Коще́й (Каще́й) Бессме́ртный
(вероятно от
кость
, первоначальное значение — «худой, тощий»
) — персонаж
восточнославянской мифологии
и
фольклора
(особенно
волшебной сказки
). Изначально — аналог
Аида
. В
фольклоре
— злой
чародей
и
некромант
, смерть которого «спрятана» в нескольких, вложенных друг в друга, волшебных животных и предметах: «
На море на океане есть остров, на том острове дуб стоит, под дубом сундук зарыт, в сундуке — заяц, в зайце — утка, в утке — яйцо, в яйце — игла, — смерть Кощея
»
.
Царь
,
колдун
, иногда — всадник на волшебном говорящем коне. Неоднократно выступает в роли похитителя невесты главного героя. Часто изображается в виде худого высокого старика, у
А. С. Пушкина
представляется также скаредным и скупым («
там царь Кащей над златом чахнет
»).
Помимо русских народных сказок, упоминается в белорусском фольклоре, чешской сказке «Меднобородый» и в польской «Пять овечек», где именуется Кощеем Меднобородым и прямо зовётся владыкой
подземного царства
, вылезает из водной сферы и имеет медную бороду
.
Согласно данным некоторых исследователей, персонаж по имени «Кащей» прослеживается в русских сказках только начиная с XVIII века. До этого, как полагают те же исследователи, соответствующий персонаж носил имя «
Карачун
»
.
Этимология
В
словаре В. И. Даля
имя «Кащей» производится от глагола «кастить» — «вредить, пакостить»: «
вероятно от слова кастить, но переделано в кощей, от кости, означая измождённого непомерно худобою человека
»
.
Фасмер
отмечает, что у слова «
кощей
» есть два значения, которые имеют разную этимологию
:
«худой, тощий человек, ходячий скелет» или «скряга» — происхождение от слова «кость».
древнерусское «отрок, мальчик, пленник, раб» от
тюркского
kоšči
«невольник», в свою очередь от
kоš
«лагерь, стоянка».
В значении «пленника, раба» термин употребляется в «
Слове о полку Игореве
»: Игорь, попав в плен к Кончаку, садится «
в седло кощеево
». При этом в летописи утверждается, что если бы против половцев явился на помощь Всеволод Юрьевич «Большое Гнездо», то чага (рабыня) была бы по ногате, а кощей по резане (мелкие денежные единицы
). В значении «воина из обоза», синоним седельника, термин
кощей
фигурирует в Ипатьевской летописи
. Краткий этимологический словарь русского языка (
Шанский
и др.) отмечает, что древнерусское слово
кощей
в значении «раб, пленник», которое было заимствовано из тюркского языка, этимологически ничего общего с «бессмертным кощеем» не имеет
.
Кроме того, слово «Кощей» (также
Кошькей
, с диалектным новгородским чтением -
щ
- как -
шьк
-) встречается как
личное имя
. Наиболее часто это имя встречается в берестяных грамотах XII века из
Новгорода
и
Торжка
.
«Кощей», как имя героя сказки и как обозначение тощего человека, Макс Фасмер в своём словаре считает исконно славянским словом (
омонимом
) и связывает со словом «кость» (общеславянское
kostь
), то есть это адъективная форма
koštьі
(отымённое прилагательное в именительном падеже единственного числа), склонявшаяся по типу «божий».
Слово «кощей» на других славянских языках переводится как «кожа, шея, кости». Так, на сербском «кощей» — «кость и кожа» или «шея», на словенском и польском — «шея» (
словен.
kitami ,
польск.
chudzielec).
Образ Кощея
В русских народных сказках появляется в трёх основных обличьях: царя и
колдуна
со сверхъестественной силой, на коне или без, похищающим красавиц; в сказке «Иван Быкович» он упоминается как отец Чуд-юд, муж змеихи-ведьмы и лежит на железной кровати с закрытыми веками, которые ему поднимают двенадцать могучих богатырей. И третий, в ряде сказок («
Зорька, Вечорка и Полуночка
», «Медведко, Горыня, Дубыня и Усыня») предстаёт в виде старика «сам с ноготь, борода с локоть», имеющим бич в семь сажен и живущим в
избушке на курьих ножках
, и хозяином Подземного царства; наконец, в одном из вариантов «Ивана Сосновича» он предстаёт сначала в третьем выше описанном облике, а затем и в первом.
Кощей обладает сверхъестественной силой, но слабеет от обезвоживания: висящий десять (по другой версии, триста) лет на цепях без еды и воды Кощей-пленник, выпив три ведра, принесённые ему Иваном-царевичем, разрывает двенадцать цепей и освобождается из подземелья
Марьи Моревны
.
Кощей является весьма могущественным чародеем:
в сказке «Иван Соснович» превращает в камень целое царство;
в сказке «Елена Прекрасная» превращает Ивана Царевича в орех;
в сказке «Царевна-Змея» превращает царевну в змею;
в сказке «Царевна-лягушка» наказывает царевну, отказавшуюся выйти за него замуж, надевая на неё лягушачью кожу.
Сам Кощей имеет обыкновение превращаться в
ворона
.
Кощей не может быть побеждён подобно прочим врагам, а только путём выполнения определённых манипуляций:
…нелегко с Кощеем сладить: смерть его на конце иглы, та игла в яйце, то яйцо в утке, та утка в зайце, тот заяц в сундуке, а сундук стоит на высоком дубу, и то дерево Кощей как свой глаз бережёт.
«Царевна-лягушка»
В сказке о Марье Моревне главную роль в поражении Кощея играет волшебный конь:
Иван откормил жеребёнка на зелёных лугах, и вырос из него славный конь. Поехал он на коне за Марьей и снова её от Кощея увёз. Кощей попробовал было за ними угнаться, но теперь у Ивана конь был даже ещё лучше Кощеева коня. Долго ли, коротко ли, нагнал Кощей беглецов и хотел разрубить Ивана саблей, но Иванов конь ударил Кощея и размозжил ему голову. Иван развёл огонь и сжёг Кощея на костре, а пепел его пустил по ветру.
В другом варианте этой сказки Иван не сжигает труп Кощея, а добивает его
палицей
после того, как его лягнул богатырский конь
.
Во многих сказках упоминается, что Кощей является пленником, триста лет пробывшим в заточении либо в башне, либо в подземелье, скованный цепями.
Погибель
В сказках говорится, что он «бессмертный», однако у Кощея есть смерть, хоть она и спрятана.
По одной из версий, смерть его находится на конце
иглы
, игла в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, заяц спрятан в
ларце
, ларец висит в цепях на дубу, который растёт на чёрной горе или на далёком
острове Буяне
.
Враги
В ряде сказок врагом Кощея выступает
Баба-Яга
, которая сообщает
Ивану-царевичу
, как его убить. Но иногда Кощей и Баба-Яга заодно.
Также врагами Кощея являются богатыри
Горыня, Дубыня и Усыня
из сказки «Иван Соснович». Двоих из них Кощей убивает, а третьего смертельно ранит. В этой сказке Кощей (Кащей) погибает от рук Ивана.
Он обладает чудесной силой (заключённой в его волосах).
Его нельзя победить обычным образом — аналогично спрятанной смерти Кощея.
Он берёт себе жён из другого народа (В Библии не сказано, что он их похищает, но, в любом случае, его браки идут вразрез с установленными обычаями и приводят к трагедиям).
Любовница Самсона выпытывает секрет его силы и помогает его победить (в ряде сказок Кощей открывает секрет своей смерти похищенной им женщине).
Самсон, как и Кощей, попадает в плен и освобождается благодаря чудодейственной силе (эпизоды с ослиной челюстью, с воротами Газы и героическая гибель).
Как указывает Фрезер, если бы существовала
филистимская
версия рассказа о Самсоне и
Далиле
, то Самсон предстал бы в ней в качестве разбойника, а Далила оказалась бы невинной жертвой его насилия, сумевшей победить его благодаря своему мужеству и находчивости — и таким образом почти все элементы сюжета о Кощее встали бы на свои места.
«
Царевны
» — российский анимационный сериал 2018 года, созданный анимационной студией «Мельница». Директора школы волшебства Кощея озвучил
Станислав Концевич
.
В серии книг «Тайный сыск царя Гороха»
Андрея Белянина
Кощей выступает в образе местного «криминального авторитета», с деятельностью которого борется главный герой серии.
В комиксе «
Хеллбой
» появляется наряду с другими славянскими мифическими существами — Бабой-Ягой, Перуном, Василисой Прекрасной, Домовым.
В сборнике
Ольги Громыко
«Ведьмины байки», а конкретно — повести «О бедном Кощее замолвите слово».
В третьей части трилогии
М. Г. Успенского
«Приключения Жихаря» — «Кого за смертью посылать» (1998) Кощей Бессмертный отождествлён с вечно юным и прекрасным
Питером Пэном
. Репутацию старого похитителя женщин Кощей приобрёл благодаря рассказам его многочисленных любовниц, желавших таким образом ввести в заблуждение своих мужей или женихов.
В цикле «
Хонор Харрингтон
» Дэвида Вебера «Кощеями» называются генетически модифицированные рабы, первоначально созданные «славянскими гегемонистами». Война с использованием «кощеев»-солдат едва не уничтожила Землю и привела к серьёзным ограничениям на генную инженерию в остальной части освоенной галактики.
В романе
Анны Старобинец
«Убежище 3/9» — один из обитателей сказочного потустороннего мира по прозвищу Старый.
В романе
Кэтрин М. Валенте
« » история Кощея пересказывается на фоне исторических событий XX века в России.
.
Польская сказка
(неопр.)
.
Азку.ру (1 февраля 2002)
.
— «Я — Кощей Меднобородый, владыка подземного царства. Отдай мне, чего дома не знаешь»
.
Дата обращения: 4 октября 2014.
4 октября 2014 года.
Назиров Р
. от 15 декабря 2017 на
Wayback Machine
. стр. 31—39 // Фольклор народов РСФСР. Современное состояние фольклорных традиций и их взаимодействие. Уфа: Издание Башкирского государственного университета, 1989. Вып. 16. — С. 36
.
↑ , с. 362.
Баскаков Н
. Тюркская лексика в «Слове о полку Игореве». —
М.
: «
Наука
», 1985. — С. 157—158