Христос и грешница (картина Поленова)
- 1 year ago
- 0
- 0
«Заро́сший пруд» — пейзаж русского художника Василия Поленова (1844—1927), оконченный в 1879 году. Принадлежит Государственной Третьяковской галерее ( инв. 10460). Размер — 80 × 124,7 см . Вид, изображённый на полотне, обобщает разные впечатления художника. Несколько этюдов для картины были написаны Поленовым в 1877 году, когда он навещал своих родителей в деревне Петрушки под Киевом . Работа над полотном была завершена в начале 1879 года в Москве .
Картина «Заросший пруд» экспонировалась на московской части 7-й выставки Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников») , открывшейся в апреле 1879 года . В течение нескольких десятилетий полотно находилось в частных собраниях, а затем, в 1928 году, оно было приобретено Государственной Третьяковской галереей .
Вместе с двумя другими произведениями Поленова конца 1870-х годов — картинами « Московский дворик » и « Бабушкин сад » — полотно «Заросший пруд» относят к «своеобразной лирико-философской трилогии художника» . По мнению искусствоведа Алексея Фёдорова-Давыдова , в картине «Заросший пруд» Поленову удалось «с наибольшей силой и живописной красотой» выразить «реальную, но овеянную своеобразной романтикой поэзию природы» . Искусствовед отмечала, что эта картина «завершала определённый этап творчества Поленова, знаменовала наступление творческой зрелости» .
В 1873—1876 годах Василий Поленов жил и работал в Париже , а затем вернулся в Россию. В 1876 году, присоединившись к русской добровольческой армии, принимавшей участие в Сербско-турецкой войне , он направился в район боевых действий, где создал ряд рисунков по мотивам своих батальных впечатлений . В июне 1877 года художник приехал в Москву и снял квартиру в Дурновском переулке близ Спаса на Песках — по-видимому, именно там летом того же года была начата работа над картинами « Московский дворик » и « Бабушкин сад » .
5 июля 1877 года родители художника — Дмитрий Васильевич и Мария Алексеевна — пригласили его к себе на дачу, которая находилась в деревне Петрушки под Киевом . Во время поездки в Киевскую губернию — скорее всего, в августе — Поленов создал несколько этюдов, которые впоследствии были использованы им при работе над полотнами «Заросший пруд» и «Лето» . Сентябрь 1877 года Поленов провёл в Ольшанке — имении его бабушки Веры Николаевны Воейковой, расположенном в Борисоглебском уезде Тамбовской губернии . Там им была написана небольшая картина «Пруд в парке. Ольшанка» (дерево, масло, 24 × 33,6 см , ГТГ , инв. 11149) .
В конце 1877 — начале 1878 годов Поленов снова находился в районе боевых действий — на этот раз, на болгарском фронте Русско-турецкой войны , где он выполнял обязанности художника при штабе русской армии . После возвращения в Москву Поленов снял другую квартиру — в доме Олсуфьева на Девичьем поле в Хамовниках . Художник жил там с июля 1878 года по осень 1881 года, и именно там, начиная с лета 1878 года, он работал над полотном «Заросший пруд» , завершив его создание в начале 1879 года .
23 февраля 1879 года в Санкт-Петербурге открылась 7-я выставка Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»), которая работала до 25 марта, а затем переместилась в Москву, где продолжила свою работу 22 апреля . На петербургской части выставки картины «Заросший пруд» не было — в каталоге были упомянуты три другие картины Поленова — «Удильщики», « Бабушкин сад » и «Лето» . Полотно «Заросший пруд» экспонировалось на московской части 7-й передвижной выставки , вместе с поленовскими картинами «Бабушкин сад», «Речка» и «Летнее утро» (неизвестно, было ли это альтернативное название для «Лета» или другое полотно) . Художественный критик из « Московских ведомостей » писал, что в картине «Заросший пруд» Поленов проявил себя как романтик : «это не есть пруд „вообще“», у него есть «своя история», «это то, что у немцев называется Stimmungsbild , такие картины рассчитаны на то, чтобы дать вам, прежде всего, „настроение“, и составляют в живописи приблизительно то же самое, что в поэзии составляет „ элегия “» .
На следующий год картина «Заросший пруд» выставлялась на петербургской части 8-й передвижной выставки , открывшейся 6 марта 1880 года . Картина также входила в экспозицию Всероссийской промышленно-художественной выставки 1882 года , состоявшейся в Москве . В дальнейшем владельцами картины «Заросший пруд» были Е. А. Сапожникова и Я. И. Ачаркан . У последнего полотно было приобретено в 1928 году Третьяковской галереей .
Картина экспонировалась на ряде прочих выставок, в том числе на персональных выставках Поленова, состоявшихся в 1969 году в Ленинграде и в 1994—1995 годах в Москве и Санкт-Петербурге. В 1971—1972 годах полотно принимало участие в выставке «Пейзажная живопись передвижников» ( Киев , Ленинград, Минск , Москва), приуроченной к столетию ТПХВ . С выставками картина побывала в ряде зарубежных городов — Белграде (1970), Бухаресте (1973), Варшаве (1973), Берлине (1976), Вашингтоне , Чикаго , Бостоне , Лос-Анджелесе (1986—1987), Кёльне , Цюрихе (1990) и Вуппертале (2005—2006) . Полотно было одним из экспонатов юбилейной выставки к 175-летию со дня рождения Поленова, проходившей с октября 2019 года по февраль 2020 года в Новой Третьяковке на Крымском Валу .
В настоящее время картина «Заросший пруд» выставляется в зале № 35 основного здания Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке .
Вид, изображённый на полотне «Заросший пруд», обобщает разные впечатления художника. На картине изображена часть пруда, у правого края которого находятся . На переднем плане — берег с зелёной травой и полевыми цветами, на заднем — деревья окружающего пруд парка . Впечатление обширности парка достигается тем, что на полотне показаны только нижние части стволов и склонившиеся к воде ветви — художник «срезает вершины деревьев рамой, как бы приближает всё изображение к зрителю» . Кроме этого, в просвете слева намечено продолжение парка, значительно удалённое в перспективе от прибрежных деревьев . Бо́льшая часть картины, включая поверхность воды и растительность, написана с помощью разнообразных оттенков зелёного цвета . Зеркальная гладь пруда усыпана островками водяных лилий .
В верхнем левом углу картины виден небольшой кусочек голубого неба с облаками — его светлое отражение на водной поверхности находится в нижней части, у левого края полотна. В светлых тонах изображены также мостки и подходящая к ним тропинка. За счёт этого взгляд зрителя направляется в глубину, туда, где на скамейке сидит молодая женщина в светлом платье , фигура которой почти «растворилась» в пейзаже . Её задумчивый облик находится в гармонии с окружающей природой , пребывающей в «состоянии внутренней погружённости» . Моделью для фигуры сидящей женщины послужила сестра-близнец художника — Вера Дмитриевна Хрущова (1844—1881, встречается также написание «Хрущёва») .
Фрагменты картины «Заросший пруд»
Несколько этюдов для картины «Заросший пруд» были написаны Поленовым в 1877 году, когда он навещал своих родителей в деревне Петрушки под Киевом .
Поленов также написал уменьшенный вариант полотна «Заросший пруд» (1880, холст, масло, 44 × 64,5 см , Государственный Русский музей , инв. Ж-4212) , на котором изображена фигура стоящей женщины. Моделью для неё, так же как и для большого полотна, послужила Вера Хрущова . Этот вариант, ранее находившийся в собрании В. И. Дворищина , поступил в Государственный Русский музей в 1946 году через Ленинградскую государственную закупочную комиссию (ЛГЗК) .
Другой вариант картины «Заросший пруд» (холст, масло, 30 × 58 см , инв. Ж-293) хранится в Одесском художественном музее . По одним сведениям, он является авторским повторением , по другим — этюдом .
Ещё одно авторское повторение картины «Заросший пруд» хранится в частном собрании. Кроме этого, известно о существовании варианта под названием «Заросший прудик» (1880) из собрания московского коллекционера А. М. Колударова , который экспонировался на персональной выставке Поленова, проходившей в 1950 году в Москве .
Искусствовед Ольга Лясковская писала, что при работе над полотном «Заросший пруд» Поленов «стремился к уравновешенности композиции, к общему впечатлению картинности». По её словам, художник «своеобразно и правдиво» передал фактуру травы и листвы, а также красиво обобщил «окутанные туманом далёкие купы деревьев и уголок голубого неба с облаком, отражающийся в воде» .
В монографии о творчестве Поленова искусствовед писала, что живопись картины «Заросший пруд», почти полностью построенная на градациях зелёного цвета, «обнаруживает высокое мастерство Поленова-колориста», а «тонко разработанная в оттенках зелёная гамма отличается исключительной красотой и богатством нюансировки». При этом создаётся впечатление, что «в пейзаже нет двух абсолютно одинаковых тонов», а также нет той «несколько нейтральной краски, которая сплошь покрывала отдельные куски холста в „ Московском дворике “». По словам Юровой, картина «Заросший пруд» «завершала определённый этап творчества Поленова, знаменовала наступление творческой зрелости» .
По мнению искусствоведа Алексея Фёдорова-Давыдова , в картине «Заросший пруд» Поленову удалось «с наибольшей силой и живописной красотой» выразить «реальную, но овеянную своеобразной романтикой поэзию природы». По его словам, «при всей интимности мотива» поленовский пейзаж получился совсем не камерным , а наоборот, возвышенным и особенно значительным «в своей синтетической обобщённости образа» . Фёдоров-Давыдов отмечал, что «и известная звучность красок, и строгая распланированность, и, наконец, тот момент романтичности, который ощутим в этом пейзаже», позволяют говорить о его «родственности» пейзажам Фёдора Васильева .
По словам искусствоведа , написанные в конце 1870-х годов поленовские полотна « Московский дворик », « Бабушкин сад » и «Заросший пруд» составляют «своеобразную лирико-философскую трилогию художника» . В монографии о творчестве художника она отмечала, что в пейзаже «Заросший пруд» «в изображении старого парка, торжественного в своей монументальной величавости, преобладает возвышенно-мечтательное настроение», которое «подчёркнуто хрупкой неподвижно-задумчивой фигурой женщины, одиноко выделяющейся на фоне тёмных деревьев, раскинувшихся могучим шатром и как бы служащих ей надёжным убежищем». Пастон писала, что «тема ухода от тягот действительности в мир природы», начатая Поленовым в этой картине, впоследствии получила развитие в его произведениях 1880-х и 1890-х годов, а также в творчестве одного из молодых друзей Поленова — Михаила Нестерова .