Пальметта
- 1 year ago
- 0
- 0
Метта ( пали मेत्ता mettā) или майтри ( санскр. मैत्री maitrī — букв. «дружественность») — любящая доброта , дружелюбие , благожелательность , согласие , дружба , добрая воля , доброта , любовь , симпатия , пребывание «на одной волне» , добросердечность , сорадование и активный интерес к другим . Это одна из десяти парамит буддизма тхеравады , и первое из четырёх возвышенных состояний брахма-вихар , средство достижения высших состояний в буддизме тхеравады (также и в других формах раннего буддизма) и в буддизме махаяны .
Метта ценится во всех трёх главных религиях Индии .
Взращивание метты — популярная форма медитации в буддизме.
В тибетской буддийской традиции с меттой связана техника тонглен , при которой «выдыхается», «посылается» счастье и «вдыхается», «принимается» страдание . Кроме того, тибетские буддисты могут созерцать парамиты в ходе медитации . Существует практика достижения метты под названием «метта бхавана» .
Метта упоминается как ценность в Дхармашастрах («Наставления в Дхарме», древнеиндийский текст религиозного и юридического характера) и в тексте древнеиндийской религиозно-философской поэмы « Махабхараты », входит в список основных добродетелей в « Законах Ману » (упоминается как третья после изучения Веды и добродетель , поставлена перед вниманием ), метта названа первым из средств очищения сердца в Йога-сутрах , первое в списке Таттвартхадхигама-сутры Умасвати упражнений, полезных для души , средство очищения сердца из палийских канонических текстов поучений Сиддхартхи Гаутамы Шакьямуни Будды , приносящий пунью (санскр. букв. — «заслугу» религиозно-нравственного характера) добродетельный акт, согласно текстам буддийского палийского канона метта является и одним из важных факторов, ведущих к Пробуждению.
В буддийском руководстве по медитации и добродетельной жизни «Висуддхимагге» (пали: «Путь очищения»), написанной великим буддийским учителем Буддхагхошей в V в. н. э., метта определяется следующим образом:
«Подобно тому как я желаю себе благополучия и люблю себя, так же обстоит дело и с другими, потому пусть и они будут счастливы» .
Медитация на этом качестве (любящая доброта, пали: метта) в буддизме в отличие от других объектов медитации не имеет противопоказаний и рекомендуется всем буддистам, как монахам, так и мирянам в любое время дня и ночи. Более того, Будда рекомендовал эту медитации на дружественности ко всем живым существам как постоянную практику:
«Дружественность ко всему живому
Должно в себе растить, чувство,
Свободное от вражды, недоверия, злости,
Вверх, вниз, вширь не знающее предела.
И когда ты стоишь, сидишь или ходишь,
И когда ты лежишь без сна — всё время
Сосредоточенно думай об этом,
Ибо это — высшее состояние в жизни.»
(Сутта-нипата, 138—143).
В палийском каноне буддизма метта (дружественность ко всем существам или любящая доброта) превозносится такими словами:
Какие ни есть существа живые -
Сильные, слабые — все без остатка;
Длинные, средние и короткие,
Огромные, маленькие и большие,
Те, что видимы, и те, что незримы,
Те, что живут далеко, и те, что близко,
Те, что уже родились, и те, что родятся,-
Пусть все существа счастливыми будут!
……..
Что должно делать узревшему благо, Тому, кто ступил на стезю покоя? Он должен быть сильным, прямым и честным, Сдержанным в речи, негордым, кротким, Всегда довольным и недерзким, Нетребовательным, несуетливым, Благоразумным и спокойным, Нежадным, довольствующимся немногим; И он не должен делать такого, Что мудрецы осудить могли бы. Пусть будут в радости и покое, Пусть все существа счастливыми будут! Какие ни есть существа живые - Сильные, слабые - все без остатка; Длинные, средние и короткие, Огромные, маленькие и большие, Те, что видимы, и те, что незримы, Те, что живут далеко, и те, что близко, Те, что уже родились, и те, что родятся,- Пусть все существа счастливыми будут! И пусть один не унижает другого, Пусть никто никого нисколько не презирает! В гневе или чувствуя нерасположенье Да не возжелает один другому несчастья! И, как мать, не жалея собственной жизни, Заботится о своем единственном сыне, Так ко всем живым существам должно Воспитывать в себе безмерное чувство. Дружественность ко всему живому Должно в себе растить, чувство, Свободное от вражды, недоверия, злости, Вверх, вниз, вширь не знающее предела. И когда ты стоишь, сидишь или ходишь, И когда ты лежишь без сна - все время Сосредоточенно думай об этом, Ибо это - высшее состояние в жизни. А кто не поддался воззрениям ложным, Кто добродетелен и наделен знаньем, Кто подавил в себе стремленье к усладам, Тот освободился от новых рождений.