Кавос, Катерино Альбертович
- 1 year ago
- 0
- 0
Катерино Альбертович Ка́вос (при рождении Катарино Камилло Кавос , итал. Catarino Camillo Cavos ; 30 октября 1775 (1775-10-30) , Венеция — 28 апреля ( 10 мая ) 1840 , Санкт-Петербург ) — итальянский и российский композитор , дирижёр , органист и вокальный педагог. Сыграл видную роль в развитии российской культуры.
Происходит из старинной венецианской семьи , отец — Джованни Кавос — директор театра Ла Фениче (La Fenice) в Венеции. По другим источникам, отец был венецианским хореографом . Учился у прославленного педагога Ф. Бьянки , профессора капеллы св. Марка .
В 12 лет юный Катерино Кавос сочинил первое хоровое произведение — кантату на прибытие императора Леопольда II в Венецию. В 14 лет он, приняв участие в конкурсе и оказавшись лучшим среди нескольких претендентов, был назначен на должность органиста собора Святого Марка , но добровольно уступил эту работу своему сопернику, пожилому человеку, обремененному многочисленным семейством и крайне нуждавшемуся . Этого благородства Кавос не утеряет никогда, и спустя столетия его будут вспоминать не только как великого музыканта, но и как великодушного добропорядочного человека, и благодарность к нему останется навсегда.
В эти годы он сочинял произведения, среди которых получили известность большая кантата по случаю заключения мира в Кампо-Формио (1797 г.), по которому Венеция присоединялась к Австрии , и музыка к балету « Сильфида » . Какое-то время молодой музыкант работал репетитором у своего отца при оперной труппе, при этом не оставляя сочинительства. И был приглашен капельмейстером и балетным композитором в Падую , затем работал учителем музыки в Венеции и поступил на должность капельмейстера в труппу Астарити . К этому времени он уже был женат на итальянской оперной певице Камилле Бальони (Baglioni) .
О том, как Катерино Кавос попал в Россию, есть несколько вполне заслуживающих доверия версий.
По одной из них, после падения Венецианской республики (1797) Катерино Кавос эмигрировал в Германию. Он уже был известным, хоть и начинающим композитором, когда в 1797, во время пребывания в Германии, он встретил соотечественника антрепренёра Антонио Казасси , содержавшего итальянскую оперу в Петербурге, и, по его приглашению уехав в Россию, поступил там в его труппу капельмейстером, но с 1 апреля 1799 г. стал директором . Музыкальный словарь рассказывает, что в конце 1797 года вся труппа Дженнаро Астарити (или в другом написании Астаритта или Астарита), где работал Кавос, была приглашена в Петербург директором Императорских театров, кн. Н. Юсуповым : труппа Итальянской оперы Ж. Астаритты — А. Казасси выступала в Санкт-Петербурге в 1796—1806 гг. (с перерывами) . По другим источникам, в Россию он прибыл в 1798 году .
С 1799 (по другим данным, 1797 или 1798) года начинается его деятельность в Петербурге , куда он прибыл как капельмейстер итальянской труппы Ж. Астаритты, а его жена Камилла Бальони — как певица этой же . Европейские труппы при императорских театрах в России были недолговечными, император Павел I собственноручно распустил труппу Астарити и ещё несколько, но, правда, она возродились вновь или на их месте оказывались другие, тоже европейские, прибывшие из Европы. Катарино Кавос перешёл во французскую труппу, где сочинил музыку к нескольким опереттам .
Осенью 1798 году были приглашен в русскую труппу императорских театров .
Сразу по восшествии на престол императора Александра I оживилась общественная жизнь в России, которая при Павле была подавлена; а вместе с её подъёмом оживилась культура, в том числе театральная. Огромную роль в этом подъёме театра играл К. А. Кавос . С 1803 года он был назначен капельмейстером итальянской и русской оперных трупп и одновременно музыкальным педагогом в театральном училище . В 1806 году от работы в итальянской труппе он был освобождён, но зато на него было возложено управление всей русской оперой, а кроме того в его обязанность входило сочинение музыки для трёх императорских трупп: русской, итальянской и французской .
В то время, когда во главе русской оперный труппы в Петербурге стоял К. Кавос, там же возглавлял балетную часть — Ш. Дидло . Двум этим выдающимся деятелям во многом обязана Россия в развитии театрального искусства. В их содружестве было поставлено несколько балетов: Кавос сочинял музыку, а Дидло разрабатывал сюжеты и хореографию .
Большую часть работы Кавоса занимала работа с певцами. Он занимался не только с учащимися театральной школы, но отдавал много времени поискам новых талантов и брался сам за их обучение. Большинство певиц и певцов было недостаточно образованно, многие даже не знали нот .
Кавосу принадлежит авторство ряда реформ в русском оперном театре, в частности по его настоянию в 1803 г. русская оперная труппа была отделена от драматической .
Сменив в должности главного капельмейстера императорских театров С. И. Давыдова , Кавос принял и работу по редактированию для русской сцены европейских опер. Среди его работ той поры оперы «Les trois sultanes» («Три султанши») и «Les trois bossus» («Три брата-горбуна»), причём опера «Три брата-горбуна» стала первым представлением на русском языке и не сходила с репертуара 20 лет . Совместно с С. Давыдовым они сделали начатый в 1803 году оперный цикл с продолжениями к опере- зингшпиль Фердинанда Кауэра « Дунайская русалка » («Das Donauweibchen») по пьесе «Дунайская нимфа» Карла Генслера . В русской переделке опера называлась «Днепровская русалка»; драматургическая переделка Николая Краснопольского .
В течение 1811—1829 гг. Кавос, помимо преподавания в Императорском театральном училище, стал учителем музыки в Смольном институте ; в 1821 году он получил там должность инспектора; преподавал также в Санкт-Петербургском Благородном пансионе , а в 1832 году стал директором всех оперных Императорских оркестров. Его жалованье составляло в 1832 году 21000 руб.
Весной 1840 года в возрасте 64-х лет Катарино Кавос заболел и впервые получил отпуск и возможность выехать за границу. Но болезнь прогрессировала, воспользоваться отпуском он не успел.
Умер 10 мая 1840 года. В его похоронах принимали участие все оперные оркестры, которыми он заведовал, оркестры и певцы исполнили «Реквием» Керубини .
В течение своей деятельности в России Кавос написал музыку к 32-м русским оригинальным операм и к 6-ти переводным, много водевилей и балетов, кантат, интермедий, полонезов и т. п. . Кавос сочинил до тридцати опер, 6 балетов, очень много водевилей, хоров, песен. Некоторые балеты сочинены Кавосом в сотрудничестве с учениками Туриком, Сушковым и Шелиховым .
Живя в России и всё больше интересуясь её историей, Кавос обратился к национальной русской музыке. Сюжеты в его произведениях все больше и всё чаще приобретают национальный характер. Первой русской оперой Кавоса стала опера «Князь-Невидимка, или Личарда-волшебник» (текст , Придворный театр, 1805) . Эта опера состояла из шести актов и длилась более семи часов — такая длительность в то время не была чем-то особенным: представления длились долго — они были рассчитаны на праздную аристократическую публику. Первая её постановка прошла 5 мая 1805 г., а через неделю, 12 мая, опера в несколько сокращённом варианте была представлена императорскому семейству, вызвав весьма положительную реакцию . Затем последовали другие произведения, среди которых: «Илья-Богатырь» (либретто Ивана Крылова , пост. 1807 г., этой опере выпала честь быть в течение двадцати лет необходимой принадлежностью всех официальных торжеств ), «Добрыня Никитич», «Жар-Птица» ( либретто князя Александра Шаховского ), «Светлана» и другие. Наряду с работой в опере, Кавос писал музыку и к балетам: «Амур и Психея» (1809), «Ополчение, или Любовь к отечеству» И. Вальберха и Огюста о патриотизме русского народа в Отечественной войне 1812 года (постановка 1813 г. ; особое место занимает балет « Кавказский пленник, или Тень невесты » по Александру Пушкину , где он обратился к творчеству великого русского поэта (постановка Ш.Дидло, Большой Каменный театр, Петербург, 1823 г.; в 1827 году постановка прошла в Москве в Большом театре ), и др.
Помимо былинных и сказочных сюжетов предметом его творчества становится и история России. Появляются его оперы: «Крестьяне», поставленная в 1814 г. и изображавшая русскую патриотическую готовность умереть за веру и царя; «Сокол князя Ярослава», «Откупщик Бражкин», «Юность Иоанна III», а также опера «Иван Сусанин», которая пользовалась заслуженным успехом и считается лучшей из опер Кавоса. Это — наиболее значительное произведение Катерино Кавоса. Значение этой оперы очень важно для русской музыкальной истории — она оказалась предтечей нового русского направления и среди прочего одноимённой оперы М. И. Глинки .
Опера «Иван Сусанин» занимает главное место в творчестве Кавоса. Это была первая попытка создания историко-героической русской оперы и потому имеет особое значение. Это двухактная опера . Текст был написан князем А. А. Шаховским . Сюжет обращён к реальным событиям в истории России XVII века, к подвигу крестьянина Ивана Осиповича Сусанина . Обращение к русской истории было неслучайным. Россия стала для Кавоса второй родиной. «Подвиг крестьянина Ивана Сусанина, который завёл вражеский отряд поляков в непроходимую чащу и погиб, часто эксплуатировался литературой. …победа над Наполеоном всколыхнула народное самосознание, пробудила интерес к собственной истории, победам и поражениям предыдущих войн. К образу героя-аристократа постепенно стал приближаться образ народного героя. Идеально на эту роль подходил Иван Сусанин, народный герой русско-польской войны XVII века», — пишет музыкальный критик , объясняя причины, побудившие обратиться к теме. Опера была поставлена в Петербургском Большом Каменном театре 19 октября 1815 года .
Хотя драматически образы в опере Кавоса были достаточно просты и схематичны, по музыкальной части она делала огромный шаг вперед: впервые была дана развёрнутая полифоническая обработка для хора и оркестра русской народной песни (ария «Не бушуйте, ветры буйные») .
Аналитическому разбору этого произведения Кавоса посвящена статья музыкального исследователя :
«В хоровой песне крестьян „Не бушуйте, ветры буйные“ чувствуется начало того русского хорового стиля, который был впоследствии использован Глинкой, Римским-Корсаковым и Бородиным и достиг зенита у Модеста Мусоргского. В этом фрагменте были использованы принципы народных подголосков, а басы, которые прежде считались орнаментом для хора, вели основную мелодию. Случай уникальный для начала XIX века. Вообще наиболее яркие исполнения в опере Катерино Кавоса были именно хоровые. <…> Написана была первая русская опера в стиле французской „опера комик“ — диалоги занимали почти столько же места, сколько и музыка. Шаховской изменил финал: его Сусанин не умирает смертью героя, а блуждает с польским отрядом по лесу от дерева к дереву в разных концах сцены и ждёт, когда явится русский отряд, убьёт поляков и освободит его. Сусанин Шаховского сам объясняет свой подвиг односельчанам по ходу дела так: „По лесу с гостями я буду гулять, а вам нужно русский отряд подозвать. Все русские воины поляков убьют, а после меня к вам домой доведут“. Так оно в конце концов и случилось. И довольные селяне поют хвалу соседу, нагулявшемуся с доброжелательными гостями по просторам сцены» .
«Конечно, — замечает автор далее, — столь наивная трактовка образов и героев, и врагов не могла удовлетворить проснувшееся в России чувство патриотического самосознания, она не достигала ожидаемого трагедийного пафоса. Поэтому можно сказать, что нового музыкального творения на ту же тему уже ждали». . Этим новым музыкальным творением стала опера с аналогичным названием молодого композитора Михаила Глинки . Кавос не только согласился принять к постановке новую оперу, которая явно конкурировала с его собственной , но и стал её первым дирижёром; эта постановка прошла 9 декабря 1836 г. и стала последней для К.Кавоса . И при этом он вовсе не собирался снимать с репертуара своё произведение. Обе оперы, не мешая друг другу, шли на одной сцене. Более того, некоторые актёры исполняли одни и те же партии в разных спектаклях. До середины XIX века обе оперы постоянно исполнялись на столичных сценах, а в 50-х годах произведение Кавоса пользовалось даже большей популярностью, чем опера Глинки. Одним из актёров, участвовавших в обеих постановках, был Осип Петров , ученик Кавоса. В обоих спектаклях с одинаковым сюжетом он исполнял одну и ту же роль главную партию Ивана Сусанина и прославился исполнением в обеих постановках.
В начале XX века в некоторых театрах было несколько попыток восстановить оперу Кавоса, однако все они оказались тщетны, так и не завершившись постановкой спектакля.
Тем не менее прослушать какие-то фрагменты из оперы в концертном исполнении можно: .
Оперы-водевили :
Отмечая огромное значение Кавоса для развития русского театра как мастерского дирижёра и педагога, Музыкальная энциклопедия называет его музыку мало оригинальной: она красива, отвечает вкусам времени, но как композитор К.Кавос не сделал явных открытий .
Театральная энциклопедия подчеркивает, что, не обладая крупным композиторским даром, Кавос «уловил потребности русского общества в создании национального музыкального театра и содействовал этому выбором сюжетов для своих произведений», и особо оценивает человеческие качества, когда признав превосходство оперы Глинки «Иван Сусанин» над собственной, Кавос сам вывел глинковскую оперу на сцену .
В Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона охарактеризовано творчество Кавоса так: «В сущности, это была так называемая капельмейстерская музыка, со всеми её достоинствами и недостатками. От всякого новаторства Кавос был далек; оперы его по форме не поднимались выше Singspiel — водевиля с куплетными ариями, очень редкими ансамблями и диалогом вместо речитатива. Только оркестровка Кавоса была звучнее и богаче, чем у его предшественников (так, он первый стал у нас употреблять тромбоны). Национальный элемент в операх Кавоса не шел дальше, чем у предшествовавших ему композиторов, и заключался частью в употреблении народных мотивов, частью в подделке под них, в установившемся уже quasi-русском стиле, с западной (итальянской) гармонизацией и проистекающими отсюда мелодическими уклонениями».
Не музыкальными новаторствами вошёл Катерино Кавос в историю культуры России. Он был великим талантливым музыкальным профессионалом, и этот профессионализм привнес в русскую музыку. Искреннее усердие в работе, участие во всех музыкальных дворцовых мероприятиях, благородство по отношению к окружающим его людям — всё это порождало благосклонность всех трех императоров, которым выпало править в это время: Павла І , Александра I и Николая І , весьма благоволила к Кавосу супруга императора Павла Петровича, императрица Мария Феодоровна . Кавос получил чин 9-го класса и ордена св. Владимира 4 степени и св. Анны 3 степени — для музыканта и вообще для артиста эти награды, по тому времени, считались беспримерными. П. А. Каратыгин называет его покровителем и отцом для беднейших музыкантов, которым зачастую он помогал своими деньгами .
Среди учеников Катарино Кавоса — Софья Биркина-Каратыгина , Анна Петрова-Воробьева , Осип Петров , Василий и Софья Самойловы, Мария Степанова , Александра Иванова , Елизавета Сандунова , Нимфодора Семенова , Григорий Климовский , Пётр Злов и многие другие .
Влияние Катерино Кавоса на развитие музыкальной культуры России переоценить невозможно. Он стал не только автором многих музыкальных произведений и главным капельмейстером Императорских театров, он умел разглядеть и привлечь молодые таланты и всячески помогал им. Он помог молодому Глинке в постановке его оперы, тем самым открыв путь молодому одарённому композитору; его неутомимыми хлопотами молодая певица Анна Воробьева была выдвинута из хористок в солистки театра и стала одной из самых выдающихся русских певиц; с его учеников началась плеяда великих русских вокалистов. Огромную роль в культуре России сыграли и его потомки.
Жена:
Сыновья:
Внуки:
Правнуки:
Праправнуки:
Прапраправнуки: