Interested Article - Страсс, Карл
- 2021-08-20
- 1
Карл Фишер Страсс ( англ. Karl Fischer Struss ; 30 ноября 1886 , Нью-Йорк — 15 декабря 1981 , Санта-Моника ) — пионер трёхмерной кинографики , один из инноваторов стереокинематографа , успешный популяризатор искусства цветной фотографии , работавший в области пикториализма . Первый в истории обладатель премии « Оскар » за постановку классики немого кино « Восход солнца », дважды призёр Каннского кинофестиваля .
На раннем этапе своей карьеры был известен в Америке как блестящий фотограф, тесно общавшийся с Альфредом Стиглицем и Кларенсом Х. Уайтом . Изобретатель так называемых мягкофокусных одноэлементных «линз Страсса», владелец нескольких фотостудий по всей стране, печатавшийся в ведущих изданиях того времени . С 1920 года вошёл в сферу кино, за свою полувековую карьеру снял более 140 лент, работал с ведущими голливудскими режиссёрами, среди которых и близкий друг Страсса Сесиль Б. Демилль .
Самые известные работы Страсса — « Бен-Гур: история Христа » Фреда Нибло , «Восход солнца» Ф. В. Мурнау , « Доктор Джекилл и мистер Хайд » Рубена Мамуляна , « Великий диктатор » и « Огни рампы » Чарли Чаплина , « Муха » . В 1970 году объявил об уходе на пенсию, скончался спустя 11 лет в 95-летнем возрасте.
Биография
Родился 30 ноября 1886 года в Нью-Йорке , в семье производителя ткани Генри Страсса-младшего и его супруги, Мэри, немки по происхождению . Карл был младшим и самым любознательным из шести детей . В 1896 году впервые приобщился к фотоискусству, увидев, как на свою новую камеру Pony Premo делает снимки его брат Уильям .
Среднее образование получил в школе на Манхэттене . В 1903 году едва не умер от пневмонии , после чего всю оставшуюся жизнь оставался сторонником здорового образа . Оправившись от болезни, устроился на работу в семейную фабрику Seybel & Struss , принадлежавшую его отцу .
В 1910 году начал профессионально фотографировать, познакомился с Альфредом Стиглицем , высоко оценившим его первые труды . Именно благодаря Стиглицу фотографии Страсса были презентованы в нью-йоркской галерее Олбрайт-Нокс . Приступил к обучению на ночных курсах Колумбийского университета , где его преподавателем был видный пикториалист Кларенс Х. Уайт .
В 1913 году фотографии Страсса активно печатали не только журналы, специализирующиеся на фотоискусстве, но и другие издания, например, New York Evening Post . В октябре того же года основал журнал Platinum Print . Долгое время работал на Бермудах . В 1914 году запатентовал мягкофокусные одноэлементные линзы, сильно пригодившиеся Страссу во время осуществления портретных фотографий .
С началом Первой мировой войны был призван на фронт, предварительно пройдя базовую подготовку в лагере Вэйл, штат Нью-Джерси . После был отправлен на военную базу Лэнгли-Филд , откуда вышел уже сержантом . Недолгое время обучался авиационному делу в Корнеллском университете . Немецкие корни Страсса незамедлительно дали о себе знать — были допрошены его друзья и преподаватели, подняты на поверхность его прежние заявления о симпатии к Германии . В декабре 1917 года начальник штаба сухопутных войск США , военный министр разжаловал Страсса до звания «рядовой» и отправил нести службу в форте Ливенворт , где тот стал официальным фотографом заключённых .
В нью-йоркских фотокругах стал персоной нон грата . В феврале 1919 года был выпущен из форта Лэвенворт . Так как в форте Страсс увлёкся кино, посмотрев десятки картин, он отправился в Лос-Анджелес , где начал новую жизнь . Там познакомился с ассистентом режиссёра Хорвицем, который, посмотрев фотоработы Страсса, решил представить его именитому постановщику и продюсеру Сесилю Б. Демиллю . В марте приступил к работе в кинокомпании Lasky Studios под началом Демилля .
Вначале являлся ассистентом кинооператора (в основном, ), затем фотографом на съёмочных площадках и к середине 1920-х годов, наконец, стал полноценным оператором-постановщиком . В 1924 году был вызван на киностудию MGM самим Ирвингом Тальбергом для съёмок эпического блокбастера « Бен-Гур: история Христа » . С картиной было множество проблем, её состояние было подвешено в воздухе . Страсс, по его словам, снял около половины всего материала, после чего был заменён несколькими другими операторами .
После «Бен-Гура» сошёлся с Чарльзом Рошером , с которым поставил несколько лент, в том числе классический « Восход солнца » . Эта операторская работа принесла и Страссу, и Рошеру первую в истории премию « Оскар ». В конце десятилетия вступил в ряды Американского общества операторов .
Был постоянным оператором Мэри Пикфорд , с её участием снял практически все фильмы . Работал с Чарли Чаплином и Рубеном Мамуляном (постановка « Доктора Джекилла и мистера Хайда » вновь была отмечена номинацией на «Оскар») .
В последние годы снимал рекламные ролики и телесериалы, в частности, вестерн « » . За свои рекламные видео был дважды удостоен специального приза Каннского кинофестиваля . Его заключительной работой в кино стал фильм ужасов « ».
В 1970 году объявил об окончании карьеры, вышел на пенсию, занимался воспитанием внуков . В качестве дани почёта Страссу в 1976 году техасским была проведена ретроспектива его работ, которую посетил он сам .
Смерть дочери в июне 1981 года подкосила Страсса, сердце начало сдавать. Ушёл из жизни 15 (по другим данным, 16 ) декабря 1981 года в госпитале святого Джона в Санта-Монике , штат Калифорния . Похоронен на нью-йоркском кладбище Вудлон .
Частная жизнь
В феврале 1920 года в обществе коллег пикториалистов встретил фотографа Этель Уолл (1898—1983), с которой почти год спустя вступил в брак . У пары родилась дочь Барбара (1922—1981) .
До самой смерти строго поддерживал здоровый образ жизни, увлекался гольфом и теннисом . От последнего хобби отстранился только в 88 лет, когда уже зачастую отказывали лодыжки .
Избранная фильмография
- 1924 — Отравленный рай / Poisoned Paradise (реж. Луи Ганье )
- 1925 — Бен-Гур: история Христа / Ben-Hur: A Tale of the Christ (реж. Фред Нибло )
- 1926 — Воробушки / Sparrows (реж. Уильям Бодайн )
- 1927 — Восход солнца / Sunrise: A Song of Two Humans (реж. Фридрих Вильгельм Мурнау )
- 1929 — Укрощение строптивой / The Taming of the Shrew (реж. Сэм Тейлор)
- 1929 — Кокетка / Coquette (реж. Сэм Тейлор)
- 1930 — Огни опасности / Danger Lights (реж. Джордж Б. Сейтц)
- 1931 — Доктор Джекилл и мистер Хайд / Dr. Jekyll And Mr. Hyde (реж. Рубен Мамулян )
- 1931 — Скиппи / Skippy (реж. Норман Таурог )
- 1932 — Остров потерянных душ / Island of Lost Souls (реж. Эрл Кентон )
- 1932 — Знак креста / The Sign of the Cross (реж. Сесил Б. Демилль )
- 1940 — Великий диктатор / The Great Dictator (реж. Чарльз Чаплин )
- 1943 — Путешествие в страх / Journey into Fear (реж. Норман Фостер )
- 1946 — Саспенс / Suspense (реж. Фрэнк Таттл )
- 1947 — Дело Макомбера / The Macomber Affair (реж. Золтан Корда )
- 1952 — Огни рампы / Limelight (реж. Чарльз Чаплин )
- 1958 — Муха / The Fly (реж. Курт Нойманн)
Примечания
- Karl F. Struss // (нидерл.)
- ↑ Karl Struss // (англ.) — 2005.
- Karl Struss // — 2005.
- (англ.)
- ↑ (англ.) . Cinematographers . Дата обращения: 21 февраля 2014. 3 января 2015 года.
- ↑ Джон Бэйли. (англ.) . American Society of Cinematographers (14 декабря 2009). Дата обращения: 21 февраля 2014. Архивировано из 17 декабря 2014 года.
- ↑ Джон Бэйли. (англ.) . American Society of Cinematographers (17 декабря 2009). Дата обращения: 22 февраля 2014. Архивировано из 21 декабря 2014 года.
- ↑ Джон Бэйли. (англ.) . American Society of Cinematographers (21 декабря 2009). Дата обращения: 22 февраля 2014. Архивировано из 7 октября 2014 года.
- (англ.) . Filmreference . Дата обращения: 22 февраля 2014. 1 августа 2014 года.
- (англ.) . The New York Times (19 декабря 1981). Дата обращения: 22 февраля 2014. 11 марта 2014 года.
Ссылки
- (англ.)
- 2021-08-20
- 1