Масляная живопись
- 1 year ago
- 0
- 0
Ма́сляная ла́мпа (жировая лампа , жирник , жировик , плошка , каганец , светник ) — светильник, работающий на основе сгорания масла или жира . Принцип действия схож с принципом действия керосиновой лампы — в некую ёмкость заливают масло или растопленный жир ( сало , ворвань ), в ёмкость погружают фитиль — верёвку, состоящую из растительных или искусственных волокон, по которым вследствие капиллярного эффекта масло или жир поднимается наверх. Второй конец фитиля, закреплённый над маслом, поджигают, и масло, поднимаясь по фитилю, горит.
Масляную лампу применяли ещё с эпохи палеолита . В древние времена масляные лампы делали из камня, глины или изготавливали из меди и других металлов.
Например, каменные лампы с ворванью до недавнего времени использовали эскимосы в своих иглу . Специальным образом приспособленные масляные лампы использовались по крайней мере до XIX века для измерения времени, представляя собой один из типов огневых часов .
На севере Канады и в России использовали кудлики — плошки из камней, в которые опускали фитиль, заливали сало или жир. Используют до сих пор. Северные народы научились получать таким образом не только свет, но и тепло для временных жилищ при долгих переходах. Нет точных данных о том, когда именно они появились.
На территории Украины раньше были популярны каганцы — простейшие лампы из черепка керамической посуды, в который опускали фитиль и наливали жир.
В арабской сказке « Аладдин » из сборника « Тысяча и одна ночь » в медной лампе обитает заточённый туда джинн .
Во время Второй мировой войны в Германии изготавливали специальные жировые лампы для применения в полевых условиях.
Самые распространенные образцы масляных ламп – это привычная плошка- блюдце и полуоткрытая конструкция с емкостью для масла и носиком-отверстием для зажигательного фитиля. Последняя разновидность имела широкое распространение, производилась из различных огнеупорных материалов, среди которых — керамика , камень, металлы и их сплавы.
Лампа с полуоткрытой емкостью для масла получила своеобразный консерватизм и имела распространение веками, однако это не отрицало поисков новых его форм и украшений. Подобная конструкция имеет емкость для масла, отверстие для заливки масла, рукоятку, рукоятку, носик-сопло с фитилем. Носиков могло было два-три или больше, но при этом росло количество израсходованного масла. Необычный узор, рельеф или скульптурная форма превращали этот образовательный инвентарь в настоящий шедевр декоративно-прикладного искусства.
Форма такой лампы или ее характерные украшения многое рассказывают исследователям об эпохе создания устройства или даже о месте его изготовления.
На протяжении многих веков этот тип лампы мало развивался, хотя появились различные виды топлива и формы корпуса из глины и камня. У римлян масляные лампы стали массовым продуктом. Глиняные лампы находят гораздо чаще, чем металлические, потому что они были дешевле, а поломанные металлические модели можно было переплавить. Для изготовления глиняных изделий обычно использовались двухкомпонентные формы, так называемые матрицы Некоторые производители ламп ставили свои имена на цоколе продукции; эти лампы упоминаются как Firmalampe («фабричные лампы»).
Используемые виды топлива (жир, сало, ворвань, масло) являются вязкими, поэтому они могут подняться в фитиле только на несколько миллиметров или несколько сантиметров. Когда топливо заканчивается, часть фитиля сгорает.
Масляные лампы появились раньше свечей . До I века нашей эры не было никаких свидетельств существования свечей, но столетия спустя свечи все еще были дороже масляных ламп. Однако поскольку торговля оливковым маслом в средние века пришла в упадок, страны к северу от Альп предпочитали использовать лучины , факелы и сальные свечи.