Чиркович, Сима
- 1 year ago
- 0
- 0
Сима Ивасита ( яп. 岩下志麻 : Ивасита Сима , англ. Shima Iwashita ; род. 3 января 1941 года в Токио ) — японская киноактриса, одна из звёзд кинокомпании « Сётику », куда она пришла в 1960 году и вот уже на протяжении более чем полувека признаётся популярнейшей суперзвездой японского кинематографа . Снималась в фильмах выдающихся режиссёров Ясудзиро Одзу , Кэйсукэ Киноситы , Тадаси Имаи , Хэйноскэ Госё , Масаки Кобаяси и других. Наиболее значительные образы на экране воплотила в фильмах своего супруга, кинорежиссёра Масахиро Синоды . За заслуги в карьере удостоена императорского Ордена Восходящего солнца , Медали почёта с пурпурной лентой , премии имени Кинуё Танака и множества национальных кинопремий Японии .
Сима Ивасита родилась в актёрской семье. Её отец — актёр и кинопродюсер ( 1914 — 2003 ), снимавшийся среди прочего в фильмах Кэйсукэ Киноситы «Бессмертная любовь» ( 1961 ), «Время года, когда мы гуляли вместе» ( 1962 ), « Легенда или быль? » ( 1963 ). Тётя по материнской линии Сидзуэ Ямагиси (山岸しづ江) была замужем за актёром кабуки ( 1902 - 1981 ), много снимавшемся и в кино, в том числе у таких известных режиссёров, как Садао Яманака (« Сосюн Котияма », 1936 , « », 1937 ), Кэндзи Мидзогути (« Верность в эпоху Гэнроку », 1941 ; « », 1944 ).
Ивасита училась сначала в Городской муниципальной начальной школе № 3 в Мусасино (город на западе префектуры Токио ), затем там же в Мусасино в Городской средней школе № 3, а закончила получать среднее образование в столичной гимназии Myōjō Gakuen (明星学園). После окончания школы Ивасита поступила в (англ.) (, где изучала литературу, однако впоследствии, начав карьеру в кинематографе, оставила учёбу .
Первый актёрский опыт — участие в телевизионном сериале «Недалеко от главной улицы» ( 1958 ). Спустя два года актриса трудоустроилась в кинокомпанию «Сётику», где дебютировала ролью Ёко в фильме режиссёра Масахиро Синоды «Высохшее озеро» ( 1960 ). В том же году сыграла небольшой эпизод у выдающегося режиссёра Ясудзиро Одзу в киноленте « Поздняя осень », а спустя два года Одзу предложил ей уже более выигрышную роль — дочери Сюхэя Хироямы, главного героя фильма « Вкус сайры » ( 1962 ), которого сыграл Тисю Рю , один из знаковых актёров золотого века японского кинематографа. «Вкус сайры» стал последним фильмом выдающегося режиссёра, умершего на следующий год после выпуска киноленты на экран. Со слов японского кинокритика Нобуо Тиба известно , что Одзу очень понравилась молодая актриса, и он планировал задействовать её на главную роль в своей следующей предполагавшейся кинопостановке «Репы и моркови». Однако, из-за скоропостижной смерти мастера кинематографа, этот свой замысел он не успел воплотить. Но в 1965 году один из его коллег по цеху, кинорежиссёр Минору Сибуя взялся за постановку этого фильма и пригласил на главную роль именно её, Симу Иваситу — так как и задумывал Ясудзиро Одзу.
Уже в 1961 году юная актриса закрепилась в статусе популярного молодого дарования, снявшись за этот год в более чем десяти кинолентах, а присуждение ей в 1962 году престижной национальной кинопремии «Голубая лента» как лучшей начинающей актрисе повысило её статус в японской киноиндустрии.
В 1963 году Ивасита с успехом исполнила две главных роли — сестёр-близнецов Тиэко и Наэко в экранизации романа лауреата Нобелевской премии по литературе Ясунари Кавабаты « Старая столица » (английское название фильма в международном прокате Twin Sisters of Kyoto — «Двойняшки Киото», режиссёр Нобору Накамура ). В этом же году не менее успешно сыграла роль Кэйко Сонобэ в фильме ещё одного из классиков национального кинематографа Кэйсукэ Киноситы « Легенда или быль? ». В этой киноленте, как и в фильме 1966 года « » Сима Ивасита встретится на съёмочной площадке со своим отцом, исполнившем в них небольшие роли.
Если в 1962 году она была отмечена премией «Голубая лента» в категории «новичок года», то уже три года спустя, в 1965-м получила «Голубую ленту» в самой престижной из актёрских номинаций — «Лучшее исполнение главной женской роли» (за образ Осино в фильме режиссёра Ёситаро Номура « Алая камелия »). А в общей сложности за свою многолетнюю карьеру в кинематографе актрису 11 раз называли «Лучшей актрисой года» по результатам вручения самых престижных кинопремий Японии: в её послужном списке 2 «Голубых ленты», 3 премии журнала « Кинэма Дзюмпо », 3 премии « Майнити », а также по одной премии Японской академии, Hochi Film Awards и Nikkan Sports Film Awards. Актриса Сима Ивасита выигрывала награды и в других номинациях (смотреть раздел «Награды и номинации»).
3 марта 1967 года Сима Ивасита вступила в брак с режиссёром Масахиро Синода , с которым её уже давно связывали взаимоотношения, как личного, так и творческого характера. Она сыграла главные роли почти во всех работах Синоды. В июне 1973 года у них родилась дочь.
К числу лучших работ актрисы в кино относятся роли сыгранные в фильмах супруга. В киноленте « Самоубийство влюблённых на острове Небесных сетей » ( 1969 ) актриса сыграла два различных характера, представ на экране, как в образе жены главного героя, так и в образе его возлюбленной куртизанки (премии «Майнити» и «Кинэма Дзюмпо»). А исполнив роль Орин в другой известной картине мужа « Баллада об Орин » (другое русское название — «Одинокая слепая певица Орин», 1977 ) актриса получила все пять престижнейших кинопремий Японии (премии Японской академии, «Голубая лента», «Кинэма Дзюмпо», «Майнити» и Hochi Film Awards) и славу суперзвезды национального кино . В нашей стране одним из самых популярных фильмов семейного дуэта Синода-Ивасита является « Копьеносец Гондза » (номинация на премию Японской академии за лучшую женскую роль), показывавшийся в кинопрокате СССР конца 1980-х годов . Эта трагическая драма в традиционном для японского кинематографа жанре « дзидайгэки » рассказывает о любви жены дворянина Осай (роль которой и исполнила актриса) к молодому оруженосцу своего супруга Гондзе.
В 1986 году Сима Ивасита снялась в фильме известного кинорежиссёра Хидэо Гося «Жёны якудза» (номинация на премию Японской академии за лучшую женскую роль), имевшем коммерческий успех в японском прокате. После чего последовали фильмы-продолжения этой истории. К настоящему моменту снято уже 15 кинолент этого популярного киносериала, правда Ивасита снялась только в первых восьми.
В последние годы Сима Ивасита больше работает на телевидении, снимаясь в сериалах. В японской базе данных по кино (JMDb) фильмография актрисы насчитывает 118 кинофильмов, это не считая её работ на телевидении.
Награда | Год | Категория | Фильм | Результат |
---|---|---|---|---|
Кинопремия «Голубая лента» | 1962 | Лучшая молодая актриса |
|
Победа |
1965 | Лучшая женская роль | Алая камелия | Победа | |
1978 | Лучшая женская роль | Баллада об Орин | Победа | |
Кинопремия «Майнити» | 1968 | Лучшая женская роль |
(Портрет Тиэко)
|
Победа |
1970 | Лучшая женская роль |
Самоубийство влюблённых на острове Небесных сетей
|
Победа | |
1978 | Лучшая женская роль | Баллада об Орин | Победа | |
1989 | Премия имени Кинуё Танака за выдающиеся достижения в карьере | Победа | ||
Кинопремия « Кинэма Дзюмпо » | 1968 | Лучшая женская роль |
Портрет Тиэко Облака на закате |
Победа |
1970 | Лучшая женская роль | Самоубийство влюблённых на острове Небесных сетей | Победа | |
1978 | Лучшая женская роль | Баллада об Орин | Победа | |
(англ.) ( | 1977 | Лучшая женская роль | Баллада об Орин | Победа |
(англ.) ( | 1978 | Лучшая женская роль | Баллада об Орин | Победа |
1982 | Лучшая женская роль | Номинация | ||
1986 | Лучшая женская роль |
|
Номинация | |
1987 | Лучшая женская роль |
Копьеносец Гондза |
Номинация | |
1991 | Лучшая женская роль |
|
Номинация | |
1992 | Лучшая женская роль | Номинация | ||
1994 | Лучшая женская роль | Номинация | ||
(англ.) ( | 1993 | Лучшая женская роль | Жёны якудза. Новая версия. Часть 2 | Победа |
Избранная фильмография актёрских работ в кино Симы Иваситы | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Год | Русское название | Оригинальное название | Название на ромадзи | Английское название в международном прокате | Режиссёр | Роль |
1960-е годы | ||||||
1960 | « » | 乾いた湖 | Kawaita mizuumi | Dry Lake | Масахиро Синода | Ёко Кацура |
« » | 笛吹川 | Fuefukigawa | The River Fuefuki | Кэйсукэ Киносита | Умэ | |
« Поздняя осень » | 秋日和 | Akibiyori | Late Autumn | Ясудзиро Одзу | эпизод | |
« » | 真昼の罠 | Mahiru no wana | Мицуо Яги | Ёси | ||
1961 | « » | 渦 | Uzu | Whirlpool | Ёсиаки Бансё | Рицко Мунаката |
« » | 夕陽に赤い俺の顔 | Yûhi ni akai ore no kao | My Face Red in the Sunset | Масахиро Синода | ||
« » | あの波の果てまで | Ano nami no hate made | Far beyond the Waves | Мицуо Яги | Тиаки Эдзава | |
« » | 女舞 | Onna mai | Enraptured | Хидэо Ооба | ||
« » | わが恋の旅路 | Waga koi no tabiji | Epitaph to My Love | Масахиро Синода | Тиэ Адзума | |
« » | あの波の果てまで 後篇 | Ano nami no hate made ato-hen | Far beyond the Waves. Part II | Мицуо Яги | Тиаки Эдзава | |
« » | 好人好日 | Ko jin ko jitsu | A Good Man, a Good Day | Минору Сибуя | Токико Одзэки | |
« » | あの波の果てまで 完結篇 | Ano nami no hate made kanketsu-hen | Far beyond the Waves. Part III | Мицуо Яги | Тиаки Эдзава | |
« » | 京化粧 | Kyôgeshô | Хидэо Ооба | ' | ||
1962 | « » | 千客万来 | Senkyakubanrai | A Roaring Trade | Нобору Накамура | Кэйко Катори |
« » | 山の讃歌 燃ゆる若者たち | Yama no sanka: moyuru wakamono tachi | Glory on the Summit: Burning Youth | Масахиро Синода | Миса Такахаси | |
« Харакири » | 切腹 | Seppuku | Harakiri | Масаки Кобаяси | Михо Цугумо | |
« Вкус сайры » | 秋刀魚の味 | Sanma no aji | An Autumn Afternoon | Ясудзиро Одзу | Митико Хираяма | |
1963 | « » | 歌え若人達 | Utae Wakôdotachi | Sing, Young People! | Кэйсукэ Киносита | Норико Ацуги |
« Старая столица » («Двойняшки Киото») | 古都 | Koto | Twin Sisters of Kyoto | Нобору Накамура | Тиэко / Наэко | |
« » («Скрытый профиль») | 風の視線 | Kaze no shisen | The Hidden Profile | Ёсиро Кавадзу | Тикако Нацуи | |
« » | あの人はいま | Ano hito wa ima | Хидэо Ооба | Момоко | ||
« » | 島育ち | Shima sodachi | Мицуо Яги | Синобу Кидзима | ||
« » | 花の咲く家 | Hana no saku ie | Ёсиаки Бансё | Рицко Кидзу | ||
« » | 結婚式 結婚式 | Kekkonshiki Kekkonshiki | Marriage Ceremony | Нобору Накамура | Норико Косака | |
« Легенда или быль? » («Легенда о дуэли со смертью») | 死闘の伝説 | Shitô no densetsu | Legend of a Duel to the Death | Кэйсукэ Киносита | Киэко Сонобэ | |
« » | 100万人の娘たち | Hyakuman-nin no musume tachi | Хэйноскэ Госё | Юко Итиносэ | ||
1964 | « » | 続 拝啓天皇陛下様 | Zoku Haikei Tenno Heika Sama | Dear Emperor | Ёситаро Номура | учительница |
« » | 道場破り | Dojo yaburi | Dojo Challengers / Kempo Samurai | Таэ | ||
« » | いいかげん馬鹿 | Iikagen baka | Ёдзи Ямада | Юмико | ||
« Убийство » | 暗殺 | Ansatsu | Assassination / The Assassin | Масахиро Синода | Орэн | |
« Алая камелия » | 五瓣の椿 | Goben no tsubaki | The Scarlet Camellia | Ёситаро Номура | Осино | |
« » | 馬鹿が戦車でやって来る | Baka ga tanku de yatte kuru | Ёдзи Ямада | Норико | ||
1965 | « » | 大根と人参 | Daikon to ninjin | Radishes and Carrots | Минору Сибуя | Миэ Кавано |
«---» | あねといもうと | Ane to imouto | Ёсиро Кавагасира | Фумико | ||
« » | 雪国 | Yukiguni | Snow Country | Хидэо Ооба | Комако | |
« » | 素敵な今晩わ | Suteki na Konban wa | Ёситаро Номура | Юрико Сито | ||
« » («Самураи-золотоискатели») | 獣の剣 | Kedamono no ken | Sword of the Beast | Хидэо Гося | Така | |
1966 | « » | 暖春 | Danshun | Springtime | Нобору Накамура | Канако Сасаки |
« » | 春一番 | Haruichiban | Хирокадзу Итимура | Накамити | ||
« » | 暖流 | Danryu | Warm Current | Ёситаро Номура | Кэйко Сима | |
« » («Река Кино», фильм в двух частях ) | 紀ノ川 | Kinokawa | The River Kino | Нобору Накамура | Фумио Синтани | |
« » | 処刑の島 | Shokei no shima | Captive’s Island | Масахиро Синода | Ая | |
« » | おはなはん | Ohana han | Miss Ohana | Ёситаро Номура | Хана Асао | |
« » | おはなはん 第二部 | Ohana han: Dainibu | Miss Ohana. Part II | Ёситаро Номура | Хана Асао | |
« » | 命果てる日まで | Inochi Hateru Hi made | Until the Last Day of Our Lives | Ёситаро Номура | Ёсико | |
1967 | « » | 宴 | Utage | Rebellion of Japan | Хэйноскэ Госё | Судзуко Кандзэ |
« » («Портрет Тиэко») | 智恵子抄 | Chieko-sho | Portrait of Chieko | Нобору Накамура | Тиэко Такамура | |
« » | 激流 | Gekiryuu | Swift Current | Умэцугу Иноуэ | Ко Аска | |
« » | あかね雲 | Akane-gumo | Clouds at Sunset | Масахиро Синода | Ники Мацуно | |
« » | 女の一生 | Onna no issho | A Woman’s Life | Ёситаро Номура | Нобуко | |
1968 | « » | 祇園祭 | Gion matsuri | Festival of Gion | Дайскэ Ито , Тэцуя Яманоути | Аямэ |
1969 | « » | 日も月も | Hi mo tsuki mo | Through Days and Months | Нобору Накамура | Мацуко |
« » | でっかいでっかい野郎 | Dekkai dekkai yarou | Big, Big Fellow | Ёситаро Номура | Сидзуко Ямагути | |
« Самоубийство влюблённых на острове Небесных сетей » | 心中天網島 | Shinjû: Ten no Amijima | Double Suicide | Масахиро Синода | Кохару / Осан | |
« » | 七つの顔の女 | Nanatsu no kao no onna | Woman with Seven Faces | Ёити Маэда | Юкико Кидокоро | |
« » | 赤毛 | Akage | Red Lion | Кихати Окамото | Томи | |
« » | わが恋わが歌 | Waga koi waga uta | The Song from My Heart | Нобору Накамура | Томико | |
1970-е годы | ||||||
1970 | « » | 無頼漢 | Buraikan | The Scandalous Adventures of Buraikan | Масахиро Синода | Мититосэ |
« Тени внутри нас » | 影の車 | Kage no kuruma | The Shadow Within | Ёситаро Номура | Ясуко Коисо | |
« » | その人は女教師 | Sono hito wa onna kyôshi | Forbidden Affair | Маки Хаями | ||
1971 | « » | 内海の輪 | Naikai no wa | Shadow of Deception | Минако Нисида | |
« » | 婉という女 | En toiu onna | Тадаси Имаи | Эн Нонака | ||
« » | 黒の斜面 | Kuro no shamen | Black Picture Album | Масахиса Саданага | Кэйко Цудзи | |
« » | さらば掟 | Saraba okite | Law of the Outlaw | Рика | ||
« » | 嫉妬 | Sitto | Man on a False Flight | Масахиса Саданага | Сугатацуко Ногути | |
« Молчание » | 沈黙 | Chinmoku | Silence | Масахиро Синода | Кику | |
1972 | « » | 辻が花 | Tsuji ga hana | Tsujigahana | Нобору Накамура | Юко Тоно |
1973 | « » | 化石の森 | Kaseki no mori | The Petrified Forest | Масахиро Синода | Кёко |
1974 | « » | 卑弥呼 | Himiko | Himiko | Масахиро Синода | Химико |
1975 | « » | 桜の森の満開の下 | Sakura no mori no mankai no shita | Under the Blossoming Cherry Trees | Масахиро Синода | женщина |
1977 | « Баллада об Орин » («Одинокая слепая певица Орин») | はなれ瞽女おりん | Hanare goze Orin | Banished Orin | Масахиро Синода | Орин |
1978 | « Нидзаэмон Кумокири » («Бандиты против самураев») | 雲霧仁左衛門 | Kumokiri Nizaemon | Bandit vs. Samurai Squad | Хидэо Гося | Тиё |
« » | 聖職の碑 | Seishoku no ishibumi | Цуги | |||
« » | 鬼畜 | Kichiku | The Demon | Ёситаро Номура | О-Умэ | |
1980-е годы | ||||||
1981 | « » | 悪霊島 | Akuryo-To | Island of the Evil Spirits | Масахиро Синода | Фубуки |
1982 | « » («Онимаса») | 鬼龍院花子の生涯 | Kiryûin Hanako no shôgai | Onimasa / The Life of Hanako Kiryuin | Хидэо Гося | Ута Кирюин |
« » | 疑惑 | Giwaku | Suspicion | Ёситаро Номура | Рицуко Сахара, адвокат | |
« » | この子の七つのお祝いに | Kono ko no nanatsu no oiwai ni | For My Daughter’s 7th Birthday | Ясудзо Масумура | Юкико | |
1983 | « » | 迷走地図 | Meiso chizu | Wanderer 's Map | Ёситаро Номура | Аяко Тэраниси |
1984 | « » (др. назв. — «Дети Макартура») | 瀬戸内少年野球団 | Setouchi shonen yakyu dan | MacArthur’s Children | Масахиро Синода | Томэ |
« » | 北の螢 | Kita no hotaru | Fireflies in the North | Хидэо Гося | Ю Накамура | |
1985 | « » | 魔の刻 | Ma no toki | Time of Wickedness | Ясуо Фурухата | Рёко Мидзуо |
« » | 聖女伝説 | Seijo densetsu | Legend of the Holy Woman | Тору Муракава | Таэко Итикава | |
« » | 食卓のない家 | Shokutaku no nai ie | Family Without a Dinner Table | Масаки Кобаяси | Кива Накахара | |
1986 | « Копьеносец Гондза » (в прокате СССР — «Гондза-копьеносец») | 鑓の権三 | Yari no gonza | Gonza the Spearman | Масахиро Синода | Осай |
« » | 極道の妻たち | Gokudô no onna-tachi | The Yakuza Wives | Хидэо Гося | Мигива Авацу | |
1989 | « » | 桜の樹の下で | Sakura no ki no shita de | Тацуити Такамори | Кикуно Тацумура | |
1990-е годы | ||||||
1990 | « » | 極道の妻たち 最後の戦い | Gokudo no onna-tachi: Saigo no tatakai | Фую Сэгами | ||
« » | 少年時代 | Shonen jidai | Childhood Days | Масахиро Синода | Сидзуэ Кадзама | |
1991 | « » | 陽炎 | Kagerô | Heat Wave | Хидэо Гося | Ёси |
« » | 新・極道の妻たち | Shin gokudo no onna-tachi | Канаэ Фудзинами | |||
1993 | « » | 新・極道の妻たち 覚悟しいや | Shin gokudo no onna-tachi: Kakugoshiiya | Ацуми Ноги | ||
« » | 子連れ狼 その小さき手に | Kozure Ôkami: Sono chîsaki te ni | Lone Wolf and Cub: The Final Conflict | Акира Иноуэ | ||
1994 | « » | 新・極道の妻たち 惚れたら地獄 | Shin gokudo no onna-tachi: horetara jigoku | Ясуо Фурухата | Хасиёси Мураки | |
1995 | « Сяраку » | 写楽 Sharaku | Sharaku | Sharaku | Масахиро Синода | прима |
«---» | 極道の妻たち 赫い絆 | Gokudo no onna-tachi: Akai kizuna | Икуо Сэкимото | Кива Домото | ||
« » | 鬼平犯科帳 | Onihei hankachô | Onihei’s Detective Records | Ёсики Онода | Ютака | |
1996 | « » | 霧の子午線 | Kiri no shigosen | Киёко Торигай | ||
«---» | 極道の妻たち 危険な賭け | Gokudo no onna-tachi: Kiken na kake | Кая | |||
« » | 風のかたみ | Kaze no katami | After the Wind Has Gone | Юкико Такаяма | Тойо | |
1997 | « » | 瀬戸内ムーンライト・セレナーデ | Setouchi munraito serenade | Moonlight Serenade | Масахиро Синода | Фудзи |
1998 | « » | 極道の妻たち 決着 | Gokudo no onna-tachi: Kejime | Идэ | ||
« » | お墓がない! | Ohaka ga nai! | Такахито Хара | Сэцуко Сакурасаки | ||
1999 | « » | 梟の城 | Fukuro no shiro | Owls' Castle | Масахиро Синода | |
2000-е годы | ||||||
2003 | « » | スパイ・ゾルゲ | Supai zoruge | Spy Sorge | Масахиро Синода | госпожа Коноэ |
2007 | « » | あかね空 | Akanezora | Масаки Хамамото | Осино |