Бухтияров, Валерий Иванович
- 1 year ago
- 0
- 0
Вале́рий Ива́нович Скурла́тов (род. 14 декабря 1938 , Павлово , Горьковская область ) — советский и российский политический и общественный деятель, педагог, публицист, кандидат исторических наук (1973) .
Входил в так называемый « антисионистский кружок », бывший частью русского националистического движения в СССР, получившего известность как « русская партия » . Статьи Скурлатова публиковались в научно-популярных журналах, в частности « Техника — молодёжи ». Статьи подписывал как своим именем, так и псевдонимами. Русских («славяно-русов») Скурлатов считал « арийцами » и отождествлял с целым рядом древних народов, в том числе скифами , киммерийцами , индоиранцами , этрусками . Согласно Скурлатову, русская цивилизация древнее любой другой на тысячи лет, среди русских в древности был распространён культ воина. По мнению Скурлатова, русские были племенами пастухов, кочевавших от Венгрии до Центральной Азии, а не земледельцами, как считает « официальная наука » .
Оказал влияние на развитие русского неоязычества .
Родился в многодетной семье в городе Павлово ; отец Иван Васильевич происходил из крестьянской семьи, в конце 1950-х работал заместителем начальника по политической части подмосковного аэропорта « Быково » . Скурлатов писал, что в детстве на него большое впечатление произвели нацистские книги и журналы с фотографиями марширующих нацистов .
В 1955—1961 годах обучался на физическом факультете МГУ , специализировался в области ядерной физики . В 1961—1962 годах работал научным редактором в издательстве «Физико-математическая литература» . В 1963—1965 годах — аспирант Института философии АН СССР ; окончил аспирантуру . Одновременно с этим работал инструктором в отделе пропаганды Московского городского комитета (МГК) ВЛКСМ . В 1964 году организовал Университет молодого марксиста (УММ) при ЦК ВЛКСМ , был ректором УММ в 1964—1965 годах .
С середины 1960-х годов Скурлатов был знак с художником Ильёй Глазуновым .
В 1965 году по заказу секретаря МГК ВЛКСМ Василия Трушина Скурлатов написал документ «Устав нравов». В связи со схожестью идей, изложенных в «Уставе нравов», с фашистскими , этот документ рассматривался пленумом ЦК ВЛКСМ по вопросам военно-патриотического воспитания молодежи, где было принято решение об исключении Скурлатова из КПСС , выведении его из состава МГК ВЛКСМ и закрытии Университета Молодого Марксиста .
После этого, по словам Скурлатова, он был вынужден уйти в подполье и участвовать в ограблении сберкассы .
По словам Скурлатова, он некоторое время был близок к философу А. Ф. Лосеву и делал для него переводы из работ нацистских авторов .
В 1965—1968 годах работал младшим научным сотрудником во Всесоюзном институте научной и технической информации (ВИНИТИ), в 1972—1973 годах был помощником директора Института Африки АН СССР .
В 1968 году был восстановлен в КПСС .
В течение 1970-х годов Скурлатов тесно общался с другими развивавшими неоязыческую «арийскую» идею авторами, Валерием Емельяновым и А. Ивановым (Скуратовым) . В 1969—1972 и 1986—1988 годах работал научным редактором в журнале ЦК ВЛКСМ « Техника — молодежи », редактируемом Василием Захарченко . В 1970-х годах Скурлатов работал в Институте научной информации по общественным наукам (ИНИОН) , где также занимался пропагандой «арийской» истории и в 1975 году издал свою радикальную антисемитскую книгу «Сионизм и апартеид». Книга сделала его популярным в ультраправом объединении « Память ». По его словам, в начале 1980-х годов его предлагали сделать руководителя этого движения, но в КГБ его кандидатура не получила поддержки .
В 1970—1980-х годах Скурлатов активно публиковался, в частности его статьи выходили в изданиях «Дорогами тысячелетий» и «Тайны веков», а также журнале «Техника — молодёжи» , где, вместе с единомышленниками, развивал идеи о «русской языческой предыстории» .
В 1983—1985 годах Скурлатов преподавал в Университете дружбы народов имени Патриса Лумумбы , где читал специальный курс «Критика идеологии сионизма» . Программа спецкурса «Критика идеологии сионизма», подготовленная Скурлатовым, была официально опубликованна в 1984 году тиражом в 2000 экземпляров .
Был членом ВООПиК и Палестинского общества . Принимал участие в деятельности Русского клуба .
В эпоху Перестройки принимал участие в организации ряда новых политических движений, таких как Межрегиональная ассоциация демократических организаций и др. Так, в декабре 1988 года совместно с В. Дёминым , И. Кольченко и Е. Дергуновым организовал Российский народный фронт и стал одним из его секретарей. В 1990 году был секретарём Российского демократического форума. Летом 1990 года выпустил от имени этой организации выпустил воззвание «Программа действий — 90» .
В 1990 году создавал в Прибалтике Комитеты национального спасения, целью которых было удержать прибалтийские республики в составе СССР. В августе 1991 года выступил в поддержку ГКЧП .
В октябре 1991 года Российский народный фронт был переименован Скурлатовым в «Партию Возрождение», которая вошла в тесное сотрудничество с Фронтом национального спасения .
В 1993 году был членом Исполкома радикального Фронта национального спасения и принимал участие принимала участие в противостоянии Бориса Ельцина и Верховного Совета России на стороне последнего, включая штурм Останкино. Его партия «Возрождение» также приняла участие в защите Верховного Совета России и попала под запрет .
В декабре 1993 году Скурлатовым была зарегистрирована в Минюсте Либерально-патриотическая партия «Возрождение», называвшая себя «партия Родины» и ставившая в качестве одной из своих задач воссоздание Советского Союза в границах 1945 года. Партия просуществовала до начала 2000-х годов. В 2001—2002 годах депутатом Госдумы от ЛДПР Е. Ищенко была предпринята попытка активизации её деятельности, не имевшая успеха .
Стал одним из организаторов митинга 9 мая 1994 года, по поводу которого прокуратурой Москвы было возбуждено несколько уголовных дел, в том числе касающихся «нарушения национального и расового равноправия» .
В 1997—1998 годах был членом Координационного совета и исполкома Движения в поддержку армии Льва Рохлина .
В апреле 1999 года вступил в единый Национальный блок с « Русским национальным единством » Александра Баркашова и Общероссийским политическим общественным движением «Спас» с целью принять участие в парламентских, а затем президентских выборах. В ноябре 1999 года блок отклонила Центральная избирательная комиссия .
В начале 2000-х годов отошёл от политической деятельности. Являлся председателем Православного братства святого апостола Андрея Первозванного .
В 2016 году баллотировался в Госдуму от партии « Патриоты России » .
Женат, пятеро детей .
В статье 1987 года позиционировался как кандидат исторических наук . К защите кандидатской диссертации (по философии) допущен не был . Степень кандидата исторических наук указана также в статье 1977 года к одному из псевдонимов Скурлатова (« к. и. н. Валерий Иванов ») .
Ряд работ публиковал под различными псевдонимами. Статья «След светоносных» (1977) опубликована в журнале « Техника — молодежи » под псевдонимом « к. и. н. Валерий Иванов » в виде комментария к статье « инженера Ивана Саратова » «О поле, поле…». Поскольку имя и отчество Скурлатова — Валерий Иванович, автор и комментатор составляют одно лицо. В том же номере Скурлатов, представился физиком и опубликовал заимствованные из научно-фантастической литературы идеи об антимирах , обратном течении времени и большом числе инопланетных цивилизаций (1977). Позднее публиковал несколько работ под псевдонимом И. Саратов .
Первоначально взгляды Скурлатова были близки к фашистским, но со временем он стал сторонником идей евразийства .
В 1965 году по заказу Московского городского комитета ВЛКСМ Скурлатов написал документ «Устав нравов». Документ содержит ряд идей, позднее получивших распространение среди радикальных русских националистов и неоязычников. Речь шла о героизме, жертвенности, преодолении эгоизма и добровольном подчинении личных интересов коллективному началу. Скурлатов писал о бескорыстном служении предкам и потомкам и призывал учредить культ предков . Он заявил о космической миссии народа, состоявшей в борьбе за «революционную трансформацию всего человечества». Он предлагал внедрить все эти новые моральные нормы в молодежную среду путём публичных телесных наказаний , подавления сексуальных побуждений, борьбы с добрачными половыми связями, введении суровых наказаний для женщин, имевших связи с иностранцами, включая стерилизацию . Он призывал к введению суровой воинской дисциплины в гражданской среде и двукратного наказания за антиобщественные поступки. Текст заканчивался призывом разорвать с «интеллектуализмом» и перейти к прославлению культа воина. В ряде аспектов, таких как милитаризация общества, корпоративное устройство , культ героизма и смерти и др., предлагаемый автором режим был близок к фашистской модели . Работая в 1960-х годах в комсомольском аппарате, Скурлатов, обращался к известным в этой среде « Протоколам сионских мудрецов » .
В 1970-е годы существенной частью деятельности антисионистов и участников движения русских националистов, известного как « русская партия » Валерия Емельянова , Дмитрия Жукова , Валерия Скурлатова и А. Иванова (Скуратова) стала пропаганда неоязыческого и расистского мировоззрения. К неоязычеству эти авторы пришли через следующее теоретическое построение: поскольку всё, что исходит от евреев по определению является негативным, следовательно и христианство также было создано евреями для порабощения других народов. В качестве противовеса христианству авторы предлагали возврат к «исконной» религии древних славян или праславян, рассматриваемых ими как часть «древних ариев» . Скурлатов получил некоторую известность в 1970-е годы своими призывами к борьбе с «мировым сионизмом » . Состоял в «антисионистском кружке» одного из основателей русского неоязычества Валерия Емельянова .
Скурлатовым была создана, по его позднейшим утверждениям, персонифицированная концепция «правой веры». По его мнгению, он восстановил из небытия веру древних «арийцев», которая объединяла в себе всё лучшее из мировых религий. Базовым источником для его историософской концепции стала « Велесова книга » .
Статья Скурлатова и Н. Николаева (1976), опубликованная в популярной еженедельной газете « Неделя », положила начало полемики в СССР вокруг « Велесовой книги » (сочинения, заявленного как текст IX века, но признанного учёными фальсификацией XX века ). Авторы утверждали, что произведение представляет собой «таинственную летопись», позволяющую по-новому взглянуть на времени возникновения славянской письменности, пересмотреть научные представления об этногенезе , уровне общественного развития, мифологии славян . Статья Скурлатова и Николаева стала первой публикацией, пропагандировавшей «Велесову книгу» в Советском Союзе . В том же 1976 году газета «Неделя» опубликовала подборку положительных отзывов о «Велесовой книге», включавшие обвинения против лиц, которые кто якобы стремятся «замалчиванием отстранять» читателей и писателей от выдающегося произведения .
Из «Велесовой книги» Скурлатов черпал вдохновение при написании фантастических статей. Он фактически стал первым, кто попытался ввести её в контекст русской и советской исторической традиции. Опираясь на ряд неясных исторических сведений о славянских письменных знаках эпохи раннего Средневековья и о знаках, найденных археологами в Северном Причерноморье, он предполагал скорое обнаружение дохристианской русской письменности . Скурлатов считал, что финикийский алфавит мог происходить из Северного Причерноморья. Таким образом подготовив читателя, он сообщал о находке «Велесовой книги», которая, по его мнению, неопровержимо доказывала «степное центральноазиатское происхождение наших предков», исконных кочевников-скотоводов. Упоминая об экспертизе, проведённой 1959 году советскими учёными и давшей отрицательный результат, Скурлатов утверждал, что вокруг «Велесовой книги» ведётся серьезная научная дискуссия.
В 1970—1980-х годах Скурлатов (наряду с Владимиром Щербаковым ) был лидером неоязыческого направления в научно-фантастической литературе. Его ядром стало издательство «Молодая гвардия», выпускавшее альманахи «Тайны веков» и «Дорогами тысячелетий», где Скурлатов и Щербаков преподносили свою фантастическую историю древних славян. Это направление получило поддержку в ЦК ВЛКСМ , где рассматривалось как средство отвлечь молодёжь от насущных социальных и политических проблем . Жанр научной фантастики подходил для целей неоязычников и уровня подачи ими материала. С одной стороны, их теории не имели возможности попасть в научные издания по причинам идеологической цензуры и несоответствия научным требованиям. С другой стороны, научная фантастика как жанр пользовалась в СССР значительно большей свободой и издавалась существенно большими тиражами, чем научные издания. Скурлатов пытался организовать перевод и издание в СССР ряд написанных в близком русле произведений западных авторов .
Скурлатов и Щербаков отождествляли «славяно-русов» с древними иранцами ( киммерийцами , скифами и др.), индоиранцами , фракийцами , праиндоевропейцами и этрусками , изображая масштабную картину миграций могущественных скотоводов по всему пространству евразийских степей и близким к ним, которые рассматривались авторами как исконный ареал этих древних (славянских) племён .
По мнению Скурлатова, в древних евразийских степях существовала древняя тысячелетняя высокая культура с «единой системой религиозно-магической символики и тайнописи», которую её носители распространили в области будущего возникновения древнейших цивилизаций от Нила до Хуанхэ .
Скурлатов писал, что в историографии древние славяне считаются земледельцами, тогда как, по его мнению, «русы» изначально были скотоводами, контролировавшими огромные территории (1977):
Если объективно (и без русофобской предвзятости) обобщить свидетельства древних источников и данные современной науки, то напрашивается вывод, что пятнадцать веков назад русы обосновались, видимо, и на Волге, и в Приазовье, и в Крыму, и на Днепре, и на Немане, и на Балтике, и даже, возможно, в Скандинавии, на берегах Северного моря, и в Центральной Азии .
Он заявлял о наличии следы славянских завоевателей в Малой Азии и Закавказье на рубеже 2—1-го тысячелетий до н. э., считал, что славяне основали Тбилиси или связывал их с урартами . Согласно его идеям, культуртрегеры-индоевропейцы («арийцы»), разносили этнокультурные «хромосомы» из своего изначального ареала — Прикубанья и, шире, из северопричерноморских и предкавказских степях — по огромной территории — от Индии до Британских островов. Он писал (1987):
Их « чистота » обеспечивалась не только природной изолированностью, но и культурно-идеологической обособленностью, ревниво поддерживаемой жрецами-волхвами. Но воины-конники разносили эти «хромосомы» по всему свету .
В Причерноморско-Предкавказском регионе Скурлатов помещал прародину «народа Рос (Рус)» и страны «русов». Он считал, что отдельные группы «славяно-русов» сыграли важную положительную роль в формировании народов Кавказа , Великой Булгарии , Малой Азии и Леванта .
Скурлатов стремился дать обоснование исконных прав русских на всю территорию бывшей Российской империи. В одной из своих работ, опубликованных под псевдонимом, он писал:
Таким образом, не Припятские болота, куда нас пытаются загнать некоторые археологи, а огромный простор Евразийских степей вплоть до Амура — вот наша истинная прародина. 400 лет назад русские лишь вернулись в родное Русское поле, которое тысячелетиями принадлежало нашим предкам .
Источниками этих идей могли быть взгляды ряда авторов конца XIX века, включая В. М. Флоринского , рассматривавшего российскую экспансию в Центральной Азии как «возвращение на прародину». Скурлатов также выводил предков славян из Центральной Азии и считал, что в раннем Средневековье Дикое поле и Северный Кавказ принадлежали «росам», которые, по его мнению, были тождественны ираноязычным кочевникам — роксоланам и росомонам . Позже «росы» были вытеснены с этих земель тюркоязычными кочевниками. Государство Артания , по его мнению, принадлежало «русам- полянам », проживавшим на просторах от Волги и Кавказа до Дуная. Эти идеи восходят к историографической концепции «южной Руси» и имеют целью обосновать территориальные приобретения Российской империи как возвращение утраченных земель. Кроме того, Скурлатов разделял идеи линвиста О. Н. Трубачёва , упоминая синдов как осколок индоариев. Он писал, что родина ведической литературы находится в Причерноморье .
Программу спецкурса «Критика идеологии сионизма», подготовленную Скурлатовым и опубликованную в 1984 году, Н. А. Митрохин рассматривает в качестве итогового документа, в наиболее полном виде характеризующего взгляды «антисионистского кружка» . Тезисы программы, как и в 1965 году, в неофашистском «Уставе нравов», описывают идеологию и мифологию русских националистов на данном этапе их истории. Большинство этих тезисов активно используется в русской националистической пропаганде вплоть до настоящего времени .
В июле 1990 года Скурлатов опубликовал от имени «Российского демократического форума» статью «Программа действий — 90», также ставшую известной как «Программа белого большевизма». «Программа» призывала к осуществлению захвата земли и власти, а также организации «отрядов самообороны». Первоначально «Программа» вызвала широкий резонанс, но позднее, когда стало ясно, что никакой реальной силы за авторами «Программы» не стоит, интерес к ней пропал .
В 1990-х годах Скурлатов перешёл к идеям евразийства . Он заявлял о безвозвратной гибели «старорусской нации» и призывал к формированию «младоросского этноса» на основе « пассионариев » — членов его партии. Экстремистская направленность его взглядов сохранилась .
В 1990-х годах Скурлатов стал одним из первых политиков, которые начали использовать арийский миф . В 1994 году в газете « Завтра » он опубликовал статью, в которой назвал русский народ «неотъемлемым побегом могучей арийской расы». Образцом, по его мнению, должен являться Адольф Гитлер , «пророк нордических арийских обетований», стремившийся создать «великую арийскую империю». Скурлатов писал: «Моя раса от Яфета . А Яфетовым потомкам даровано Богом господство над всем родом человеческим». Он ссылался на Книгу Бытия и утверждал, что такова «наша Русская вера» .
В начале 2000-х годов, будучи председателем Православного братства святого апостола Андрея Первозванного, предпринял попытку создать квазирелигиозное учение «Правая вера», включающее элементы православия, ислама, «Велесовой книги» и идей Николая Фёдорова . Скурлатов обратился к идеям бессмертия людей и воскрешения предков. Писал (2012) о необходимости перехода от «досубъектного этнозоологизма» к «субъектному национализму интереса-рацио». Нацию рассматривает не в этническом, а в гражданском понимании, но считает её важнейшей особенностью «глобальную экспансию», поэтому заявляет о её обязательной «имперскости». Главной ошибкой Гитлера считает «жидоедство». Утверждает, что Гитлеру следовало заключить союз с «радикальным сионизмом», что, по мнению Скурлатова, повысило бы его шансы на успех .
Историк В. А. Шнирельман писал: «Не пользуясь признанием у историков, его писания оказали существенное влияние на становление расистского и антисемитского направления в русской фантастике» .
Статьи Скурлатова способствовали популяризации « Велесовой книги » (критиковался он в связи с ней, в частности, академиком Б. А. Рыбаковым ). В 1970-е годы инициативу Скурлатова по изучению этого текста поддержали некоторые дипломированные ученые (в частности, В. Вилинбахов ), хотя таких оказалось очень немного. Заданное Скурлатовым направление мысли было подхвачено рядом журналистов и писателей, рассматривавших «Велесову книгу» как бесценный памятник славянского язычества , по несчастной случайности подвергающийся сомнению специалистами . По мнению Шнирельмана, одной из целью статей Скурлатова было обоснование принадлежности всей территории Российской империи русским . Шнирельман также отмечал, что художественные произведения Скурлатова послужили непосредственно началам русского неоязычества .
Документ Скурлатова «Устав нравов» (1965) исследователи рассматривают как имеющий экстремистский характер ; характеризуется как неофашистский .
По мнению исследователей, свои представления о «сионизме» Скурлатов заимствовал из книги « Майн кампф » Адольфа Гитлера .
«Программа действий — 90» критиковалась как левой, так и правой прессой, рассматривавшей его как экстремистский манифест и призыв к путчу . Первый секретарь Московского Горкома КПСС Юрий Прокофьев охарактеризовал «Программу» как «прямой призыв к свержению существующей власти, к действиям антизаконным, антиконституционным» .
Скурлатов и неоязыческий автор Александр Асов , а также О. Скурлатова утверждали, что версию подлинности «Велесовой книги» разделял археолог, академик А. В. Арциховский (Скурлатов назван Асовым «кандидатом исторических и философских наук», что не соответствует действительности ). Однако такие высказывания Арциховского не находят подтверждений. Филолог О. В. Творогов писал:
Ученик и сотрудник А. В. Арциховского В. Л. Янин , а также близко знавший его академик Б. А. Рыбаков никогда не слышали от покойного археолога высказываний в пользу ВК (Об этом мне сообщил в личной беседе Б. А. Рыбаков. Д. С. Лихачев также специально обращался с аналогичным вопросом к В. Л. Янину). А сообщение О. Скурлатовой о том, что А. В. Арциховский «считал вполне вероятным», что ВК «отражает подлинное языческое прошлое славян», появилось после смерти ученого и представляется крайне сомнительным .
На личную беседу с Рыбаковым ссылается и Асов, но утверждает, что тот сообщил ему обратное .
Д. С. Логинов (сторонник подлинности «Велесовой книги») писал:
Традиционно среди сторонников аутентичности документа считается, что в пользу его подлинности когда-то высказывался А. В. Арциховский. Впрочем, о характере и содержании его слов мы можем только догадываться, так как ни одной работы археолог ВК не посвятил, и указания на положительную оценку им памятника несколько похожи на историографический миф .