Interested Article - Хатхор
- 2021-12-08
- 1
Хатхо́р , или уст. Хатор /Гатор (букв. «дом Гора», то есть «небо» ; др.-греч. Ἅθωρ ) — в египетской мифологии богиня неба , радости, любви, опьянения, материнства , плодородия, веселья и танцев.
Хатхор считалась одной из главных богинь Древнего Египта. Центр культа располагался в Дендере ( Средний Египет ), отчего богиню называли «владычица Дендеры» .
В поздние периоды древнеегипетской истории Хатхор отождествлялась с богинями любви и красоты других народов, в частности с месопотамской Иштар , греческой Афродитой , римской Венерой и германо-скандинавской Фрейей [ источник не указан 1593 дня ] .
Изображение и атрибуты
Из зооморфных истоков культа Хатхор следовала традиция её изображения в качестве привлекательной женщины с рогами (позже превращёнными в своеобразную корону с солнечным диском посередине) и иногда ушами коровы , однако в некоторых местностях богиня сохранила облик коровы (одной из ипостасей Хатхор была корова Мехурт ).
На относящейся к « 0 династии » палетке Нармера изображены головы богини с ярко выраженными чертами коровы. Однако это может быть и другая богиня, ассоциируемая с коровой — Бат . На плоских изображениях обеих богинь изображали лицом к зрителю (ан фас , а не в профиль), что было характерно для традиционного изображения богов. Различались изображения лишь тем, что у Бат рога были закручены внутрь, а у Хатхор — слегка наружу. Ко времени Среднего царства культ, отличительные черты и атрибуты Бат были поглощены культом Хатхор.
Принадлежность Хатхор — столб, увенчанный двуликой головой богини с коровьими ушами (в ранний период — головой коровы) и малахит .
Символом богини и её ритуальным музыкальным инструментом считался менат . Жрицы Хатхор использовали менат как погремушку . Также атрибутом богини был музыкальный инструмент систр .
Мифология
В мифологической традиции являлась женой Гора Бехдетского и матерью , но в некоторых городах почиталась как жена Ра или четырёх детей Гора (в Мемфисе в роли её мужа иногда выступал Птах ). С ней отождествляли некоторых других богинь египетского пантеона — , , Нут .
С возвышением культа Ра Хатхор стала считаться его дочерью, солнечным Оком , тождественным дочерям Ра Сехмет и Тефнут , что вызвало и недолгий период поклонения ей в образе львицы. В этом качестве Хатхор занимает место центрального персонажа мифов о приносящем весну возвращении солнечного Ока (Тефнут-Хатор) из Нубии , а также об истреблении людей в наказание за их грехи по приказу Ра его Оком (львиноголовой Сехмет-Хатхор).
Известная по гробницам Сети I и Рамсеса III Книга Небесной Коровы приводит изображение священной коровы (с божествами Хех , поддерживающими её) и миф об истреблении непокорного человечества, в котором Хатхор выступает как карающее за грехи «Око Ра» и отказывается прекратить уничтожение людей даже после того, как бог Солнца смилостивился над ними. Чтобы остановить бойню, Ра пошёл на хитрость (в некоторых вариантах — по подсказке бога мудрости Тота ): на пути Хатхор были разлиты тысячи кувшинов пива (или вина), в которое было подмешано вещество «диди» (порошок гематита , вариант — гранатовый сок ), чтобы сделать его алым, как кровь. Увидев это озеро, яростная львица приняла его за человеческую кровь и начала жадно пить. В результате она настолько опьянела, что уснула. После пробуждения Ра повторно обратился к ней, и Хатхор сменила гнев на милость.
По более поздней версии мифа Оком Ра, а также его карающим мечом была Сехмет, которая после сна превратилась в свою миролюбивую ипостась — прекрасную Бастет, из-за чего можно много где встретить путаницу о ипостасях богини Сехмет как Хатхор, а не Баст. В Книге Хатхор ни в кого не превращалась.
Как и Гор , Хатхор почиталась в роли защитницы фараона, даровавшей плодородие, а также выступала в качестве богини-матери (подобно супруге Амона Мут). С Хатхор был связан культ деревьев — финиковой пальмы и сикоморы (считалось, что их образ может принимать богиня). Выступая из ветвей сикоморы загробного мира, Хатхор поит души умерших живительной влагой. Кроме того, с Хатхор отождествлялась воплощавшаяся в акации богиня Иусат .
Хатхор почиталась также и как богиня любви, веселья, музыки, пляски (её атрибутом был музыкальный инструмент систр , изображения которого часто носили в качестве амулета, охраняющего от злых духов). Один из распространённых её эпитетов — «золотая». В Дендере сыном Хатхор и Гора Бехдетского считался бог музыки Ихи .
Древние греки отождествляли Хатхор с Афродитой . Хатхор считалась связанной с заупокойным культом, в религиозной традиции она вместе с богиней Таурт встречала умерших на пороге загробного царства. Как «владычица прекрасного запада» (Запад — царство мёртвых) в период Нового царства отождествлялась с Аментет . В поздний период Хатхор отождествлялась с Исидой , а также Таурт , Нейт , Баст , Небтуи , Кудшу .
Культ
В древнейший период Хатхор почиталась как небесная корова, родившая солнце . Фактически она была персонификацией Млечного Пути , представлявшегося древним египтянам в виде молока небесной коровы. Хатхор почиталась в образе небесной коровы, перевозящей Ра, ещё со времён по крайней мере II династии . Впрочем, целый ряд свидетельств указывает на то, что этот культ существовал уже при Царе Скорпионе .
Основным центром культа Хатхор был город Дендера (Тентира эллинистической эпохи ) в шестом номе Верхнего Египта (отсюда и её эпитет — «владычица Дендеры»). Здесь находится неплохо сохранившийся храм Хатхор, возводившийся в греко-римский период от династии Птолемеев до правления императора Тиберия .
Ещё одним центром почитания Хатхор, где оно наложилось на ранее существовавший культ коровы, был Дейр-эль-Бахри на западном берегу Фив — место заупокойного храма женщины-фараона Хатшепсут , в котором находилась часовня богини. В окрестностях Фив Хатхор, вместе с другой богиней — Маат , также поклонялись в храме в Дейр-эль-Медина .
На острове Филы у Асуана , где почитался Осирис , фараон Нектанеб I воздвиг дольше всего функционировавший храм Хатхор — едва ли не последнее языческое святилище на землях Византийской империи (его считали посвящённым Исиде , которая в поздней античности отождествлялась с Кипридой ; при Юстиниане храм был переосвящён как Богородичная церковь).
Почитание вне Египта
Однако почитание Хатхор было распространено по всему Египту, а также вне долины Нила — на Синае , в Нубии , Пунте , Библе и Ханаане , где центром культа был Тель-Хацор , согласно библейскому преданию разрушенный Иисусом Навином . В финикийском Библе при фараоне Тутмосе III появилось её святилище в храме Баалат-Гебал, тогда отождествляемой с ней, а затем — и Исидой. Другой западносемитской богиней, образ которой контаминировался с Хатхор, была Кетеш , почитавшаяся в сирийском Кадеше .
Нубийцы полностью включили Хатхор в свой пантеон. Фараоны Нового царства застраивали их страну посвящёнными богине храмами (например, в Фарасе ), а Аменхотеп III и Рамсес II посвятили их своим супругам Тие (в Миргисее) и Нефертари Меренмут (малый храм Абу-Симбела ). Почитание Хатхор продолжилось и когда Кушитское царство стало независимым от Египта: так, Тахарка в Джебель-Баркале , священном месте Амона, оставил храмы в честь Мут и Хатхор как супруги бога. Однако к мероитскому периоду нубийской истории Хатхор была низведена до роли спутницы Исиды. В египетском сознании богиня вообще нередко ассоциировалась с южными землями — её называли «владычицей Пунта», а вельможа Хуфхор представил привезённые ко двору фараона с экспедиций на юг товары как «дары Хатхор».
На Синайском полуострове британский археолог Флиндерс Питри нашёл остатки просуществовавшего долгое время храма Хатхор в Серабит-эль-Хадиме , бывшего центром почитания богини со Среднего царства и до конца Нового центром. К востоку от полуострова, в долине Тимна посреди идумейского Сеира , расположены руины крупного храма, посвящённого Хатхор фараоном Сети I , разрушенного землетрясением и выстроенного заново во времена правления Рамсеса II . Две эти локации находились поблизости от приисков, где добывали бирюзу , и Хатхор почиталась здесь, среди всего прочего, как покровительница шахтёров и рудокопов. Храм Хатхор в Тимне мадианитяне , привлекавшиеся египтянами как рабочая сила, впоследствии превратили в палаточный лагерь в пустыне с посвящением собственным божествам.
Погребальные практики
Как божество загробной жизни, Хатхор часто появляется в погребальных текстах . Например, в раннем Новом царстве Осирис, Анубис и Хатхор были тремя божествами, наиболее часто встречающимися в украшении царских гробниц . В тот период она часто появлялась как богиня, приветствующая мёртвых в загробной жизни . Некоторые образы включали в себя корову, выходящую из некрополя, и фигуру богини, управляющей садом в загробном мире .
Искусство XVIII династии содержит многочисленные изображения танцующих, музицирующих и пьющих людей. Часто они держат в руках музыкальные инструменты систр и ожерелье- менат — традиционные символы Хатхор. Изображения могут символизировать как частные праздники, устраивающиеся перед гробницами, дабы почтить память почивших, так и большие храмовые праздники и фестивали . Последние, в свою очередь, понимались как контакт между человеческим и божественным царствами, то есть контакт между живым и мёртвым. Оттого в текстах гробниц часто выражалось пожелание, чтобы покойный мог участвовать в фестивалях.
Некоторые предметы погребения, изображающие умерших женщин в виде богинь, могут показывать их в образе последователей Хатхор. Связь между Хатхор и образами умерших женщин поддерживалась в римский период .
В современной культуре
- В трёх сериях научно-фантастического телесериала « Звёздные врата: SG-1 » Хатхор выступает как антагонист — представительница инопланетной цивилизации гоа’улдов , случайно освобождённая из саркофага египетского типа, спрятанного в майяском пирамидальном храме, и обладающая способностью манипулировать мужчинами при помощи гормональных феромонов (известных как «Дыхание Хатор»). В сериале Джек О’Нилл сравнивает её «сферу интересов» (любовь, охмеление и музыка) с «триадой» секс, наркотики, рок-н-ролл.
- 2016 — фильм « Боги Египта »; роль Хатхор исполнила французская актриса Элоди Юнг .
Астероиды
- Именем богини названы астероиды (161) Атхор , открытый в 1876 году, и (2340) Хатхор , открытый в 1976 году и названный так Элеанорой Хелин .
Примечания
- ↑ : [ 11 октября 2022 ] / И. А. Ладынин // Уланд — Хватцев. — М. : Большая российская энциклопедия, 2017. — С. 790. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 33). — ISBN 978-5-85270-370-5 .
- М. Э. Матье. . — "Восточная литература" РАН, 1996. — С. 186. — 336 с. — ISBN 9785020178236 .
- ↑ Н. Н. Швец. . — Москва: ЗАО Центрполиграф, 2008. — С. —174. — 251 с. — ISBN 978-5-9524-3466-0 .
- С. И. Ковалёв . . — Гос. социально-экономическое изд., 1937. — С. 210. — 458 с.
- Wörterbuch der aegyptischen Sprache im Auftrage der deutschen Akademien. 6 vols. / Erman, Johann Peter Adolf, and Hermann Grapow. — Leipzig: J. C. Hinrichs’schen Buchhandlungen (Reprinted Berlin: Akademie-Verlag GmbH, 1971), 1926–1953. — С. 2—4, 18-76.
- Robert A. Armour. Gods and Myths of Ancient Egypt. — American Univ. in Cairo Press, 2001. — С. 91.
- George Hart. . — Routledge, 2005. — С. .
- Lesko, Barbara S. . — University of Oklahoma Press, 1999. — ISBN 978-0806132020 .
- Assmann, Jan. . — Ithaca: Cornell University Press, 2005. — 490 с. — ISBN 9780801464805 .
- Pinch, Geraldine. . — Oxford: Griffith Institute, Ashmolean Museum, 1993. — 408 с. — ISBN 0900416548 .
- . — Leuven. — xxxi, 690 pages с. — ISBN 9789042932517 , 9042932511.
- Smith, M. (Mark). . — Oxford, United Kingdom, 1951. — 666 с. — ISBN 9780191089756 .
- Jen Yamato, Jen Yamato. (амер. англ.) . Deadline (20 февраля 2014). Дата обращения: 6 ноября 2022.
Литература
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- Ха́тор // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
- Коростовцев М. А. Религия Древнего Египта. — М. , 1976.
Ссылки
- 2021-12-08
- 1