Сотворение Адама (значения)
- 1 year ago
- 0
- 0
«Сотворение Адама » ( итал. La creazione di Adamo) — фреска Микеланджело , написанная около 1511 года.
Фреска является четвёртой из девяти центральных композиций потолка Сикстинской капеллы , посвящённых девяти сюжетам книги Бытия . Фреска иллюстрирует эпизод:
И сотворил Бог человека по образу Своему
— Быт.
«Сотворение Адама» — одна из самых выдающихся композиций росписи Сикстинской капеллы. В бесконечном пространстве летит Бог-Отец , окружённый бескрылыми ангелами, с реющей белой туникой . Правая рука вытянута навстречу руке Адама и почти касается её. Лежащее на зелёной скале тело Адама постепенно приходит в движение, пробуждается к жизни. Вся композиция сконцентрирована на жесте двух рук. Рука Бога даёт импульс, а рука Адама принимает его, давая всему телу жизненную энергию. Тем, что их руки не соприкасаются, Микеланджело подчеркнул невозможность соединения божественного и человеческого. В образе Бога, по замыслу художника, преобладает не чудесное начало, а гигантская творческая энергия. В образе Адама Микеланджело воспевает силу и красоту человеческого тела. Фактически, перед нами предстаёт не само сотворение человека, а момент, в который тот получает душу , страстное искание божественного, жажду познания.
Было выдвинуто несколько гипотез о значении весьма оригинальной композиции «Сотворение Адама» , многие из которых брали за отправную точку хорошо задокументированные знания Микеланджело в области анатомии человека.
У Микеланджело был хорошо документированный опыт работы в анатомии человека. Американский врач ( англ. ) из г. Андерсон (Индиана) в 1990 году обнаружил, отмечается в журнале Американской медицинской ассоциации , что на фреске «Сотворение Адама» в изображении Бога на самом деле зашифровано анатомически точное строение человеческого мозга .
При близком рассмотрении границы группы сущностей вокруг Бога в картине соотносятся с основными бороздами в головном мозге во внутренней и внешней поверхности мозга, ствола мозга , в лобной доле , базилярной артерии, в гипофизе , и зрительного перекрёста .
С другой стороны, было замечено, что красная ткань вокруг Бога имеет форму человеческой матки (один историк искусства назвал её «маточной мантией») и что свисающий шарф зелёного цвета может быть недавно разрезанной пуповиной . Группа итальянских исследователей опубликовала в Mayo Clinic Proceedings статью, в которой изображения мантии и послеродовой матки совпадали . Согласно Энрико Брускини (2004), «это интересная гипотеза, которая представляет сцену Творения как идеализированное представление физического рождения человека („Сотворение мира“). Она объясняет пупок, который появляется у Адама, что сначала сбивает с толку, потому что он был создан, а не рождён женщиной».
Кроме того, Дейвис Кампос в журнале «Клиническая анатомия» отмечает, что левая сторона туловища Адама содержит дополнительное скрытое ребро. Глубокие познания Микеланджело в анатомии человека позволяют предположить, что этот контур ребра является преднамеренным и представляет собой ребро Евы .
Кампос предполагает, что это дополнительное ребро было способом Микеланджело изобразить Адама и Еву, сотворённых бок о бок, что отличается от католической традиции, согласно которой Ева была создана после Адама. Существуют убедительные доказательства того, что Микеланджело радикально не соглашался со многими католическими традициями и имел непростые отношения с заказчиком росписи папой Юлием II. Таким образом, по предположению Кампоса, лишнее ребро было преднамеренным способом унизить папу Юлия II и католическую церковь, не подставляясь под удар, поскольку очень немногие люди в то время знали что-либо о человеческой анатомии и могли оспорить эту часть.