Штильмарк, Роберт Александрович
- 1 year ago
- 0
- 0
Роберт Александр Нисбет ( англ. Robert Alexander Nisbet ; 30 сентября 1913 (1913-09-30) , Лос-Анджелес , США — 9 сентября 1996 , Вашингтон , округ Колумбия , США ) — американский социолог неоконсервативной ориентации, профессор Колумбийского университета .
Выпускник Калифорнийского университета (1932—1936), доктор философии (с 1939 года), Нисбет занял в 1939 году преподавательскую должность на факультете социальных институтов Калифорнийского университета, позже не без его помощи превратившемся в факультет социологии. В 1943—1945 годах служил в армии, продолжая принимать участие в жизни своего факультета путём активной переписки. Сразу же по завершении Второй мировой войны он возвращается в университет. С 1953 года Нисбет — профессор, декан в Калифорнийского университета (Риверсайд) . В том же году вышла первая крупная (и самая широко известная) работа Нисбета «В поисках общины». Одновременно с работой в Риверсайде Роберт Нисбет читал лекции в Колумбийском университете , где активно сотрудничал с Робертом Мертоном . В 1961 году Нисбет и Мертон издали совместную работу — «Современные социальные проблемы» («Contemporary social problems»). В 1974 году Нисбет получил почётную профессорскую должность имени Альберта Швейцера в Колумбийском университете, где занимался преподавательской деятельностью, как на социологическом факультете, так и на историческом. В период с 1978 по 1986 годы учёный жил в Вашингтоне и работал в Американском институте предпринимательства . Затем он окончательно ушёл в отставку, чтобы посвятить себя писательской деятельности.
Творчество Нисбета связано с исследованием девелопментализма (идей развития) в социальной мысли и анализом порядка и дезорганизации в социальной сфере (или общины и конфликта) . Основная идея Нисбета заключалась в том, что революционное социальное изменение ведет к разрушению общины и общинных ценностей, в результате чего авторитет теряет значительную часть социальной поддержки. Также в своих работах Нисбет исследует широкий круг социальных, экономических и политических проблем, однако, в центре его исследовательского интереса всегда оказываются посреднические («intermediate») социальные структуры — группы, ассоциации и институты, являющиеся буфером между индивидом и государством.
Нисбет работал над теориями социального изменения и его анализ социального изменения был представлен в книгах «Традиция и восстание» (Nisbet R. A., 1968), «Социальное изменение и история» (1969) и «История идеи прогресса» (1980). Исследование распада общинных отношений находилось в центре внимания при написании им таких работ, как «В поиске общины» (1953), «Социальный союз» (1970), «Социальные философы» (1974) и «Предубеждения» (1982). Нисбет был также редактором ряда публикаций, имевших важное значение для развития теоретической и прикладной социологии — « Эмиль Дюркгейм » (1965), «Современные социальные проблемы» (Merton R. K., Nisbet R. A., eds., 1961) и «История социологического анализа» (Bottomore T. B., Nisbet R. A., eds., 1980). Нисбет внес также определенный вклад в изучение идей Э. Дюркгейма («Социология Эмиля Дюркгейма », 1974). Наиболее влиятельным трудом Нисбета по истории социологии является «Социологическая традиция» ( 1967 ), в котором он утверждает, что социальная теория испытала глубокое влияние Французской революции и промышленной революции , доказывая, что три системы мысли ( либерализм , радикализм и консерватизм ) представляли собой реакцию на социальные изменения, последовавшие за этими революциями. С точки зрения её концептуальных категорий (таких как статус, сакральное и община) социология связана прежде всего с наследием консерватизма: в работе « Консерватизм » (1986) Нисбет исследует основные идеи и наблюдаемый в настоящее время кризис консервативной мысли. Нисбет уделяет огромное значение в своем творчестве идее прогресса. Тема прогресса обширно представлена в его крупных социологических работах «Sociological Tradition» («Социологическая традиция», 1966), «Twilight of Authority» («Сумерки авторитета», 1975), «The Present Age: Progress and Anarchy in Modern America» (1988) и др. Интерес Нисбета к идее прогресса, по его собственным словам, сформировался у него ещё в студенческие годы под влиянием его университетского преподавателя . Теггарт, автор монографии «Theory of History» («Теория истории»), считал, что «история плюралистична», и Нисбету такой взгляд на историю был крайне близок. В работе «В поисках общины» мы находим рассуждение о том, что историю нельзя считать ни прогрессом, ни упадком — любой односторонний взгляд на неё будет неправильным, так как история является и тем, и другим одновременно. В настоящее время слово «социальное» потеряло своё значение и стало обозначать исключительно «политическое», поэтому американский социолог призывает вернуть ему первоначальный смысл и анализировать исторический процесс не только с политической точки зрения.
Противников у Нисбета в консервативном движении было крайне мало, если они вообще были: по крайней мере, очень небольшое число людей критиковали его идеи, излагая их на бумаге. Он сотрудничал с множеством консервативных подгрупп, писал во многих журналах. Его уважали корифеи от академической социологии и те образованные либералы, которые о нем знали. Вот, что пишет в своей статье , консерватор-традиционалист, знающий Нисбета лично: « Книга Роберта Нисбета „Консерватизм: мечты и реальность“ — это наилучшее введение в интеллектуальную историю консерватизма из всех, которые я когда-либо читал… » Очень немногие люди письма, за исключением академических ученых, внесли столь же весомый вклад в какую-либо интеллектуальную традицию, еще меньшее количество приобрели столь мало врагов в течение своей жизни.