Interested Article - Мустафа I
- 2020-03-27
- 1
Мустафа́ I ( осман. مصطفى , тур. Mustafa I ; 1591/1592, Маниса или не позднее 1603, Стамбул — 20 января 1639, Стамбул) — султан Османской империи в 1617—1618 и 1622—1623 годах. Носил прозвище Безумный ( тур. Deli) в виду психического заболевания. Мустафа I был единственным султаном в истории Османской империи, который дважды восходил на трон и дважды был с него свергнут.
Биография
Происхождение
Мустафа был младшим сыном султана Мехмеда III , однако достоверно не определено, кем была его мать и когда и где он родился.
Вопрос даты рождения
Согласно историографии, основанной на османских источниках, Мустафа родился в 1000 году по хиджре (1591/1592 год по григорианскому календарю) в Манисе , где его отец на тот момент служил санджакбеем . Этой же версии придерживались турецкий историк Феридун Эмеджен, автор статьи о Мустафе в « Исламской энциклопедии » , и османский историк Сюрея Мехмед-бей в своём труде «Реестр Османов» . Турецкий историк Недждет Сакаоглу указывает 1591 год годом рождения Мустафы , а османист Энтони Олдерсон и турецкий историк Чагатай Улучай — 1592 год .
Бёрекчи в докторской диссертации «Династия на пороге гибели: Мехмед III, Ахмед I, Мустафа I и политический кризис Османской империи XVII века» ( тур. İnkırâzın Eşiğinde Bir Hanedan: III. Mehmed, I. Ahmed, I. Mustafa ve 17. Yüzyıl Osmanlı Siyasî Krizi) писал, что фактически он родился гораздо позже общепринятой даты в Стамбуле : венецианский посланник Симоне Контарини в отчёте от 3 января 1604 года писал, что брату султана Ахмеда I Мустафе около четырёх лет; цитируя информацию, полученную от своих доверенных лиц во дворце, Контарини делает вывод, что Мустафа родился в 1601 году и на момент восшествия брата на престол ему было три года и вскоре должно исполнится четыре . Кроме того, в докладе английского посланника королеве Елизавете I от 26 июля 1602 года сообщалось, что визири в Стамбуле решают, кого из двоих шехзаде назначить наследником; Бёрекчи, делает вывод, что речь идёт о Махмуде и Ахмеде и, поскольку Мустафа, которому по общепринятой версии на тот момент должно было быть десять или одиннадцать лет, не упоминается в этом докладе, то он на тот момент либо ещё не родился, либо же был очень мал . Ещё одной причиной того, что Мустафа не указан в докладе мог быть тот факт, что в виду его психического состояния его существование старались не афишировать .
Религиозный деятель и историк XVII века отмечал, что Мустафа родился в год казни его брата Махмуда. Вместе с тем, байло Оттовиано Бон в 1609 году в своём докладе Венецианскому сенату оценил возраст Мустафы в 10 лет — таким образом, Мустафа должен был родиться в 1599—1600 годах. Турецкий историк Баки Тезджан, проведший наиболее детальное исследование даты рождения Мустафы, писал, что шехзаде должен был родиться между 1600 и 1602/1603 годами .
Вопрос материнства
Феридун Эмеджен писал, что имя матери неизвестно, однако она была абхазского происхождения . Османские историки Туга Челеби и Мустафа Наима не называя имени этой женщины, упоминали её только как «валиде султана Мустафы» . Улучай также писал, что имя матери Мустафы неизвестно, однако она была жива во время второго правления сына . Сюрея, не указывая иных данных, также отмечал, что имя матери Мустафы неизвестно . Американский профессор отмечала, что имя матери Мустафы затерялось в истории, однако она играла весьма важную роль, фактически выполняя роль регента при сыне .
Недждет Сакаоглу также писал, что имя матери Мустафы неизвестно , однако он отмечает, что женщина была «плотного телосложения» . Сакаоглу выдвигал предположение, что матерью Мустафы могла быть наложница Мехмеда III по имени Махпейкер , если таковая вообще существовала .
Энтони Олдерсон назвал Хандан-султан матерью как Ахмеда I, так и Мустафы I , однако эта версия ошибочна, поскольку Хандан умерла в 1605 году, тогда как мать Мустафы I в 1622 была ещё жива .
Гюнхан Бёрекчи в двух своих диссертациях писал, что у Мустафы и Махмуда была одна мать , при этом в диссертации «Династия на пороге гибели: Мехмед III, Ахмед I, Мустафа I и политический кризис Османской империи XVII века» он отмечал, что её имя неизвестно . Однако в комментариях к более поздней диссертации «Фракции и фавориты при дворе султана Ахмеда I (пр. 1603—17) и его ближайших предшественников» ( англ. Factions and favorites at the courts of sultan Ahmed I (r. 1603—17) and his immidiate predessors) он указывает, что в архивах обнаружил забытую генеалогию династии, сохранившуюся в рукописи XIX века, в которой мать Мустафы названа Халиме-султан . Бёрекчи также писал, что Карачелебизаде Абдулазиз-эфенди также называл Мустафу и Махмуда полнородными братьями . Бёрекчи отмечает, что Контарини первоначально сообщивший о казни матери Махмуда вместе с ним, неделю или две спустя сообщал, что это были всего лишь слухи, и из достоверного источника во дворце ему известно, что мать шехзаде была выслана в Старый дворец .
Ранние годы. Наследник брата
В 1595 году отец Мустафы стал султаном Мехмедом III.
До 1603 года существовал обычай казни всех братьев новоиспечённого султана сразу по восшествии его на престол ради поддержания порядка в империи (т.н. закон Фатиха ) . Так, по приказу отца Мустафы в 1595 году были казнены девятнадцать его братьев — сыновей султана Мурада III . Однако после смерти Мехмеда III на троне оказался его тринадцатилетний сын Ахмед , который принял решение сохранить жизнь брату . Такое решение, вероятно, было принято под давлением обстоятельств: Мустафа был единственным наследником брата в отсутствие у него сыновей. Кроме того, Мустафа остался жив и после рождения у султана нескольких сыновей; историки считают, что Ахмед I посчитал: брат не может угрожать его правлению ввиду явной психической болезни. Ещё одной из причин отступления Ахмеда от правил явилось влияние его любимой наложницы Кёсем , которая не желала после смерти султана видеть на троне шехзаде Османа — старшего сына Ахмеда I от наложницы Махфируз . Кёсем считала, что когда Осман взойдёт на трон, он, скорее всего, казнит своих единокровных братьев — сыновей Ахмеда и Кёсем. Такой сценарий был частично реализован в 1621 году, когда после рождения сына Омера Осман II казнил своего брата Мехмеда .
До смерти Ахмеда I в 1617 году Мустафа был заточен во дворце в т. н. Кафесе ( клетке ) — небольшом павильоне ( кёшке ) на территории султанского дворца, в котором шехзаде находился в изоляции от внешнего мира под постоянным наблюдением стражи. Четырнадцать лет, проведённые в Кафесе, а также постоянная боязнь казни окончательно подорвали психическое здоровье шехзаде .
Первое правление
Смерть Ахмеда I привела к дилемме, которая никогда не возникала ранее в Османской империи: несколько шехзаде, живших в Топкапы , получили право на трон . Двор разделился. Одна из фракций во главе с шейх-уль-исламом Ходжасадеттинзаде Мехметом Эсатом-эфенди и Софу Мехмедом-пашой, который замещал великого визиря во время отсутствия того в Стамбуле, предпочитали видеть на троне взрослого и вместе с тем психически несостоятельного Мустафу, нежели его молодого здорового племянника Османа . Софу Мехмед утверждал, что Осман был слишком молод, чтобы править, не вызывая негативной реакции среди населения. Глава чёрных евнухов Мустафа-ага возражал, ссылаясь как раз на психическое здоровье шехзаде, но его возражения не были приняты во внимание и на трон был возведён Мустафа . Восшествие на престол шехзаде Мустафы создало новый тип преемственности, при котором на трон восходил старший в роду; этот тип преемственности сохранялся вплоть до падения империи . Кроме того, это был первый случай в Османской империи, когда султану вместо сына наследовал брат .
При дворе выражалась надежда, что регулярные социальные контакты позволят улучшить психическое здоровье Мустафы, но его состояние оставалось прежним. Новый султан был эксцентричен: посреди совета Дивана он мог сорвать с голов визирей чалмы и начать дёргать их за бороды. Придворные также отмечали, что он любит бросать монеты птицам и рыбам. Османский историк Ибрагим Печеви писал: «эту ситуацию замечали все государственные мужи и народ, и они понимали, что он был психически неуравновешен» .
Всё своё недолгое правление Мустафа был лишь пешкой в руках придворных . Фактически страной управляли великий визирь Дамат Халил-паша и валиде Халиме Султан . В 1618 году другая придворная фракция низвергла Мустафу I и возвела на трон его племянника Османа II. Мустафа снова оказался в Кафесе. Однако спустя четыре года он получил второй шанс: во время очередного янычарского мятежа Осман II был свергнут и задушен. Одно ухо и нос убитого Османа доставили Халиме Султан. Мустафа стал султаном во второй раз .
Второе правление
Психическое состояние Мустафы оставалось без улучшений; он снова оказался марионеткой в руках матери и зятя, великого визиря Кара Давута-паши , который убил Османа II . Мустафа продолжал считать, что Осман жив: султана видели бродившим по дворцу, стучавшимся в двери в поисках племянника, чтобы тот избавил его от бремени власти . Мустафу сравнивали с предшественником, и сравнение это было явно не в пользу султана .
В стране под влиянием конфликтов между янычарами и сипахами с последующим смещённого бейлербея Эрзурума Абазы Ахмеда-паши , желавшего отомстить за убийство Османа II, возникла политическая нестабильность. Власти попытались прекратить конфликт, казнив Кара Давуда-пашу, но Абаза Мехмед не останавливался и в мае 1623 года во главе сорокатысячной армии осадил Анкару . У власти сменилось ещё четверо великих визирей, прежде чем на этот пост был назначен . Духовники и Кара Али уговорили Халиме Султан согласиться на низложение её сына. Халиме согласилась при условии, что Мустафе сохранят жизнь . 10 сентября 1623 года на османском троне оказался одиннадцатилетний Мурад IV , сын Ахмеда I и Кёсем . Мустафа вновь был отправлен в Кафес, где провёл всю оставшуюся жизнь. Когда Мустафа умер в 1639 году, никто не мог решить, где его хоронить. Тело бывшего султана пролежало семнадцать часов, после чего его без всяких почестей предали земле в бывшем баптистерии Ая-Софьи .
В культуре
Мустафа является одним из персонажей турецкого телесериала « Великолепный век. Империя Кёсем ». Роль Мустафы в детстве исполнил Алихан Тюркдемир , роль взрослого султана Мустафы исполнил Боран Кузум , роль Мустафы, запертого в кафесе, исполнил Эмин Гюрсой .
Комментарии
- Ещё один сын Мехмеда III, шехзаде Джихангир, скончался вероятно от чумы в 1602 году или ранее, но до июля 1602 года .
- Олдерсон, указывающий Махпейкер в таблице «семья Мехмеда III», подчёркивает, что сведения не точны, и это может быть хасеки Ахмеда I Махпейкер Кёсем-султан , которую ошибочно приняли за хасеки Мехмеда III . Если же Махпейкер действительно существовала и была матерью Мустафы, то её имя просто затерялось в истории на фоне более известной жены Ахмеда I , ставшей валиде сразу при двух султанах .
Примечания
- ↑ , s. 272.
- ↑ , p. 171.
- , s. 71.
- , s. 410.
- ↑ , s. 29.
- ↑ , s. 324.
- ↑ , s. 86.
- ↑ , s. 74.
- ↑ , s. 73.
- , s. 72—73.
- , s. 72.
- ↑ , s. 302.
- , p. 127.
- , s. 301—302.
- , p. 169 (note 3).
- , Table XXXIV.
- , p. 169.
- , s. 301.
- ↑ , s. 79, 85.
- , p. 65.
- , p. 65 (note 96).
- , pp. 67—68.
- , s. 78.
- , p. 67.
- ↑ .
- ↑ , p. 409.
- ↑ , p. 42.
- , с. 272.
- , с. 273.
- , pp. 66—68, 97—98.
- , pp. 98—99.
- , с. 276—277.
- , p. 99.
- , с. 281.
- , p. 64.
- , p. 46.
- (англ.) на сайте Internet Movie Database
- (англ.) на сайте Internet Movie Database
- (англ.) на сайте Internet Movie Database
Литература
- Туга Челеби. // Османская империя в первой четверти XVII века (рус.) / пер. Ю. А. Каменева и Х. М. Ибрагимбейли. — М. : Наука, 1984.
- Финкель, Кэролайн. История Османской империи: Видение Османа. — М. : АСТ ; Астрель, 2012. — 829 с. — ISBN 978-5-17-043651-4 .
- Ak, Mahmut. (тур.) // TDV İslâm Ansiklopedisi. — İstanbul: Türkiye Diyanet Vakfı, 2003. — C. 28 . — S. 504—505 .
- Alderson, Anthony Dolphin. . — Oxf. : Clarendon Press , 1956. — 173 p.
- Ebru Boyar, Kate Fleet. . — New York: Cambridge University Press , 2010. — 354 p. — ISBN 1139484443 . — ISBN 9781139484442 .
- Börekçi, Günhan. (англ.) : Dissertation for the Degree Doctor of Philosophy. — The Ohio State University, 2010.
- Börekçi, Günhan. Mustafa I // Encyclopedia of the Ottoman Empire (англ.) / Gábor Ágoston, Bruce Masters. — N. Y. : , 2009. — P. 409—410. — 689 p. — ISBN 978-0-8160-6259-1 . — ISBN 0-8160-6259-5 .
- Börekçi, Günhan. (тур.) // Divan (Disiplinlerarasi Çalışmalar Dergis) : Doktora Ögrencisi. — Ohio State Üniversitesi, 2009. — Ocak (c. 14 , num. 26). — S. 45—96 .
- Eyice, Semavi. (тур.) // TDV İslâm Ansiklopedisi. — İstanbul: Türkiye Diyanet Vakfı, 1991. — C. 3 . — S. 445—446 .
- Emecen, Feridun. (тур.) // TDV İslâm Ansiklopedisi. — İstanbul: Türkiye Diyanet Vakfı, 2020. — C. 31 . — S. 272—275 .
- Fayda, Mustafa. (тур.) // TDV İslâm Ansiklopedisi. — İstanbul: Türkiye Diyanet Vakfı, 1998. — C. 18 . — S. 324—338 .
- Freely, John. . — Companion Guides, 2000. — 428 p. — ISBN 1900639319 . — ISBN 9781900639316 .
- Grabar, Oleg. . — BRILL, 1988. — 160 p. — ISBN 9004086471 . — ISBN 9789004086470 .
- Peirce Leslie P. . — Oxf. : Oxford University Press , 1993. — 374 p. — ISBN 0195086775 . — ISBN 9780195086775 .
- Sakaoğlu, Necdet. Bu mülkün kadın sultanları (тур.) . — İstanbul: ALFA Basım Yayım Dağıtım San. ve T ic. Ltd. Şti., 2015. — S. 279—291. — ISBN 978-605-171-079-2 .
- Süreyya Mehmed Bey. (тур.) / ed. Nuri Akbayar. — Istanbul: Tarih Vakfi Yurt Yayınlar, 1996. — Т. 1. — ISBN 975-333-049-5 , 975-333-038-3.
- Somel, Selcuk Aksin. (англ.) . — Scarecrow Press , 2010. — 202 с. — 399 p. — ISBN 9780810875791 . — ISBN 0810875799 .
- Uluçay, M. Çağatay. Padişahların Kadınları ve Kızları (тур.) . — İs. : Ötüken, 2011. — 312 S. — ISBN 9754378401 . — ISBN 9789754378405 .
- Финкель, Кэролайн. История Османской империи: Видение Османа. — М. : АСТ ; Астрель, 2012. — 829 с. — ISBN 978-5-17-043651-4 .
- Alderson, Anthony Dolphin. . — Oxf. : Clarendon Press , 1956. — 173 p.
- Colin Imber. . — New York: Palgrave Macmillan , 2009. — P. 66—68, 97—99. — 448 p. — ISBN 1137014067 . — ISBN 9781137014061 .
- Ebru Boyar, Kate Fleet. . — New York: Cambridge University Press , 2010. — P. 42. — ISBN 1139484443 . — ISBN 9781139484442 .
- Freely, John. . — Companion Guides, 2000. — 428 p. — ISBN 1900639319 . — ISBN 9781900639316 .
- Gabriel Piterberg. // Encyclopaedia of Islam / Gudrun Krämer, Denis Matringe, John Nawas, Everett Rowson. — 3. — Leiden: Koninklijke Brill , 2013. — ISBN 9004252673 . — ISBN 9789004252677 .
- Grabar, Oleg. . — BRILL, 1988. — 160 p. — ISBN 9004086471 . — ISBN 9789004086470 .
- Günhan Börekçi. / Gabor Agoston, Bruce Alan Masters. — New York: , 2009. — P. 409. — 689 p. — ISBN 1438110251 . — ISBN 9781438110257 .
- J. H. Kramers . Encyclopedia of Islam (New Edition) / C. E. Bosworth , E. Van Donzel , W. P. Heinrichs , Ch. Pellat. — Leiden: E. J. Brill, 1993. — P. 707.
- Emecen, Feridun. // Islam Ansiklopedisi . — İslâm Araştırmaları Merkezi, 2020. — Vol. 31. — S. 272—275.
Ссылки
- (англ.) . www.theottomans.org. Дата обращения: 7 декабря 2015.
- 2020-03-27
- 1