Interested Article - Волынец, Николай Иванович

Волынец Николай Иванович ( 1921 2003 ) — белорусский советский живописец и портретист . Награждён медалью «За вклад в изобразительное искусство».

Автопортрет
Полковник Зотов Виктор Алексеевич
Портрет друга — ветерана ВОВ
Санаторий «Ждановичи»
Санаторий «Криница»
Новый Афон

Биография

Николай Иванович Волынец родился 3 апреля 1921 года на территории нынешней Республики Беларусь в д. Целевичи (ныне в Слуцком районе Минской области ). Отец Иван Еремеевич был крестьянином- середняком , мать Мелания Кузьминична — ткачихой. Семья Волынцев была многодетной (всего 5 детей), впоследствии двое братьев художника погибли на фронте в Великую Отечественную войну .

В 1937—1940 годах учился в Витебском художественном училище у И. О. Ахремчика и Л. М. Лейтмана. После этого был призван в армию, служил на Западной Украине, где и встретил войну. Участник обороны Киева , битвы за Москву , Сталинградской битвы , взятия Кёнигсберга. Служил начальником радиостанции в 14-м гвардейском отдельном батальоне минёров, в конце войны — чертёжником в штабе маршала Р. Я. Малиновского. После окончания Великой Отечественной войны был переведён на Дальний Восток, где участвовал в войне с Японией , в частности в Маньчжурской операции . Демобилизовался в 1946 году. В годы войны не прекращал заниматься творчеством, делая акварельные зарисовки военных действий .

В 1946—1950 годах жил в Хабаровске, руководил изостудией. В 1950 году вернулся в Беларуссию. Недолго прожив в городе Слоним , где работал художником местного музея, в 1951 году перебрался в столицу республики, а ещё через три года — в деревню Банцеровщина Минского р-на (ныне слилась со Ждановичами ), где и прожил до конца дней. С 1958 года работал на Белорусском художественно-оформительском комбинате.

С 1980 года — член Белорусского союза художников.

Живя в деревне, занимался пчеловодством, создал ряд изобретений в этой области, в частности разработал многокорпусные ульи, которые стали использоваться во многих пчелиных хозяйствах.

При этом много путешествовал по югу СССР, бывал в Крыму, Грузии, Абхазии, Краснодарском крае, оставив пейзажи этих мест.

Вёл активную общественную работу, связанную с культурным шефством над вооружёнными силами СССР. Работая в военно-шефской комиссии, создавал галереи портретов погибших героев войны и партизан, в областных центрах Белоруссии открывал музеи боевой славы советской армии. В конце 1970-х годов на общественных началах основал музей генерал-полковника К. Н. Леселидзе в Абхазии , подарив музею картины сражений на Малой Земле .

Дружил со многими деятелями культуры БССР , среди которых художники В. К. Цвирко , С. И. Селиханов , С. А. Андрухович, актёр П. С. Молчанов , актриса и режиссёр Л. И. Мозалевская , дирижёры В. В. Ровдо и М. А. Козинец. Многих из них запечатлел на своих полотнах.

Умер 3 марта 2003 года. Похоронен на кладбище в Ждановичах. На могиле увековечен отрывок из философской «Космической поэмы», на которой Николай Иванович работал в последние годы жизни:

«…Священный дар живого вдохновенья,

Как совместить тебя с холодной вечностью забвенья?

Как велико мое желанье созидать,

Служить добру, отчизну прославлять…»

Творческая деятельность

В основном, известен как автор пейзажей и портретов .

Все пейзажи художника написаны с натуры. В них он очень точно передает настроение окружающей его природы. Техника крупного мазка делает работы живыми. С дальнего расстояния и при неярком освещении кажется, что природа на полотне начинает оживать. Эта техника живописи характерна для Витебской школы, к которой относят художника.

В качестве портретиста писал героев войны и труда, политических и творческих деятелей. Совершая поездки по деревням Белоруссии, писал портреты погибших в Великой Отечественной войне, используя сохранившиеся у родственников фотографии и вырезки из газет. По словам дочери художника, на создание написанного широкими мазками портрета маслом художнику было достаточно одного часа . После смерти первого секретаря ЦК КП Белоруссии П. М. Машерова получил задание за одну ночь написать портрет погибшего политика, что и выполнил .

В конце 1940-х годов, работая в Слониме, совместно с Л. А. Сокол-Кутиловским в качестве подарка И. В. Сталину создал его портрет, используя кленовые листья , и портрет В. И. Ленина — из перьев более десятка видов птиц (сойки, снегиря, дятла, журавля, совы, цапли, ворона, куропатки, павлина и др.) . При этом было использовано количество перьев, равное числу дней, которое Белоруссия находилась в немецкой оккупации .

Наиболее известные работы художника: «Якуб Колас на Банцеровщине» («Якуб Колас на Банцараўшчыне») (1970, в музее Якуба Коласа), портрет художника В. К. Цвирко («Партрэт народнага мастака Беларусі В. Цвіркі») (1969) и портрет художника С. А. Андруховича (в Национальном музее Беларуси), пейзаж «Осень на Банцеровщине» (в Национальном музее Беларуси), портрет П. С. Молчанова и портрет Л. И. Мозалевской (в Государственном музее истории театральной и музыкальной культуры), портрет скульптора С. И. Селиханова (в Могилёвском музее имени Масленникова).

В конце жизни создал ряд работ религиозной и философской направленности: «Божий суд» («Божы суд»), «Мироздание вечности вселенной» («Светабудова вечнасці сусвету»), «Космическая поэма» («Касмічная паэма») и др., которые дополнял стихотворными произведениями на соответствующие темы.

Кроме того, принимал участие в росписи стен в храмах Жировицкого монастыря .

Работы художника находятся в Национальном художественном музее Беларуси , музее Я. Коласа, Государственном музее истории театральной и музыкальной культуры, во всех областных музеях Беларуси, в галерее Гисако в Токио, в Грузии, Чехии, России, Италии и в частных коллекциях.

Большое количество работ художника подарены семьёй Слуцкому краеведческому музею на его малой родине, а также в школу деревни Целевичи, где учился их известный земляк. 20 работ художника находятся в постоянной экспозиции художественной галереи Марьиной Горки.

Семья

Супруга — Татьяна Устиновна Волынец (Кречко) — врач, трое детей (сын и две дочери — Ольга и Тамара). Сын Николай умер в 31 год от тяжелого заболевания — опухоли мозга.

Выставки

Работы Николая Ивановича участвовали во многих республиканских выставках. В 1970 году на всесоюзной выставке портрета его работа — портрет героя соц. труда В. М. Соломахи — заняла 1 место.

Первая персональная выставка проходила в Доме офицеров г. Минска в 1981 году.

2001 и 2003 г. — Дворец искусств г. Минск

2005 г. — Окружной дом офицеров г. Минск

2005 г. — Пуховичский краеведческий музей

2006 г. — Музей истории и культуры Беларуси

2008 г. — Минский международный образовательный центр имени Йоханнеса Рау.

2011 г. — Национальный музей Беларуси

2011 г. — галерея «Ла Сандр Арт»

2011 г. и 2016 г. — Слуцкий краеведческий музей , художественная галерея

2016 г. — галерея « Мастацтва»

2016 г. — Пуховичский краеведческий музей, художественная галерея

2021 г. с 25 февраля по 21 марта выставка работ художника приуроченная к 100-летию со дня его рождения в Художественной галерее Михаила Савицкого г. Минск

Память

В 2004 году художнику был посвящён выпуск программы Александра Доморацкого «Свет далёкой звезды». Также о художнике было снято ещё несколько передач на телевидении.

Литература

  • Лісоўская I. Ён ствараў атмасферу цеплыні // Культура. — 2004. — 21-27 лют. (No 8) — С. 7
  • Фатыхова Г. «Природу я душою обнимаю…» // Неман. — 2001. — No 1. — С. 255—256

Примечания

  1. (неопр.) . Дата обращения: 29 апреля 2020. Архивировано из 9 марта 2016 года.
  2. (неопр.) . Дата обращения: 22 марта 2020. 22 марта 2020 года.
  3. (неопр.) . Дата обращения: 29 апреля 2020. 7 сентября 2020 года.
  4. (неопр.) . Дата обращения: 29 апреля 2020. 18 апреля 2019 года.

Ссылки

Same as Волынец, Николай Иванович