Антиохия
- 1 year ago
- 0
- 0
Антио́хия , также Антио́хия-на-Оро́нте ( др.-греч. Ἀντιόχεια ἡ ἐπὶ Ὀρόντου , Антиохия-на-Да́фне , др.-греч. Ἀντιόχεια ἡ ἐπὶ Δάφνῃ , Антиохия Великая , др.-греч. Ἀντιόχεια ἡ Μεγάλη) — древний эллинистический город на территории современной Турции , на восточном берегу реки Эль-Аси (Оронт). Современное название города — Антакья , это название было получено в ходе арабского завоевания города в VII веке.
Антиохия была основана в IV веке до н.э. Селевком I Никатором , одним из полководцев Александра Македонского . Этот город, имевший важное географическое, военное и экономическое значение, на протяжении веков был одной из столиц государства Селевкидов , позже одним из крупнейших и важнейших городов Римской и Византийской империй . Во времена Второго Храма Антиохия была центром эллинистического иудаизма , а позже — колыбелью раннего христианства . Согласно Новому Завету , именно здесь ученикам Христа впервые дано было имя «христиане» ( Деян. ). В Средние века Антиохия пришла в упадок по ряду причин, включая землетрясения, войны — особенно Крестовые походы и монгольские завоевания — и связанные с ними изменения торговых путей.
Антиохия была основана диадохом Селевком I Никатором . После победы над Антигоном I Одноглазым в битве при Ипсе Селевк пожелал основать на завоеванных землях ряд городов — первым из них стала Селевкия Пиерия . Согласно «Хронографии» Иоанна Малалы , Селевк посетил город Антигония — бывшую столицу государства Антигона, также стоявшую на реке Оронт — и в храме Зевса просил совета, следует ли и ему отстраивать этот город дальше или построить собственный. Ему будто бы был дан знак свыше: прилетевший орёл выхватил с жертвенника кусок мяса и улетел с ним к горе Сильпий. Опасаясь сходящих с горы ручьёв и зимних потоков, Селевк выстроил город не на самой горе, а в долине напротив её, на месте селения под названием Боттиа. Для этого Селевк повелел разобрать все постройки Антигонии и перевезти строительный камень на новое место. Антиохия была основана на двенадцатый год правления Селевка ( 300 г. до н. э. ), в «22-й день месяца Артемисия-мая, в первый час дня, когда восходило солнце» .
Город делился на 4 квартала, каждый из которых был окружён отдельной стеной, а вместе они были обнесены ещё более высокой и укреплённой стеной. Находясь на перекрёстке таких караванных путей как « Дорога Специй », « Великий Шёлковый Путь » и « Царская Дорога », Антиохия контролировала торговлю между Востоком и Западом. В годы расцвета в городе жило более 500 тыс. человек. За век мужское население города достигло 6 тыс. людей .
Позже Антиохия ненадолго вошла в состав Великой Армении , потом (с 64 года до н. э.) стала резиденцией наместника римской провинции Сирия . Антиохия была четвёртым по величине городом Римской империи после Рима , Эфеса и Александрии , вторым по величине городом в Восточной Римской империи и Византийской империи . Во дворце Селевка жили Гней Помпей и Коммод , устроивший здесь Олимпийские игры .
Во времена Второго Храма Антиохия была центром эллинистического иудаизма .
Согласно Новому Завету, последователи Христа впервые начали называться христианами именно в Антиохии ( Деян. ). Позже Антиохию стали называть колыбелью христианского богословия, с ней связана Антиохийская школа богословия . Здесь родился и начинал служение проповедник Иоанн Златоуст . В Антиохии находился центр одной из четырёх древнейших автокефальных церквей — Антиохийской церкви (после упадка города административный центр патриархата перенесён в Дамаск ).
В IV—VII веках Антиохия входила в состав Византии . В течение второй половины IV века Антиохия приобрела роль крупнейшего культурного и интеллектуального центра римско-византийского Востока. Здесь процветала риторическая школа Либания, одним из воспитанников которой стал св. Иоанн Златоуст . В 325 году н.э. здесь состоялся Антиохийский собор под председательством Евсевия, осудивший арианство, и являвшийся предвестником Никейского собора . С Антиохией был связан происхождением крупнейший позднеримский историк Аммиан Марцеллин . Посетив Антиохию перед Персидским походом, император Юлиан Отступник убедился в тщетности усилий по возрождению традиционного язычества. Здесь же жил и работал автор «Хронографии» от Сотворения мира до Юстиниана Иоанн Малала (VI в.). В городе существовала интенсивная муниципальная жизнь, конкурировали местные «партии цирка», продолжали устраиваться конские ристания и другие зрелища. Здесь были воздвигнуты величественные христианские храмы, в том числе «Великая церковь», освященная в 341 г., а также храм св. Феклы, мартирий мученика Вавилы и др. В пригородном районе Дафны были построены многочисленные виллы богатых горожан, украшенные великолепными мозаиками. Преобладало грекоязычное население, имевшее муниципальную организацию, но в городе проживали также и сирийцы. В ранневизантийское время в городе часто случались разрушительные природные стихийные бедствия, как Антиохийское землетрясение 526 года. Пострадавший от сильного землетрясения город в VI веке был на короткое время завоёван и разрушен иранским шахом Хосровом I Ануширваном . Юстиниан I восстановил Антиохию. В начале VII в. в ходе византийско-иранских войн персы также захватывали город. В 637 г. Антиохия была на длительное время захвачена арабами-мусульманами.
Армия Праведного халифата захватила город в 637 году после (англ.) (. Город получил арабское имя Антакья ( араб. أنطاكيّة ). Омейяды не смогли продолжить наступление через Анатолийское плато , и город оказался на границе двух враждующих империй. Из-за этого он пришёл в упадок. Владычество мусульман продолжилось более 330 лет.
В период великих восточных походов императора Никифора II Фоки Антиохия была возвращена в состав Византии. Для осады величайшего из христианских городов император Никифор II основал замок Баграс, лично заложив основания крепости в 968 г. В следующем, 969 году, в присутствии самого императора, Антиохия была взята византийской армией Петра Евнуха и Михаила Вурцы .
Вскоре Антиохия стала центром фемы во главе с , который возглавлял войска империи в северной Сирии и Киликии.
Период второго византийского правления в Антиохии и северной Сирии (969—1084 гг.) был сопряжён с массовым притоком христианского населения — грекоязычных ромеев, арабоязычных мелькитов, армян; рядом репрессий против сиро-яковитов; литургической византинизацией Антиохийской Церкви; чередой кампаний византийских императоров и наместников против мусульманских твердынь западной Сирии — Алеппо, Апамеи, Арки, Триполи. Восстановив своё господство над Антиохией, ромеи начали крупномасштабное строительство в черте города. Стараниями византийских василевсов был перестроен и заново украшен кафедральный собор Св. Петра (церковь Кассиана) и патриархия, возведены новые церкви (такие как базилика Св. Георгия, церковь Св. Луки, церковь Св. Иоанна Златоуста), а на почти пятисотметровой горе Сильп византийские зодчие воздвигли неприступную цитадель Антиохии. В этот же период были основаны новые монастыри близ Антиохии, такие как монастырь Пресвятой Богородицы Джараджима на горе Аль-Луккам («Дивной горы» у гавани Св. Симеона), Лавра Св. Илии Пророка у морского берега на северных склонах Аманоса, монастырь Бетиас меж Оронтом и Антиохией, и т. д. Этот период может по праву считаться и золотым веком для грузинского монашества на территории Антиохийского Патриархата; иверийскими иноками, приходившими служить на земли своей Матери-Церкви, были основаны многочисленные обители, такие как монастырь Пресвятой Богородицы Калипос, Касталия, Твали, Цхарота и т. д. .
В период арабского, византийского и франкского правления, кафедральным собором Антиохии был собор Св. Апостола Петра, также известный как «церковь Кассиана» или «Аль-Кусиан». Собор был местом интронизации и погребения антиохийских патриархов и франко-нормандских князей, хранилищем основных антиохийских реликвий (кафедры и цепей Апостола Петра, жезла св. Иоанна Златоуста, части главы Иоанна Предтечи), центром патриархии, патриаршей школы и патриаршего госпиталя. Другим почитаемым храмом была круглая церковь Пресвятой Богородицы, воздвигнутая Юстинианом I Великим в VI в. Эта церковь была столь почитаемой, что ее утварь и убранство не тронули даже турки-сельджуки (1084—1098). Так, богородичная церковь Юстиниана была единственным антиохийским храмом, представшим перед крестоносцами в своем исконном, византийском блеске . Все церкви были уничтожены мамлюками во время разорения города в мае 1268 года.
После сокрушительного поражения византийской армии при Манцикерте в 1071 году император Роман IV Диоген вынужден был в обмен на свободу отдать Антиохию туркам-сельджукам . Однако в городе оставался византийский гарнизон и наместник. В 1076 году город переходит под власть Филарета Варажнуни . 12 декабря 1084 года город был захвачен Румским султаном Сулейманом ибн Кутлумышем (цитадель города сдалась месяц спустя). Затем Антиохия перешла под власть Мелик-шаха , который назначил туда своего наместника.
После долгой осады крестоносцы взяли Антиохию в 1098 году; но не передали город Византии, а основали здесь своё государство — Антиохийское княжество , существовавшее до 1268 года. Князем Антиохии стал Боэмунд Тарентский . После уничтожения Антиохийского княжества мамлюкским султаном Бейбарсом город потерял своё значение.
Княжество Антиохия было третьим по величине по сравнению с другими государствами крестоносцев в Леванте (ему уступало только графство Триполи ). Княжество занимало северо-восточное побережье Средиземного моря , гранича с Киликийским царством и графством Эдесским на севере и с графством Триполи на юге. В XIII веке его население составляло около 30 000 человек и состояло преимущественно из православных греков и армян . Кроме того, за пределами города существовало некоторое количество мусульманских общин. Подавляющее большинство крестоносцев, поселившихся в Антиохии, были родом из Нормандии и южной Италии .
В настоящее время Антиохия представляет собой город Антакья , центр турецкого вилайета Хатай (с 1516 года ). С 1920 по 1939 годы была столицей независимой республики Хатай.