966 году — павильонный аппарат «Россия» 1СШС. Единственный экземпляр этой камеры был специально изготовлен для съёмок киноэпопеи « Война и мир », а после этого использовался ещё для нескольких фильмов . Все широкоформатные камеры были оснащены зеркальным обтюратором и системой сквозного визирования . В 1973 году линейку пополнила натурная камера «Берёзка» 1СШН . Для комбинированных съёмок по методу « блуждающей маски » с инфраэкраном создан аппарат «Маска-70» 1КФШ . Специально для фильма « Через тернии к звёздам » была сконструирована камера для подводной съёмки . В некоторых случаях для съёмки применялись аппараты производства фирм « Митчелл » ( англ. Mitchell) и « Панавижн » ( англ. Panavision), допускающие использование 70-мм негативной киноплёнки .
Специально для съёмки на широкоформатный кадр создана совершенно новая линейка киносъёмочной оптики, в том числе сверхширокоугольные объективы «Кино руссар » конструкции М. Русинова . Кинопроекторы для демонстрации широкоформатных фильмокопий, проектировались двухформатными, то есть пригодными как для 70-мм киноплёнки, так и для 35-мм фильмов . Это достигалось за счёт применения фильмового канала специальной конструкции и зубчатых барабанов с четырьмя рядами зубьев на венцах двух разных диаметров. Два внутренних ряда зубьев использовались для 35-мм киноплёнки, а внешние — для 70-мм . Основными типами широкоформатных кинопроекторов были «КП-15» и «КП-30», а также их модификации . Проектор «КП-50» считается самым мощным в мире, обеспечивая световой поток 50 000 люмен при помощи дуговой лампы с током 200 ампер . Из примерно 20 выпущенных экземпляров 4 были установлены в Кремлёвском Дворце съездов .
Шаг кадра, как у большинства иностранных аналогов, составляет 5 перфораций при стандартной частоте съёмки и проекции 24 кадра в секунду. Кадровое окно киносъёмочного аппарата имеет размеры 51,3 × 23,0 мм по ГОСТ 25704-83 , а полезный проецируемый на экран кадр составляет 48,59 × 22 мм площадью 1067 мм² . Соотношение сторон изображения на экране — 2,2:1 — меньше, чем у негатива за счёт срезания кадра по бокам для магнитной фонограммы. В случае печати 35-мм широкоэкранных фильмокопий ширина кадра негатива используется полностью. Система НИКФИ является как производственным , так и прокатным форматом, то есть с негатива возможна контактная печать позитива этого же формата, например с помощью кинокопировального аппарата «23ШТК—1» . Благодаря применению одинаковой позитивной киноплёнки и близких размеров кадра советский стандарт был совместим с западными аналогами, что позволяло производить обмен кинофильмами и экспорт советских фильмов за рубеж .
Стандарт позволял переводить широкоформатные фильмы в широкоэкранные на плёнке 35 мм, панорамные на трёх плёнках, и с классическим кадром на плёнках 35, 16 и 8-мм с пансканированием . Некоторые фильмы, снятые по широкоэкранной системе на 35-мм киноплёнке, перепечатывались с увеличением на широкоформатные фильмокопии, предназначенные для специализированных кинотеатров. Для этих целей был создан специальный кинокопировальный аппарат оптической печати «23МТО—1» . Такая технология, широко применявшаяся и за рубежом, называется в иностранных источниках англ. Blow-Up , и предусматривает создание псевдостереофонической шестиканальной фонограммы микшированием исходной одноканальной. С улучшением фотографического качества негативных киноплёнок, технология производства широкоформатных фильмов, снимаемых на 35-мм анаморфированный негатив, стала повсеместной. При этом запись исходных фонограмм производилась с расчётом на получение многоканального звука широкоформатной фильмокопии .
Большинство фильмокопий формата НИКФИ снабжались магнитной совмещённой фонограммой на четырёх дорожках, наносившихся на киноплёнку со стороны подложки после лабораторной обработки . На двух дорожках, расположенных между изображением и перфорацией, записывалось по одному каналу, а на двух более широких, размещённых на внешних кромках киноплёнки, ещё четыре. Номера и назначение каналов совпадали с американским форматом «Тодд-АО», позволяя производить международный обмен фильмами . Пять каналов использовались для раздельной записи звука, воспроизводимого пятью акустическими системами , расположенными за экраном в ряд. Шестой канал содержал звуковые эффекты и управляющие метки переключения дополнительных громкоговорителей , расположенных по бокам зала и с тыла . Первые годы эксплуатации системы часть фильмокопий выпускалась с девятиканальным звуком на отдельной 35-мм магнитной ленте по стандарту системы « Кинопанорама » . Оба вида фонограмм позволяли получить объёмный звук , следующий за изображением его источников на экране .
К середине 1980-х годов были разработаны две новых системы шестиканальной совмещённой фонограммы — «Суперфон-70» (ПК-70) и «Стереозвук 3+2+1» . Вторая система, созданная на киностудии имени М. Горького , была совместима с существующими кинотеатрами, а после их незначительной доработки обеспечивала повышенную объёмность звука. Из пяти каналов для заэкранных громкоговорителей были задействованы только три, а два освободившихся выводились на акустические системы, установленные на стенах по бокам зала. Звук шестого низкочастотного канала воспроизводился двумя динамиками, расположенными за экраном на местах второго и четвёртого каналов стандартной системы. Общее расположение громкоговорителей было аналогично системе «Dolby Baby Boom» . С 1984 года фонограммы всех широкоформатных картин, снятых на киностудии имени Горького, записывались только в этом стандарте . Впервые система опробована в картине « Семь стихий » . В 1985 году оборудованием «Стереозвук 3+2+1» был оснащён московский кинотеатр «Космос» .
Новый стандарт был внедрён в массовый прокат, в отличие от системы «Суперфон-70», совместно разработанной лабораторией электроакустики НИКФИ , НПО «Экран» и киностудией « Мосфильм ». Эта система использована для создания фонограммы всего трёх фильмов: « Битва за Москву », «Там, где нас нет» и « Прорыв » . Из двух низкочастотных эффектных каналов в этой системе остался один, а вместо второго записывался дополнительный канал звукового окружения . Система совместима с западной «Dolby Stereo 70» (Dolby Split Surround) . Впервые такая фонограмма использована в киноэпопее « Битва за Москву » . Из-за сложности оборудования и высокой стоимости акустических систем стандарт «Суперфон-70» был пригоден для демонстрации только в трёх специально оборудованных залах: « Россия » и « Октябрь » в Москве и в киноцентре «Ленинград» в Ленинграде . Массовое внедрение системы было запланировано на 1990 год, но в новых условиях самоокупаемости киносети так и осталось на стадии проекта .
За период с 1960 по 1989 год на советских киностудиях было снято 162 игровых полнометражных фильма по широкоформатной системе НИКФИ, больше, чем в других странах мира . Это такие фильмы, как « Туманность Андромеды » ( 1967 ), « Чайковский » ( 1969 ), « Бег » ( 1970 ), « Освобождение » ( 1972 ), « Дерсу Узала » ( 1975 ), « Табор уходит в небо » ( 1975 ), « Чёрная берёза » ( 1977 ), « Забудьте слово «смерть» » ( 1979 ), « Лес » ( 1980 ), « 34-й скорый » ( 1981 ), « Душа » ( 1981 ), « На помощь, братцы! » ( 1988 ) и многие другие . К 1983 году в СССР уже действовали 875 широкоформатных кинотеатров . Для массового кинопроката , не оснащённого широкоформатной проекцией, с широкого негатива при помощи оптической печати изготавливались 35-мм широкоэкранные и обычные прокатные копии .
Обратный процесс печати широкоформатных фильмокопий с 35-мм широкоэкранного анаморфированного негатива получил название «Blow Up» (увеличение). Такие «увеличенные» фильмокопии снабжались шестиканальной магнитной фонограммой и предназначались для показа в крупных кинотеатрах. Широкоформатные кинопроекторы за счёт большого размера кадрового окна способны обеспечивать световой поток , вдвое превосходящий получаемый при помощи широкоэкранных . В результате яркое изображение высокого качества выводилось на большие экраны шириной до 0,6 длины кинозала . Кроме того, качество многоканального звука на 70-мм плёнке значительно превосходило наиболее распространённую в те годы аналоговую оптическую фонограмму широкоэкранных фильмокопий. Незадолго до распада СССР советский кинематограф отказался от съёмки в широком формате, и большинство широкоформатных фильмокопий печатались оптическим способом с негатива меньших форматов. Это отражало общемировую тенденцию отказа от дорогостоящих съёмочных форматов в пользу 35-мм киноплёнки .
Первыми «увеличенными» фильмами в СССР стали « Ленин в Польше » и « Хевсурская баллада » . Последним — « Сталинград » Юрия Озерова . За разработку технологии советской делегации на VII конгрессе УНИАТЕК присуждён специальный диплом. С появлением универсального формата кадра , пригодного для печати в разных системах, получила распространение съёмка широкоформатных фильмов на такой негатив. Впоследствии в советском кинопрокате появилось свыше ста «увеличенных» фильмов на плёнке 70-мм (« Экипаж », « Тегеран-43 », « Они сражались за Родину », « Соблазн », « Слово для защиты », « Красные дипкурьеры », « Хозяин тайги », « Человек с бульвара Капуцинов » и многие другие) . С середины 1980-х годов в СССР отказались от печати широкоформатных фильмокопий с промежуточных контратипов в связи с отсутствием потребности в больших тиражах. Фильмы печатались преимущественно с оригинального негатива, что особенно важно при увеличении с меньших форматов «Широкий экран» или « УФК » .
Негатив выдерживал печать небольшого количества копий, становясь непригодным для повторного тиражирования. Вместо него для архивного хранения использовался мастер-позитив без механических склеек . Однако в отличие от зарубежных стран, отказавшихся от широкоформатной съёмки уже в середине 1970-х , советские высокобюджетные фильмы продолжали сниматься на негатив 70-мм до конца 1980-х, благодаря экономическим особенностям советского кинематографа. Последним советским широкоформатным фильмом стала картина « Сирано де Бержерак » Наума Бирмана . В настоящее время система Sovscope-70 не используется, уступив место совместимым стандартам SMPTE 0215-1995, SMPTE 0152-2003 и ISO 2467:2004, регламентирующим параметры современного широкоформатного кинематографа .
На основе 70-мм формата, был также разработан стандарт съёмки 3D-фильмов « Стерео-70 », использующий такую же киноплёнку и незначительно модифицированное оборудование. В этом формате стереопара снималась на два кадра с классическим соотношением сторон 1,37:1, расположенных горизонтально на одной плёнке 70 мм . Качество изображения такого кинофильма сопоставимо с «плоским» фильмом обычного формата . В настоящее время съёмочная оптика, разработанная на основе системы «Стерео-70» используется для съёмки по цифровой технологии . Некоторые цифровые кинокамеры с сенсором , эквивалентным негативу 65-мм оснащаются сменными стереоблоками «Зепар», разработанными в МКБК на основе конструктивных решений «Стерео-70» .