Interested Article - Кафедральный собор Палермо
- 2020-05-28
- 1
Собор Успения Девы Марии ( итал. Cattedrale di Vergine Assunta; Madre Chiesa) — кафедральный собор архиепархии Палермо ( Сицилия ). Является местом пребывания мощей покровительницы города святой Розалии , и центром исключительно сицилийского культа данной святой, известного с XVII века. В течение XII—XVIII веков неоднократно перестраивался, соединяет в себе черты арабо-норманнской архитектуры , готического стиля и классицизма . Известен уникальными гробницами сицилийских королей и германских императоров, в правление которых Сицилийское королевство достигло своего расцвета. 3 июля 2015 года внесен ЮНЕСКО в список объектов всемирного культурного наследия .
История собора
Предыстория (IV—XII века)
В IV веке на месте нынешнего собора была построена церковь в честь местного мученика , разрушенная впоследствии вандалами . При византийцах в 604 году на том же месте был построен новый собор в честь Пресвятой Богородицы , освящённый, по местной легенде, папой Григорием Великим . В 831 году Палермо был захвачен арабами , которые превратили собор в Пятничную мечеть .
6 января 1072 года норманны во главе с Робертом Гвискаром и его младшим братом Рожером взяли Палермо . В тот же день Пятничная мечеть была вновь освящена в честь Богородицы, и здесь палермский архиепископ Никодим совершил первую литургию по греческому обряду и благодарственный молебен в честь победителей. В том же 1072 году палермская кафедра была передана латинскому духовенству , а владыка Никодим, служивший по греческому обряду, был отправлен в Меццомонреале. После переезда в Палермо Аделаиды Савонской , матери Рожера II и регентши в годы его несовершеннолетия (не позднее 1112 года), собор Палермо становится главным в норманнской Сицилии. 25 декабря 1130 года Рожер II был коронован в соборе в качестве первого монарха Сицилийского королевства . Здесь же впоследствии были коронованы его преемники Вильгельм I Злой (4 апреля 1154 года) и Вильгельм II Добрый (10 мая 1166 года) . В 1154 году в соборе был погребён Рожер II.
От здания собора VII—XII века до нашего времени дошли лишь крипта , по форме которой и можно судить о первоначальном строении, и левая из четырёх колонн южного портика , на стволе которой вырезана цитата из Корана .
Норманнский собор XII—XIII веков (базилика Гуальтеро)
В 1179—1186 годах на месте старого собора амбициозный и влиятельный архиепископ Палермо Гуальтеро Оффамилио ( Уолтер Милль ) построил новый кафедральный собор. Сооружение нового собора было вызвано стремлением Уолтера Милля подчеркнуть столичный статус его епархии в противовес построенному Вильгельмом II Добрым собору Монреале , который стал центром нового архиепископства. Так как возможности архиепископа значительно уступали возможностям короля, базилика Гуальтеро значительно уступала своему конкуренту из Монреале по пышности убранства.
Собор Палермо представлял собой трёхнефную базилику с тремя апсидами . В 1250 году четыре угла собора были увенчаны изящными башнями, а в 1260 году к юго-восточной части собора была пристроена ризница . О внешнем виде базилики Гуальтеро можно судить по восточной части современного собора, сохранившей свой первоначальный арабо-норманнский вид — узкие стрельчатые окна, многочисленные переплетающиеся ложные арки , утончённые инкрустации , растительные орнаменты .
В эту же эпоху в соборе нашли последнее пристанище императоры и сицилийские короли из дома Гогенштауфенов — Генрих VI и Фридрих II , а также их супруги — Констанция Норманнская и Констанция Арагонская . В новую базилику из старого собора было перенесено и тело Рожера II. Эти саркофаги , собранные в одной из боковых капелл в ходе последней крупной перестройки XVIII века, являются единственными следами норманнского периода в интерьере собора.
В течение XII—XIII веков в соборе Палермо короновались все короли Сицилии, начиная с Рожера II. В числе исторически значимых коронаций следует отметить следующие:
- коронация Танкреда (январь 1190 года), избранного королём после пресечения мужской линии Отвилей , вопреки законным правам Констанции Норманнской и её мужа Генриха Гогенштауфена ,
- коронация Генриха VI (25 декабря 1194 года), первого сицилийского короля из дома Гогенштауфенов, свергнувшего последнего норманнского короля Вильгельма III и вскоре истребившего большую часть норманнской знати ,
- коронация Федериго I (май 1198 года), будущего императора Фридриха II, превратившего Палермо в имперскую столицу ,
- коронация Манфреда (10 августа 1258 года), вопреки воле папы римского, послужившая поводом для крестового похода Карла Анжуйского против Сицилийского королевства и свержения династии Гогенштауфенов ,
- коронация Педро III Арагонского ( 4 сентября 1282 года ) — результат Сицилийской вечерни , переход Сицилии под власть Арагонского дома , начало продолжавшейся более столетия борьбы Арагонского и Анжу-Сицилийского дома за власть в Сицилии ,
- коронация Федериго II ( 25 марта 1296 года ) — отказ Сицилии от исполнения одобренного папой договора Ананьи , по которому Сицилия должна была быть возвращена Анжу-Сицилийскому дому .
Перестройки XIV—XVII столетий
После Федериго II власть королей Арагонской династии значительно ослабла, они уже не контролировали Палермо, который перешёл под власть феодального дома Кьярамонте . Сломить могущественных Кьярамонте и вернуть Палермо под непосредственный контроль центральной власти удалось только Мартину I Младшему (1396 год) при поддержке отца — арагонского короля Мартина Старшего (в 1409 году наследовал сыну на Сицилии под именем Мартина II) . Таким образом, возвращение Палермо под непосредственную власть короля совпало по времени с пресечением собственной линии сицилийских королей (1409 год) и переходу власти над Сицилией непосредственно королям Арагона . В течение последующих трёх столетий Сицилия являлась частью арагонских, а затем испанских владений и управлялась вице-королями. В связи с этим значение собора Палермо как кафедрального столичного собора падает, а из всех сицилийских королей Арагонского дома в соборе Палермо погребён только Педро II .
В XIV—XVI веках сооружение собора Палермо продолжилось. В 1342 году были завершены четыре угловые башни собора, а в 1352 году сооружён главный (западный) портал собора в готическом стиле . В период с 1426 по 1430 годы по проекту был сооружён южный портик собора с тремя стрельчатыми арками, выдержанный в стиле каталанской готики . В это же время над южным порталом собора тем же Антонио Гамбара была помещена мозаичная икона Богородицы на Троне . Позднее, в том же XV столетии, на примыкающей к южному фасаду собора площади (Соборная площадь — Piazza Cattedrale) по повелению архиепископа был разбит сад . В это время собор обрёл свои наиболее известные святыни: статую Madonna Libera Inferni (1469 год) и мощи святой Розалии (1624 год) .
Развитие собора в XVI веке связано с семьёй сицилийских архитекторов и скульпторов Гаджини , в частности с именем наиболее известного представителя этого рода Доменико Гаджини . В 1510 году по проекту алтарная часть собора была украшена мраморным ретабло со статуями святых (утрачено в результате реконструкции Фердинандо Фуга в XVIII веке) . В 1536 году Винченцо Гаджини и пристроили к собору северный портик. В 1575 году по проекту Винченцо Гаджини Соборная площадь была ограждена мраморной балюстрадой со статуями святых . В 1685 году посреди площади был установлен фонтан , увенчанный в 1744 году статуей святой Розалии, поражающей чуму , работы .
Собор в XVIII веке и реконструкция Фердинандо Фуга
В XVIII веке в результате двух общеевропейских войн (за испанское и польское наследство ) Сицилийское королевство вновь обрело независимость, и кафедральный собор Палермо (впервые более чем за три столетия) стал местом двух коронаций: Виктора Амадея Савойского (24 декабря 1713 года) и Карла Бурбонского (июль 1734 года). Соответственно с новым статусом собора в 1781 году в царствование Фердинанда III началась грандиозная реконструкция под руководством флорентийского архитектора Фердинандо Фуга .
Завершившаяся в 1801 году реконструкция существенным образом изменила облик собора. Здание было увенчано классическим куполом , помещённым над пересечением осей главного нефа и трансепта , в результате чего здание потеряло характерный для норманнских соборов Сицилии внешний вид. К боковым нефам были пристроены четырнадцать капелл, в результате чего здание расширилось в поперечнике и перестало соответствовать классическому типу базилики. Новые северный и южный фасады собора приобрели ряд мини-куполов, помещённых над капеллами. Ранее оживлявший северный фасад портик работы Гаджини оказался в результате присоединения дополнительных капелл встроенным в общую массу собора .
Ещё большие изменения претерпел интерьер собора. Характерный для норманнской Сицилии резной деревянный потолок был заменён низким сводом. Ретабло Гаджини было разобрано, а его составные части (главным образом статуи святых) разнесены по пространству собора. Королевские и императорские саркофаги собраны в двух соседних капеллах, что создало в соборе особую «мемориальную» зону. В целом, интерьер приобрёл свойственный неоклассицизму холодный сдержанный вид .
Реконструкция Фуга была последней, самой крупной и знаменательной перестройкой собора, так что в 1801 году здание приобрело в целом современный вид. Последним штрихом в архитектурном решении собора стало завершение в 1805 году по проекту главной колокольни собора .
Внешний вид собора
В результате неоднократных перестроек и реконструкций собора, растянувшихся на семь веков, здание собора приобрело причудливый эклектичный вид. Характерные особенности разных эпох и архитектурных стилей накладываются друг на друга. Тем не менее, во внешнем виде собора выделяются ярко выраженные арабо-норманнские (особенно в восточной части), готические (западный фасад и южный портик), неоклассические черты (купол).
Западный фасад и колокольня
Главный западный фасад собора выходит на узкую улицу Виа Бонелло , отделяющую его от здания Архиепископского дворца. Колокольня собора в результате такого решения пристроена не к собственно собору, а ко дворцу. Для соединения колокольни с основным объёмом собора через виа Бонелло перекинуты две высокие стрельчатые арки.
Строгая массивная нижняя часть колокольни (примерно в высоту основной части собора) относится к норманнскому периоду. Как и большинство церковных строений этой эпохи, колокольня скорее напоминает укреплённую крепость. Весной 1168 года в колокольне собора был осаждён своими врагами Стефан дю Перш , архиепископ Палермо и канцлер королевы-регентши Маргариты Наваррской .
Верхняя часть колокольни была значительно перестроена в начале XIX века архитектором в неоготическом стиле. Таким образом, стилистически колокольня была связана с западным готическим фасадом собора. В результате современная колокольня собора состоит из двух совершенно несхожих частей — нижнего массивного норманнского основания и лёгкой неоготической башни . Колокольня, являющаяся основной доминантой исторического Палермо, была увенчана в 1954 году статуей Мадонны делла Конко-д’Оро работы скульптора .
Западный портал собора был сооружён в 1352 году в готическом стиле, а обрамлён двумя малыми башнями-колокольнями, построенными между 1250 и 1342 годами. Башни украшены тонкой скульптурной лепниной, напоминающей исламские абстрактные и растительные мотивы. Четыре яруса башен украшены типично арабо-норманнскими арками и окнами- бифориями (то есть окнами, разделёнными пополам по вертикали узкой колонной) .
Западный портал собора имел первоначально деревянные створки, но в 1961 году они были заменены на бронзовые, работы . В табернакле над порталом помещена ценная статуя Мадонны XV века .
К северу от западного входа в собор находится отдельно стоящая Лоджия коронации ( итал. Loggia dell'Incoronazione). Тематически лоджия, хоть и пространственно отделена от собора боковым проездом, тесно связана с основным зданием. В этой лоджии показывались народу вновь венчанные на царство сицилийские монархи.
Южный и северный фасады
Южный фасад, выходящий на просторную площадь Пьяцца Дуомо , в полной мере воплотил в себе всю сложную эклектическую архитектуру здания.
Правая (юго-восточная) часть несёт в себе многочисленные черты арабо-норманнского стиля: мотив из ложных арок (трансепт, ризница, наружная стена главного нефа), сложный многоярусный рисунок из зубцов по карнизу , узкие окна- бойницы ризницы.
Во время последней реконструкции (1781—1801 годы) Фердинандо Фуга привнёс в южный фасад черты классицизма. Прежде всего, на пересечении осей главного нефа и трансепта был надстроен купол, входящий в стилистическое противоречие с основной частью здания. Первоначальная стена южного нефа была разобрана и выдвинута ещё больше на юг. Пристроенное к собору пространство решено в виде семи боковых капелл, каждая из которых завершается мини-куполом. Небольшие в основании и вытянутые вверх купола боковых капелл оказываются стилистически не связанными с основным куполом и вносят диссонанс в строгую последовательность ложных арок по наружной стене главного нефа .
На фоне противоречащих друг другу норманнских и классических элементов южного фасада выделяется южный портик собора, решённый в стиле каталанской готики . Портик с тремя стрельчатыми арками был сооружён в 1426—1430 годах архитектором . Первая слева колонна портика, на которой вырезана цитата из Корана, принадлежала ещё византийскому храму, превращённому арабами в Пятничную мечеть и вновь обращённому в церковь победоносными норманнами в 1072 году. Средняя часть тимпана представляет собой барельеф со сценой Благовещения , в центр которой помещён резной образ Христа Пантократора . Оставшаяся поверхность тимпана богато украшена растительными орнаментами .
Внутри портика доминирует сооружённый тем же Гамбара готический портал . Над порталом Гамбара поместил мозаичный образ Богородицы на троне, выполненный в византийском стиле и, возможно, относящийся к норманнской эпохе . Среди многочисленных мраморных мемориальных досок, украшающих внутреннюю часть портика, выделяются два барельефа, изображающие знаковые для Сицилийского королевства коронации Виктора Амадея Савойского и Карла Бурбонского .
-
Богородица на троне - мозаика над южным порталом
-
Коронация Виктора Амадея Савойского - барельеф в южном портике
-
Коронация Карла Бурбонского - барельеф южного портика
Северный фасад воплотил в себе всю сложность строительной истории здания. Так же, как и в южной части Фердинандо Фуга выдвинул вперёд северную стену собора, пристроив семь боковых капелл с мини-куполами. При этом первоначально (в 1536 году) пристроенный и северный портик был встроен в общую массу собора и потерял своё первоначальное назначение .
Восточный (арабо-норманнский) фасад
Восточная часть собора в значительной степени сохранила свой арабо-норманнский вид. Три апсиды собора богато украшены типичными для арабо-норманнской архитектуры ложными арками, утончёнными абстрактными инкрустациями из лавы и туфа , зубцами, растительными орнаментами . Две башни-колокольни, обрамляющие восточный фасад собора, являются парными к башням западного фасада. Таким образом, четыре одинаковых башни по углам собора связывают вытянутое по оси запад-восток здание собора в единое целое.
Пристроенное в 1260 году к юго-восточному углу собора помещение ризницы также тщательно выдержано в арабо-норманнском стиле. Верхний ярус ризницы представляет собой череду строгих арок (глухих или с окнами-бойницами), поверх которых следует ряд зубцов, что делает ризницу похожей на крепость.
Интерьер собора
Окончательный вид интерьер собора приобрёл в 1801 году в результате реконструкции Фердинандо Фуга. Первоначальный базиликальный план собора был модифицирован: боковые нефы расширены, к ним пристроены боковые капеллы (по семь с северной и южной стороны), мозаики норманнского периода и ретабло ликвидированы, деревянный резной потолок заменён каменным сводом , на пересечении главного нефа и трансепта надстроен купол. В результате интерьер собора приобрёл сдержанную и даже холодноватую неоклассическую гармонию .
Поверхность главной апсиды украшена двумя фресками конца XVIII века, изображающими Вознесение Богородицы и освобождение храма от арабов Робертом Гвискаром и Рожером I. Выполненные в свойственной своему времени манере фрески наполнены фигурами розовощёких пухлых ангелов и облачённых в классические древнеримские тоги и шлемы архангелов и христианских воинов. Этими фресками заменили по решению Фуга мозаики норманнского периода и ретабло Гаджини. Статуи святых из уничтоженного ретабло были, тем не менее, сохранены и установлены перед пилонами , делящими пространство собора на нефы .
В левой апсиде расположена капелла Святых Таин с ценным алтарём из лазурита , в правой — капелла святой Розалии, покровительницы Палермо. Из четырнадцати пристроенных Фуга боковых капелл выделяются находящиеся в южной части собора капелла Реликвий и две капеллы, расположенные справа от западных врат, в которых собраны королевские гробницы.
-
Роберт Гвискар и Рожер I освобождают собор Палермо от арабов
-
Вознесение Богородицы
Святыни собора
Madonna Libera Inferni
Статуя Богородицы с Младенцем, называемая Madonna Libera Inferni (буквально, «избавляющая из ада»), находится в одной из боковых капелл северного (левого) нефа. Эта статуя принадлежит резцу Франческо Лаурана (1469 год) и предназначалась изначально для церкви Монте-Сан-Джулиано в Трапани . Вопреки желаниям заказчиков, статуя была помещена в соборе Палермо, где стала предметом восторженного почитания. В 1576 году папа Григорий XIII постановил, что заупокойная месса , совершённая на алтаре, освящённом в честь этого образа, может служить одним из условий получения индульгенции . Благодаря этому статуя приобрела своё нынешнее название (хотя и не совсем строгое с богословской точки зрения, так как индульгенция относится не к мучимым в аду , а лишь временно находящимся в чистилище ) .
Капелла Реликвий
После реконструкции Фердинандо Фуга большая часть реликвий собора была собрана в особой боковой капелле в южном (правом) нефе собора. В числе реликвий находятся мощи или частицы мощей мучениц Агаты , , Нинфы и Оливы , до XVII века почитавшихся в качестве покровительниц города, а также часть мощей равноапостольной Марии Магдалины . Доступ в капеллу закрыт массивной решёткой, реликвии выносятся для поклонения верующим в определённые местным обычаем дни .
Капелла святой Розалии
Самой известной и почитаемой святыней собора являются мощи святой Розалии — покровительницы Палермо и всей Сицилии. История этой святой, жившей в XII веке , носит легендарный характер, а первое письменное упоминание о ней относится к 1590 году. Местная традиция указывает, что Розалия:
- — была представительницей знатного норманнского рода, состоявшего в родстве с Отвилями (иногда утверждается, что она была племянницей или внучкой Вильгельма II Доброго, хотя это представляется совершенно невероятным ),
- — отказалась от мира и провела жизнь в строгой аскезе в пещере на Монте-Пеллегрино (гора, господствующая над Палермо).
Могила отшельницы оставалась неизвестной на протяжении последующих четырёх столетий. В 1624 году во время эпидемии чумы Розалия, по местному преданию, явившись сначала больной женщине, а затем охотнику, открыла им место своего погребения и указала перенести свои мощи в Палермо. Перенесение обретённых в указанном месте мощей из Монте-Пеллегрино в Палермо было совершено 15 июля 1624 года, после чего эпидемия прекратилась. В 1630 году святая Розалия была канонизирована папой Урбаном VIII , а в 1635 году её мощи были помещены в массивную серебряную раку , изготовленную .
Рака с мощами святой Розалии находится за алтарём в южной (правой) апсиде собора. Первоначально доступ в капеллу был закрыт массивными бронзовыми воротами, но в настоящее время они постоянно открыты. Статуя, венчающая раку, и заалтарный образ изображают святую в виде юной девушки с венком из роз. Эти изображения являются в значительной степени условными, так как никаких сведений о внешности святой не сохранилось. Стены капеллы увешаны многочисленными вотивными приношениями благодарных верующих.
Ежегодно 15 июля собор становится центром грандиозного праздника, посвящённого святой Розалии. Накануне рака с мощами святой выносится на середину храма для поклонения верующих, а вечером праздничного дня рака проносится крестным ходом по центральным улицам Палермо. На близлежащей площади Пьяцца Вилльена ( Кватро Канти ) процессию встречают городские власти Палермо, преподносящие святой венок из роз. Эта символическая встреча города со своей покровительницей проходит под возгласы: Viva Palermo! Viva Santa Rosalia!
Начиная с XVII века, святая Розалия наряду со святой Агатой, патронессой Катании , и святой Лючией , патронессой Сиракуз , почитается в качестве покровительницы всей Сицилии. Это делает собор Палермо центром паломничества как собственно сицилийцев, так и многочисленных эмигрантов сицилийского происхождения.
Королевские гробницы
Собор Палермо, помимо своих святынь, известен уникальным комплексом королевских и императорских гробниц XII—XIV веков . После реконструкции Фуга гробницы собраны в первых двух капеллах справа от основных западных ворот собора. Здесь покоятся следующие коронованные особы:
— Рожер II (1095—1154) — первый король Сицилийского королевства (1130—1154 годы),
— Констанция Норманнская (1154—1198) — младшая посмертная дочь Рожера II, королева Сицилии с 1194 года, императрица Священной Римской империи, королева Германии и Италии по браку с Генрихом VI,
— Генрих VI (1165—1197) — император Священной Римской империи (с 1191 года), король Германии (с 1190 года), Италии (с 1186 года), Сицилийского королевства (с 1194 года),
— Фридрих II (1194—1250) — император Священной Римской империи (с 1220 года), король Сицилийского королевства (с 1197 года) и Иерусалима (с 1225 года),
— Констанция Арагонская (1179—1222) — дочь арагонского короля Альфонса II , первая жена Фридриха II, по браку с ним императрица Священной Римской империи и королева Сицилии,
— Педро II (1304—1342) — король Сицилийского королевства (с 1338 года),
— Вильгельм (Гульельмо) Арагонский (1312—1338) — один из братьев Педро II, номинальный герцог Афин и Неопатрии (с 1317 года).
Констанция Арагонская и Вильгельм Афинский покоятся в мраморных античных саркофагах. Констанция Арагонская была погребена в роскошной золотой тиаре , богато убранной жемчугом и драгоценными камнями. Изъятая в 1491 году из гробницы тиара Констанции представлена в настоящее время в Сокровищнице собора.
Гробницы Рожера II, Констанции Норманнской, Генриха VI и Фридриха II представляют собой порфировые саркофаги под балдахинами . Эти гробницы являются уникальными для средневековой Италии как по использованному материалу, так и по качеству и манере исполнения. Балдахины и поддерживающие их колонны гробниц Генриха VI и Фридриха II также изготовлены из порфира, а у Рожера II и Констанции Норманнской — из белого мрамора и покрыты золотой мозаикой .
Непроста история этих захоронений. Рожер II в своём завещании указал местом своего погребения собор Чефалу , куда заблаговременно в 1145 году были помещены два массивных порфировых саркофага, богато украшенных резьбой. Тем не менее, после кончины Рожера II его наследник принял решение похоронить отца в столичном соборе, а не в провинциальном Чефалу . Изготовленный для Рожера II палермитанский саркофаг значительно проще надгробий Чефалу, его единственным украшением являются опоры из белого мрамора в виде коленнопреклонённых юношей. После внезапной кончины Генриха VI его вдова Констанция заказала для покойного супруга надгробие по образцу находящихся в Чефалу, но изготовленный поспешно в 1197 году саркофаг был не цельным, а склеенным из четырнадцати отдельных частей. Наконец в 1215 году сын Генриха VI и Констанции Фридрих II приказал перевести из Чефалу в Палермо остававшиеся пустыми саркофаги 1145 года, в один из них он перенёс останки своего отца, а в другом завещал похоронить собственную особу (последнее и было выполнено в 1250 году). В «освободившуюся» при этом гробницу 1197 года было помещено тело матери Фридриха II. В завершение этой чехарды после внезапной кончины короля Педро II его тело было помещено в усыпальницу Фридриха II, так что останки Фридриха II и его праправнука покоятся в одном саркофаге. При вскрытии саркофага Фридриха II в XIX веке выяснилось, что помимо Фридриха II и Педро II здесь находятся кости третьей персоны — женщины, причём принадлежность этих останков остаётся невыясненной до сих пор .
-
Гробница Констанции Арагонской
-
Тиара Констанции Арагонской
-
Гробница Вильгельма, герцога Афинского
Крипта
Крипта собора устроена на месте раннехристианской церкви святого Мамилиана (IV век). В существующем виде крипта сохранила неизменной структуру храма, на месте которого Уолтер Милль начал в 1179 году строительство нынешнего собора.
Крипта имеет два поперечных (по отношению к главному нефу собора) нефа, разделённых гранитными колоннами, и семь апсид с крестовым сводом. Один из нефов крипты частично занят массивным основанием центральной апсиды собора. В крипте в саркофагах античной и византийской эпохи находятся 23 захоронения духовных особ (в основном архиепископов Палермо) и военачальников. Исторический интерес представляют гробницы Никодима (умер в 1072 году), последнего греческого архиепископа Палермо, и Уолтера Милля, основателя нынешнего собора .
События в новое время
- В 1859 году революционер Гарибальди , находясь на Сицилии в праздник св. Розалии, участвовал в этой фиесте: сел на высокий трон в соборе в образе «королевского защитника веры и церкви», а затем участвовал в традиционной религиозной церемонии, в которой подтверждалась власть папы над Сицилией .
В науке
В 1690 году в соборе был обустроен первый на Сицилии гелиометр , представляющий собой начерченный по оси север-юг на полу главного нефа меридиан и символические изображения знаков зодиака . В солнечный полдень луч света через отверстие в одном из мини-куполов указывает на изображение соответствующего созвездия, в котором находится солнце в данный день .
В 1795 году итальянский астроном Джузеппе Пьяцци , основатель обсерватории в Палермо, использовал (с разрешения архиепископа) собор в качестве обсерватории . Впоследствии обсерватория была обустроена в башне Святой Нинфы Нормандского дворца .
В культуре
- В конце своего пребывания в Палермо Гёте посетил «Главную церковь» и её достопримечательности, о чём написал в «Путешествии в Италию» (1787 г.) ( нем. Italienische Reise) .
- Оскар Уайльд в одном из своих писем (16 апреля 1900 года) описывает собор и упоминает своего хорошего знакомого — юного семинариста, жившего при соборе.
- В своих письмах, изданных под заголовком «A Tour Through Sicily and Malta», собор описывает Уильям Бекфорд , а английская романистка Джулия Кавана описывает собор в «A Summer and Winter in the Two Sicilies» (1858)
- При премьере оперы Джакомо Мейербера « » (на легенду о Роберте Дьяволе , предположительно герцоге Роберте II Нормандском ) в 1831 году декорации в одном из актов представляли интерьер палермского собора, потому что действие Акта V пьесы происходит именно в соборе, несмотря на хронологические несоответствия с датами жизни реального герцога Нормандского .
- Из русских писателей здание упоминает В. Катаев в книге « Алмазный мой венец »: «Перед входом в дряхлый величественный собор росла целая роща африканских пальм; пахло светильным газом, горячим кофе, ванилью».
См. также
- Кардиле, Винченцо — каноник собора
Примечания и ссылки
- (неопр.) . Дата обращения: 20 июля 2015. 12 июля 2015 года.
- Норвич, Джон. «Нормандцы в Сицилии. Второе нормандское завоевание 1016—1130». М. 2005. ISBN 5-9524-1751-5
- ↑ Норвич, Джон. «Расцвет и закат Сицилийского королевства. Нормандцы в Сицилии. 1130—1194». М. 2005. ISBN 5-9524-1752-3
- ↑ (неопр.) . Дата обращения: 8 июля 2008. 8 декабря 2020 года.
- (неопр.) . Дата обращения: 6 ноября 2008. 14 февраля 2021 года.
- ↑ Рыжов К. В. «Все монархи мира». Западная Европа. М. 2001. ISBN 5-7838-0728-1
- ↑ "Искусство и история Палермо и Монреале. Флоренция, 2007. ISBN 88-476-0207-6
- Вильгельм II Добрый умер бездетным, а его братья скончались в детском возрасте
- (неопр.) . Дата обращения: 2 октября 2017. 15 августа 2014 года.
- (неопр.) . Дата обращения: 2 октября 2017. 25 ноября 2016 года.
- Goethe J.W. Italienische ReiseArtemis-Verlags, Zürich, C. 290.
- (неопр.) . Дата обращения: 2 октября 2017. 15 августа 2014 года.
- (неопр.) . Дата обращения: 2 октября 2017. 15 августа 2014 года.
- (неопр.) . Дата обращения: 2 октября 2017. 15 августа 2014 года.
Использованные источники
- Норвич, Джон Расцвет и закат Сицилийского королевства. Нормандцы в Сицилии: 1130—1194. — М., 2005. ISBN 5-9524-1752-3
- «Искусство и история Палермо и Монреале» Флоренция, 2007. ISBN 88-476-0207-6 /
- «Золотая книга Сицилия» Флоренция, 2004. ISBN 88-8029-758-9
- 2020-05-28
- 1