Кубок Гагарина
- 1 year ago
- 0
- 0
За́лтис , Залктис , или Жальтис ( лит. , латыш. ) — божество в образе ужа в латышской и литовской мифологии .
Итальянский военный инженер и историк Алессандро Гваньини , служивший в XVI веке в Речи Посполитой , в своём «Описании Европейской Сарматии» ( лат. Sarmatiae Europeae descriptio) сообщает, что литовское племя жемайтов поклонялось священным ужам, содержащимся в жилищах людей. О культе домашних змей у литовцев сообщает и немецкий этнограф XVII века Маттеус Преторий . Сведения эти нашли отражение в поэме А. Мицкевича «Гражина» (1823) :
А если уж вползает к нам в жилище,
Ему во славу божию литвин
От века не отказывает в пище:
Пьют молоко, и ковш у них один.
И, зла не причиняя, в колыбели
Гад на груди младенца мирно спит,
Свернувшись в бронзовое ожерелье...
Почитание змей у литовцев и латышей было издревле широко распространено: ужей кормили молоком и боялись, как домашних духов-покровителей. Обозначение в литовском языке «змеи» как gyvatė (гивате) указывает на связь со словами gyvybė, gyvata — «жизнь», «жизнеспособность» .
Жальтис считался покровителем скота и сравнивается с Piena Māte (Молочная мать) . Добрым знаком считалось проживание ужа в доме под кроватью или в каком-нибудь уголке. Встреча с ужом предвещала свадьбу или прибавление в семействе. Жалтис считался посланцем богов, любимцем Солнца, потому убийство Жалтиса приравнивалось к преступлению. В литовском языке существует пословица: «При виде мёртвого ужа и Солнце плачет» .
Сказка об Эгле, королеве ужей рассказывает, как простая девушка по имени Эгле («Ель») вышла замуж за Жальтиса. История послужила материалом для поэтических произведений литовских , латышских и польских поэтов , в частности, Саломеи Нерис . Русский пересказ этих легенд — у Теобальда ( В. А. фон Роткирха ) в книге «Литовско-языческие очерки» ( Вильна , 1890, стр. 63 сл.).