Interested Article - Мелхиседек

Мел(ь)хиседе́к ( др.-евр. ‏ מלכי צדק ‏‎; Малкице́дек ; царь справедливости ; от малки — «мой царь», цедек — «справедливость») — библейский персонаж , царь Салимский , священник Всевышнего в Шалеме (Иерусалиме) во время патриарха Авраама .

В Библии

Ветхий Завет

В Ветхом Завете Мелхиседек упоминается в Быт. , Пс. .

По возвращении Авраама с отбитыми у четырёх побеждённых восточных царей людьми и имуществом Мелхиседек вышел к нему навстречу с хлебом и вином, благословил его и принял от него десятую часть всей отнятой у врага добычи. Пребыванием его был город Иерусалим . Его священство признавалось не только Авраамом , но также и теми лицами, из имущества которых ему была дана десятина .

Новый Завет

Согласно Новому Завету, Мелхиседек пользовался большой известностью ( Евр. ). У него не было ни земного отца, ни матери, ни предков, у жизни его нет ни начала, ни конца; уподобляясь Сыну Божию , он остаётся священником навсегда ( Евр. ). В православной иконографии используется образ « Великий Архиерей Иисус Христос », как один из вариантов изображения Христа Первосвященника, в основе которого лежит текст: «Клялся Господь и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека» ( Пс . ) .

Изображение Мелхиседека в Киевской Псалтири (1397)

Предания и откровения

Образ Мелхиседека так таинственен, как по отношению к своему лицу, так и к своему служению, что на этот счёт существует множество разнообразных мнений.

По позднейшему еврейскому преданию, это был Сим , который мог жить ещё 150 лет одновременно с Авраамом . По другому преданию, он принадлежит к семейству Хама и Иафета .

Апокрифическая « Вторая книга Еноха » рассказывает о рождении Мелхиседека в могиле умершей жены Нира, брата Ноя , Софонимы. Младенцем Мелхиседека архангел Гавриил отнёс на небеса на 40 дней, пока на земле происходит потоп . Также в манихейской доктрине «Светоносный Младенец» рождается в могиле и его по велению «Высокого» спасает от демонических существ космократор «Посланник, Адамант света».

Некоторые христиане видели в нём ветхозаветное явление Сына Божия , в то время как другие склонны предполагать, что Мелхиседек был простым потомком Адама по естественному происхождению от него, хотя и являлся личностью великой и значительной.

Книга Урантии

В « Книге Урантии » утверждается, что под именем Макивенты Мелхиседека, царя Салима, жило 94 года среди людей воплощённое сверхъестественное существо — Сын Божий категории Мелхиседек. В «Книге Урантии» «мелхиседеки» — чрезвычайные Сыны, представители одноимённой категории, которые служат в качестве учителей и советников. Согласно книге, один из таких Сынов, библейский Мелхиседек, прибыл на Землю в 1973 году до н. э. с целью подготовки мирового распространения монотеизма . Делая акцент на доктрине единого Бога (« », Бог Всевышний), Макивента Мелхиседек апеллировал к человеческой потребности в поклонении, а также готовил путь для последующего появления Иисуса Христа как Райского Сына того же Бога и учил этому людей. Именно поэтому многочисленные последующие учители считали, что Иисус является священником, или священнослужителем, «навек подобным Мелхиседеку».

Мелхиседек провозгласил семь заповедей и предложил хлеб и вино вместо существовавшего жертвоприношения плоти и крови. Он обратил в свою веру Авраама и официально заключил с ним завет . Именно при подписании документа последний изменил своё имя на Авраам.

Миссионеры Мелхиседека из Салима «проникли во все регионы Европы», бывали на Британских островах , добрались в Исландию через Фарерские острова , пересекли Китай и встречались с японцами. Своё посещение Земли (Урантии) Макивента Мелхиседек, почитавшийся в Палестине как полубог, закончил вскоре после разрушения Содома и Гоморры .

Отражение в культуре

Образ Мелхиседека в литературе

Изречению Мельхиседека посвящено последнее стихотворение Константина Батюшкова « » — единственный стих, написанный поэтом после обострения у него в 1821 году душевной болезни , лишившей его рассудка. Исследователями творчества Батюшкова считается одним из лучших произведений автора.

В книге « Сто лет одиночества » (1967) колумбийского писателя Габриэля Гарсия Маркеса присутствует персонаж по имени Мельхиседек (вернее Мелк`иадес — Melquiades). Это предводитель цыганского табора, время от времени появляющегося в городе Макондо. Образ Мельхиседека, выведенный Маркесом, в целом соответствует как библейскому первоисточнику, так и апокрифическим гностическим текстам. Он обладал уникальными познаниями в области древних наук и культов, прожил несколько сот лет и обладал магическими способностями и практически нечеловеческой мудростью. Маркес однако не раскрыл тайну его происхождения.

В романе американского писателя Эдварда Уитмора (1977; первый роман тетралогии) образ одного из центральных персонажей — Хадж Гаруна — мистическим образом переплетается с личностью легендарного царя Салима — Мелхиседека. Хадж Гарун — трёхтысячелетний хранитель Священного Города, его память хранит и сирийское иго, и вавилонский гнёт, и ассирийское вторжение; он принимал участие и в битве против крестоносцев, помнил владычество византийцев и царствование мамлюков. Целые эпохи сменяли друг друга на его глазах. В конце концов он с улыбкой признаётся своему другу: «Я и он (Мелхиседек) — одно и то же».

Упоминается как «царь мира, правящий Салимом и центром Земли» в книге «Пути к раю» шведского автора (1987) .

В символическом романе Пауло Коэльо « Алхимик » (1988) Мелхиседек встречается на пути главного героя, пастуха Сантьяго, и помогает ему советом, взяв за это десятую часть его стада. Царь Салима представляется бессмертным наставником сомневающихся, который рассказывает притчи.

Образ в кино

Литература

Примечания

  1. // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . — СПб. , 1908—1913.
  2. Н. В. Квливидзе. // Православная энциклопедия . — М. , 2004. — Т. VII : « Варшавская епархия Веротерпимость ». — С. 451-452. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-010-2 .
  3. ↑ Документ 93 / Книга Урантии
  4. Петер Корнель. Пути к раю: Комментарии к потерянной рукописи. Перевод со шведского Ю. Яхниной . Опубликовано в журнале « Иностранная литература », N 5, 1999.

Ссылки

  • . Библия-центр

Same as Мелхиседек