Беллози, Лучано
- 1 year ago
- 0
- 0
Луча́но Бе́рио ( итал. Luciano Berio ; 24 октября 1925 (1925-10-24) , Империя — 27 мая 2003 , Рим ) — итальянский композитор.
Родился в семье музыкантов. Первые уроки фортепиано получал у отца и деда, которые были органистами . Во время второй мировой войны ушёл на фронт, где был ранен в руку в первый же день. После войны учился в Миланской консерватории у Джулио Чезаре Парибени , Джорджо Федерико Гедини и Карло Марии Джулини (дирижирование). Ранение руки беспокоило его во время игры на фортепиано, и он всё больше времени посвящал композиции. В 1947 году было издано первое его произведение — сюита для фортепиано. В это время Берио зарабатывал себе на хлеб, аккомпанируя в вокальных классах консерватории, где и познакомился со своей первой женой — американской сопрано Кэти Берберян .
В 1951 году уехал в США , где учился в Тэнглвудском музыкальном центре у Луиджи Даллапикколы , который пробудил его интерес к додекафонии . С 1954 по 1959 годы посещал курсы новой музыки в Дармштадте , где познакомился с Пьером Булезом , Карлхайнцем Штокхаузеном , Дьёрдем Лигети и другими ведущими композиторами авангарда. Заинтересовавшись электронной музыкой, основал в 1955 году экспериментальную «Студию музыкальной фонологии» — итал. Studio di Fonologia Musicale . В студию приглашались известные композиторы, в частности Джон Кейдж . Также начал издавать журнал об электронной музыке итал. Incontri Musicali . В 1966 году выиграл итальянский приз за произведение Laborintus II . В 1968 году с большим триумфом состоялось первое исполнение « Симфонии »— впоследствии ставшей наиболее известным произведением композитора . Она написана для восьми голосов и оркестра к 125-летнему юбилею Нью-Йоркского филармонического оркестра и посвящена Леонарду Бернстайну . Премьера была осуществлена Нью-Йоркским филармоническим оркестром и The Swingle Singers под управлением самого автора. В 1965 — 1972 годах был профессором композиции и основателем ансамбля Новой музыки в Джульярдской школе музыки в Нью-Йорке .
В 1972 году снова вернулся в Италию. С 1974 по 1980 годы был директором отделения электроакустической музыки в IRCAM в Париже . В 1987 году основал во Флоренции итал. Tempo Reale — центр, похожий на IRCAM . С 1994 по 2000 год был почётным композитором в Гарвардском университете ( англ. «distinguished composer in residence»).
Лучано Берио скончался в 2003 году в больнице в Риме. Он был атеистом .
Для творчества Берио характерны авангардные поиски новой акустической среды и музыкальной текстуры, использование серийной техники, электронной музыки. "Магнификат" для двух сопрано, смешанного хора, двух фортепиано, восьми деревянных духовых и ударника впервые привлек внимание общественности к 25-летнему композитору. Уже в инструментовке "Магнификата" обнаружилось пристрастие Берио к звуковым экспериментам.
Берио соединял инструментальные звучания с электронными шумами и звуками человеческой речи, например в пьесе итал. "Thema - Omaggio a Joyce" ( 1958 ) для голоса и магнитофона. В этом произведении, как и в других своих работах, Берио вступал в диалог с современной литературой.
Стремление объединить в новой звучащей форме разнообразные сферы искусства и природы приводило к тому, что Берио вновь и вновь обращался к цитатам самого разнообразного музыкального материала. Так, в своей "Симфонии" ( 1968 ) для восьми голосов и оркестра он цитирует в третьей части скерцо из до-минорной симфонии Густава Малера . Однако Берио с другими современными ему композиторами 60-х годов объединяла не только эта техника коллажа, но и склонность к сценической музыке и экспериментальному театру. Уже его произведение "Круги", законченное в 1960 году , демонстрирует сценическую концепцию, построенную на жестах и движении певицы по сцене.