Interested Article - Микеланджело

Микела́нджело Буонарро́ти (полное имя Микела́нджело ди Лодови́ко ди Леона́рдо ди Буонарро́ти Симо́ни ; также Микельанджело ; итал. Michelangelo di Lodovico di Leonardo di Buonarroti Simoni ; 6 марта 1475 , Капрезе , Флорентийская республика 18 февраля 1564 , Рим ) итальянский скульптор , художник , архитектор , поэт и мыслитель . Один из крупнейших мастеров эпохи Высокого Возрождения и раннего барокко — именно его считают подлинным «отцом барокко» в архитектуре .

Его произведения считались наивысшими достижениями искусства Возрождения ещё при жизни самого мастера . Микеланджело прожил почти 89 лет — целую эпоху, от периода Высокого Возрождения к истокам Контрреформации . За этот период сменилось тринадцать пап римских — он выполнял заказы для девяти из них. Сохранилось много документов о его жизни и творчестве — свидетельства современников, письма самого Микеланджело, договоры, его личные и профессиональные записи. Микеланджело также был первым представителем западноевропейского искусства, чья биография была напечатана ещё при его жизни .

Среди самых известных его скульптурных работ — « Давид », « Бахус », « Пьета », статуи Моисея , Лии и Рахили для гробницы папы Юлия II .

Джорджо Вазари , первый официальный биограф Микеланджело, писал, что «Давид» «отнял славу у всех статуй, современных и античных, греческих и римских» . Одним из самых монументальных произведений художника являются фрески потолка Сикстинской капеллы . Гёте писал: «Не увидев Сикстинской капеллы, трудно составить себе наглядное представление о том, что может сделать один человек» . Среди его архитектурных свершений — проект купола собора Святого Петра , лестницы библиотеки Лауренциана , площадь Кампидольо и другие. Исследователями считается, что искусство Микеланджело начинается и завершается изображением человеческого тела .

Жизнь и творчество

Копия записи о рождении Микеланджело

Детские годы

Микеланджело родился 6 марта 1475 года в Капрезе , Тоскана , к северу от Ареццо , в семье обедневшего флорентийского дворянина Лодовико Буонарроти ( итал. Lodovico (Ludovico) di Leonardo Buonarroti Simoni) (1444—1534), который в то время был 169-м Подеста . В течение нескольких поколений представители рода Буонарроти—Симони были мелкими банкирами Флоренции , но Лодовико не удалось сохранить финансовое состояние банка, поэтому он время от времени занимал государственные должности . Известно, что Лодовико гордился своим аристократическим происхождением, ведь род Буонарроти-Симони претендовал на кровное родство с маркграфиней Матильдой Каносской , хотя не нашлось достаточных документальных данных для подтверждения этого. утверждал, что сам Микеланджело в это верил, вспоминая аристократическое происхождение рода в своих письмах к племяннику Леонардо . Уильям Уоллес писал :

«До Микеланджело очень мало художников претендовали на такое происхождение. Художники не имели не только гербов, но и настоящих фамилий. Их называли в честь отца, профессии или города, и среди них такие известные современники Микеланджело, как Леонардо да Винчи и Джорджоне »

Согласно записи Лодовико, хранящейся в музее « Каза Буонарроти » ( Флоренция ), Микеланджело родился « (…) в понедельник утром, в 4 или 5:00 до рассвета». В этом реестре также указано, что крестины состоялись 8 марта в церкви Сан Джованни ди Капрезе, и перечислены крестные родители :

О своей матери, Франческе ди Нери дель Миниато ди Сиена ( итал. Francesca di Neri del Miniato di Siena), рано вышедшей замуж и умершей от истощения частыми беременностями в год шестилетия Микеланджело , последний ни разу не упоминает в своей объёмной переписке с отцом и братьями .

Лодовико Буонарроти не был богатым, и дохода от его маленького владения в деревне едва хватало на то, чтобы содержать множество детей. В связи с этим он вынужден был отдать Микеланджело кормилице, жене «скарпелино» из той же деревни, называвшейся Сеттиньяно. Там, воспитанный супружеской парой Тополино, мальчик научился разминать глину и владеть резцом раньше, чем читать и писать. Во всяком случае, своему другу и биографу Джорджо Вазари сам Микеланджело потом говорил:

«Если есть что хорошее в моём даровании, то это от того, что я родился в разрежённом воздухе аретинской вашей земли, да и резцы, и молот, которыми я делаю свои статуи, я извлёк из молока моей кормилицы» .

«Граф Каносский»
(Рисунок Микеланджело)

Микеланджело был вторым сыном Лодовико. Фриц Эрпели приводит года рождения его братьев Лионардо ( итал. Lionardo) — 1473, Буонаррото ( итал. Buonarroto) — 1477, Джовансимоне ( итал. Giovansimone) — 1479 и Джизмондо ( итал. Gismondo) — 1481. В тот же год умерла мать, а в 1485 году, через четыре года после её смерти, Лодовико женился во второй раз. Мачехой Микеланджело стала Лукреция Убальдини . Вскоре Микеланджело отдали в школу Франческо Галатеа да Урбино ( итал. Francesco Galatea da Urbino) во Флоренции, но юноша не проявлял особого рвения в учёбе: занятиям он предпочитал общение с художниками, копирование икон и фресок .

Юность. Первые произведения

Чезаре Дзоччи. «Юный Микеланджело высекает Голову фавна » (утрачена)

В 1488 году отец смирился с наклонностями сына и поместил его учеником в мастерскую к художнику Доменико Гирландайо . Здесь Микеланджело получил возможность ознакомиться с основными материалами и техникой, к этому же периоду относятся его карандашные копии произведений таких флорентийских художников, как Джотто и Мазаччо , уже в этих копиях проявилось характерное для Микеланджело скульптурное видение форм . К этому же периоду относится его картина « Мучения святого Антония » (копия гравюры Мартина Шонгауэра ).

Он занимался там в течение одного года. Год спустя Микеланджело переходит в школу скульптора Бертольдо ди Джованни , существовавшую под патронатом Лоренцо де Медичи , фактического хозяина Флоренции. Медичи распознает талант Микеланджело и покровительствует ему. Приблизительно с 1490 до 1492 года Микеланджело находится при дворе Медичи . Здесь он познакомился с философами Платоновской академии ( Марсилио Фичино , Анджело Полициано , Пико делла Мирандола и другие). Также он дружил с Джованни (второй сын Лоренцо, будущий папа Лев Х) и Джулио Медичи (внебрачный сын Джулиано Медичи , будущий папа Климент VII ). Возможно, в это время были созданы « Мадонна у лестницы » и « Битва кентавров ». После смерти Медичи в 1492 году Микеланджело возвращается домой.

В 1494—1495 годах Микеланджело жил в Болонье , создавал скульптуры для арки святого Доминика. Здесь он видел терракотовые скульптуры Никколо делль Арка , образующие группу « Оплакивание Христа » и, по-видимому, запомнил их драматическое и экспрессивное положение. Предположительно болонские впечатления воплотились в Ватиканской Пьете при изображении лица и руки Иисуса.

В 1495 году он возвращается во Флоренцию, где правит доминиканский проповедник Джироламо Савонарола , и создаёт скульптуры « Святой Йоханнес » и « Спящий Купидон ». В 1496 году кардинал Рафаэль Риарио покупает мраморного «Купидона» Микеланджело и приглашает художника для работы в Рим , куда Микеланджело прибывает 25 июня. В 1496—1501 годах он создаёт « Бахуса » и « Римскую Пьету ».

В 1501 году Микеланджело возвращается во Флоренцию. Работы по заказу: скульптуры для « алтаря Пикколомини » и « Давид ». В 1503 выполнены работы по заказу: « Двенадцать Апостолов », начало работы над « Святым Матфеем » для флорентинского собора. Приблизительно в 1503—1505 годах происходит создание « Мадонны Дони », « Мадонны Таддеи », « Мадонны Питти » и « брюггерской Мадонны ». В 1504 году заканчивается работа над « Давидом »; Микеланджело получает заказ на создание « Битвы при Кашине ».

Зрелость

В 1505 году Микеланджело был вызван римским папой Юлием II в Рим ; тот заказал ему гробницу. Следует восьмимесячное пребывание в Карраре , выбор необходимого для работы мрамора. В 1505—1545 годах проводится (с перерывами) работа над гробницей, для которой создаются скульптуры « Моисей », « Связанный раб », « Умирающий раб », « Лия ».

В апреле 1506 года — вновь возвращение во Флоренцию, в ноябре следует примирение с Юлием II в Болонье . Микеланджело получает заказ на бронзовую статую Юлия II, над которой работает в 1507 году (позже была разрушена).

В феврале 1508 года Микеланджело вновь возвращается во Флоренцию. В мае по просьбе Юлия II он едет в Рим для писания фресок потолка в Сикстинской капелле; над ними он работает до октября 1512 года .

В 1513 году Юлий II умирает. Джованни Медичи становится папой Львом Х . Микеланджело заключает новый договор на работу над гробницей Юлия II. В 1514 году скульптор получает заказ на « Христос с крестом » и капеллы папы Льва X в Энгельсбурге.

Гробница Микеланджело Буонарроти в Санта-Кроче

В июле 1514 года Микеланджело вновь возвращается во Флоренцию . Ему поступает заказ на создание фасада церкви Медичи Сан Лоренцо во Флоренции, и он подписывает третий договор на создание гробницы Юлия II.

В 1516 1519 годах состоялись многочисленные поездки за мрамором для фасада Сан Лоренцо в Каррару и Пьетразанту .

В 1520 1534 годах Микеланджело работал над архитектурным и скульптурным комплексом капеллы Медичи во Флоренции, а также проектировал и строил библиотеку Лауренциана .

Изгнание Медичи из Флоренции в 1527 году остановило эти работы: патриот и республиканец в душе, Микеланджело примкнул к народному движению, был назначен главным инспектором укреплений Сан-Миньято , Пизы , Ливорно и Феррары и хотя, самовольно покинув свой пост, уехал было в Венецию с намерением удалиться во Францию , однако вернулся в свой родной город и оказал ему важные услуги при его осаде имперскими войсками . Падение Флоренции грозило художнику смертельной опасностью, от которой его спасли только общее уважение к его таланту и желание папы Климента VII окончить устройство капеллы Медичи.

В 1546 году художнику были доверены наиболее значительные в его жизни архитектурные заказы - для папы Павла III он закончил Палаццо Фарнезе (третий этаж дворового фасада и карниз) и спроектировал для него новое убранство Капитолия, материальное воплощение которого продолжалось, однако, достаточно долго. Но, безусловно, наиболее важным заказом, препятствовавшим ему вплоть до самой смерти вернуться в родную Флоренцию, было для Микеланджело его назначение главным архитектором собора Святого Петра. Убедившись в таком доверии к нему и вере в него со стороны папы, Микеланджело, дабы показать свою добрую волю, пожелал, чтобы в указе было объявлено, что он служит на строительстве из любви к Богу и без какого-либо вознаграждения.

Смерть и погребение

За несколько дней до смерти Микеланджело, в Рим прибыл его племянник, Леонардо, которому 15 февраля по просьбе Микеланджело написал письмо Федерико Донати .

Микеланджело умер 18 февраля 1564 года в Риме, не дожив совсем немного до своего 89-летия. Свидетелями его смерти были Томмазо Кавальери, Даниеле да Вольтерра , Диомеде Леоне, врачи Федерико Донати и Герардо Фиделиссими, а также слуга Антонио Францезе . Перед смертью он продиктовал завещание со всей свойственной ему немногословностью: «Я отдаю душу Богу, тело земле, имущество родным» .

Папа Пий IV собирался похоронить Микеланджело в Риме, построив ему гробницу в соборе Святого Петра . 20 февраля 1564 года тело Микеланджело было временно возложено в базилике Санти-Апостоли .

В начале марта тело скульптора было тайно перевезено во Флоренцию и торжественно погребено 14 июля 1564 года во францисканской церкви Санта-Кроче , недалеко от могилы Макиавелли .

Внешность

Гравюра с портретом Микеланджело (Кондиви)
Даниеле да Вольтерра . Бюст Микеланджело. Выполнен по посмертной маске художника. 1564. Бронза. Кастелло Сфорцеско, Милан

Существует несколько портретов Микеланджело. Среди них — Себастьяно дель Пьомбо (ок. 1520), Джулиано Буджардини , Якопино дель Конте (1544—1545 г., Галерея Уффици ), (музей в Капитолии), Франциско д’Оланда (1538—1539 г.), Джулио Бонасоне (1546) и другие. Также его изображение было в биографии Кондиви, которая вышла в 1553 году, а в 1561 году Леоне Леони отчеканил монету с его изображением .

Описывая внешность Микеланджело, Ромен Роллан избрал за основу портреты Конте и д’Оланда :

«Микеланджело был среднего роста, широкий в плечах и мускулистый (…). Голова у него была круглая, лоб квадратный, изрезанный морщинами, с сильно выраженными надбровными дугами. Черные, довольно редкие волосы, слегка кучерявились. Небольшие светло-карие глаза, цвет которых постоянно менялся, усеянные желтыми и голубыми крапинками (…). Широкий прямой нос с небольшой горбинкой (…). Тонко очерченные губы, нижняя губа немного выпирает. Жиденькие бакенбарды, и раздвоенная негустая бородка фавна (…) скуластое лицо со впалыми щеками.»

Тем не менее, в кинематографе предпочитали изображать его более привлекательным, чем он был в действительности [ источник не указан 105 дней ] .

Микеланджело не оставил после себя ни одного задокументированного автопортрета [ источник не указан 105 дней ] , однако, по мнению исследователей, в ряде его работ имеются возможные изображения художника. Среди них — « Святой Прокл Болонский », голова Олоферна во фреске «Юдифь и Олоферн» на потолке Сикстинской капеллы, проигравший в скульптурной группе « Дух победы », лицо на снятой коже Святого Варфоломея (фреска « Страшный суд »), Святой Никодим в «Пьете II» .

Считается также, что он изображен на фреске Рафаэля « Афинская школа » , хотя это утверждение не является однозначным . После смерти Микеланджело Даниеле да Вольтерра сделал посмертную маску скульптора и его бюст .

Духовные искания и личная жизнь

Невозможно узнать наверняка, были ли у Микеланджело физические отношения (Кондиви приписывал ему «монашеское целомудрие»); предположения о его сексуальности уходят корнями в его стихи. Он написал более трехсот сонетов и мадригалов. Самая длинная последовательность, демонстрирующая глубокое романтическое чувство , была написана Томмазо деи Кавальери (около 1509–1587), которому было 23 года, когда Микеланджело встретил его в 1532 году, в возрасте 57 лет. Они составляют первую большую последовательность стихов. на любом современном языке, адресованном одним человеком другому; они на 50 лет старше сонетов Шекспира прекрасной юности:

Я чувствую, будто в огне холодное лицо

Это обжигает меня издалека и сохраняет ледяной холод;

Сила, которую я чувствую, чтобы наполнить две стройные руки

Которая без движения перемещает все равновесия.

Кавальери ответил: «Я клянусь ответить тебе любовью. Никогда я не любил мужчину больше, чем тебя, никогда не желал дружбы больше, чем я желаю твоей» . Кавальери оставался преданным Микеланджело до самой его смерти.

В 1542 году Микеланджело встретил Чеккино деи Браччи, умершего всего через год, что вдохновило Микеланджело написать 48 надгробных эпиграмм. Некоторые объекты привязанности Микеланджело и сюжеты его стихов воспользовались им: модель Фебо ди Поджио попросил денег в ответ на любовное стихотворение, а вторая модель, Герардо Перини, бессовестно крал у него.

То, что некоторые интерпретировали как кажущуюся гомоэротической природой поэзии , стало источником дискомфорта для последующих поколений. Внучатый племянник Микеланджело, Микеланджело Буонарроти Младший, опубликовал стихи в 1623 году с измененным полом местоимений, и только после того, как Джон Аддингтон Симондс перевел их на английский в 1893 году, первоначальный род был восстановлен. В наше время некоторые ученые настаивают на том, что, несмотря на восстановление местоимений, они представляют собой «бесстрастное и элегантное переосмысление платонического диалога, в котором эротическая поэзия рассматривалась как выражение утонченных чувств».

В конце жизни Микеланджело питал огромную платоническую любовь к поэтессе и благородной вдове Виттории Колонна, которую он встретил в Риме в 1536 или 1538 году и которой в то время было под сорок. Они писали друг другу сонеты и поддерживали постоянный контакт, пока она не умерла. Эти сонеты в основном посвящены духовным вопросам, которые занимали. Кондиви вспоминает высказывание Микеланджело о том, что его единственное сожаление в жизни заключалось в том, что он не поцеловал лицо вдовы так, как держал ее руку.

В 1536 году в Рим приехала Виттория Колонна , маркиза Пескара, где эта 47-летняя вдовая поэтесса заслужила глубокую дружбу 61-летнего Микеланджело.Она стала единственной женщиной, чьё имя прочно связывают с Микеланджело. Исследователь Нортон утверждал, что «его стихи к ней… подчас трудно отличить от сонетов к юноше Томмазо Кавальери, к тому же известно, что Микеланджело сам подчас заменял обращение „синьор“ на „синьора“ перед тем, как пустить свои стихи в народ» . В будущем его стихи были подвергнуты цензуре внучатым племянником перед опубликованием.

Её отъезд в Орвьето и Витербо в 1541 году по причине восстания её брата Асканио Колонна против Павла III не вызывал изменения в её отношениях с художником, и они продолжали посещать друг друга и переписываться, как прежде. Она возвратилась в Рим в 1544 году.

Биографы знаменитого художника отмечали, что «переписка этих двух замечательных людей представляет не только высокий биографический интерес, но и является прекрасным памятником исторической эпохи и редким примером живого обмена мыслей, полных ума, тонкой наблюдательности и иронии» .

Исследователи писали по поводу сонетов, посвящённых Микеланджело Виттории: «Нарочитый, вынужденный платонизм их отношений усугубил и довёл до кристаллизации любовно-философский склад микеланджеловской поэзии, отразившей в значительной мере воззрения и стихотворчество самой маркизы, игравшей в течение 1530-х годов роль духовной руководительницы Микеланджело. Их стихотворная „корреспонденция“ вызывала внимание современников; едва ли не самым знаменитым был сонет 60, ставший предметом специального толкования» .

Записи бесед Виттории и Микеланджело, сильно обработанные, сохранились в посмертно опубликованных записях португальского художника Франсиско де Оланда .

Произведения

Эжен Делакруа . «Микеланджело в своей студии» (1850)

Гений Микеланджело наложил отпечаток не только на искусство Возрождения, но и на всю дальнейшую мировую культуру. Деятельность его связана в основном с двумя итальянскими городами — Флоренцией и Римом. По характеру своего дарования он был прежде всего скульптор. Это ощущается и в живописных работах мастера, необычайно богатых пластичностью движений, сложных поз, отчётливой и мощной лепкой объёмов. Во Флоренции Микеланджело создал бессмертный образец Высокого Возрождения — статую « Давид » (1501—1504), ставшую на многие века эталоном изображения человеческого тела, в Риме — скульптурную композицию « Пьета́ » (1498—1499), одно из первых воплощений фигуры мёртвого человека в пластике. Однако наиболее грандиозные свои замыслы художник смог реализовать именно в живописи, где он выступил подлинным новатором цвета и формы.

По заказу папы Юлия II он выполнил роспись потолка Сикстинской капеллы (1508—1512), представляющую библейскую историю от сотворения мира до потопа и включающую более 300 фигур. В 1534—1541 годах в той же Сикстинской капелле для папы Павла III исполнил грандиозную, полную драматизма фреску « Страшный суд ». Поражают своей красотой и величием архитектурные работы Микеланджело — ансамбль площади Капитолия и купол Ватиканского собора в Риме.

Искусства достигли в нём такого совершенства, какого не найдешь ни у древних, ни у новых людей за многие и многие годы. Воображением он обладал таким и столь совершенным и вещи, представлявшиеся ему в идее, были таковы, что руками осуществить замыслы столь великие и потрясающие было невозможно, и часто он бросал свои творения, более того, многие уничтожал; так, известно, что незадолго до смерти он сжег большое число рисунков, набросков и картонов, созданных собственноручно, чтобы никто не смог увидеть трудов, им преодолевавшихся, и то, какими способами он испытывал свой гений, дабы являть его не иначе, как совершенным.

Известные работы

В 2007 году в архивах Ватикана была найдена последняя работа Микеланджело — зарисовка одной из деталей купола Собора Святого Петра. Рисунок, выполненный красным мелом, представляет собой «изображение детали одной из радиальных колонн, составляющих барабан купола собора Святого Петра в Риме». Считается, что это последняя работа знаменитого художника, выполненная незадолго до его смерти в 1564 году .

Это далеко не первый случай, когда работы Микеланджело находят в архивах и музеях. Так, в 2002 году в запасниках Национального музея дизайна в Нью-Йорке среди работ неизвестных авторов эпохи Возрождения был найден другой рисунок: на листе бумаги размером 45×25 см художник изобразил менору — подсвечник для семи свечей. В начале 2015 года стало известно об обнаружении первой и, вероятно, единственной сохранившейся до наших дней бронзовой скульптуры Микеланджело — композиции из двух всадников на пантерах .

Поэтическое творчество

Сонет Микеланджело с карикатурой
Виттория и Микеланджело у « Моисея » , картина XIX века

Поэзия Микеланджело считается одним из ярчайших образцов эпохи Возрождения . До наших дней сохранилось около 300 стихотворений Микеланджело. Основные темы — воспевание человека, горечь разочарования и одиночество художника. Любимые поэтические формы — мадригал и сонет. По Р. Роллану , Микеланджело начал писать стихи ещё в детстве, однако, их осталось не так много, поскольку в 1518 г. он сжёг большинство своих ранних стихов, а ещё часть уничтожил уже позже, перед смертью .

Отдельные его стихи были опубликованы в работах Бенедетто Варки ( итал. Benedetto Varchi), Донато Джаннотто ( итал. Donato Giannotti), Джорджо Вазари и других . Луиджи Риччи и Джаннотто предложили ему отобрать лучшие стихи для публикации. В 1545 году Джаннотто взялся за подготовку первого сборника Микеланджело, однако, дело дальше не пошло — 1546 года умер Луиджи, а 1547 года — Виттория. Микеланджело решил отказаться от этой идеи, считая её тщеславием .

Таким образом, при жизни собрание его стихов не печатались, а первый сборник был опубликован только в 1623 году его племянником Микеланджело Буонарроти (младшим) под названием «Стихи Микеланджело, собранные его племянником» во флорентийском издательстве «Джунтине» ( итал. Giuntine) . Это издание было неполным, и содержало определённые неточности . В 1863 году Чезаре Гуасти ( итал. Chesare Guasti) издал первое точное издание стихов художника, которое, однако, не было хронологическим . В 1897 году вышло издание немецкого искусствоведа Карла Фрея ( нем. Karl Frey) «Стихи Микеланджело, собраны и прокомментированы доктором Карлом Фреем» ( Берлин ) . Издание Энзо Ноэ Джирард (Бари, 1960) итал. Enzo Noe Girardi) состояло из трех частей, и было значительно совершеннее издания Фрея в точности воспроизведения текста и отличалось лучшей хронологией расположения стихов, хотя и не вполне бесспорной .

Исследованием поэтического творчества Микеланджело занимался, в частности, немецкий писатель Вильгельм Ланг , защитивший на данную тему диссертацию, опубликованную в 1861 году .

Использование в музыке

Ещё при его жизни часть стихотворений была положена на музыку. Среди самых известных композиторов-современников Микеланджело — Якоб Аркадельт («Deh dimm» Amor se l’alma" и «Io dico che fra voi») , Бартоломео Тромбончино, Констанца Феста (утраченный мадригал на стихотворение Микеланджело ), Жан где Конс (также — Консилиум) .

Также на его слова писали музыку такие композиторы, как Рихард Штраус (цикл из пяти песен — первая на слова Микеланджело, остальные — Адольфа фон Шака, 1886 ), Хуго Вольф (вокальный цикл «Песни Микеланджело» 1897 ) и Бенджамин Бриттен (цикл песен «Семь сонетов Микеланджело», 1940 ).

31 июля 1974 года Дмитрий Шостакович написал сюиту для баса и фортепиано (опус 145). В основу сюиты легли восемь сонетов и три стихотворения художника (перевод — Абрама Эфроса) .

В 2006 году сэр Питер Максвелл Дейвис завершил работу над «Tondo di Michelangelo» (для баритона и фортепиано). В произведение вошло восемь сонетов Микеланджело. Премьера состоялась 18 октября 2007 года .

В 2010 году австрийский композитор Мэтью Дьюи написал произведение «Il tempo passa: music to Michelangelo» (для баритона, альта и фортепиано). В нём используется современный перевод стихов Микеланджело на английский язык. Мировая премьера произведения состоялась 16 января 2011 года .

Оценка

Микеланджело при жизни считался крупнейшим мастером. Он не вывел, но воплотил в свою деятельность, простую, но гениальную фразу — «Внимание к мелочам рождает совершенство, а вот совершенство уже не мелочь». Сейчас его относят к числу величайших мастеров за всю историю человечества. Значительное число его скульптур, картин и произведений архитектуры являются самыми знаменитыми в мире. Самая известная его работа — статуя Давида .

Правнук выдающегося художника — писатель Микеланджело Буонарроти Младший (Микеланджело иль Джоване).

Память

В художественной литературе

В кино

В филателии

  • В 1964 году Почта СССР выпустила марку: Деятели мировой культуры. Микеланджело (1475—1564), итальянский скульптор, художник, архитектор, поэт и мыслитель. Слева — скульптура умирающего раба на фоне Лауренцианской библиотеки во Флоренции. Справа — Микеланджело за работой над картоном росписи Сикстинской капеллы.
  • В 1975 году Почта СССР отметила 500-летие Микеланджело серией марок.

В нумизматике

  • В 2015 году Банк России выпустил серебряную памятную монету номиналом 25 рублей.
  • Памятная монета России, 2015 г. Творения Микеланджело Буонарроти.
    Памятная монета России, 2015 г. Творения Микеланджело Буонарроти.

Примечания

  1. Dussler L., Girardi E. N. BUONARROTI, Michelangelo // (итал.) — 1960. — Vol. 15.
  2. архитекторы, работающие в Швеции — 2014.
  3. — 1808.
  4. — 1998.
  5. (англ.) — 1997.
  6. Дживелегов А. К. Микельанджело. — 2-е изд. — М. : Молодая гвардия, 1957. — 255 с. — (Жизнь замечательных людей).
  7. Вёльфлин Г. Ренессанс и барокко. — СПб. : Азбука-классика, 2004. — С. 245.
  8. ↑ (англ.) . Encyclopædia Britannica . Дата обращения: 18 января 2012. 20 июня 2013 года.
  9. , с. 5.
  10. , с. 312.
  11. « …Ohne die Sixtinische Kapelle gesehen zu haben, kann man sich keinen anschauenden Begriff machen, was ein Mensch vermag » ( Dorothea Scholl. . — LIT Verlag Münster, 2004. — 768 с.) (нем.)
  12. (англ.) . Дата обращения: 18 января 2012. Архивировано из 20 июня 2013 года.
  13. , с. 7.
  14. (неопр.) . Дата обращения: 2 июня 2022. 2 июня 2022 года.
  15. ↑ , с. 11.
  16. , с. 6.
  17. , с. 5.
  18. WilliamE. Wallace, от 27 октября 2016 на Wayback Machine , Cambridge University Press (англ.)
  19. , с. 63.
  20. , с. 9.
  21. Charles Clément. . — S. Low, Marston, Searle, & Rivington, ltd., 1892. — 5 с. (англ.)
  22. , с. 298.
  23. , с. 91.
  24. , с. 9.
  25. , с. 299.
  26. (рус.) . Дата обращения: 20 января 2012. 11 сентября 2013 года.
  27. , с. 30.
  28. , с. 195.
  29. , с. 196.
  30. , с. 402.
  31. (рус.) . Дата обращения: 22 января 2012. 6 октября 2013 года.
  32. , с. 419.
  33. , с. 15.
  34. (англ.) . The British Museum . Дата обращения: 4 февраля 2012. Архивировано из 20 июня 2013 года.
  35. ↑ , с. 87—88.
  36. (англ.) . Дата обращения: 4 февраля 2012. 20 июня 2013 года.
  37. Carlos Hugo Espinel. (англ.) . Volume 354, Issue 9196 2149—2151. The Lancet (18 декабря 1999). doi : . Дата обращения: 4 февраля 2012. 20 июня 2013 года.
  38. Wolfgang Kuehn. (англ.) . Volume 355, Issue 9209 1104. The Lancet (25 марта 2000). doi : . Дата обращения: 4 февраля 2012. 20 июня 2013 года.
  39. (неопр.) . rictornorton.co.uk. Дата обращения: 8 сентября 2017. 26 октября 2008 года.
  40. Бриллиант С. М. от 19 октября 2008 на Wayback Machine (недоступная ссылка с 14-05-2013 [3823 дня] —) серия ЖЗЛ
  41. (неопр.) lib.web-malina.com. Дата обращения: 8 сентября 2017. 19 августа 2007 года.
  42. Francisco De Holanda. Dialogues with Michelangelo. Pallas Athene, 2006, ISBN 1-84368-015-7
  43. Последнее, незаконченное скульптурное произведение Микеланджело.
  44. (неопр.) . Дата обращения: 19 октября 2008. 13 декабря 2007 года.
  45. Колпаков, Г. (неопр.) . Газета. Ру (2 февраля 2015). — «Учёные сумели даже установить примерную дату создания бронзовой пары — между 1506 и 1508 годами» . Дата обращения: 2 февраля 2015. 5 февраля 2015 года.
  46. , с. 40—41.
  47. ↑ , с. 112—113.
  48. ↑ , с. 154—155.
  49. (англ.) (PDF). Дата обращения: 22 января 2012. Архивировано из 20 июня 2013 года.
  50. (англ.) . Дата обращения: 22 января 2012. 20 июня 2013 года.
  51. ↑ The Poetry of Michelangelo: An Introduction, Christopher Ryan (London, 1998). pp. 7-9.
  52. (нем.) . Дата обращения: 22 января 2012. 20 июня 2013 года.
  53. Lang, Wilhelm. (нем.) . Mäcken in Stuttgart . (1861). Дата обращения: 2 ноября 2012. 4 ноября 2012 года.
  54. Albert Seay . Arcadelt and Michelangelo , Renaissance news vol. 18, 4 (1965) p.299—301 (англ.)
  55. Costanzo Festa ; edited by Richard J. Agee. (англ.) xi. A-R Editions, Inc (1997). Дата обращения: 4 февраля 2012. 2 октября 2017 года.
  56. (англ.) . Дата обращения: 22 января 2012. 20 июня 2013 года.
  57. James Leonard, Rovi. (англ.) . Дата обращения: 4 февраля 2012. 20 июня 2013 года.
  58. Iain Gillis. (англ.) (PDF). Musicological Explorations. Vol 11 (2010) . Дата обращения: 4 февраля 2012. 20 июня 2013 года.
  59. (англ.) . Дата обращения: 4 февраля 2012. 20 июня 2013 года.
  60. (рус.) . Дата обращения: 4 февраля 2012. Архивировано из 2 июля 2013 года.
  61. (англ.) . Дата обращения: 4 февраля 2012. 20 июня 2013 года.
  62. (англ.) . Дата обращения: 4 февраля 2012. 20 июня 2013 года.
  63. Michelangelo biography // Encyclopædia Britannica.

Литература

На русском языке

На других языках

  • (англ.) (; Alice Sedgewick. . — (англ.) (, 1999. — ISBN 0-271-01853-4 .
  • Wallace, William E. Michelangelo: Skulptur, Malerei, Archtektur. — Köln : Monte von DuMont, 2011.
  • Tolnay K. Michelangelo. — Princeton, 1943.
  • Gilles Néret . Michelangelo. — Köln : Taschen , 1999 . — 96 с. — (Basic Art).
  • Edith Balas, «Michelangelo’s Medici Chapel: a new Interpretation», Philadelphia, 1995
  • James Beck, Antonio Paolucci, Bruno Santi, «Michelangelo. The Medici Chapel», London, New York, 2000
  • Władysław Kozicki , Michał Anioł, 1908. Wydawnictwo Gutenberg — Print, Warszawa

Ссылки

  • и
  • [lib.ru/INOOLD/MIKELANDZHELO/ Поэзия Микеланджело в переводе А. М. Эфроса]

Same as Микеланджело