Interested Article - Четыренадесятидневники

О четыренадесятниках в книге « Философумена ». Греческая рукопись XIV века . Национальная библиотека Франции .

Четыренадесятидне́вники или Четыренадеся́тники ( др.-греч. τεσσαρεσκαιδεκατιται ; лат. tessarescaedecatitae от др.-греч. τεσσᾰρεσ-καί-δεκᾰ — четырнадцать ) или Квартодецима́не ( лат. quartadecimani от лат. quattuordecim — четырнадцать ) или Тетради́ты ( др.-греч. τετραδίται ; лат. tetraditae от др.-греч. τετάρτη — четвёртый день ( среда ) ) — христианские общины учившие, что Пасху следует праздновать в 14-й день нисана .

Первые христианские общины состояли исключительно из иудеев, для них было естественно праздновать Пасху ветхозаветную , но вложив в неё новозаветный смысл . По мере распространения христианства традиция праздновать Пасху 14 нисана была воспринята и восточными христианами из язычников. На западе в отношении празднования Пасхи не следовали иудейским традициям. Там считали правильным праздновать воскресение Христово в тот день недели, который был посвящён этому воспоминанию, выбирая эту неделю приблизительно — ту, которая следовала за полнолунием пасхального месяца. С течением времени эти две традиции должны были прийти к конфликту.

В середине II века , несмотря на то, что Рим и Малая Азия праздновали Пасху по-разному, Аникет (папа римский) , и Поликарп Смирнский вместе служили Евхаристию и причащались из одной чаши. . Но уже в конце II века возник спор о дне праздновании Пасхи между Виктором, епископом Римским и Поликратом, епископом Эфесским . В Риме и в Малой Азии параллельно друг другу собирали поместные церковные соборы, в обоих местах единомысленно полностью подтверждали, что их предание получено от апостолов, только от разных. Виктор формально отлучил епископов и паству Малой Азии за их несогласие с Римом. Благодаря посредничеству епископа Лионского Иринея мир удалось восстановить при сохранении каждой поместной церковью своей традиции празднования Пасхи.

Константин Великий , перенес столицу империи из Рима в Константинополь и решил распространить Римский обычай празднования Пасхи на все христианские общины. В 325 году Константин собирает Первый Никейский Собор , известный также как Первый Вселенский Собор, на котором церковные иерархи выполняют волю императора, от имени собора утверждают праздновать Пасху в день воскресный после полнолуния, которое следует после весеннего равноденствия . Часть христианских общин не приняли определение Первого Никейского Собора о праздновании Пасхи в день воскресный, а продолжали праздновать Пасху 14 нисана. К таким общинам относились евиониты , савватиане , авдиане и другие. Все эти общины получили общее название: четыренадесятидневники.

Если Никейский символ веры , принятый на Первом Вселенском Соборе, неоднократно становился предметом дискуссии на различных церковных соборах в IV веке , то постановление о праздновании Пасхи оставалось неизменным со времен Никейского собора. Антиохийский собор 341 года подтвердил определение Никейского собора. Согласно первому правилу Антиохийского собора все те, кто нарушает определение Никейского собора о праздновании Пасхи, «да будут отлучены от общения и отвержены от церкви». Лаодикийский собор 364 года в своём седьмом правиле упоминает о четыренадесятидневниках как о еретиках и определяет их принимать в Церковь через миропомазание . Первый Константинопольский собор в 381 году в своём седьмом правиле повторил седьмое правило Лаодикийского собора о приеме четырнадцатидневников или тетрадитов через миропомазание. В 692 году это же правило это приёме четыренадесятников повторит в своём 95 каноне Трулльский собор .

Несмотря на постановления соборов, общины четырнадцатидневников продолжали своё существование. Епископы кафолической церкви при поддержке Византийских императоров проводили репрессивную политику против четырнадцатидневников. Например, около 400 года Иоанн Златоуст , возвращаясь из Эфеса в Константинополь, отнял на пути у новациан и четырнадцатидневников много церквей ; политику Златоуста продолжил Несторий , около 430 года сотворивший много зла четырнадцатидневникам в Азии, Лидии и Карии , многие четыренадесятидневники чрез Нестория погибли во время бывшего возмущения в Милете и Сардах .

Четыренадесятники продолжали существовать и в IX веке . 29 марта 867 года в Константинополе к Церкви была присоединена большая община тетрадитов. Этому событию посвящена 17 гомилия патриарха Фотия .

В настоящее время четыренадесятидневниками, то есть празднующими Пасху 14 нисана, являются: Адвентисты Седьмого Дня , Баптисты седьмого дня , Свидетели Иеговы , мормоны .

См. также

Примечания

  1. Название «тетрадиты» происходит потому что, празднуя Пасху, четыренадесятидневники не разрешают поста в среду на Светлой седмице , но постятся по средам; и это делают по обычаю иудеев.
  2. Болотов В. В. от 16 августа 2013 на Wayback Machine .
  3. Евсевий Кесарийский от 5 мая 2012 на Wayback Machine
  4. Евсевий Кесарийский от 20 февраля 2010 на Wayback Machine
  5. Евсевий Кесарийский от 5 марта 2016 на Wayback Machine
  6. Сократ Схоластик от 29 мая 2015 на Wayback Machine
  7. от 5 марта 2016 на Wayback Machine // Сократ Схоластик . Церковная история.

Литература

Same as Четыренадесятидневники