Рейхстаг (Священная Римская империя)
- 1 year ago
- 0
- 0
Священная роща ( заповедная роща; дубрава) — небольшой, близкий к жилью лиственный (нехвойный) лесок , у многих древних народов считавшийся особо священным местом для отправления обрядов культа ; предшественник храмов . Священные рощи служили первыми местами убежищ .
В иудаизме, в эпоху, когда богослужение совершалось преимущественно под открытым небом, рощи являлись обычными местами, где воздвигались жертвенники и ставились идолы и маццевы . Но и позже, когда богослужение отправлялось уже в закрытых помещениях (храмах), священные рощи или отдельные деревья являлись принадлежностью святилища .
Близкое отношение деревьев к культу выражалось уже в том, что каждый бог имел своё определённое дерево в качестве своего символа; так, богине Иштар была присвоена пальма , бог Таммуз-Адонис имел своим символом гранатовое дерево , a высший бог Баал (= Зевс ) — дуб . Культ священных деревьев был особенно распространён y финикиян и хананеян , a от них перешёл к грекам и др.
В вавилонском мифе о Гильгамеше кедровая роща — жилище богов и святилище богини Иннин ( Иштар ; таблицы II и V). Главным центром древесного культа в Вавилонии служил приморский город Эриду (ныне холм Абу-Шахрейн), известный уже в древнейшую эпоху истории Вавилонии своим священным деревом Кишкану. Другим центром были Сузы (библейский Шушан), столица Элама , позже Персии, с их знаменитой священной рощей, недоступной для непосвящённых и служившей святилищем бога . В Берите была известна священная роща Эшмуна . Богине Астарте , в культе которой деревья играли выдающуюся роль, было посвящено несколько храмов на Кипре . Впоследствии, наряду с культом настоящих деревьев, появляются символические — священные столбы, называвшиеся также ашерами (по имени богини Ашеры ).
При завоевании Палестины израильтяне заимствовали данный культ y аборигенов страны ( Суд. и др.). Под Сихемом находился «дуб прорицателя» (אלון מורה — Быт. ), или «дуб волшебников» (אלומ מעוננים — Суд. ); там же, в святилище Господнем, стоял дуб ( Нав. ). В Хевроне имелась « дубрава Мамре », в Беер-Шебе (слав. Вирсавия) рос тамариск (אשל), посаженный ещё Авраамом : « Авраам насадил при Вирсавии рощу, и призвал там имя Господа, Бога вечного » ( Быт. ). Пророчица Девора творила суд под пальмой ( Суд. ). Саул также разбирал дела, находясь под гранатовым деревом и тамариском ( 1Цар. ;); под тамариском же в были погребены останки этого царя и его сыновей ( 1Цар. ).
Высказывались гипотезы, что само слово «אלון» или «אלה», означающее дуб, будто происходит от «אל» — Бог. Но встречающиеся формы «Аллон» и «Алла», a также родственное арамейское слово «Илан» (אילן), означающее дерево вообще, говорят против этой этимологии. В Библии « приносить жертвы под зеленеющим деревом » идентично с идолопоклонством ( Втор. ; Иер. и др.), и Моисеев закон это строго запрещал.
Весьма распространённым обычаем было погребать тела под деревьями ( Быт. , 1Цар. ) .
Дубовая роща на Капитолийском холме в долине между крепостью () и Капитолием , согласно преданию, была убежищем, устроенным уже Ромулом для увеличения населения только что построенного Рима. Но её значение скоро утратилось, так как это священное место мало-помалу было так обстроено, что никто не мог туда проникнуть.
В древнеримской культуре священные рощи именовались «nemora» или «luci» .
«Feroniae lucus» — называлась роща богини Феронии при Капене в Этрурии у горы Соракта (к северу от Рима ~40 км; ныне Монте-Оресте ), где бывала многолюдная ярмарка. Другая роща Феронии, с источником, находилась, по свидетельству Горация , поблизости Анксура .
«Marīcae lucus» (Μαρίκας ἄλσος) — роща, которая была посвящена древнеиталийской нимфе Марике , между Минтурнами и морем, из которой нельзя было брать обратно то, что раз в неё было внесено. При ней было озеро Palus Maricae, куда вливалась река Лирис .
Лаверна — богиня-покровительница воров в Риме — имела священную рощу у via Salaria .