Оглаше́нные
,
катехуме́ны
(
греч.
κατηχούμενοι ;
церк.-слав.
ωглашє́ннїи
) в
христианстве
— люди, проходящие
катехизацию
(оглашение), готовящиеся принять таинство
крещения
и стать членом
Церкви
(в церковнославянской филологии прилагательное «оглашенный» означает «
желающий принять Святое Крещение и учащийся христианским догматам
»)
.
Институт оглашенных возник в
ранней церкви
в связи с тем, что принятию таинства крещения предшествовал обязательный период катехизации.
Прошедших первое собеседование со священником зачисляли в группу подготовки (иногда катехуменов первого этапа называли «audientes», слушающие, иногда «novicioli», новиции). По свидетельству
Тертуллиана
, новиции могли слушать слово Божие во время богослужений, но не имели права участвовать в молитве
верных
. По окончании первого периода подготовки проходило второе собеседование, оглашенный зачислялся в число «избранных» (
electi
). Избранные могли участвовать в
литургии
вплоть до начала
евхаристической молитвы
; на них возлагались те же обязанности, что и на крещёных членов общины: они
постились
, участвовали во внелитургических общинных молитвах и ночных бдениях.
Общая продолжительность оглашения составляла в среднем 3 года, однако срок мог быть сокращён или, наоборот, продлён в случае совершения катехуменом тяжких грехов.
Относительно статуса оглашенного по отношению к крещёному, а также об их посмертной судьбе (в случае если оглашенный до смерти не успевает креститься) существовали различные мнения. Так,
Иоанн Златоуст
в своей беседе на
Евангелие от Иоанна
писал:
Оглашенный чужд верному. Он не имеет ни одной и той же с ним главы, ни одного и того же отца, ни того же города, ни пищи, ни одежды, ни дома; но все у них разделено. У одного все на земле; у другого — на небесах. У этого царь — Христос; у того — грех и дьявол. У этого пища — Христос; у того — гниль и тление. Да и одежда у этого — Владыка ангелов; у того — дело червей. У этого город — небо; у того — земля
.
Святитель
Амвросий Медиоланский
, напротив, считал, что желания оглашенного принять крещение уже достаточно, чтобы считать его христианином. Так, говоря о императоре
Валентиниане II
, не успевшем креститься до своей смерти, он указывал:
Достаточно, что он желал крещения, а искреннее желание крещения не менее действительно, чем и само крещение. Если ему не удалось принять крещения от человеческих рук, то его крестил Сам Христос
.
В Православной церкви
Типовой план церкви. Бежевым цветом помечен притвор, единственное место, где могут находиться оглашенные
Перед принятием таинства
Крещения
над каждым человеком в традиции Православной церкви совершать специальный
богослужебный чин
— «чин оглашения», состоящий из ряда молитв
.
Конечной молитвой чина оглашения является молитва, в которой священник просит Бога, чтобы данный человек крестился
.
В
Православной церкви
на оглашенных накладывается ряд ограничений по участию в церковной жизни:
во время литургии не могут присутствовать на
литургии верных
и должны покинуть храм на последних словах
литургии оглашенных
, произносимых
диаконом
: «Елицы оглашеннии, изыдите; оглашеннии, изыдите; елицы оглашеннии, изыдите. Да никто от оглашенных, елицы вернии, паки и паки миром Господу помолимся».
В конце литургии оглашенных произносится специальная
ектения
об оглашенных
, в которой церковь, как собрание верных, просит Бога просветить оглашенных и удостоить их таинства крещения.
В Католической церкви
В
Католической церкви
взрослые, желающие принять таинство крещения, обязательно должны пройти подготовку, называемую катехуменатом. Сам кандидат в этот период называется оглашенным или катехуменом. Обязательность катехумената установлена конституцией
Второго Ватиканского собора
«О священной литургии» (
Sacrosanctum Concilium
). Общее описание порядка подготовки взрослых к крещению, его периодов и этапов, а также обрядов, сопутствующих им, содержится в документе, выпущенном в
1972 году
Конгрегацией богослужения и дисциплины таинств
— «Чин христианского посвящения взрослых». Катехуменату и его важности для церкви посвящено апостольское обращение папы
Иоанна Павла II
«Catechesi tradenale» (
1979 год
).
Длительность катехумената неодинакова в различных странах и
епархиях
. В России решением
епископата
установлена продолжительность катехумената в один год.
Традиционно период катехумената делят на несколько этапов, или ступеней
. Первая ступень — предварительная , или предоглашение. Завершается она обрядом принятия в катехуменат. Вторая ступень — основной катехуменат, который завершается обрядом избрания (наречения имени). Третья ступень — период очищения и просвещения — период углублённой молитвы, испытания совести, духовной подготовки к принятию таинства
крещения
. В католической церкви крещение взрослых часто проводится на
пасхальной
литургии, в этом случае третья ступень катехумената совпадает с
Великим постом
. В этот период также могут быть проведены обряды вручения оглашенному
Молитвы Господней
и
Символа веры
.
На период катехумената оглашенные могут присутствовать на всех богослужениях, включая литургию, однако не могут участвовать в церковных таинствах. Если оглашенный умирает в период катехумената, он согласно концепции «крещения желанием» считается крещёным и полноправным членом церкви
.
В культуре
Что кричишь, как оглашенный!
— «оглашенный» употреблено в значении человека, ведущего себя бессмысленно, бестолково, шумно
. Когда в прежние времена оглашенных спрашивали в храме, веруют ли они в Христа, они громко, радостно кричали.
В устной традиции, в отличие от книжной, определение "
оглашенный
" изначально и регулярно согласовывалось с глаголами движения: бегает,
носится
, мечется. Например: забегают как оглашенные (Д. Мамин - Сибиряк . Три конца). Это фиксируется так же и в филологических этнографических экспедициях (напр. кубанский государственный университет научные труды том 208 стр 29). "Кричишь как оглашенный" - это тафталогия. Фраза "
носишься как оглашенный
" - относится не к еденичным и редким моментам катехизации, а к массовому до 1917 года явлению , после которого начиналась подготовка к свадьбе обремененная спешкой и суетой.
Метрические книги
в разделе "О Браке" имели колонку "Где и когда проведены Оглашения" .
Примечания
Написание «оглашённые» является неправильным. Во-первых, традиция требует такого произношения
церковнославянского
по происхождению слова. Во-вторых, . В современном русском языке слово «оглашённый» существует, но только как причастие, образованное от глагола «огласи́ть».
(неопр.)
.
Дата обращения: 8 июня 2015.
26 июня 2015 года.
Климент Александрийский.
Строматы, II, 96, 2.
Ипполит Римский
. Апостольское предание (
Traditio apostolica
), II, 3.
Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан
. Об отводе возражений еретиков (
De praescriptione haereticorum
).
Иоанн Златоуст
. от 2 августа 2018 на
Wayback Machine
// Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе. — Изд. СПб. духовной академии, 1902. — Т. 8, кн. 1—2. Беседы на Евангелие святого Апостола Иоанна Богослова. — С. 5—604.
Цит. по:
Фаррар Ф. В.
Жизнь и труды святых отцов и учителей Церкви. Т. II. — М.: Сретенский монастырь, 2001 [репринт с изд. 1903 г.]. — С. 146.
(неопр.)
.
Дата обращения: 8 июня 2015.
29 мая 2015 года.
Оглашаемого, без обуви и с непокрытой головой, священник ставит лицом к востоку, трижды дует ему в лицо и трижды при этом читает молитву: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.» Затем кладёт на голову оглашаемого руку и читает молитву, в которой просит Бога присоединить человека к спасаемым. После этого священник читает над человеком три
заклинательные
молитвы, при помощи которых изгоняет из человека живущего в нём нечистого духа. Эти молитвы носят название «Запрещение» (
др.-греч.
Ἀφορκισμός) первое, второе, третье. Например, в первом запрещении сказано: Запреща́ет тебе́, диа́воле, Госпо́дь прише́дый в мір и вселивы́йся в челове́цех, да разруши́т твое мучи́тельство, и челове́ки и́змет… Убо́йся, изы́ди, и отступи́ от созда́ния сего́, и да не возврати́шися, ниже́ утаи́шися в нём…по-русски: Запрещает тебе, диавол, Господь, пришедший в мир и поселившийся между людьми, чтобы разрушить твое самовластие и освободить людей… Убойся, выйди, и отступи от этого создания (то есть от оглашаемого человека), и да не возвратишься, и да не утаишься в нём. Наконец священник читает молитву, в которой просит избавить человека от рабства дьявола, после этого дует оглашаемому на губы, на лоб и на грудь и читает трижды следующие слова молитвы: Изжени из него (или из нея) всякаго лукаваго и нечистаго духа, сокрытаго и гнездящагося в сердце его (или её),… по-русски: Изгони из него (или из неё) всякого лукавого и нечистого духа, сокрытого и гнездящегося в сердце его (или её),… После этого оглашаемый поворачивается лицом на запад, а священник его трижды спрашивает:Отрицаеши ли ся сатаны, и всех дел его, и всех ангел его, и всего служения его, и всея гордыни его? по-русски:Отрекаешься ли от сатаны, и от всех дел его, и от всех ангелов его, и от всего служения его, и от всей гордыни его? Каждый раз оглашаемый отвечает: Отрицаюся. по-русски: Отрекаюсь. После этого трижды спрашивает священник оглашаемого:Отреклся ли еси сатаны? по-русски:Отрекся ли от сатаны? Каждый раз оглашаемый отвечает: Отрекохся. по-русски: Отрекся. После этого священник просит оглашаемого дунуть и плюнуть на сатану, что и делает оглашаемый. Затем оглашаемый поворачивается лицом на восток, а иерей трижды спрашивает человека о том, сочетается ли он Христу; аналогично вопросу о сатане трижды человек отвечает, что сочетается. Затем священник задаёт тот же вопрос в прошедшем времени и человек отвечает в прошедшем времени, священник спрашивает: «И веруеши ли Ему?», оглашаемый отвечает: «Верую Ему, яко Царю и Богу» и читает
Никео-Цареградский Символ веры
. (Данное действие должно совершаться трижды). После священник трижды задаёт вопрос о том, сочетался ли человек Христу, и каждый раз человек одинаково отвечает. И говорит священник: «И поклонись Ему.» Оглашаемый поклоняется со словами: «Поклоняюсь Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице единосущной и нераздельной.»
(неопр.)
.
Дата обращения: 8 июня 2015.
20 июня 2015 года.
(неопр.)
.
Дата обращения: 25 марта 2008.
Архивировано из 23 марта 2008 года.
(неопр.)
.
Дата обращения: 15 марта 2022.
23 июля 2012 года.
(недоступная ссылка)
(недоступная ссылка с 14-06-2016 [2738 дней])