Interested Article - Варфоломей (Городцев)

Митрополи́т Варфоломе́й (в миру Сергей Дмитриевич Городцев ( Городцов ); 5 (17) июля 1866 , село Поздное , Михайловский уезд Рязанская губерния 1 июня 1956 , Новосибирск ) — епископ Русской православной церкви , митрополит Новосибирский и Барнаульский .

Семья

Родился в семье священника. Его отец, Дмитрий Андреевич, первым в Рязанской губернии ещё до отмены крепостного права основал школу для обучения грамоте приходских детей.

Братья:

  • Павел Дмитриевич — протоиерей, богослов.
  • Александр Дмитриевич — российский оперный певец и общественный деятель.

Сёстры: Анна, Мария, Феодосия, Варвара.

Образование

Окончил Рязанскую духовную семинарию ( 1886 год ), Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия ( 1890 год ). Учился вместе с будущим Патриархом Сергием (Страгородским) . Магистр богословия (тема диссертации: «Книга Иова (Опыт библейско-психологического обозрения содержания книги)»). Доктор богословия ( 1951 год ).

Священник

С 1890 года — помощник инспектора Могилёвской духовной семинарии. Сотрудничал в «Могилевских епархиальных ведомостях».

Служение в Грузии

11 декабря 1892 года рукоположён в диакона , а 13 декабря во иерея , назначен в Александро-Невский храм города Тифлиса . С 1 января 1893 года — заведующий 2-й миссионерской (Казанской) церкви Тифлиса (на Андреевской, ныне — Георгия Чубинашвили , улице). На момент его назначения церковь была деревянной, барачного типа. В 1893— 1894 годы вместо неё был построен каменный храм. В 1903 году возведён в протоиереи . С 28 декабря 1905 года , одновременно, законоучитель и инспектор классов Иоанникиевского епархиального женского училища.

Являлся председателем миссионерского братства, председателем епархиального училищного совета, благочинным русских церквей, законоучителем школы слепых, почётным членом Тифлисского патриотического общества (наиболее активной и крупной монархической организации на Кавказе ). Публиковался в «Духовном вестнике Грузинского Экзархата ». Был противником автокефалии Грузинской церкви , в январе 1907 года был тяжело ранен шестью пулями в результате покушения, совершенного противником русского влияния в Грузии .

Награждён орденом св. Владимира IV (1908) и III (1914) ст.

В последние годы жизни в Грузии был настоятелем церкви святого благоверного князя Михаила Тверского в Тифлисе.

Аресты, ссылки, лагерь

После провозглашения автокефалии Грузинской церкви был вынужден покинуть Тифлис, с 1918 года служил в Баку в церкви в так называемом «черном городе». В 1923 году был арестован и выслан в Уфу . После пересмотра дела в 1924 году направлен в Соловецкий лагерь особого назначения , где составил акафист святому митрополиту Филиппу , одобренный находившимися вместе с ним в заключении епископами. После отбытия наказания в Соловках , с 1926 до начала 1931 года находился в ссылке в Барабинском округе Западно-Сибирского края. В 1931 году был определён на жительство в город Богучар Воронежской области .

Служение в Подмосковье

С 1935 года — приходской священник в Клинском районе Московской области . В этот период часто общался с Патриаршим местоблюстителем митрополитом Сергием (Страгородским). Во время Великой Отечественной войны храм в деревне Воловниково , в котором он служил, был сожжён немецкими войсками. Также пожар уничтожил дом, в котором жил священник, все его книги и рукописи.

Архиерей

17 апреля 1942 года указом Патриаршего Местоблюстителя за № 196 протоиерей Сергий Дмитриевич Городцев был назначен на кафедру епископа Можайского , викария Московской митрополии .

29 мая 1942 года в митрополит Сергий совершил чин пострижения в монашество протоиерея Сергия Городцева с наречением имени Варфоломей в честь святого апостола Варфоломея .

На другой день, 30 мая состоялось наречение иеромонаха Варфоломея (Городцева) во епископа Можайского.

31 мая 1942 года, в Неделю Всех Святых, была совершена хиротония архимандрита Варфоломея во епископа Можайского. Чин хиротонии совершали: Патриарший Местоблюститель митрополит Сергий (Страгородский), архиепископ Горьковский Андрей (Комаров) , архиепископ Куйбышевский Алексий (Палицын) и архиепископ Ульяновский Иоанн (Соколов) . В сам день хиротонии, в награду за почти полувековую пастырскую деятельность новопоставленный епископ Варфоломей был возведён в сан архиепископа .

С 17 октября 1942 года — архиепископ Ульяновский .

Весной 1943 года направил пасхальное приветствие Патриарху-Католикосу Грузинской церкви Каллистрату , с которым находился в дружеских отношениях во время своего служения в Грузии. В этот период молитвенно-каноническое общение между Русской и Грузинской церквями отсутствовало, Русская церковь не признавала автокефалию Грузинской. В письме, в частности, признавал, что до 1917 года « великодержавные тенденции и правящей русской церковной власти, и нас — рядовых священников — могли производить на грузинских патриотов впечатление отрицательного характера ». Это выдержанное в примирительных тонах послание способствовало примирению двух церквей в октябре 1943 года.

Служение на Новосибирской кафедре

С 26 июля 1943 года — архиепископ Новосибирский и Барнаульский , управляющий Иркутской епархией (до 3 июня 1948) и временно управляющий Омской епархией (до 28 ноября 1946). Находился на Новосибирской кафедре до своей кончины.

Участник Архиерейского собора Русской православной церкви в сентябре 1943 года , на котором митрополит Сергий был единогласно избран Патриархом.

В 1947 году добился возвращения верующим мощей святителя Иоанна Тобольского .

В 1947 1948 годах также временно управлял Владивостокской епархией .

Выхлопотал себе викария и 27 февраля 1949 года возглавил в Новосибирске хиротонию архимандрита Никандра (Вольянникова) во епископа Бийского.

24 апреля 1949 года возведён в сан митрополита .

В 1950 1951 годах также управлял Семипалатинской епархией .

Верующие считали его человеком подвижнической жизни, прозорливым старцем. Был скромен и доступен для прихожан, но при этом весьма требователен к себе и к духовенству, когда речь шла о соблюдении обрядности, канонических правил, порядка церковной службы (выступал против любых её сокращений) и христианской морали.

Неоднократно обращался с призывами к верующим родителям, чтобы они побуждали детей посещать церковь, учить молитвы, изучать Закон Божий и сами приводили своих детей в церковь для совершения обрядов крещения. Прекратил такие призывы после получения указаний Священного Синода в 1948 году (такие указания рассылались по всем епархиям и вытекали из требования властей по пресечению миссионерской деятельности Церкви).

В 1949 году уполномоченный Совета по делам Русской православной церкви при Новосибирском облисполкоме Созонёнок в секретной характеристике на владыку написал:

Архиепископ Варфоломей — фанатично религиозный человек, с глубоко консервативными взглядами, большой приверженец русской старины, благожелательно относится ко всему русскому и отрицательно — к немцам и вообще к инаковерцам, особенно к баптистам и католикам , ревностный служитель Православной Церкви, стремящийся всеми силами и средствами расширить влияние Церкви, упрочить её положение, уберечь духовенство и верующих от всякого прогрессивного влияния извне. В этих вопросах он неутомим, несмотря на свой возраст.

Часто служил в Вознесенском кафедральном соборе Новосибирска , посещал приходы своей обширной епархии (только в 1944—1948 годах посетил свыше 20 приходов, причём некоторые из них по 2-3 раза). По его инициативе было зарегистрировано значительное количество приходов, активно поддерживал ходатайства верующих об открытии церквей и молитвенных домов. По мнению уполномоченного Созонёнка, владыка считал, что « как духовный наставник он не будет угоден Богу и не заслужит почетного места при загробной жизни, если не будет все время ревностно служить и отдавать свои силы на служение Богу и оставит духовенство и верующих вверенной епархии без своего руководства и наставничества ». За несколько месяцев до смерти, будучи уже 89-летним старцем, выезжал из Новосибирска в Алтайский край для отпевания священника.

Почётный член Московской духовной академии (1949 год). Автор акафистов святому апостолу Варфоломею , святому первомученику и архидиакону Стефану , службы святителя Иоанну Тобольскому.

Похоронен в приделе преподобного Серафима Саровского Вознесенского кафедрального собора Новосибирска .

Труды

статьи
  • Послание к пастве [Новосибирской епархии] // Журнал Московской Патриархии. 1946. — № 5. — С. 56-61.
  • Новогоднее послание // Журнал Московской Патриархии. 1948. — № 1. — С. 70-72.
  • Сибирские святители — чудотворцы // Журнал Московской Патриархии. 1948. — № 2. — С. 31-39.
  • Сибирские Святители // Журнал Московской Патриархии. 1948. — № 3. — С. 26-33.
  • Профессор Григорий Петрович Георгиевский [некролог] // Журнал Московской Патриархии. 1948. — № 4. — С. 48-50.
  • О пастыреводительном характере творений святителя Димитрия, митрополита Ростовского // Журнал Московской Патриархии. 1949. — № 1. — С. 54-58.
  • О пастырском служении по св. апостолу Павлу // Журнал Московской Патриархии. 1950. — № 1. — С. 43-50.
  • О пастырском служении по св. апостолу Павлу // Журнал Московской Патриархии. 1950. — № 4. — С. 54-59.
  • О пастырском служении по св. апостолу Павлу // Журнал Московской Патриархии. 1950. — № 5. — С. 54-60.
  • О пастырском благовествовании // Журнал Московской Патриархии. 1950. — № 6. — С. 25-28.
  • Первый шаг к миру // Журнал Московской Патриархии. 1950. — № 9. — С. 6-7.
  • Воплощение Сына Божия в плане домостроительства нашего спасения // Журнал Московской Патриархии. 1952. — № 1. — С. 51-53.
  • Воскресение и прославление воплотившегося Слова // Журнал Московской Патриархии. 1952. — № 4. — С. 35-39.
  • Искупительное значение страданий и крестной смерти Господа Иисуса Христа // Журнал Московской Патриархии. 1952. — № 3. — С. 51-61.
  • Подвиг земной жизни Спасителя // Журнал Московской Патриархии. 1952. — № 2. — С. 41-44.
книги
  • Вторая миссионерская церковь в г. Тифлисе. — Тифлис, 1897.
  • Мысли пастыря о некоторых изречениях святого апостола Павла, относящихся к пастырскому служению. — Тифлис, 1903.
  • Пастырь проповедник по св. Иоанну Златоусту. — Тифлис, 1903.
  • Как надо понимать возглас священника на утрени: «Слава Тебе, показавшему нам свет». — Тифлис, 1903.
  • Мысли о самоубийстве. Посвящается учащейся молодёжи. — Тифлис, 1908.
  • Из духовного наследия митрополита Новосибирского и Барнаульского Варфоломея. Дневник, послания, проповеди, статьи. К 40-летию со дня кончины // вступ. ст. и прим. протоиерея Бориса Пивоварова. — Новосибирск, 1996.
  • Объяснение чуда исцеления Гадаринских бесноватых.
  • , 1926.

Литература

  • Шаповалова А. Варфоломей — архиепископ Новосибирский и Барнаульский // Журнал Московской Патриархии. 1947. — № 7. — С. 68-75.
  • Тихон, игумен. Посещение г. Красноярска Высокопреосвященным Варфоломеем, архиепископом Новосибирским и Барнаульским // Журнал Московской Патриархии. 1949. — № 4. — С. 54.
  • Хроника [архиепископ Новосибирский и Барнаульский Варфоломей удостоен сана митрополита] // Журнал Московской Патриархии. 1949. — № 5. — С. 11.
  • Новые почетные члены Московской Духовной Академии // Журнал Московской Патриархии. 1950. — № 3. — С. 19-20.
  • Тихон, игумен. Архипастырские служения в г. Красноярске // Журнал Московской Патриархии. 1952. — № 9. — С. 65.
  • Награждение архиерея // Журнал Московской Патриархии. 1953. — № 2. — С. 3.
  • Миловидов С., протоиерей. Шестидесятилетие священнослужения Митрополита Варфоломея // Журнал Московской Патриархии. 1953. — № 2. — С. 6-8.
  • Летопись церковной жизни: архипастырские труды [митрополит Новосибирский и Барнаульский Варфоломей (Городцев)] // Журнал Московской Патриархии. 1954. — № 9. — С. 4.
  • Летопись церковной жизни: архипастырские труды [митрополит Новосибирский и Барнаульский Варфоломей (Городцев)] // Журнал Московской Патриархии. 1955. — № 1. — С. 9.
  • Пашутов В., священник. Митрополит Новосибирский и Барнаульский Варфоломей (некролог) // Журнал Московской Патриархии. 1956. — № 7. — 18-22.
  • Пивоваров Борис, священник. Пастырские труды Высокопреосвященного Варфоломея, митрополита Новосибирского и Барнаульского (1866—1956) // Журнал Московской Патриархии. 1981. — № 12. — С. 16-23.
  • Бочкарёв В. // Журнал Московской Патриархии. 1999. — № 6. — С. 47-53.
  • Косик О. В., прот. Борис Пивоваров. // Православная энциклопедия . — М. , 2003. — Т. VI : « Бондаренко — ». — С. 713—715. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-010-2 .
  • Лаушкин А., Аксючиц-Лаушкина В. // Соловецкое море : альманах. — 2007. — № 6.
  • Гуляев В. В., свящ. // Церковный историк 2020. — № 2 (4). — С. 196—213.
  • Гуляев В., иер. // Вестник Хабаровской духовной семинарии. № 1. 2022. — С. 54-61.

Ссылки

  • Степанов А. .
  • на сайте «Русское православие».

Same as Варфоломей (Городцев)