Парк Горького (Москва)
- 1 year ago
- 0
- 0
Здание администрации парка Горького в Москве (улица Крымский Вал 9, строение 45) — историческое здание в северном углу парка, примыкающее к Крымскому мосту и выходящее западным фасадом на Пушкинскую набережную . В его основе — Т-образный в плане цех судостроительного завода «Крымский Бромлей» , построенный в 1893—1895 годы по проекту Сергея Шервуда . В 1923 году цех был перестроен в павильон Всероссийской выставки , в 1931—1934 годы — в трёхэтажный административный корпус со звуковым кинотеатром на 1500 зрителей . В проектировании и художественном оформлении участвовали Александр Власов , Александр Дейнека , Любовь Залесская , Лазарь Лисицкий , Алексей Щусев , братья Пашковы , братья Стенберги и многие другие мастера. В 1942 году прямое попадание авиабомбы уничтожило зрительный зал кинотеатра, но его внешние стены устояли . С тех пор в течение более восьмидесяти лет здание существует как два обособленных объёма, между которыми находятся не видимые с улицы руины .
Улица Крымский Вал возникла в начале XIX века на месте срытых укреплений Земляного вала . Низменная, часто подтопляемая пойма реки Москвы долгое время оставалась незастроенной ; лишь у самого Крымского моста располагались дворы отставного чиновника Якимова, в середине XIX века перешедшие во владение купцов Свешниковых . В 1879 году дома Свешниковых сгорели, и владельцы стали сдавать участки под открытые склады . Одним из арендаторов был — сын совладельца заводов «Бромлей» . В 1889 году отец выделил сыну капитал для учреждения собственного, самостоятельного предприятия. Сын выкупил участок у Свешниковых и поручил брату жены, архитектору Сергею Шервуду построить на нём судостроительный завод .
Первое капитальное здание традиционной кирпичной архитектуры Шервуд построил в 1893 году . В 1894 году под ним вырыли подвальный этаж и пристроили со стороны реки трёхэтажный объём с аркой для пропуска судов и наклонный остеклённый эллинг для спуска судов на реку . В 1895 году Шервуд пристроил с севера новый корпус, продлив здание до Крымского Вала, — так сформировался современный Т-образный план здания . Внутри него сохранился брандмауэр , разделяющий постройки 1893—1894 и 1895 годов .
«Крымский механический пароходостроительный, чугунно-литейный и котельный завод Н. Э. Бромлей» , сокращённо «Крымский Бромлей», не принёс основателю прибыли . В 1902 году произошёл пожар, потребовавший дорогостоящего ремонта, в 1905 году — революционные волнения , в 1908 году — наводнение . К 1910 году завод перешёл во владение предпринимателей-застройщиков, которые возвели на пустоши вдоль Крымского Вала два шестиэтажных доходных дома и собирались строить третий на месте заводских построек . Цеха завода арендовал «Варшавский арматурный завод М. С. Плотникова» . Местность вокруг по-прежнему оставалась малозаселённой окраиной, не интересной ни жителям, ни краеведам и фотографам (известны лишь единичные фотографии завода и прилегающей застройки) . Авторы советской эпохи утверждали, что до революции 1917 года здесь образовались обширные свалки, но архивные источники это опровергают . До 1917 года территория поддерживалась в порядке, а свалки возникли уже в послереволюционные годы .
В 1922 году советское государство приняло решение провести в Москве Всероссийскую сельскозяйственную и кустарно-промышленную выставку . Оргкомитет, рассмотрев несколько вариантов, выбрал ближайший к центру участок — пойму от Бабьего городка до Нескучного сада . Предполагалось, что по завершении выставки облагороженный участок превратится в городской парк . Главным архитектором выставки стал Алексей Щусев — разработчик плана «Новая Москва» , его помощником — Вячеслав Олтаржевский , главными художниками — Игнатий Нивинский и Александра Экстер , а конкурс планировочных решений выиграл Иван Жолтовский . По плану Жолтовского бывший «Крымский Бромлей» (в то время занятый мастерскими Всероссийского товарищества образовательно-производственных ассоциаций ) и доходные дома на Крымском Валу подлежали сносу — на их месте размещалась входная площадь и центральные павильоны выставки . Жилые дома вскоре снесли, а здание завода было решено сохранить, очистить от малоценных пристроек и приспособить под выставочный павильон кустарных промыслов . Работы на «Крымском Бромлее» возглавил сам Щусев, уже имевший опыт проектирования выставочных пространств в Венеции , Одессе и Санкт-Петербурге . Соавтором Щусева и основным составителем чертежей стал его помощник на постройке Казанского вокзала .
В первом проекте Щусев (вероятно, в марте 1923 года) предложил декорировать завод в авангардистской манере . Белоснежные фасады сохраняли исторические пилястры , которые украшались цветными майоликовыми вставками . Кровля частично становилась плоской для устройства смотровой площадки и трибуны, частично — украшалась сложной конструкцией шпилей и флагштоков . Жолтовский, стремившийся к единообразно классической стилистике всей выставки, с эти решением не согласился , и Щусев переделал проект сначала в манере упрощённой готики , а затем московского барокко . Отработанные на этом этапе барочные мотивы Щусев позже использовал в оформлении Казанского вокзала, который архитектору пришлось упростить по сравнению с дореволюционным проектом, и Центрального дома культуры железнодорожников .
Окончательный образ павильона сложился к 13 апреля, а детальные рабочие чертежи и обмеры были выполнены в апреле-июне 1923 года . Работы начались со сноса второстепенных пристроек и расчистки внутренних объёмов завода . Со всех четырёх сторон света, строго по осевым линиям корпусов, были прорублены входы для посетителей . Арка западного объёма, предназначенная для спуска судов на воду, стала главным входом павильона и была увенчана 18-метровой деревянной башней со шпилем . В центре противоположного, восточного, фасада строители поставили невысокую башенку с часами ; во внутреннем брандмауэре прорубили широкую арку, объединившую северный и южный залы в многосветный атриум . Металлический каркас, несущий галереи второго этажа и кровлю, был сохранён и частично обшит деревом . Колористикой фасада занимались Александр Дейнека и Андрей Снигарёв; предложенные ими полихромные варианты Щусев отверг . Цвета, в которые был фактически выкрашен павильон, достоверно не известны; вероятно, что использовалось сочетание красного, белого и чёрного цветов, предложенное Нивинским для главного входа и главного павильона выставки . Майоликовые панно и плитки разработал гжельский керамист , внутренние лестницы — Владимир Мовчан . Георгий Пашков и Николай Пашков создали эскизы крупноформатных живописных панно в красно-жёлто-чёрных тонах — но неизвестно, были ли эти панно осуществлены . Фотофиксация оформительских работ не проводилась, а во время выставки фотографов интересовали лишь её экспонаты .
После закрытия выставки кустарный павильон был приспособлен под рабочий клуб « Гознака » . Фасады сохранили щусевский декор, а внутреннее пространство изменилось: новые хозяева разделили атриум на обособленные помещения, переделали лестницы . 12 августа 1928 года бывшее пространство выставки вновь открылось как парк культуры и отдыха . Старые деревянные павильоны, по неудачному решению , перекрасили в тёмно-красный цвет, но кустарный павильон изменения не затронули . До 1930 года бо́льшую его часть занимал гознаковский клуб, меньшую — «техникум массовой работы» парка .
Во второй половине 1929 года должность главного архитектора парка культуры и отдыха занял Лазарь Лисицкий . Лисицкий публично призывал к расширению парка на Воробьёвы горы и в Лужники , а на практике занимался проблемами «старой» части парка, сложившейся в 1920-е годы . В число его первоочередных задач входило и приспособление бывшего клуба Гознака под нужды дирекции парка .
Проект реконструкции, составленный Лисицким и Любовью Залесской к сентябрю 1930 года , предусматривал надстройку несущих стен до трёх этажей и оформление фасадов в конструктивистской стилистике . Внутренний металлический каркас «Крымского Бромлея» плохо подходил для задуманных целей но архитекторы решили его сохранить без изменений . Окна всех этажей расширялись и упрощались, часть из них становилась . Главный вход в здание, выделенный прямоугольным эркером третьего этажа, располагался в центре восточного фасада (со стороны парка) . Арку западного фасада, обращённую к реке, следовало заложить; на её месте образовывался квадрат глухой стены, визуально «парящий» над ленточным остеклением первого этажа . Крупнейшее помещение, зал заседаний на 500 человек, размещалось во втором этаже западного крыла . Позже, в 1931 году, Лисицкий предложил устроить на этом месте кинотеатр на 750 человек .
Работы по проекту Лисицкого и Залесской, начатые в феврале 1931 года, затянулись из-за недостатка материалов . Год спустя, когда северное крыло (со стороны Крымского Вала) уже было завершено, Лисицкий по состоянию здоровья ушёл из проекта . Главным архитектором парка стал Александр Власов , а перепроектирование и достройку здания администрации поручили ; позже по инициативе Бетти Глан и по рекомендации Жолтовского к проекту присоединился бразилец . Плановая вместимость кинотеатра увеличилась до 1500 человек . Вписать зал такого объёма в существующий силовой каркас было невозможно, и Войнову пришлось радикально его переделать . Пробитый в 1923 году проём в брандмауэре заложили наглухо, металлические колонны 1890-х годов в центральной части здания демонтировали и заменили новым каркасом из монолитного железобетона . Кинозал занял второй и третий этажи центрального объёма; главный вход и киноустановка располагались с востока, а экраном служила глухая стена западного крыла . В первом этаже под кинозалом расположилась спроектированная Дакостой лыжная база .
Войнов дополнил фасады вертикальными (сплошное остекление лестничных клеток) и горизонтальными ( карнизные тяги ) акцентами, в торцах южного и западного крыльев появились круглые окна и внешние лестницы — так чисто конструктивистское здание приобрело черты постконструктивизма . Отделкой интерьеров и фасадов занимались Александр Дейнека и братья Стенберги . Монументальные панно, предложенные Дейнекой для восточного и западного фасада, не были осуществлены: администрация предпочла размещать на их месте рекламу фильмов .
Кинотеатр в парке Горького открылся 6 августа 1934 года демонстрацией фильма « Предательство Мервина Блейка » . Во второй половине 1930-х годов здание вновь привлекло внимание архитекторов, осуществлявших сталинскую реконструкцию Москвы . Алексей Щусев проектировал квартал Академии наук к северу от Крымского Вала, а Александр Власов переустраивал парк Горького по классическим образцам . Два комплекса объединяла общая планировочная ось, на которой Власов разбил партер регулярного парка . Здесь появились каменные бассейны и фонтаны (1935), благоустроенная Пушкинская набережная (1937) , а на Садовом кольце — новый Крымский мост , построенный почти вплотную к зданию администрации (1938) . Мост перегородил проходы в парк, что потребовало устройства нового главного входа . Утилитарное постконструктивистское здание администрации не вписывалась в планы архитекторов: Власов предлагал либо снести его, либо перелицевать в классической стилистике . До начала войны ни одно из этих предложений не было утверждено . Щусев успел заложить на Крымском Валу музейный корпус Академии наук; летом 1941 года работы были остановлены и более не возобновлялись . В 1960—1980-е годы на пустовавшей стройплощадке Академии возвели Центральный дом художника и разбили парк .
В 1941—1942 годы парк подвергался разрушительным воздушным бомбардировкам . Главный павильон выставки 1923 года был уничтожен, пострадали фонтаны и скульптуры, а в 1942 году бомба попала в здание администрации . Зрительный зал кинотеатра был полностью разрушен, железобетонный каркас и внешние стены устояли . В том же 1942 году к югу от здания был выстроен деревянный павильон для трофейной техники по проекту Щусева , а с 22 июня 1943 года по 1 октября 1948 года в парке действовала платная выставка трофейного вооружения . Проект выставки, занявшей треть территории парка , выполнила бригада Льва Руднева , Виктора Асса и Владимира Мунца . Ядром экспозиции служил щусевский трофейный павильон, а вход располагался на набережной , у здания администрации . Глухую стену бывшего кинозала украсили рельефными знамёнами и шрифтовой надписью-вывеской, но до запланированной реконструкции кинотеатра дело не дошло .
Послевоенное восстановление парка Горького ограничилось первоочередными ремонтами и постройкой колоннады главного входа по проекту Георгия Щуко и . C началом борьбы с архитектурными «излишествами» реконструкция входной части парка прервалась, что, вероятно, уберегло здание администрации от сноса или очередной перестройки . С 1960-х годов оно неуклонно ветшало . На руинах кинотеатра выросли взрослые деревья, а из двух уцелевших крыльев действовало только одно . В середине 1970-х, по мере выхода из строя завезённых в 1971 году аттракционов, начал угасать и сам парк . В 1981 году часть здания занял клуб любителей бега, а в начале 1990-х в него пришли арендаторы-коммерсанты . За несколько лет оно, поделенное перегородками на офисы и магазины, стало типичным коммерческим муравейником своего времени .
В 2011 году новый директор парка Сергей Капков предлагал снести северную часть здания, чтобы освободить место для дорожной развязки у Крымского моста, но это предположение было отвергнуто как бесперспективное . В 2012—2018 годы южное крыло здания было реконструировано под офис музея «Гараж» . В ходе работ были раскрыты ранее заложенные окна и заменён деревянный каркас кровли, пострадавший при бомбардировке 1942 года . Центральная, разбомбленная часть здания остаётся без кровли; по настоянию «Гаража» здесь лишь проредили сорную растительность .