Международная федерация библиотечных ассоциаций и учреждений
- 1 year ago
- 0
- 0
Дом городски́х учрежде́ний (известен также как «Городско́й дом» ) — памятник архитектуры федерального значения, административное здание, расположенное в центре Санкт-Петербурга по адресам Садовая улица , 55—57 и Вознесенский проспект , 40—42 . Дому присвоен двойной номер, поскольку он возводился на земле двух домовых участков . Архитектор — Александр Львович Лишневский , лепной декор исполнен в мастерских И. В. Жилкина и Н. И. Егорова . Построен в 1904—1906 годах для размещения в здании ряда городских учреждений. За время существования ни объёмно-пространственная структура, ни авторский декор фасадов не претерпели особо значимых изменений . Дом выполнен в смешанном стиле, отдельные элементы фасада относят к модерну , псевдоготике и другим стилистическим направлениям . В настоящее время (2012 год) в доме размещаются офисы разных организаций и городские учреждения, в том числе Государственный многофункциональный центр предоставления государственных услуг .
В начале XIX века на месте существующего Дома городских учреждений располагалось 2 домовых участка .
До 1815 года дом на месте нынешнего строения по адресу Садовая улица, 55 принадлежал титулярному советнику Ивану Петровичу Милову и значился за номером 216 в 3-м квартале 3-й Адмиралтейской части Санкт-Петербурга. Дом представлял собой трёхэтажное здание главного корпуса, к которому примыкали боковые флигели, не имевшие входа с улицы. Подвал здания был жилым, имелись парадный вход и 2 боковых проезда прямоугольной формы в центральной части фасада. Последний оформили четырёхколонным коринфским портиком , причём колонны поставили на уровне второго этажа, как и балкон с фигурной металлической оградой на всю ширину портика. Фасады первого этажа и подвала были рустованы, в то время как гладкие «в три оси» фасады флигелей увенчали ступенчатыми аттиками .
В 1826 году Санкт-Петербургское Городское Общество выкупило у Баташовой (вдовы коллежского асессора Баташова) дом № 216. С 1863 в этом доме разместились Общее присутствие и Первый департамент Управы благочиния . После упразднения последнего учреждения перед властями города встал вопрос об использовании освободившихся помещений. Одно время здесь частично располагалась канцелярия градоначальника, а в поперечном дворовом флигеле и некоторых помещениях, выходящих на Вознесенский проспект — полицейский архив, а также квартиры для чиновников, работавших в этом архиве. В конце 1877 года на третьем этаже флигеля по Вознесенскому проспекту разместилась временная больница для больных сифилисом на 50 коек и оспопрививательный пункт.
В 1879 году в доме после капитального ремонта согласно распоряжению Санкт-Петербургской городской думы разместились Сиротский суд и Адресная экспедиция. Последняя располагалась в доме до конца 1880-х, пока не была закрыта 17 марта 1887 года. На состояние 1890-х здание и боковые флигели несколько видоизменились: один из проездов замуровали, парадный вход оборудовали железным навесом, балкон демонтировали. В центральных частях флигелей сделали входы с улицы. В 1901 в доме разместился Городской родильный приют великой княгини Татьяны Николаевны .
Уже в 1815 году угловой дом, построенный на том участке, где ныне располагается строение по адресу Садовая улица, 57 , находился в собственности у титулярного советника Арсения Шабишева. Этот кирпичный трёхэтажный дом в классическом стиле обладал высокой крышей. Главный фасад, выходящий на Садовую улицу, обработали в виде ризалита , незначительно выступающего за линию фасада. Ризалит был увенчан фронтоном с полуциркульным (полукруглым) окном. На углу боковые фасады соединялись, и получался неширокий срезанный угол — «в три оси» фасад с главными входом и лестницей.
В период с начала 1880-х по 1894 год в этом здании располагался трактир «Одесса», вход в который был как раз с угла. Трактир принадлежал купцу Киржакову. К трактиру относились 2 кухни на первом этаже и 11 комнат на втором. Со стороны Вознесенского проспекта на втором этаже находилась кухмистерская Розенберга, тогда как на третьем — кухмистерская Гутмана. Кроме того, помещения второго и третьего этажей сдавались по найму. Первый этаж почти полностью был занят магазинами .
Кроме того, на состояние 1885 года на угловом участке стоял небольшой деревянный дом, известный тем, что именно в нём проводились собрания членов подпольного кружка, возглавляемого наборщиком А. М. Колодновым. Один из участников этих встреч, Михаил Степанович Александров , в будущем взял фамилию «Ольминский» и составил себе славу революционера, литератора, партийного деятеля .
В июне 1900 года наследники полковника Арсения Шабишева предложили Городской управе выкупить у них угловой дом по адресу Садовая улица, 57 . Предложение было принято, и 16 мая 1901 года дом перешёл в городскую собственность. Между тем, дом по Садовой улице, 55 уже принадлежал городу . Санкт-Петербург начала XX века переживал строительный бум, городская застройка развивалась не только на вновь присоединённых территориях, но и на давно освоенных землях . На объединенных участках решили построить дом, в котором разместился бы ряд городских учреждений. Императорское Санкт-Петербургское общество архитекторов объявило конкурс на проект здания . Программа этого состязания и предложенные проекты были обнародованы в 1903 году в архитектурном журнале « Зодчий » .
Победу одержал проект архитектора Александра Ивановича Дмитриева , второе место заняла разработка Александра Львовича Лишневского. Впрочем, несмотря на результаты конкурса, строительство решили начать как раз по замыслу Лишневского. Дело в том, что задумка А. И. Дмитриева предполагала неприемлемые для организаторов параметры здания: запланированная проектом высота превышала установленную в Санкт-Петербурге того времени норму 11 саженей. Приведение здания в соответствие с городскими законами — уменьшение проектной высоты — повлекло бы изменение пропорций и уменьшение объёмов строения. 31 мая 1904 года Городская дума утвердила проект, предложенный Александром Лишневским .
Строительство длилось 3 года и закончилось в 1907. Весной этого года, только что отстроенное здание посетили с экскурсией члены Санкт-Петербургского общества архитекторов. Отчёт об этом мероприятии вместе с фотографиями готового строения, а также исполнительные чертежи дома были особо опубликованы в журнале «Зодчий». Осенью того же года в ходе организованного Управой Санкт-Петербурга конкурса сравнивались архитектурные решения 30 последних столичных новостроек. В результате детального изучения этих зданий было принято решение отобрать и особо отметить 5 номинантов: особняки Кшесинской , И. Лидваль и Е. Зарудной-Кавос, Дом компании «Зингер» и Дом городских учреждений .
После окончания строительства в новом здании в соответствие с проектной нагрузкой разместился ряд организаций и учреждений. Первый этаж и подвальные помещения предназначались для сдачи в аренду коммерсантам и устройства 22 магазинов. Второй этаж занимали: управление, центральное отделение и кладовая Санкт-Петербургского городского ломбарда ; с окнами по Садовой улице — Санкт-Петербургское по воинской повинности присутствие (учреждение, где оформлялся призыв на воинскую службу и вёлся учёт офицерского состава). Третий и четвёртый этаж отводились для исполнительных комиссий городской Управы (с окнами по Вознесенскому проспекту): по водоснабжению, народному образованию, благотворительности, снабжению столицы и больничная комиссия; Санкт-Петербургского городского статистического отделения Управы с архивом и книжным складом; торговая депутация. Пятый этаж вмещал: занимавшие 12 классов и рекреационный зал городские народные училища (женское четырёхклассное и 2 двуклассных начальных); Городской музей; здесь же было и жильё для заведующей училищами. Кроме того, некоторые помещения на втором, третьем и четвёртом этажах занимали городская типография, которая обслуживала нужды Управы Санкт-Петербурга (к ней относились и некоторые комнаты в двором корпусе ) и 6 из 60 существовавших в Санкт-Петербурге камер мировых судей . При этом, в здании были устроены жестяная мастерская по изготовлению номерных знаков и квартиры для низшего обслуживающего учреждения персонала и лиц, занимавшихся эксплуатацией строения . Впоследствии интерьеры неоднократно меняли собственников и предназначение, однако функциональная нагрузка осталась примерно такой же, что и предполагаемая проектом .
Архитекторы-современники Лишневского высоко оценили внутреннюю планировку помещений, что было отражено в специально подготовленной публикации в профессиональном журнале « Зодчий ». В частности, отдельно отметили устройство разместившейся типографии:
Удобно размещены отдельные части типографии, соединенные между собою лифтом и расположенные в порядке процесса работы: наборная в 4-м этаже, машинная в 3-м и брошюровочная во 2-м.
12 декабря 1908 по инициативе Общества архитекторов художников было принято «Положение о музее», в соответствии с которым в доме Павла Юльевича Сюзора по адресу Кадетская линия, 21 был заложен Музей Старого Петербурга. Практически одновременно с ним создали Музей Городской управы, разместившийся в Доме городских учреждений. Одним из основных различий двух коллекций было то, что Музей Старого Петербурга был открыт для публики, а Музей Городской управы — нет. Впрочем, в 1918 году на основе коллекции этих и некоторых других ведомственных музеев был создан Музей Города .
После Октябрьской революции функциональная нагрузка строения сохранилась на уровне, почти равном предусмотренному проектом Лишневского .
В советскую эпоху в бывшем доме городских учреждений в разное время помещались 32-я единая трудовая школа ( Майорова проспект , 40 ) , магазин № 3 1-й Государственной фабрики клеёнки и гранитоля ( 3-го июля улица , 55/57 ) , вечерняя сменная школа № 105 Октябрьского района Ленинграда ( Майорова проспект, 40 ) . Долгие годы здесь размещался Октябрьский районный комитет Коммунистической партии Советского Союза и Исполнительный комитет районного Совета народных депутатов .
В середине 1990-х здание претерпело несколько реставраций. Качество проведённых работ оценивается как достойное, однако они не затрагивали памятник полностью и были скорее фрагментарными . К 2006 году состояние дома оценивалось как аварийное, в связи с чем в 2006—2007 годах была предпринята реставрация фасадов с воссозданием утраченных элементов по историческим материалам . Капитальный реставрационный ремонт (по сути — первый в истории сооружения) начался в июне 2007. Заказчиком выступило Санкт-Петербургское Государственное учреждение «Дирекция заказника по ремонтно-реставрационным работам на памятниках истории и культуры», описавшее круг работ в техническом задании как реставрацию фасадов с полным устранением разрушений и повреждений и восполнением ряда утраченных элементов. Подрядчик — ООО «Краски Города». Процесс реставрации продлился не более 2-х лет .
Реставрацией часов на угловой башне занимался субподрядчик — ООО «Матис». На начало работ по восстановлению часов большое число наружных элементов и частей часового механизма было безвозвратно утрачено или ощутимо повреждено, из-за чего приняли решение остатки часов демонтировать и отреставрировать в стационарных условиях. Причём ряд деталей пришлось создавать заново; в частности не был доподлинно известен первоначальный, авторский облик циферблата и стрелок часов. Реставраторы были вынуждены обращаться к архивным документам, фотографиям, записям, исследовать архитектурные аналоги. Помимо всего прочего, из соображений практичности пришлось отказаться от старых часовых механизмов в пользу современной электроники — более надёжной благодаря спутниковой корректировке . Часы бьют раз в полчаса. Регулярный бой, в том числе в ночное время, вызвал определённую полемику жителей домов округи с администрацией района . Впоследствии работа колокола по ночам была отменена . Примечательно, что общее количество ударов за сутки в период до отмены боя в ночное время достигало 78 .
В 2009 году были восстановлены 3 фигуры совы, расположенные на щипцах фасадов. Скульптуры были восстановлены по фотографиям , слеплены, сформированы, изготовлены и установлены (наряду с архитектурными элементами чертополоха) архитектурно-художественной мастерской ПАНТЕОН . Непосредственно воссозданием сов занимались Павел Игнатьев и Денис Прасолов .
В настоящее время в доме размещаются разные учреждения и организации. Здесь расположены: отдел социальной защиты населения по Адмиралтейскому району , отделение федерального казначейства по Адмиралтейскому району , участки мировых судей Октябрьского судебного округа Петербурга , Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 4 по Санкт-Петербургу , Адмиралтейский отдел экспресс-обслуживания населения центра занятости , Государственная административная техническая инспекция . Здесь же, размещается и офис районной ежемесячной бесплатной газеты «Коломна», выходящей тиражом 6 тысяч экземпляров , а также Санкт-Петербургское региональное отделение Либерально-демократической партии России (ЛДПР) .
В апреле 2010 года в здании открылся Государственный многофункциональный центр предоставления государственных услуг, в соответствие с нуждами которого были приведены интерьеры дома: имеется гардероб, зал ожидания (с игровым помещением для детей и стойкой администратора), зал приема граждан, оборудованный 22 окнами для обслуживания граждан в порядке общей очереди, а также служебные помещения .
Дом городских учреждений — пятиэтажное строение с подвалом и мансардами . Главный корпус дома городских учреждений выходит на Садовую улицу и Вознесенский проспект. Имеются также и дворовые корпуса. В общем и целом здание сохранило свой первоначальный облик (сооружения и корпуса во дворе — лишь частично) — в том числе благодаря реставрациям . В строении работал лифт . Особо примечательно оформление вестибюля .
Фасады здания выполнены в стиле поздней эклектики — историзма , являются образцами явной ретроспекции , в связи с чем в архитектуре дома совмещаются элементы модерна , готики (в первую очередь — её английского направления, чем напоминает Центральный Универсальный Магазин в Москве , русской псевдоготики ), немецкого ренессанса , используются мотивы средневекового зодчества . Тем не менее, несмотря на многочисленные стилизации, период, когда был возведён дом явно определяется. Декор представлен различными элементами: плетениями, фигурами грифонов , химер , сов (высота последних — 1,8 м ), чертополоха (высотой и шириной в 1 м ), пауков . Фасад акцентирован ритмичной чередой башенок, щипцов, эркеров , окон в стиле модерн .
Восстановленные в 2009 году «совы» изготовлены из искусственного камня и установлены на щипцах фасадов, причём одна из них — со стороны Садовой улицы, а две других обращены к Вознесенскому проспекту . Намеренно увеличенные до внушительных размеров фигуры сов обладают некоторым символическим значением и, несмотря на «загадочность» остальных элементов оформления, призваны символизировать мудрость и рассудительность . Павел Петрович Игнатьев , принявший участие в реставрации фигур, так отозвался об этой концепции :
Следящая огромными, видящими в темноте глазами за всем происходящим внизу, становится помощником городской власти.
На углу дома — высокая башня, выполненная в духе Средневековья . Дом предназначался для городских учреждений и потому было решено оформить его с отсылкой, намёком на европейские ратуши . Угловая башня — гранёная, со сложнофигурным абрисом , стоит при пересечении городских магистралей: Садовой улицы и Вознесенского проспекта . Будучи видной издалека в перспективах этих улиц фиксирует место их соединения, перекрёсток . Ранее в нишах башни были установлены статуи «Свобода» и «Труд», фасады оформлены скульптурными гербами Санкт-Петербурга . Несмотря на живописность фасадного декора, внутри комплекса всё функционально и рационально: двор по форме овальный, что, кстати, положительно повлияло на освещенность рабочих мест .
Угловая башня дома вписана в архитектурную концепцию округи, хоть и рассчитана на восприятие с определённого расстояния . Вознесенский проспект берёт начало у шпиля главного адмиралтейства , в связи с чем «адмиралтейской игле» вторят как угловая башня Дома городских учреждений, так и шпили и башенки домов на перекрёстках Вознесенского проспекта с рекой Фонтанкой и Измайловского проспекта с 7-й Красноармейской улицей . С башней Дома городских учреждений визуально связывается крупный барабан и вытянутый купол также углового доходного дома товарищества «Помещик», несколько удалённого от перекрёстка Садовой и Вознесенского ( Измайловский проспект , 16 ) .
«Непохожесть» и уникальность оформления фасадов Дома городских учреждений роднит его с другими проектами Александра Лишневского, такими, как дом на Пяти углах ( Загородный проспект , 11; Рубинштейна улица , 40 ), доходные дома: Марголиных ( Набережная реки Фонтанки , 131; Большая Подьяческая улица , 36 ) или самого Лишневского ( Чкаловский проспект , 31; Всеволода Вишневского улица , 10; Плуталова улица , 2 ). Кроме того, Дом городских учреждений не включён в общую декоративную композицию перекрёстка, что также характерно для почерка Лишневского .