Interested Article - Шаховской, Александр Александрович

Князь Алекса́ндр Алекса́ндрович Шаховско́й ( 24 апреля [ 5 мая ] 1777 , поместье Беззаботы , Смоленское наместничество — 22 января [ 3 февраля ] 1846 , Москва ) — русский драматург и театральный деятель из рода Шаховских , который с 1802 по 1826 год служил в Петербургской дирекции императорских театров и фактически руководил театрами Петербурга .

За свою жизнь написал более ста произведений (комедии, водевили, дивертисменты, оперы и пр.). По словам А. А. Гозенпуда , «заслуга Шаховского состояла в том, что он сумел, снова сообщив русской комедии значительность проблематики, выдвинуть этот жанр на первое место» . Пушкин писал о нём в « Евгении Онегине »:

Там вывел колкий Шаховской
Своих комедий шумный рой.

Биография

Происхождение

Князья Шаховские восходят к династии Рюриковичей . Ведут свой род от князей Ярославских , старшей ветви потомства Владимира Мономаха . Константин — сын князя Ярославского Глеба, по прозвищу Шах, является основателем фамилии князей Шаховских. А. А. Шаховской — один из членов третьей ветви старшей линии фамилии князей Шаховских. Среди предков драматурга не было особенно выдающихся деятелей .

Его родители — Александр Иванович Шаховской ( камергер польского короля Станислава Августа ) и Анастасия Федоровна Пассек . Отец по неизвестным причинам оставил придворную карьеру и прожил жизнь небогатым провинциальным помещиком . Мать была племянницей Петра Богдановича Пассека . Именно от неё, как свидетельствует сам Шаховской в своем письме П. М. Бакуниной, он «наследовал дар авторства» . Именно она заронила в его душу искру «творческого огня» и лелеяла мечту видеть в своем сыне поэта.

Князья Шаховские (третья ветвь)

Детство

А. А. Шаховской родился в имении своего отца в селе Беззаботы (Ельницкий уезд, Смоленская губерния ), где провел своё детство. Информации о том, как Шаховской провел своё детство, крайне мало. В автобиографическом письме Бакуниной он называет себя «сельским баричем» . Примерно в 1784 году Шаховской был привезен в Москву и отдан в Благородный Пансион , где пробыл около 8 лет и окончил полный курс . В 1786 году Шаховского записали сержантом в гвардию, в Преображенский полк , и после окончания пансиона, в возрасте 16 лет, Шаховской был отправлен в Петербург «пробивать себе дорогу» . Сам Шаховской описывает этот период так:

Шестнадцати лет
Я в кружащийся свет
Брошен горькой долей
И, как челн, сам не свой,
Мчался в путь роковой
He своею волей.

Молодость

Поэтический дар Шаховского проявился в ранней юности . Этот дар он взял с собой при переезде в Петербург. Свои стихи ( мадригалы и послания) он показывал писателю Н. Эмину , который нашел в Шаховском талант .

А. А. Шаховской. Неизвестный художник. Масло. Начало XIX в.

В полку Шаховской нашёл дружбу с поэтом С.Мариным , Ф.Толстым и др. Жил в семье балетмейстера и переводчика И. И. Валберха , вскоре познакомился с драматургом А. Я. Княжниным и И.Дмитревским . Поощряемый новыми друзьями, дебютировал в 1795 году не сохранившейся до наших дней комедией «Женская шутка» .

С этого времени Шаховской сделался посетителем аристократических гостиных, он имел своеобразный успех. Как писал сам Шаховской «мадригалы мои красовались в богатых альбомах, романсы мои пелись милыми голосами за дорогими фортепианами» . Вскоре он начал играть в светских любительских спектаклях. Пьеса «Женская шутка» ввела Шаховского в еще больший круг выдающихся театральных деятелей. Вскоре произошло знакомство и с директором театров А. Л. Нарышкиным , который предложил князю занять место члена репертуарной части театра . Так, в 1802 году в чине штабс-капитана Шаховской вышел в отставку из гвардии и был принят на службу в дирекцию императорских театров .

Театральная карьера

В 1802 году Шаховской был отправлен во Францию с целью ангажировать актеров из французской труппы. Во Франции он проводит больше года. Известий об этой поездке сохранилось крайне мало, многое поросло легендами . Во многом это произошло благодаря самому Шаховскому.

После возвращения из Парижа в 1803 году Шаховской приступает к работе в репертуарном комитете, продолжая выступать на любительской сцене. Все современники сходятся на том, что Шаховской был одаренным актером. В это же время он публикует безуспешные стихи и обращается к драматургии. Пишет комедию «Коварный» (16 декабря 1804), которая была освистана. Эпиграмма князя П. А. Вяземского на Шаховского после этой пьесы:

При свисте кресл, партера и райка
Сошел со сцены твой «Коварный».

В этой пьесе будет первый выпад по адресу Карамзина и его последователей, предвещавший появление «Нового Стерна» в 1805 году .Пьеса «Новый Стерн» была первой действительно успешной комедией Шаховского. Пьеса, воспринятая впоследствии как атака на карамзинистов, традиционно рассматривается как прямое выступление в поддержку «Рассуждения о старом и новом слоге…» А. С. Шишкова . Однако, сама пьеса была направлена не столько против Карамзина, сколько против сентиментального направления в целом . Литературные споры, вызванные «Новым Стерном», оказались лишь преддверием ожесточенной распри и нападок на драматурга, которые были связаны с появлением комедии «Урок кокеткам, или Липецкие воды» в 1815 году.

После 1805 года Шаховской пробует свои силы в разных жанрах. Он пишет комедии , трагедии , водевили , оперы , сатиры . Такая пестрота характерна для творчества Шаховского, поскольку он одновременно выступает как драматург, теоретик, театральный чиновник и преподаватель .

В 1808 году Шаховской ставит свою лучшую прозаическую комедию «Полубарские затеи, или Домашний театр». Эта пьеса долго держалась на сцене, ей подражали многие драматурги. Приближающаяся война с Наполеоном вызвала появление пьес, наполненных политическими аллюзиями. Шаховской создает водевиль «Казак-стихотворец», который имел огромный успех, который держался на сцене до 1830-х гг .

Портрет Александра Александровича Шаховского, 1820-е гг. Гравюра. «Русская Талия». СПб, 1825 г.

А 1811—1815 годах Шаховской принимал живое участие в деятельности «Беседы любителей русского слова» . В это время Шаховской пишет стихотворную комедию «Урок кокеткам, или Липецкие воды». По художественным достоинствам эта пьеса возвышалась над всем, что было создано в России в области стихотворной комедии после «Ябеды» Капниста и до появления « Горя от ума ». Ни одна из пьес Шаховского не вызывала таких яростных споров, как эта. Резкость нападок на Шаховского была обусловлена личным характером его сатиры. Он прямо метил в определенных лиц. Наибольшее возмущение вызвала карикатурная фигура сентиментального поэта-балладника Фиалкина, в котором зрители угадали В. А. Жуковского . Среди первых обвинителей был В. Л. Пушкин . На Шаховского обрушился поток эпиграмм и сатир. За ним прочно закрепилась кличка «Шутовской» . После этого Шаховской пишет несколько водевилей и текстов волшебных опер, а осенью 1817 года обращается к высокой комедии. Он пишет две пьесы — «Своя семья, или Замужняя невеста» (привлекая к работе А. С. Грибоедова и Н. И. Хмельницкого ) и «Пустодомы». Первая не сходит со цены более 130 лет .

Создавая комедии, Шаховской думал и об их сценическом воплощении. Он умел открывать дарования в новичке, а зрелому актеру указывать на его истинное призвание. Среди артистов, воспитанных Шаховским, можно назвать : Е. С. Семенову , В. А. Каратыгина , А. М. Каратыгина-Колосова , И. И. Сосницкого , Я. Г. Брянского , М. И. Вальберхову , Н. О. Дюр , его сестру Л. О. Дюрову , А. Е. Асенкову , А. Н. Рамазанова, сестер Надежду Аполлоновну и Марию Аполлоновну Азаревич и др .

В 1818 году Шаховской оставляет свой пост и в 1821 году снова возвращается в дирекцию императорских театров. За это время он успевает написать две значительные стихотворные пьесы «Не любо — не слушай, а лгать не мешай» (1818) и «Какаду» (1820). В первой комедии Шаховской впервые применяет разностопный ямб для передачи разговорной речи .

Неизвестный художник, Портрет князя А. А. Шаховского 1820 г. Всероссийский музей А. С. Пушкина

В 1820-х годах Шаховской сближается с Жуковским и начинает поиски новых форм и тем для своих произведений. Торжество романтизма в русской литературе побудило его к аналогичны исканиям в театре. Так возникают переработки поэм Пушкина («Керим-Гирей, Крымский хан»), романов Вальтера Скотта («Иванго, или Возвращение Ричарда Львиное сердце») и пьес Шекспира («Буря и кораблекрушение») .

В 1825 году Шаховской пишет пьесу «Аристофан», которая свидетельствовала о росте поэтического мастерства Шаховского. Её постановка, восторженно встреченная зрителями, оказалась кульминацией успеха драматургии Шаховского. После восстания 14 декабря в глазах Николая I он был скомпрометирован своими связями с писателями декабристского лагеря. При реорганизации управления императорских театров Шаховской был устранен и больше никогда не возвращался на административный пост .

Однако на этом литературная деятельность Шаховского не остановилась. Он продолжал писать пьесы разных жанров. В конце 1820-х — середине 30-х годов Шаховской сближается с различными литераторами — С. Т. Аксаковым , М. Н. Загоскиным , С. Е. Раичем , М. П. Погодиным , С. П. Шевыревым , Н. И. Надеждиным . Шаховской также участвует в полемике с « Московским телеграфом », нападая со сцены на Булгарина и Греча . Пьесы «Романный маскарад» (1829), «Каламбурист и журналист» (1832) — свидетельства неослабевшего полемического дара .

Несомненное влияние на позднего Шаховского оказывала проза Пушкина. Она послужила образцом в прозаических опытах Шаховского и сказалась на замысле большого цикла повестей и рассказов «Русский Декамерон». Некоторые произведения из этого цикла были драматизированы. Так, постановка «Двумужницы» принесла Шаховскому большой успех .

Драматические произведения Шаховского 1830-х годов свидетельствуют о спаде его энергии. Он переделывает Мольера (комедия «Любовь-лекарь»), Байрона («Невеста Абидосская»), Тассо («Олинд и Софрония»). Примерно с 40-х годов Шаховской начинает работать над мемуарами, стихами и статьями по истории русского театра вплоть до своей смерти в 1846 году .

Внешность

«Пушкин слышал отзывы о князе Шаховском и его внешности, но увиденное поразило его, хотя он сумел ничем не проявить этого удивления. Он увидел перед собой огромного и очень тучного человека, с огромной же, но очень безобразной головой, увенчанной большой лысиной и торчащими по бокам кустиками волос. Еще более удивительной оказалась речь хозяина дома: толстый князь имел очень тонкий и даже писклявый голос; он все время торопился высказать свои мысли и суждения, и в его шепелявой скороговорке часто пропадали окончания слов» .

А. А. Шаховской, 1839 г.
А. А. Шаховской

Участие в войне с Наполеоном

Когда войска Наполеона вторглись в Россию, Шаховской принял участие в Отечественной войне . Он был назначен командиром дружины, сформированной из ратников тверского ополчения. 30 августа отряд вышел из Твери . Когда Шаховской вместе с ополченцами прибыл в Клин, то узнал о вступлении врага в Москву и увидел пожар столицы. Под начальством Шаховского дружина вошла в Москву, только что оставленную французами. Его отряд участвовал в тушении пожаров. После этого Шаховской очень часто возвращался к этой теме в своих произведениях .

Семья

Памятник на могиле Шаховского у стен собора Новодевичьего монастыря

Драматург проживал в гражданском браке с актрисой Александринского театра Екатериной Ивановной Ежовой . В то время гражданские браки не признавались юридически и требовали особого мужества. Не раз Шаховской просил Ежову стать его законной супругой, но она неизменно отвечала: «Лучше буду любимой Ежовой, чем смешной княгиней» . Шаховской специально для неё писал пьесы и пристраивал их на сцену. Среди них — «Любопытно, или догадка не в показ», «Фальстаф», «Всадники», «Притчи, или Эзоп у Ксанфа» и др. Шаховской был влюблен в Ежову, когда та еще училась в театральной школе. Будучи членом конторы по репертуарной части, действительный статский советник князь Шаховской покровительствовал ей, а потом открыто ввел в свой дом. Ежова была первой советницей князя в делах театра. Он старался сделать все, чтобы она чаще играла; пьесы, написанные для Ежовой, ставились в её бенефисы. Успех у бенефисов был всегда .

Его двоюродная племянница княжна Екатерина Александровна (ум. 1848) также сумела получить известность на литературном поприще .

Творческое наследие

Стихотворения
  • «Расхищенные шубы» — поэма (1811)
  • «Москва и Париж в 1812 и 1814 гг.» поэма, Спб., 1830)
Пьесы
  • «Женская шутка» (1795), первая комедия, позже уничтоженная
  • «Коварный» (1804) — комедия, провалилась
  • «Новый Стерн» (СПб.,1807, 1822),
  • «Любовное зелье» (опера, 1806)
  • «Беглец от своей невесты» (опера, 1806),
  • «Русалка» (либретто к опере Катерино Кавоса ), 1807
  • «Все дело в окошках» (оперетта, 1807)
  • «Домашний театр, или Полубарские затеи» (комедия, 1808); продолжение — пьесы: «Чванство Транжирина, или Следствие полубарских затей» (1822), «Бедовый маскарад, или Европейство Транжирина» (1832); роль Транжирина исполнял М. С. Щепкин .
  • «Ссора, или Два соседа» (комедия, 1808) СПб., 1821
  • «Заира» — перевод трагедии Вольтера и (1809).
  • «Китайский сирота» — перевод трагедии Вольтера и (1809).
  • «Дебора, или Торжество веры» (СПб., 1811; совместно с Л. Н. Неваховичем ),
  • «Казак-стихотворец» — (СПб., 1815, 1817, 1822) считается первым русским водевилем
  • «Крестьяне, или Встреча незваных» — патриотический водевиль (СПб.,1815), музыка С. Титова
  • «Ломоносов, или Рекрут-стихотворец» (СПб., 1816)
  • «Иван Сусанин» — либретто оперы, музыка К. Кавоса (СПб., 1815)
  • «Урок кокеткам, или Липецкие воды» — (СПб., 1815, 1819. Ольгин — И. И. Сосницкий )

    Положительные герои оказываются и патриотами, а приверженцы иностранного, модного, нового — лицемерами и злословами. Рассчитывая на сильный театральный эффект, Ш. вводит в проходных ролях, известных современников (В. А. Жуковского, С. С. Уварова, В. Л. Пушкина). Скандал вокруг комедии привел к образованию литературного общества «Арзамас», которое, борясь с Шаховским, предопределило довольно одностороннее восприятие его позиций (активно участвовали в борьбе Д. Н. Блудов, П. А. Вяземский, А. С. Пушкин) .

  • «Фин» — трагедия по эпизодам поэм Пушкина (1817)
  • «Керим-Гирей, крымский хан» — трагедия по эпизодам поэм Пушкина (СПб.,1841)
  • «Не любо — не слушай, а лгать не мешай» (СПб.,1818)
  • «Пустодомы» (СПб.,1820, Радугин — И. И. Сосницкий )
  • «Какаду, или Следствие урока кокеткам» (СПб., 1820) — комедия
  • «Тетушка, или Она не так глупа» (1821)
  • «Иванго» (переделка В. Скотта «Айвенго»), 1821;
  • « Буря », переделка Шекспира (1821)
  • «Таинственный Карло», переделка В. Скотта (1822)
  • «Король и пастух» — перевод, 1822
  • Актер на родине или Прерванная свадьба. СПб., 1822
  • «Лилия Нарбонская, или Обет рыцаря» (1822/1823, Ренальд — П. С. Мочалов
  • «Урок женатым» (СПб., 1823)
  • «Своя семья, или Замужняя невеста» СПб., 1818 (совместно с А.Грибоедовым и Н.Хмельницким )
  • «Благородный театр»
  • «Аристофан, или Представление комедии „Всадники“» (1825), постановка в Малом театре 1826 г., Аристофан — П. С. Мочалов
  • «Ворожея»
  • «Бенефициант» — водевиль
  • «Любовная почта» СПб., 1821
  • «Откупщик Бражкин, или Продажа села»
  • комедия «Ты и Вы»
  • «Судьба Неджиля, или Все беды для несчастного», переделка В. Скотта (1824)
  • (СПб.,1823). Мнение Грибоедова о пьесе:

    «…у Ш.[аховского] прежние погремушки, только имя новое, он вообразил себе, что перешел в романтики» .

  • «Сицилиец» — переделка пьесы Мольера
  • «Фальстаф», переделка Шекспира (1825).
  • «Юрий Милославский» (по одноименному роману М. Н Загоскина , 1832/1834)
  • «Батюшкины дочки, или Нашла коса на камень» (1826/1827, в роли Неизвестного — Мочалов)
  • «Фингал и Роксана» (Фингал — П. С. Мочалов )
  • «Меркурий на часах» (1827),
  • «Девкалионов потоп, или Меркурий предъявитель» (1829)
  • «Романный маскарад» (1829),
  • «Двумужница, или Зачем пойдешь, то и найдешь» (1830) СПб., 1836
  • «Каламбурист и журналист» (1832)
  • Сват Гаврилыч или Сговор на яму. СПб., 1833, 1836
  • «Женихи чужих невест»
  • «Смольяне в 1611 г.» — драма, переделка для сцены романов М. Н. Загоскина (1830, 1832)
  • «Хризомания» (переделка для театра «Пиковой дамы» А. С. Пушкина 1836).
  • Чурова долина или Сон наяву. СПб, 1844
Проза
  • роман «в духе В. Скотта» «Жизнь Александра Пронского»,
  • цикл повестей «Русский Декамерон» (некоторые переделаны в пьесы),
  • автобиографический рассказ «Три женитьбы вопреки рассудку»,
  • повесть «Маруся, Малороссийская Сафо»,
  • статьи по истории и теории театра.

Журнальные статьи

  • «Обзор русской драматической словесности» (1842)
  • «Летопись русского театра» (1840)
  • «Театральные воспоминания» (1840)

Примечания

  1. Katalog der Deutschen Nationalbibliothek (нем.)
  2. Шаховской Александр Александрович // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия , 1969.
  3. .
  4. Ярцев А. А. Князь Александр Александрович Шаховской: Опыт биографии. — СПб. , 1896.
  5. Русский биографический словарь. — 1905. — Т. XXII: Чаадаев — Швитков. — С. 571.
  6. Шаховской А. Вступление в мое наземное поприще (Письмо к П.М.Б) // Маяк. — 1840. — Ч. 6. — С. 41 .
  7. , с. 7.
  8. Иванов Д. Творчество А. А. Шаховского-комедиографа: теория и практика национального театра. — Тарту, 2009.
  9. . Дата обращения: 14 мая 2015. 18 мая 2015 года.
  10. . Дата обращения: 5 марта 2010. 10 августа 2011 года.
  11. . Дата обращения: 5 марта 2010. 10 августа 2011 года.
  12. Карсавин Л. П. // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб. М. , 1896—1918.
  13. . Дата обращения: 17 ноября 2009. 5 августа 2014 года.
  14. А. С. Грибоедов. Соч. М.; Л., 1959. С. 552

Литература

  • Гаршин Е. от 27 декабря 2013 на Wayback Machine // Исторический вестник, 1883. — Т. 13. — № 7. — С. 136—173.
  • Гозенпуд А. А. А. А. Шаховской // Шаховской А. А. Комедии. Стихотворения. — Л. , 1961.
  • Гозенпуд А. А. Вальтер Скотт и романтические комедии Шаховского // Русско-европейские литературные связи. — М.; Л., 1966.
  • Иванов Д. Творчество А. А. Шаховского-комедиографа: теория и практика национального театра. — Tartu: Tartu ulikooli kirjastus, 2009. — 223 с. — (Dissertationes philologiae slavicae Universitatis tartuensis).
  • Каратыгин П. А. Записки. — Л., 1970.
  • Кубасов И. А. Шаховской // Русский биографический словарь. — СПб., 1905. — Т. 22: Чаадаев — Швитков.
  • Новашевская К. Tartu: Tartu ülikooli kirjastus. 2020. (Dissertationes philologiae slavicae Universitatis Tartuensis).
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  • Щеблыкин С. И. Шаховской и Грибоедов // Проблема традиций и новаторства в русской литературе XIX — начала XX в. — Горький, 1961.
  • Ярцев А. А. от 27 декабря 2013 на Wayback Machine // Русский архив. — 1896. — Кн. 1. — Вып. 3. — С. 351—360.
  • Ярцев А. А. . — Санкт-Петербург : тип. спб. театров, 1896. — [2], 90 с., 1 л. портр. (ранее: Ежегодник императорских театров , 1894—1895. — СПб. , 1896. — Кн. 2-3).

Ссылки

Источник —

Same as Шаховской, Александр Александрович