Interested Article - Пермская культурная революция

Пермская культурная революция — это культурный проект, реализованный в Пермском крае , состоявший из нескольких последовательных событий: выставка « Русское бедное » (2008 год), фестиваль «Живая Пермь » (2009—2010 годы) , фестиваль «Белые ночи в Перми» (2011—2013 годы) , проект «Пермь — культурная столица Европы» (2012 год) .

Выставка современного искусства «Русское бедное»

Выставка «Русское бедное» была открыта в здании пермского Речного вокзала в 2008 году. Пресса оценила её как культурное событие российского масштаба . Журнал « Афиша » назвал Пермь городом года в 2008 году . Многие работы с этой выставки были впоследствии выкуплены меценатами и создали основу коллекции Музея современного искусства в Перми .

Фестиваль «Живая Пермь»

В выставке «Русское бедное» принимали участие известные в России художники и скульпторы. Отсутствие среди её участников пермских художников было негативно воспринято местной творческой интеллигенцией . С целью вовлечь в проект пермских художников в 2009 году был задуман и проведен трехдневный фестиваль «Живая Пермь». В разных районах города одновременно открылись 80 выставок и 30 театральных площадок. В подготовке фестиваля были задействованы более двух тысяч человек .

В числе фестивальных площадок были Пермская государственная художественная галерея , Органный зал , Театр-Театр , Музей современного искусства, Горьковская и Пушкинская библиотеки, районные дворцы культуры, спорткомплекс «Олимпия», общежития пермских вузов и ночные клубы, набережная реки Кама и Сквер уральских добровольцев. В «центр кипения» был превращен квартал, ограниченный улицами Монастырская , Куйбышева, Попова и Петропавловская . Для него был изобретен новый топоним — «Живой квартал». Организаторы фестиваля стремились задействовать максимальное число жителей края, предлагая им, например, покрасить канализационные люки или разместить свои произведения на окнах .

Фестиваль повторился в 2010 году и в дальнейшем проводился в рамках более масштабного проекта «Белые ночи в Перми» .

Фестиваль «Белые ночи в Перми»

Пермская эспланада. Фестиваль «Белые ночи в Перми»

На мероприятиях фестиваля «Живая Пермь» была высказана идея, что искусство должно выходить на улицы города и участвовать в городских преобразованиях. В 2011 году фестиваль был расширен на период белых ночей в Перми, и получил новое название . Центром активности стала пермская эспланада, зеленое пространство между зданиями Законодательного собрания Пермского края и Пермского академического Театра-Театра.

В рамках «Белых ночей» в 2011 году прошли фестивали уличных музыкантов и уличных театров, фестиваль танца ЯDANCE, фестиваль Kamwa, международный фестиваль иллюзионистов «Белая магия», авиационный фестиваль «Крылья Пармы», книжный фестиваль «Красная книга», молодежный форум «МедиаФреш», международный симпозиум « Пермский звериный стиль » и другие. В общей сложности за 26 фестивальных дней прошло более 250 мероприятий .

Прошли также мероприятия по благоустройству города. В частности, бетонные заборы были расписаны художниками, что впоследствии стало проектом « » . В городе были установлены автобусные остановки разработанные Пермским центром развития дизайна . Кроме того, в результате программы «Музей в городе» к этому времени были созданы объекты стрит-арта:

Красные человечки в Перми

Первый фестиваль «Белые ночи в Перми», по оценке ВШЭ , посетили 136 тысяч уникальных участников, из которых более 80 % изъявили желание посетить фестиваль в следующем году . В 2012 году фестиваль посетило более миллиона человек . В 2013 году фестиваль успешно прошёл в третий раз, но был уволен один из его организаторов Марат Гельман , что породило предсказания о конце проекта . Но в 2014 году фестиваль снова был проведён .

Культурный альянс

На фестивале в 2011 году Пермский край подписал соглашения о сотрудничестве в сфере культуры с семью близлежащими регионами . Это было попыткой придать проекту статус межрегионального и получить поддержку федеральных властей. Общепризнанная культурная столица России — Санкт-Петербург — подписала с Пермским краем соглашение о культурном альянсе, признав тем самым значимость событий, происходящих в Перми .

«Пермь — культурная столица Европы»

В 2011 году руководство Пермского края заявило о намерении участвовать в проекте Культурная столица Европы . Поскольку Россия не входит в Евросоюз , у Перми не было юридической возможности получить этот титул. Однако благодаря фактическому географическому расположению на европейском континенте и значительному числу информационных поводов в сфере культуры инициаторы ввели в оборот тезис «Пермь — культурная столица Европы». Российские и зарубежные средства массовой информации начали использовать это словосочетание в отношении Перми .

Претензии на статус одного из центров европейской культуры потребовали привлечения градопланировщиков, архитекторов, деятелей культуры, имеющих мировое признание.

Голландской фирмой KCAP, известной, в частности, созданием мастер-плана олимпийской деревни в Лондоне, был разработан мастер-план Перми. Руководил проектом ее основатель Кис Кристианс. Понятие «мастер-план», общепринятое в европейском градопланировании, было впервые использовано в России и стало примером для других городов . В 2012 году в Перми состоялся Конгресс Международного сообщества городских и региональных планировщиков ISOCARP .

Мастер-планом были определены ключевые городские проекты, которые были разработаны в последующие годы:

В качестве художественного руководителя Пермского театра оперы и балета был приглашен Теодор Курентзис .

Критика проекта

Резкое изменение риторики властей и масштабы инвестиций в сферу культуры в регионе, основой экономики которого является промышленность, не могли не вызвать критики .

На старте проекта малое внимание уделялось поиску консенсуса с местной творческой интеллигенцией. Был нарушен баланс между местными творческими силами и «варягами» в пользу последних .

Активным и последовательным противником Пермской культурной революции, начиная с выставки «Русское бедное», стал писатель Алексей Иванов , считавший, что пермскую культуру надо развивать на основе исторических корней. Свое отношение к этим проектам он назвал идеологическим противостоянием .

Критиковался уровень расходов на конкретные мероприятия . Оппоненты создания Музея современного искусства с ежегодным бюджетом 90 миллионов рублей предлагали раздать эти деньги старикам . Председатель Союза художников России в Пермском крае Равиль Исмагилов высказал мнение об одном из объектов стрит-арта: «Это чушь, которая не имеет никакого отношения к искусству… я бы сжёг этих красных человечков!»

После 2013 года мнение противников проекта совпало с позицией новой региональной власти и проект был постепенно свернут .

В 2016 году министр культуры Пермского края Игорь Гладнев назвал культурную революцию «работой на разрушение»: «Культурная революция» — это агрессия и провокация, уничижение и оскорбление" .

Международное признание

Проект привлек внимание зарубежных деятелей культуры и журналистов как пример преобразования провинциального промышленного региона в центр культурной жизни . Проводилась аналогия с развитием испанского города Бильбао .

Примечания

  1. ↑ (рус.) . Forbes.ru . Дата обращения: 12 февраля 2021. 22 апреля 2021 года.
  2. (неопр.) . expert.ru . Дата обращения: 12 февраля 2021. 22 апреля 2021 года.
  3. Стародубровская И., Лободанова Д. // Экономическая политика. — 2013. — № 5 . — С. 143—146 .
  4. (рус.) . kulturomania.ru . Дата обращения: 12 апреля 2021. 12 апреля 2021 года.
  5. ↑ (рус.) . snob.ru . Дата обращения: 12 февраля 2021. 7 августа 2016 года.
  6. (рус.) . www.kommersant.ru (18 декабря 2009). Дата обращения: 12 февраля 2021. 19 июля 2023 года.
  7. (рус.) . РИА Новости (20110601T0939). Дата обращения: 12 февраля 2021. 21 января 2022 года.
  8. (неопр.) . lenta.ru . Дата обращения: 12 февраля 2021. 27 января 2021 года.
  9. ↑ , Le Monde.fr (18 февраля 2014). 10 июня 2021 года. Дата обращения: 12 февраля 2021.
  10. Kishkovsky, Sophia . , The New York Times (28 мая 2009). 11 февраля 2021 года. Дата обращения: 12 февраля 2021.
  11. (рус.) . www.interfax-russia.ru . Дата обращения: 12 февраля 2021.
  12. Новый компаньон. (рус.) . «Новый компаньон» . Дата обращения: 12 февраля 2021.
  13. (неопр.) . Interfax-Tourism . Дата обращения: 12 февраля 2021.
  14. Dessy Gavrilova. (амер. англ.) . IWM (11 мая 2012). Дата обращения: 12 февраля 2021. 22 января 2021 года.
  15. (неопр.) . permonline.ru . Дата обращения: 23 февраля 2021. 4 августа 2014 года.
  16. Екатерина Макарова. (рус.) . Город . Дата обращения: 5 марта 2021. 28 ноября 2020 года.
  17. (неопр.) . Properm.ru . Дата обращения: 5 марта 2021. 26 августа 2019 года.
  18. (рус.) . Российская газета . Дата обращения: 6 марта 2021. 20 декабря 2012 года.
  19. (неопр.) . perm.bezformata.com . Дата обращения: 19 февраля 2021.
  20. (рус.) . Российская газета . Дата обращения: 19 февраля 2021. 18 июня 2019 года.
  21. (неопр.) . ВШЭ (2011). Дата обращения: 21 февраля 2021.
  22. (рус.) . www.business-class.su . Дата обращения: 23 февраля 2021. 16 января 2021 года.
  23. (рус.) . РИА Новости (20120627T1047). Дата обращения: 23 февраля 2021.
  24. от 9 октября 2021 на Wayback Machine // Газета.ру . 26 июня 2013.
  25. от 9 октября 2021 на Wayback Machine // АиФ Прикамье. 22.05.2014.
  26. от 9 октября 2021 на Wayback Machine // Московский комсомолец . 05.03.2014.
  27. (рус.) . Ведомости . Дата обращения: 12 февраля 2021. 25 ноября 2020 года.
  28. (рус.) . vesti.ru . Дата обращения: 5 марта 2021.
  29. Jones, Finn-Olaf . , The New York Times (22 июля 2011). 12 февраля 2021 года. Дата обращения: 20 февраля 2021.
  30. (неопр.) . echoperm.ru . Дата обращения: 12 апреля 2021. 12 апреля 2021 года.
  31. (брит. англ.) . ISOCARP . Дата обращения: 6 марта 2021. 17 января 2021 года.
  32. (брит. англ.) . ISOCARP . Дата обращения: 6 марта 2021. 3 марта 2021 года.
  33. (рус.) . Российская газета . Дата обращения: 6 марта 2021.
  34. (неопр.) . Архи ру . Дата обращения: 6 марта 2021. 3 декабря 2020 года.
  35. Новый компаньон. (рус.) . «Новый компаньон» . Дата обращения: 6 марта 2021.
  36. (рус.) . РИА Новости (20070305T1748). Дата обращения: 6 марта 2021.
  37. Nechepurenko, Ivan . , The New York Times (24 августа 2016). 24 февраля 2021 года. Дата обращения: 20 февраля 2021.
  38. Rosemarie Tietze Perm. (нем.) . Neue Zürcher Zeitung . Дата обращения: 12 февраля 2021. 4 сентября 2019 года.
  39. Чиркунов О.А. Экономическое чудо: рынок и культура // Государство и конкуренция. — 2012.
  40. (рус.) . Forbes.ru . Дата обращения: 28 марта 2021. 27 апреля 2022 года.
  41. Новый компаньон. (рус.) . «Новый компаньон» . Дата обращения: 20 февраля 2021.
  42. (неопр.) . vikiperm.com . Дата обращения: 11 апреля 2021. 11 апреля 2021 года.
  43. chirkunov. (неопр.) Олег Чиркунов (31 янв, 2009). Дата обращения: 20 февраля 2021.
  44. (неопр.) Properm.ru . Дата обращения: 20 февраля 2021. 19 апреля 2012 года.
  45. (рус.) . The Village . Дата обращения: 12 февраля 2021. 12 февраля 2021 года.
  46. (неопр.) . expert.ru . Дата обращения: 12 февраля 2021. 17 апреля 2021 года.
  47. (рус.) . Российская газета . Дата обращения: 12 февраля 2021. 22 сентября 2013 года.
  48. Владимир Соколов. (рус.) . Город . Дата обращения: 20 февраля 2021. 23 октября 2020 года.
  49. , Le Monde.fr . 29 ноября 2019 года. Дата обращения: 12 февраля 2021.
  50. (нем.) . Neue Zürcher Zeitung . Дата обращения: 12 февраля 2021.
  51. Von unserem Russland-Korrespondenten Markus Ackeret. (нем.) . Neue Zürcher Zeitung . Дата обращения: 12 февраля 2021.
  52. (брит. англ.) . The Telegraph . Дата обращения: 12 февраля 2021. 1 марта 2016 года.
  53. (рус.) . Forbes.ru . Дата обращения: 9 апреля 2021. 8 апреля 2021 года.

Ссылки

  • Мобильныеприложения, Rss, В. закладки. (неопр.) . Газета.Ru. Дата обращения: 19 декабря 2019. 19 декабря 2019 года.
  • (неопр.) . www.ng.ru. Дата обращения: 19 декабря 2019. 14 июля 2019 года.

Same as Пермская культурная революция