Interested Article - Рыночный анархизм

Рыночный анархизм (также называемый анархизмом свободного рынка , а иногда частнособственническим анархизмом ) относится к системе философских взглядов индивидуалистического анархизма , в которой государственная монополия на применение силы заменяется рыночной конкуренцией частных организаций , предлагающих услуги безопасности, правосудия и прочие услуги по обеспечению защиты — «частное применение силы, без централизованного контроля» . В этой системе существует рынок, где поставщики охранных и юридических услуг борются за добровольно платящих клиентов, которые желают получить эти услуги, вместо налогообложения людей без их согласия и назначения монопольного исполнителя насилия . Рыночные анархисты считают, что подобная конкуренция даст развитие производству более дешевых и более качественных правовых и охранных услуг, включающих «высококачественный ресурс беспристрастного и эффективного арбитражного разрешения взаимных правовых претензий» .

Термин описывает тип анархии, предлагаемой в основном течениями индивидуалистического анархизма и сформировавшими их философиями . Известными сторонниками рыночного анархизма в этом смысле являются Бенджамин Такер , Лисандр Спунер , Мюррей Ротбард и Дэвид Директор Фридман . Наброски теории рыночного анархизма появились ещё в 1840-е годы, в разработках таких личностей, как и Густав де Молинари .

Происхождение

Одним из первых, кто предложил концепцию приватизации услуг защиты личной свободы и собственности, то есть рыночный анархизм, был француз , живший в XVIII веке . Позднее, в 40-х годах девятнадцатого столетия, и Густав де Молинари выступили с такими же взглядами. Молинари, в своем эссе «Создание безопасности», утверждал: «Никакое правительство не может обладать правом препятствовать другому правительству вступать с ним в конкуренцию, или требовать от потребителей услуг безопасности обращаться за этим товаром исключительно к нему самому» . Молинари утверждает, что монополия на безопасность является причиной высоких цен и низкого качества. В «Вечерах улицы Сен-Лазар» он пишет: «Монополия правительства нисколько не лучше любой другой монополии. Хорошо, а тем более дёшево, не будет управлять никто, у кого нет страха конкуренции, и чьи подданные лишены права свободно выбирать своих правителей… Обеспечение безопасности, если оно организовано как монополия, неизбежно становится дорогостоящим и плохим» . Суть аргументов Молинари в пользу рыночного анархизма больше основана на экономике, чем на моральной оппозиции государству .

В XIX веке Бенджамин Такер развивал теорию рыночного анархизма в США: «Защита — это обслуживание, как и любое другое обслуживание; это труд полезный и необходимый, поэтому экономически, как товар, он является субъектом закона спроса и предложения; на свободном рынке этот товар предоставлялся бы по себестоимости продукции; преобладание в конкуренции, клиентура оказались бы у того, кто предложил бы лучший товар по самой низкой цене; производство и продажа этого товара теперь монополизированы государством; и государство, как почти все монополисты, требует непомерную цену» . Он отмечал, что анархизм, который он предлагает, будет включать тюрьмы и армии . Позднее, в середине 20 века, рыночный анархизм был возрождён Мюрреем Ротбардом . Дэвид Д. Фридман предлагает форму рыночного анархизма, где, кроме предоставляемой рынком безопасности, само право создается на рынке .

Идеологические различия

Соглашаясь в том, что безопасность должна обеспечиваться в частном порядке организациями, основанными на рыночных отношениях , сторонники рыночного анархизма расходятся в прочих деталях и аспектах своих учений, особенно в обоснованиях, тактике и праве собственности.

Мюррей Ротбард и другие теоретики естественных прав строго придерживаются основной либертарной аксиомы неагрессии , тогда как другие анархисты, выступающие за свободный рынок , такие как Дэвид Д. Фридман , используют консеквенциалистские теории, такие как утилитаризм . Агористы , анархисты ротбардианской традиции и волюнтаристы являются частнособственническими анархистами свободного рынка, которые рассматривают право собственности как естественное право, вытекающее из первичного права собственности на самого себя ( self-ownership ).

Рыночные анархисты имеют различные мнения о том, как прийти к ликвидации государства. Ротбард выступает за использование любой не аморальной тактики, способной принести свободу . Агористы — последователи философии Сэмюэля Эдварда Конкина III — предлагают для ликвидации государства практику налогового сопротивления и использования нелегальных стратегий чёрного рынка, называемых контрэкономикой , до тех пор, пока государственная функция обеспечения безопасности не сможет быть заменена свободной рыночной конкуренцией.

Взгляды на собственность

Такериты

Бенджамин Такер отказался от концепции естественного права на собственность в рыночном анархизме в пользу эгоистической концепции Макса Штирнера

Бенджамин Такер первоначально придерживался идеи землевладения, связанной с мютюэлизмом , которая не допускает создания земельной собственности, а придерживается точки зрения, что когда люди в обычном порядке используют данную им землю (а в некоторых версиях имущество), другие должны уважать это использование или владение. Но когда это использование прекращается, право на владение, в отличие от права на собственность, более не признаётся . Теория мютюэлизма придерживается тезиса, что прекращение использования земли или проживания на ней переводит её в статус общего достояния или в положение ничьей собственности и делает её доступной любому, кто пожелает её использовать . Поэтому торговля неиспользуемой землёй будет отсутствовать. Тем не менее, позднее Такер отказался от теории естественного права и утверждал, что владение землёй законно передаётся через силу, если другое не указано в договоре: «Единственное право человека на землю — это его сила над ней. Если его сосед сильнее него и забирает у него землю, то земля принадлежит соседу до тех пор, пока последнего не лишил собственности некто ещё более сильный» . Он ожидал, тем не менее, что люди придут к пониманию того, что «занятие и использование» есть «в общем заслуживающий доверия ведущий принцип действия», и что люди вероятней всего заключат договор о правилах занятия и использования .

Ротбардианцы

Мюррей Ротбард (1926—95) утверждал, что «капитализм — это наиболее полно выраженный анархизм, а анархизм — это наиболее полно выраженный капитализм»

Классический либерал Джон Локк приводит доводы в пользу того, что по мере того, как люди смешивают свой собственный труд с ресурсами, не имеющими владельца, они превращают эти ресурсы в свою собственность. Люди могут приобрести новую собственность путём работы над ресурсом, не имеющим владельца, или путём обмена на созданный товар. В соответствии с философией Локка, ротбардианские анархисты свободного рынка убеждены, что собственность может иметь начало только как продукт труда, а затем может только законно переходить из рук в руки путём товарообмена или в качестве дара. Они выводят этот принцип первоначального обращения в собственность (аппроприации) из принципа суверенитета индивидуума . Тем не менее, у Локка была «оговорка», которая утверждала, что тот, кто присваивает себе ресурсы, должен оставить «достаточно и такого же качества… для других». Ротбардианские рыночные анархисты не соглашаются с этой оговоркой, придерживаясь того, что индивид может изначально присваивать, вкладывая свой труд, столько, сколько пожелает, и это останется его собственностью, пока он не решит иначе . Они обозначают это термином «нео-локкианство» . Либертарианцы считают, что это согласуется с их изначальным неприятием принуждения, поскольку как только земля оказывается без хозяина, она может быть присвоена. Если что-то является бесхозным, нет никого, к кому первый владелец мог бы применить принуждение. Также они не считают, что простые притязания дают право на собственность. Анархо-капиталисты признают добровольные формы совместного владения, что означает, что имущество доступно для всех индивидов . Сэмюэль Эдвард Конкин III , основатель агоризма , — тоже ротбардианец .

Критика

Широко известна критика анархизма свободного рынка Робертом Нозиком , который утверждал, что соревновательная система законов привела бы к монополистическому правительству — даже без нарушения прав индивида в этом процессе . Многие анархисты-рыночники, включая Роя Чайлдза и Мюррея Ротбарда , отвергали выводы Нозика (хотя сам Чайлдз впоследствии отверг анархизм) .

См. также

Примечания

  1. ↑ Gerald F. Gaus, Chandran Kukathas. 2004. Handbook of Political Theory . Sage Publications. pp. 118—119. Источник ссылается на философию Дэвида Д. Фридмана как «рыночный анархизм».
  2. от 26 декабря 2017 на Wayback Machine , by Edward Stringham. Transaction Publishers, 2007
  3. Lavoie, Don. Democracy, Markets, and the Legal Order: Notes on the Nature of Politics in a Radically Liberal Society . Published in Liberalism and the Economic Order, by G. Tyler Miller. Cambridge University Press, 1993. p. 115
  4. Sanders, John T. & Narveson, January 1996. For and Against the State: New Philosophical Readings . Towman & Littlefield. p. 197
  5. 1 апреля 2011 года. Roy Childs attempts to convert Ayn Rand to «free-market anarchism.» Published in The Rational Individualist, October 1969
  6. Gaus, Gerald F. & Kukathas, Chandran (eds.). Handbook of Political Theory . 2004. Sage Publications. p. 119
  7. «Этот раздел отдает должное видным представителям современного анархизма свободного рынка. Один из авторов верно описывает Мюррея Ротбарда как 'наиболее идеологически активного антигосударственного академического экономиста в мире'.» Review by Lawrence H. White of Man, Economy, and liberty: Essays in honor of Murray N. Rothbard, published in Journal of Economic Literature , Vol XXVIII, June 1990, page 664; «[Книга Ротбарда For a New Liberty] синтезирует защиту локкианских прав на жизнь, свободу, собственность и защиту, воззвание к свободному рынку как к наиболее эффективному и децентрализованному „общественному“ механизму для распределения ресурсов, и социологический и исторический анализ государства как агрессивного и эксплуататорского по своей природе. Продуктом этого синтеза является анархизм свободного рынка Ротбарда.» Review by Eric Mack of by Murray Rothbard, American Political Science Review , Vol 71, p. 332
  8. Paul, Ellen Frankel et al. 1993. Liberalism and the Economic Order . Cambridge University Press. p. 115
  9. Заметки редактора в «Налогообложение: добровольное или принудительное» . Формулировки. Free Nation Foundation. Лето 1995 (неопр.) . Дата обращения: 15 марта 2008. 28 декабря 2010 года.
  10. ↑ Raico, Ralph (2004) от 16 мая 2006 на Wayback Machine Ecole Polytechnique, от 10 июня 2009 на Wayback Machine , Unité associée au CNRS
  11. ↑ Rothbard, Murray. Preface. The Production of Security. By Gustave Molinari. 1849, 1977. от 2 марта 2011 на Wayback Machine
  12. Molinari, Gustave de. 1849. Les Soirées de la Rue Saint-Lazare
  13. Такер, Бенджамин. «Вместо книги» (1893)
  14. Такер, Бенджамин. Liberty, October 19, 1891
  15. Friedman, David. . Second edition. La Salle, Ill, Open Court, pp. 116—117.
  16. Danley, John R. Polestar refined: Business ethics and political economy (англ.) // (англ.) (: journal. — Springer Netherlands, 1991. — November (vol. 10 , no. 12). — P. 915—933 . — doi : .
  17. Lora, Ronald & Longton, Henry. 1999. The Conservative Press in Twentieth-Century America. Greenwood Press. p. 369
  18. Блэк, Боб. Под подпольем. Feral House, 1994. p. 4
  19. Swartz, Clarence Lee. от 4 декабря 2020 на Wayback Machine
  20. Carson, Kevin , Studies in Mutualist Political Economy , chapter 5.
    , "Land-Locked: A Critique of Carson on Property Rights, " in the , vol. 20, no. 1.
  21. Такер, Бенджамин. "Response to 'Rights,' by William Hansen, " Liberty, December 31, 1892; 9, 18; pg. 1
  22. Такер, Бенджамин. "The Two Conceptions of Equal Freedom, " Liberty, April 6, 1895; 10, 24; pg. 4
  23. (англ.) (. (англ.) // : journal. — 2006. — Vol. 20 , no. 1 . — P. 87—95 . 11 мая 2011 года.
  24. Bylund, Per. (англ.) : journal. 6 сентября 2021 года.
  25. Verhaegh, Marcus. (англ.) // : journal. — 2006. — Vol. 20 , no. 4 . — P. 3 . 11 сентября 2013 года.
  26. (англ.) (. (англ.) // : journal. — 2005. — Vol. 19 , no. 2 . — P. 3—29 . 14 июля 2011 года.
  27. (неопр.) . Дата обращения: 29 сентября 2010. 7 сентября 2021 года.
  28. Jeffrey Paul, Fred Dycus Miller. Liberalism and the economic order. Cambridge University Press, 1993, p. 115
  29. Смотри незавершённое эссе Чайлдза, "Anarchist Illusions, " Liberty against Power: Essays by Roy A. Childs, Jr. , ed. Joan Kennedy Taylor (San Francisco: Fox 1994) 179-83.

Same as Рыночный анархизм