Моя борьба
- 1 year ago
- 0
- 0
«Моя́ борьба́» ( нем. Mein Kampf , МФА [maɪ̯n kampf] , транслит. «Майн кампф» ) — политический и идеологический манифест Адольфа Гитлера , лидера Национал-социалистической рабочей партии Германии . Опубликован в двух частях. В нём Гитлер описал свой путь в политику и своё мировоззрение. Книга содержит автобиографию Гитлера, но в основном представляет собой программный памфлет и пропагандистский документ, призванный упрочить позиции НСДАП.
Первый том был написан после неудавшегося путча 9 ноября 1923 года против Веймарской республики во время последующего тюремного заключения Гитлера в 1924 году и впервые опубликован 18 июля 1925 года, второй — 11 декабря 1926 года. Прежде всего первый том стал в Веймарской республике широко обсуждаемым бестселлером.
Немецкое название «Майн кампф» при упоминании книги часто употребляется без перевода.
Гитлер написал первую часть «Майн кампф» в 1924 году, находясь в тюремном заключении в Ландсберге-на-Лехе . Долгое время считалось, что он продиктовал текст своему позднему заместителю Рудольфу Гессу . Последние изыскания указывают на то, что Гитлер сам печатал текст на портативной пишущей машинке . По свидетельству Винифред Вагнер , она отправила Гитлеру в Ландсберг «массу писчей бумаги» .
После своего досрочного освобождения из тюрьмы в декабре 1924 года Гитлер продиктовал более программную вторую часть своему приспешнику Максу Аману , директору Franz-Eher-Verlag . Летом 1925 года Аман и Гитлер уединились в гостинице Бруно Бюхнера в Оберзальцберге (недалеко от более позднего Бергхофа ), чтобы напечатать рукопись. Первоначально книга должна была называться «4,5 года борьбы против лжи, глупости и трусости». Издатель Макс Аман, сочтя название слишком длинным, сократил его до двух слов: «Моя борьба».
В качестве источника расистской идеологии, разработанной в «Майн кампф», особенно в центральной главе «Люди и раса», историк Роман Тёппель называет многочисленных антисемитских и народнических авторов, включая Рихарда Вагнера , Хьюстона Стюарта Чемберлена , Юлиуса Лангбена , Генриха Класса, Теодора Фрича , Дитриха Эккарта , Отто Хаузера, Ханса Ф. К. Гюнтера и Альфреда Розенберга . Другие авторы, упомянутые в более ранних исследованиях как генераторы идей Гитлера, такие как Карл Май , Карл Хаусхофер или ариософы Йорг Ланц фон Либенфельс и Гвидо фон Лист , большого влияния на Гитлера не оказали .
Первый том книги «Расплата» был опубликован 18 июля 1925 года. Второй том «Национал-социалистическое движение» — 11 декабря 1926 года.
В 1928 году Гитлер написал продолжение — вторую книгу , которая не была опубликована.
Книга отражает идеи, реализацией которых стала Вторая мировая война . Гитлер использовал основные тезисы популярной в то время идеологии «еврейской угрозы» о монопольном захвате мировой власти евреями. Например, утверждается, что международный язык эсперанто может стать частью еврейского заговора .
Также из книги можно узнать подробности детства Гитлера и то, как сформировались его политические взгляды. Так, проживая в Австро-Венгрии , он проводит различие между немецким национализмом и австрийским «габсбургским» патриотизмом, отдавая предпочтение первому. Большую опасность для немецкой общины Австро-Венгрии он видел в « славянизации » этой страны, где славянские центры ( Лайбах , Лемберг , Прага ) усиливались, тогда как австрийские немцы постепенно теряли свои позиции. В этом свете у него сформировалось отрицательное отношение к парламентаризму и социал-демократии , которые были неспособны защитить немецкое меньшинство. Кроме того, антисемитизм Гитлера усилился тем фактом, что процент евреев среди лидеров австрийской социал-демократии был высоким, а социал-демократическая газета была в основном в руках евреев. Именно ударом в спину со стороны еврейской социал-демократии Гитлер объяснял проигрыш Германской империи и Австро-Венгрии в Первой мировой войне . Веймарскую республику он также считал «еврейско-демократической империей» ( нем. Das jüdisch-demokratische Reich). Между тем с высокой симпатией Гитлер относился к профсоюзам , полагая, что они смогут стать инструментом оздоровления нации. Большое внимание уделяется пропаганде как средству манипуляции массой , посредством обращения не к её разуму, но к её чувству.
В детстве Гитлер считал, что различение евреев возможно только по религиозному признаку, к тому же в расовом плане значительная часть евреев смешалась с европейскими нациями. Гитлер также признаётся, что в ранние годы не питал ненависти к евреям, читая антисемитскую литературу, он подмечал множество устаревших мнений и ненаучных аргументов. Позже он меняет свою точку зрения и видит ясную этническую и идейную разницу между немцами и евреями.
Одним из важнейших пунктов Гитлеровской идеологии национал-социализма было противостоять марксизму , последнее же ассоциируется у него с еврейством. В книге нередко встречаются обвинения в адрес марксизма с той аргументацией, что данная идеология служит орудием в руках евреев, чтобы уничтожить всю человеческую культуру, в данном случае « арийскую », в целях мирового господства над всем человечеством. В подтверждение этнического состава распространителей марксизма приводится аргумент о еврейском происхождении авторов социал-демократических брошюр, которые скупал Гитлер в юности ради изучения красной идеологии. Также, по мнению Гитлера, марксизм отвергает индивидуальность человека и роль личности в развитии культуры, поскольку именно отдельные люди являются основными двигателями исторических процессов, и вместо этого создаёт однообразную человеческую массу. Марксизм также оспаривает значение народности и расы, что, по мнению Гитлера, отнимает все предпосылки для его существования и создаваемой им культуры.
XI глава первой части книги чётко выражает расистское мировоззрение Гитлера, разделяющее людей по происхождению. Расы находятся в отношениях борьбы за существование, а смешение между ними гибельно. Высшей расой Гитлер считал « арийцев », состоящих из германских и романских элементов. Отличительной особенностью этой расы является светлый цвет кожи. Её высокое положение обусловлено тем, что наука , техника и искусство якобы являются продуктом творчества одной этой расы.
Противоположностью «арийцев» Гитлер называл евреев: если «арийца» характеризует идеализм и самопожертвование , то евреев характеризует эгоизм и инстинкт самосохранения . «Миф» об особых талантах евреев основан на мнении, что евреи умеют аккумулировать и воспроизводить культуру других народов, не имея своей собственной.
В IV главе второй части Гитлер заменяет парламентаризм принципом вождизма , когда всё решает не большинство, но один человек, стоящий на разных ступенях «народного государства» ( нем. Der völkische Staat). Элементы парламентаризма сохраняются, но играют вспомогательную, совещательную роль при вожде ( фюрере ). Таким образом, разлагающему верховенству массы, большинства и количества противопоставляется верховенство и ответственность личности. Проблема парламентаризма как такового состоит, по мнению Гитлера, в отсутствии конкретного ответственного лица за то или иное политическое решение, которое принимает некая группа лиц.
В VII главе второй части Гитлер объясняет смысл нацистской символики.
Гитлер также говорит о необходимости грядущей войны, обосновывая её необходимостью расширения жизненного пространства . Самую большую опасность для Германии, по его мнению, представляет Франция , которая, с одной стороны, уже имела опыт отторжения ( Эльзас - Лотарингия ) и оккупации немецких земель (при Наполеоне I ), а с другой стороны, проводит внутреннюю политику расового смешения.
Россию Гитлер воспринимал больше как пространство для территориальной экспансии, государственным ядром которого некогда были германские элементы, вытесненные или уничтоженные евреями в ходе большевистской революции.
До 1933 года книга продавалась довольно вяло. В 1930 году распродано 54 000 экз., в 1932 году — 90 351 экз., с января по 17 ноября 1933 года — 854 127 экз. В течение 1933 года было продано около 1 080 000 экз. В последующие годы издательство Franz-Eher-Verlag за каждое переиздание книги начисляло Гитлеру от 1 до 2 миллионов марок . Гитлер сделал на книге состояние . Книга в качестве обязательной литературы выдавалась бесплатно не только «товарищам по партии», но и с 1936 года — молодожёнам при бракосочетании вместо Библии .
Ещё до начала Второй мировой войны появились английский, французский, русский и другие переводы, было продано около 500 тыс. переводных экземпляров.
В СССР перевод книги был выполнен Григорием Зиновьевым и издан в 1933 году ограниченным тиражом для изучения партийными работниками .
Другой перевод книги на русский язык был выполнен в Китае, автором перевода стала Ю. Крузенштерн ; этот перевод был напечатан в издательстве «Гонг» в Шанхае в 1935 году .
Полный перевод на английский был сделан Джеймсом Мерфи (Dr James Murphy) в 1936 году по заказу министерства пропаганды Германии .
По утверждению лондонского издателя «Хёрст энд Блэкетт», доходы от второго английского издания «Майн кампф» пошли в пользу Красного Креста .
В 2005 году книга вошла в список книжных бестселлеров в Турции с объёмом продаж, по разным данным, от 50 до 100 тысяч экз. за три месяца. После этого книга была изъята из продажи .
В 2009 году в Японии вышла манга «Майн кампф» . В апреле 2017 года в Японии было официально разрешено использовать «Майн кампф» в качестве иллюстрации к учебным пособиям в школах (но не в качестве средства пропаганды расизма, что запрещено) . Министр иностранных дел Китая высказал неодобрение этого факта .
В 2016 году в Германии было выпущено подготовленное научными сотрудниками (нем.) (двухтомное комментированное издание книги объёмом 2000 страниц, где 700 страниц составил оригинальный текст и ещё 1300 страниц — научный критический комментарий, в котором представлено опровержение тезисов, выдвинутых Гитлером . Хотя первоначальный тираж составлял 4000 экземпляров, тем не менее, по словам представителя Института современной истории Мюнхен — Берлин Зимоне Паульмихль, за период с начала января по апрель 2016 года книга стала бестселлером и было продано примерно 47 500 экземпляров . За весь этот год, по утверждению директора Института современной истории Мюнхен — Берлин (нем.) (, было продано 85 тысяч экземпляров . В январе 2017 года вышел шестой тираж книги .
После издания двух переводов на русский язык: 1933 года Г. Е. Зиновьева и 1935 года Ю. В. Крузенштерн книгу длительное время не издавали. Затем перевод книги Крузенштерн выдержал два издания:
В СССР попытку широкой публикации некоторых глав из «Майн кампф» осуществил « Военно-исторический журнал » в 1990 г. (перевод подполковника Н. С. Владимирова)
Первое массовое полное издание книги в России (не считая ограниченного тиража в СССР для партийных работников в начале 1930-х годов) было осуществлено издательством «Т-Око» в 1992 году (в том же переводе Зиновьева). За последнее время книга была издана несколько раз:
В 2018 году группа учёных в рамках мистификации «Исследования обид» переписала 12 главу «Майн Кампф» (3000 слов) в терминах феминизма третьей волны и гендерных исследований и отправила под видом научной статьи с заголовком «Наша борьба — это моя борьба» ( англ. «Our Struggle is My Struggle: Solidarity Feminism as an Intersectional Reply to Neoliberal and Choice Feminism») в ежеквартальный рецензируемый научный журнал (англ.) (, после чего статья прошла оценку рецензентов и редакторов и была принята к публикации , однако не успела быть опубликованной до последовавшего разоблачения мистификации.
До 1945 года авторские права на книгу принадлежали издательству НСДАП Franz-Eher-Verlag , располагавшемуся в Баварии . До начала 2016 года авторское право на издание книги принадлежало Баварии , получившей его от США в 1946 году . В правительстве Баварии вопросами авторского права на книгу занималось министерство финансов . С тех пор министерство финансов не давало разрешений на издание этой книги и заявляло о своём намерении и в дальнейшем проводить такую же политику . Также министерство практиковало обращения в уполномоченные органы других государств с просьбой о запрете издания книги и её свободной продажи . Срок действия авторского права на эту книгу в Германии закончился 31 декабря 2015 года .
В соответствии с федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» на территории Российской Федерации запрещено распространение экстремистских материалов (в их число включены также публикации руководителей НСДАП , — а значит, и книга Адольфа Гитлера «Моя борьба»), а также их производство или хранение в целях распространения .
В 2006 году Общественная Палата РФ выступила с инициативой создания списка запрещённых книг, во всех версиях которого присутствует сочинение Гитлера .
7 июля 2009 года исторический сайт « Хронос » был заблокирован на несколько дней по требованию ГУВД Санкт-Петербурга; причина — размещённый на сайте конспект книги «Mein Kampf» .
24 марта 2010 г. решением Кировского районного суда города Уфы книга была признана экстремистским материалом в РФ .
Книга содержит элементы автобиографии Гитлера с изложением идей национал-социализма, выражает милитаристское мировоззрение и оправдывает дискриминацию и уничтожение лиц неарийских рас, отражает идеи, реализацией которых стало начало Второй мировой войны
— отметили в Генпрокуратуре . По поручению прокуратуры Республики Башкортостан прокуратура Кировского района города Уфы провела проверку исполнения законодательства о противодействии экстремистской деятельности, в результате которой подтвердился факт свободного распространения книги «Mein Kampf». В связи с этим прокурор направил в суд иск о признании указанной книги экстремистским материалом. В Генпрокуратуре указали, что
в соответствии со ст. 1 Федерального закона „О противодействии экстремистской деятельности“ отнесение документов к трудам руководителей национал-социалистической рабочей партии Германии является основанием автоматического признания их экстремистскими материалами и не требует дополнительной аргументации и проведения экспертизы.
Кировский районный суд согласился с позицией прокуратуры и признал книгу Адольфа Гитлера экстремистским материалом . 13 апреля 2010 года решение суда вступило в законную силу и книга была внесена в Федеральный список экстремистских материалов (№ 604).
В июле 2010 года суд Центрального района г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края постановил ограничить доступ к интернет-ресурсам « Либрусек » (в постановлении ошибочно написано lib.rus), thelib.ru, zhurnal.ru, « Архив Интернета » и др., на которых размещались экстремистские материалы, в том числе книга «Моя борьба» .
5 февраля 2014 года федеральный судья Центрального районного суда Хабаровска Романова Ирина Александровна вынесла решение об удовлетворении иска прокурора о запрете доступа к Википедии в связи с тем, что в этой статье ранее были ссылки на книгу «Моя борьба» . 20 февраля 2014 года в Федеральный список экстремистских материалов (№ 2334) была внесена интернет-ссылка на русский перевод книги.