Мантия Земли
- 1 year ago
- 0
- 0
Ма́нтия ( греч. μανδύη — «шерстяной плащ») — часть торжественного облачения монарха , служителей церкви , магов, некоторых категорий чиновников (в частности, у судей — судейская мантия ), а также учёных и преподавателей ( академическая одежда ).
Мантия — торжественное облачение монарха. Как правило, шилась из бархата и подбивалась горностаевым мехом . Цвет бархата зависел от основного геральдического цвета государственного герба, но в большинстве случаев был пурпурного (тёмно-красного) цвета. Бархатная поверхность мантии расшивалась золотом. Узор был наполнен глубоким символическим смыслом. Также использовались геральдические фигуры государственного герба. По своей форме мантия представляет полукруг, без рукавов, с длинным шлейфом . В Средние века была распространена мантия прямого покроя на горностаевом меху с короткой меховой пелериной. Она носила название сок ( фр. socq) .
Мантия золотого бархата, подбитая горностаевым мехом с длинным шлейфом. Расшита геральдическими орлами государственного герба Российской империи .
Мантия пурпурного бархата, подбитая горностаевым мехом, по подолу расшитая золотыми лавровыми и дубовыми ветвями, а по поверхности небольшими изображениями золотых двуглавых коронованных орлов . Украшена золотыми шнурами с золотыми же кистями.
В православии и в католичестве мантия является верхним одеянием для всех монашествующих , как имеющих ( архиереев , архимандритов , иеромонахов и др.), так и простых монахов (не ниже); а также архиереев, которые не являются монахами (греческая традиция).
Представляет собой длинную, до земли накидку без рукавов с застёжкой на вороте, покрывающую подрясник и рясу . Во время богослужений монахи могут использовать мантию со шлейфом — служебную мантию. Мантии архимандритов и архиереев стандартно со шлейфом (у архиереев шлейф длиннее) и скрижалями . Возникла как монашеское облачение в IV—V веках. Впоследствии, когда установилась практика избирать архиереев из монашествующего духовенства , мантия стала также архиерейским облачением.
Мантия символизирует отрешённость монахов от мира, а также всепокрывающую силу Божию.
Мантия у архимандритов чёрная, как у всех остальных монашествующих. В Русской православной церкви у патриарха Московского — зелёная, у митрополита — голубая или синяя, у архиепископа и епископа — фиолетовая. Во время Великого поста надевается такая же мантия, только чёрная (независимо от архиерейского сана). В Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской, Грузинской, Румынской, Кипрской, Элладской и Албанской православных церквях все архиерейские мантии — алого, голубого или пурпурного цвета, независимо от титула архиерея (будь он патриарх, архиепископ, митрополит или епископ). То же относится и к Мелькитской католической церкви. В Сербской, Болгарской и Польской православных церквях, а также в Православных церквях Америки и Чешских земель и Словакии «цветовая гамма» мантий в целом соответствует системе, принятой в Русской православной церкви. Кроме того, во всех Православных церквях мантия епископа, как и мантия архимандрита, имеет скрижали — четырёхугольные платы, размещаемые на верхней части мантии, с изображением крестов или серафимов и с инициалами архиерея или архимандрита — на нижней. Скрижали на мантии означают, что епископ, управляя церковью, должен руководствоваться заповедями Божиими. На мантию архиерея нашиваются сверху в три ряда белые и красные ленты из другой ткани — так называемые «источники», или «струи». Они символически изображают учение, истекающее из Ветхого и Нового Заветов , проповедовать которое — обязанность епископа. Мантия надевается архиереем при входе в храм , на литию , молебны , а также во время торжественных процессий и церемоний.
Монашеская мантия ( игуменская , а также иеромонаха , иеродиакона ), называемая «палием», в основном чёрная, из шелковых тканей (в РПЦ обычно из крепдешина ). Имеет сорок складок, по числу дней поста Господня , символизируя постническую жизнь монаха. В чинопоследовании пострига мантия называется одеждой нетления и чистоты. Разновидностью мантии является укороченный вариант — полумантия. Полумантия бывает разной длины (по локоть, по пояс, выше колен и т. д.), обычно из более плотной, чем у мантии ткани. Нижние либо все края мантии (воскрилия) часто бывают красного цвета, что символизирует пролитую кровь Спасителя . В древности полумантию применяли для келейного пользования, сейчас всё чаще в повседневном (небогослужебном) использовании, что связано прежде всего с большей практичностью в использовании.